Россия пошла ва-банк в вопросе возрождения национального судостроения

27

В последние годы Россия лихорадочно пытается возродить отечественное гражданское судостроение и смогла добиться в этом определенных успехов. Однако комплекс проблем, стоящих перед этой отраслью, столь велик, что планы властей вызывают нескрываемый скепсис у западного экспертного сообщества.

В следующие 15 лет правительство РФ рассчитывает, что портфель заказов на гражданские суда увеличится в шесть раз, составив в сумме 2,3 триллиона рублей. Планы очень амбициозные, и Россия сегодня среди мировых лидеров по объемам заказов, о чем мы подробно рассказывали ранее. Строятся ледоколы, суда ледового класса, сухогрузы, траулеры, другие суда. Однако объемы заказов не стоит путать с объемами реального производства. Увы, но по большому счету отечественное судостроение неконкурентоспособно по сравнению с китайским, южнокорейским или японским, где на огромный контейнеровоз или танкер уходит до двух лет, а в России гораздо более скромное по размерам судно может строиться по 5-7 лет. На недавнем совещании правительства неконкурентоспособность российских судостроителей де-факто признал сам глава кабинета министров Михаил Мишустин. В чем же причина такого отставания?



Истоки данного прискорбного явления хорошо видны на примере программы строительства малых рыболовецких траулеров, которые, по идее, не должны представлять особых проблем. Но представляют. Так, специализированное западное издание Seafood Source констатировало:

Реализация амбициозного плана российского правительства по модернизации национального рыбопромыслового флота с помощью программы стимулирования инвестиционных квот, которая увязывает выделение квот с инвестициями в новые суда на российских верфях, — скорее всего, будет отложена.

Эксперты связывают это с тем, что российские судостроительные компании не в состоянии построить рыболовецкие суда в сроки, предусмотренные уставом программы. И это не происки вражеской пропаганды. Сергей Митин, представляющий профильный комитет Совета Федерации, подтверждает, что в прошлом году произошел перенос сроков сдачи по четырем контрактам, в этом году – уже по семи, а в следующем ожидается корректировка сроков минимум по пяти контрактам. Сроки срываются и переносятся вправо непрерывно, это факт. Причин тому несколько.

Во-первых, наблюдается большой дефицит профессиональных кадров. Умеющих «эффективно» руководить из кабинетов хоть отбавляй, а вот сделать что-то толковое своими ручками, например, сварить или припаять, не так много. Техническое образование и специальности нынче не в моде, и уже давно, вот и результат.

Во-вторых, по-прежнему очень высока зависимость от импортных комплектующих. Это, с одной стороны, ведет к удорожанию себестоимости производства в условиях девальвации рубля, с другой стороны, периодически приходится сидеть и ждать поставки оборудования из-за рубежа. Необходима разработка новых проектов, которые можно будет вытянуть только своими силами.

Хорошей новостью можно считать то, что правительство решило создать некий центр компетенций судостроительного оборудования, который должен будет координировать взаимодействие между верфями, производителями комплектующих и конструкторскими бюро. Если данная структура сможет эффективно увязать их вместе, комплексно подойдя к решению указанных выше проблем, это будет реальным и большим шагом вперед в возрождении национального гражданского судостроения.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 декабря 2020 15:40
    А Николаевские верфи стоят без заказов! У народа безработица массовая. Ау, Украина, почему отказалась от постройки российских кораблей?
    1. 0
      5 декабря 2020 08:56
      Можно встречно спросить, почему Кремль отказался от Николаева с его верфью?
      1. -6
        6 декабря 2020 02:12
        А Кремлю предлагали Николаев?
        1. +1
          7 декабря 2020 20:02
          ..., только что не поднесли на блюдечке с голубой каемочкой.
          1. -3
            9 декабря 2020 04:01
            Дада, все цветы в ларьках скупили.
    2. +1
      6 декабря 2020 05:24
      На Украине можно строить только гробы...
  2. Комментарий был удален.
  3. 123
    +3
    4 декабря 2020 16:30
    В последние годы Россия лихорадочно пытается возродить отечественное гражданское судостроение

    Что значит лихорадочно? Планомерное, целенаправленное возрождение и развитие отрасли. Лихорадочно можно статейку в понедельник после бурных выходных накидать.

    Увы, но по большому счету отечественное судостроение неконкурентоспособно по сравнению с китайским, южнокорейским или японским, где на огромный контейнеровоз или танкер уходит до двух лет, а в России гораздо более скромное по размерам судно может строиться по 5-7 лет.

    Какая досада, мы отстаем от тройки лидеров.. Лиха беда начало.... Как с этим дела у остальных? Я не про прибалтов распиливающих траулеры и аграрную сверхдержаву Где "владычица морей"? Где оплот демократии толерантности? Почему англосаксов нет в тройке лидеров? Дряхлеют бледнолицые?
    1. +2
      6 декабря 2020 17:16
      Что значит лихорадочно? Планомерное, целенаправленное возрождение...

      "Лихорадочно" наверное значит тоже что и "ва-банк". Перед тем как начать его возрождать были предприняты колоссальные усилия чтобы его не стало.

      Какая досада, мы отстаем...

      Друг-гвинеец так и прет -
      Все больше отставание,-
      Ну, я надеюсь, что придет
      Второе мне дыхание.

      Третье за ним ищу,
      Четвертое дыханье,-
      Ну, я на пятом сокращу
      С гвинейцем расстоянье!


      Зачем же имея только морей и оикянов вокруг, бросили отрасль ны откуп барыгам и мошенникам, а теперь неимоверными усилиями начали "возрождать". Не иначе как, господа, у народа приворованное добро решили отмыть.

      Дряхлеют бледнолицые?

      "Детский лепет", к чему кивать на бледнолицых. они свои корабли и судёнышки за гроши не продавали, ни на лево, ни на металлолом? А прибалты, так вообще - ни о чём, эти "ведущиие" экономики на карте без очков и лупы не найти.
      Так пусть бы "рынок" и дальше всё "разруливал".
      1. 123
        +4
        6 декабря 2020 18:17
        "Лихорадочно" наверное значит тоже что и "ва-банк". Перед тем как начать его возрождать были предприняты колоссальные усилия чтобы его не стало.

        Лихорадочно значит как при лихорадке, в переносном смысле торопливо, поспешно, суетливо. В данном случае имеем долгосрочные параграммы развития увязанные со смежными отраслями.
        Возрождают как правило то что утрачено. Если вы о том, что "не надо было ломать", так я не против. После каждого подобного "катклизма" все приходит в упадок. В 1917-ом было не лучше. И мне категорически не хочется нового.
        Справедливости ради, есть мнение что снижение объемов по отдельным направлениям судостроения началось еще в середине 70-ых годов прошлого века.

        https://studfile.net/preview/3208670/

        Так что считать что в судостроении не было проблем при СССР не могу, много гражданских да и частично военных закупали за рубежом. К тому же, огромная часть судостроительной отрасли в 1991-ом осталась за рубежом и вот такие новости меня радуют.

        https://vz.ru/economy/2020/11/9/1069247.html

        Зачем же имея только морей и оикянов вокруг, бросили отрасль ны откуп барыгам и мошенникам, а теперь неимоверными усилиями начали "возрождать". Не иначе как, господа, у народа приворованное добро решили отмыть.

        Вы такие интересные вопросы задаете... Я не против. Задайте это вопрос тем кто СССР разваливал. Если что это были не марсиане, к правящей партии имели самое непосредственное отношение.

        "Детский лепет", к чему кивать на бледнолицых. они свои корабли и судёнышки за гроши не продавали, ни на лево, ни на металлолом?
        А прибалты, так вообще - ни о чём, эти "ведущиие" экономики на карте без очков и лупы не найти.
        Так пусть бы "рынок" и дальше всё "разруливал".

        На кого кивать предлагаете? Лидеры отрасли Китай, Япония, Южная Корея. Мы до них не дотягиваем. С кем сравнивать предлагаете? Ну так для объективности, что бы посмотреть как дела обстоят? Именно по этим соображениям "Трибалтов" и отмел.
        Да англосаксы суда не пилили... Вы так говорите как будто это я делал.... Так я над памятником Дзержинскогму лезгинку не танцевал.

        Так пусть бы "рынок" и дальше всё "разруливал".

        Вам не угодишь. Пилили плохо, начали строить опять не нравится. laughing
        1. +2
          7 декабря 2020 13:30
          В данном случае имеем...

          В прямом и переносном смыслах. Конечно же, сначала "мы" это самое народное хозяйство растранжириваем направо и налево, воруем. продаём и сдаём на вторсырьё. Потом плотно набив кармашки купюрами и прикарманив обесценившиеся активы внезапно обнаруживаем "упадок" отрасли и снова качаем бюджетные деньги, только уже "прозрачно" прямо в свой карман. Ворьё в квадрате и в кубе, если не выше. wassat

          В 1917-ом было не лучше.

          Не знаю не жил, кому то(большинству по всей видимости) стало всё же лучше иначе бы не прижилось. До сих пор все эти "волонтёрские" или если нормально добровольческие акции в тех масштабах, в которых они проводятся по стране, это и есть "забытые" отголоски того самого "бессмысленного и злобного" строя. В "нормальном" капитализме подобное тоже конечно работает, но маштабы совершенно иные.

          считать что в судостроении не было проблем при СССР не могу...

          А где их небыло, проблем этих. Были и на западе и на востоке точно так же. Но, как то, все остальные государства за свою "государственную" собственность переживали, боролись и продолжают это делать. yes

          огромная часть судостроительной отрасли в 1991-ом осталась за рубежом...

          Точнее будет сказать, что эту часть как и многие другие, в том числе и людей, банально выбросили за тот самый "рубеж", нарисовав новый.

          Пилили плохо, начали строить опять не нравится. laughing

          В том то и проблема, нет последовательности во всех действиях. Ни внутри, ни снаружи. Раньше писали планы, а теперь рисуют креативные не имеющие аналогов прозрачные дорожные карты. Кто знает, куда кривая завтра выведет?
          1. 123
            +3
            7 декабря 2020 16:24
            Быть капитаном-очевидность и рассказывать что в 1991-ом все развалили и как это плохо я тоже могу. Не совсем понятно чего вы от меня хотите? Что бы я встал на их защиту и рассказал какой Чубайс молодец? Так это, извините не по адресу обратились. Что бы я призвал все немедленно по новой переворот сделать, опять же это не ко мне. Не нравятся мне подобные мероприятия и как правило на пользу стране они не идут. Да и к эффективности советской экономики у меня тоже притенении имеются. Свои минусы тоже были. "Дохозяйствовались" до закупок зерна у американцев. Газ с нефтью в Европу гнать тоже в те времена придумали, только сейчас без буржуйских труб обходятся, а тогда были исключительно импортные.
            Я все это лично наблюдал, видел как пятилетние планы выполняют, штампуют продукцию которая ни кому не нужна, помню пустые магазины, на заправках шланги завязанные в узел во время уборочной страды. Как тащили все с работы, кто сумками, кто машинами. И статьи в УК за кражу две разные, причем за государственную давали больше, а люди это практически кражей не считали. Все вокруг колхозное, все вокруг мое... Знакомое выражение? Планы писали не хуже дорожных карт, а куда кривая вывезла известно. hi
            1. +2
              8 декабря 2020 01:37
              Часто читаю исповеди о том как плохо, пусто, корруптно и безнравственно было всё в при Советах. Так же часто ловлю себя на мысли, что мне рассказывают байки о какой то другой стране. Особенно удивляют сказочники из центральных регионов. Но это понятно, ведь для них и 90-е были самыми золотыми.

              куда кривая вывезла известно.

              Однозначно. Предательство на высшем уровне, поговорка про всё вокруг колхозное воплотилась в жизнь в лице Борис Николаича и его камарильи. Сбылись мечты хапуги, не более того. Всё остальное лепет "экспертов" пытающихся предательство оправдать и облачить в научно обоснованные рамки. Вот и всё. Сегодня ельцинские инициативы живут и процветают их просто немножко упорядочили и придали "приветливый" вид, зато стали намного эффективней выгребать из страны ресурсы принадлежащие, в принципе, потомкам.
  4. +3
    4 декабря 2020 16:36
    В принципе, верно.
    Если начининается новое дело, в начале обязательно будут нелады.
    Только чтоб показухи небыло ,а то и планы уже были, и дочка Пескова на верфи ездила, порулить, а

    Сроки срываются и переносятся вправо непрерывно...

    И деток Пескова и К "сварить или припаять" никак не заставишь...
  5. +3
    4 декабря 2020 16:48
    "Западное экспертное сообщество" дружными рядами идет в пешее эротическое путешествие! А проблем нет только у того, кто ничего не делает! Пусть своего "Джеральда мать его Форда" обсуждают, который 11 лет все никак не достроят и это люди с "града на холме", которые, как говорят, шанелем пукают!
  6. 0
    4 декабря 2020 16:52
    Да никому это не нужно. Отнимут или разграбят
  7. -3
    4 декабря 2020 17:24
    Россия пошла ва-банк в вопросе возрождения национального судостроения

    В следующие 15 лет правительство РФ рассчитывает, что портфель заказов на гражданские суда увеличится в шесть раз, составив в сумме 2,3 триллиона рублей. Планы очень амбициозные, и Россия сегодня среди мировых лидеров по объемам заказов

    - Уж не отстраняемого ли с прежней должности Чубайса собираются назначить руководить всем этим...
    - А что ... -объёмы сумм вполне подходящие ... - прямо в самый раз...

    Хорошей новостью можно считать то, что правительство решило создать некий центр компетенций судостроительного оборудования, который должен будет координировать взаимодействие между верфями, производителями комплектующих и конструкторскими бюро. Если данная структура сможет эффективно увязать их вместе, комплексно подойдя к решению указанных выше проблем, это будет реальным и большим шагом вперед в возрождении национального гражданского судостроения.

    - Вот-вот ... в самый раз это и подойдёт для Чубайса... - Потом такие "пароходики" ; а то и вовсе ... -бумажные кораблики начнут запускать ... - потом и концов не найдёшь ... - и куда только народные триллионы подевались ??? - Т.к. чубайсовский финал давно известен ... -это все концы - в ...в...в воду...
  8. RFR
    +5
    4 декабря 2020 23:58
    Надо готовить специалистов, а не плодить миллионы экономистов, юристов, актеришек...
  9. +2
    5 декабря 2020 10:05
    На флот Союза повесили удобные флаги и сгинул флот. Думаете что то в капитализме изменилось-всё новое тоже проспим...
    1. +3
      5 декабря 2020 12:52
      Цитата: Потапов
      повесили удобные флаги и сгинул флот.

      А вы думаете просто так, из вредности, вывели под флаги флот? Под российским флагом работать невыгодно, ты отдашь "дяде" намного больше, чем положишь в свой карман.
      И строить суда в России - невыгодно. По тем же причинам, +низкое качество.
      1. +2
        6 декабря 2020 18:15
        Так и ловитъ не выгодно, японцы с китайцами и корейцами лучше справляются. Надо и дальше по ельцински - "всё купим "там""?
        И деньги тоже "там" же заработаем и "там" же оставим. А "тут" не выгодно. good
        По тем же причинам.
        1. 0
          9 декабря 2020 01:13
          Пока получается так. Та власть, которая убеждает нас, что именно мы их выбрали, делает всё, чтобы работать у нас было невыгодно. Зачем им это нужно - я не понимаю.
  10. +3
    5 декабря 2020 10:08
    Утверждение, что никто руками не хочет работать, не соответствует реальности.
    Правда в том, что люди не хотят за низкую зарплату работать на тяжёлой работе.
    Как только будут хорошие условия и техучилища с достойным образованием, то и молодежь пойдет учиться и работать.
  11. +2
    6 декабря 2020 05:22
    Cовектский рыболовный флот приказал долго жить, а российский погиб при родах...
  12. +1
    6 декабря 2020 11:26
    Ничего,терпение и труд все перетрут.
    1. +1
      7 декабря 2020 13:46
      2,3 триллиона рублей

      Тут есть что, чем и о чём "потереть". good
  13. +2
    6 декабря 2020 18:49
    Чубайс-мразь, угробил поколения рабочих и инженеров...вот и результат....
    1. +1
      7 декабря 2020 13:52
      Ну не он один, не льстите ему так сильно. Там целый кабинет особых, неприкасаемых небожителей, со времён российского светоча свободы и независимости БНЕ, руку на пульсе держит.