Россия пошла ва-банк в вопросе возрождения национального судостроения
В последние годы Россия лихорадочно пытается возродить отечественное гражданское судостроение и смогла добиться в этом определенных успехов. Однако комплекс проблем, стоящих перед этой отраслью, столь велик, что планы властей вызывают нескрываемый скепсис у западного экспертного сообщества.
В следующие 15 лет правительство РФ рассчитывает, что портфель заказов на гражданские суда увеличится в шесть раз, составив в сумме 2,3 триллиона рублей. Планы очень амбициозные, и Россия сегодня среди мировых лидеров по объемам заказов, о чем мы подробно рассказывали ранее. Строятся ледоколы, суда ледового класса, сухогрузы, траулеры, другие суда. Однако объемы заказов не стоит путать с объемами реального производства. Увы, но по большому счету отечественное судостроение неконкурентоспособно по сравнению с китайским, южнокорейским или японским, где на огромный контейнеровоз или танкер уходит до двух лет, а в России гораздо более скромное по размерам судно может строиться по 5-7 лет. На недавнем совещании правительства неконкурентоспособность российских судостроителей де-факто признал сам глава кабинета министров Михаил Мишустин. В чем же причина такого отставания?
Истоки данного прискорбного явления хорошо видны на примере программы строительства малых рыболовецких траулеров, которые, по идее, не должны представлять особых проблем. Но представляют. Так, специализированное западное издание Seafood Source констатировало:
Реализация амбициозного плана российского правительства по модернизации национального рыбопромыслового флота с помощью программы стимулирования инвестиционных квот, которая увязывает выделение квот с инвестициями в новые суда на российских верфях, — скорее всего, будет отложена.
Эксперты связывают это с тем, что российские судостроительные компании не в состоянии построить рыболовецкие суда в сроки, предусмотренные уставом программы. И это не происки вражеской пропаганды. Сергей Митин, представляющий профильный комитет Совета Федерации, подтверждает, что в прошлом году произошел перенос сроков сдачи по четырем контрактам, в этом году – уже по семи, а в следующем ожидается корректировка сроков минимум по пяти контрактам. Сроки срываются и переносятся вправо непрерывно, это факт. Причин тому несколько.
Во-первых, наблюдается большой дефицит профессиональных кадров. Умеющих «эффективно» руководить из кабинетов хоть отбавляй, а вот сделать что-то толковое своими ручками, например, сварить или припаять, не так много. Техническое образование и специальности нынче не в моде, и уже давно, вот и результат.
Во-вторых, по-прежнему очень высока зависимость от импортных комплектующих. Это, с одной стороны, ведет к удорожанию себестоимости производства в условиях девальвации рубля, с другой стороны, периодически приходится сидеть и ждать поставки оборудования из-за рубежа. Необходима разработка новых проектов, которые можно будет вытянуть только своими силами.
Хорошей новостью можно считать то, что правительство решило создать некий центр компетенций судостроительного оборудования, который должен будет координировать взаимодействие между верфями, производителями комплектующих и конструкторскими бюро. Если данная структура сможет эффективно увязать их вместе, комплексно подойдя к решению указанных выше проблем, это будет реальным и большим шагом вперед в возрождении национального гражданского судостроения.
Информация