Россия сделала большой шаг в сторону возрождения гражданской авиации
Накануне произошло очень важное для отечественного гражданского авиастроения событие. Перспективный лайнер МС-21 успешно совершил свой первый полет с силовой установкой российского производства.
Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов прокомментировал полуторачасовой полет перспективного среднемагистрального лайнера следующим образом:
Этот полет – результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России – самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Усилиями ученых, конструкторов, инженеров, рабочих создается лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации.
Это действительно большой шаг в сторону возрождения в России гражданского авиастроения. После прекращения производства и эксплуатации Ту-154 наше небо почти безраздельно принадлежит американскому Boeing и европейскому Airbus. Ранее была сделана ставка на международную кооперацию, но на примере ближнемагистрального лайнера «Суперджет» выяснилось, что она была в корне неверной. Самолет оказался почти целиком собранным из импортных комплектующих, в частности, на 20% - из американских. Это дало основание Минфину США запретить продажи российского самолета в Иран. Другой критической проблемой стала зависимость от двигателей совместной с французами разработки. Почему-то именно в деталях европейского производства постоянно выявляется брак, вызванными конструктивными просчетами, из-за чего «Суперджеты» больше стоят на земле в ожидании запчастей для ремонта, чем летают.
Зависимость от иностранных партнеров также негативно сказалась и на проекте среднемагистрального лайнера МС-21. Однако его перспективы выглядят намного лучше. Самолет с самого начала проектировался сразу под два разных двигателя: американский Pratt & Whitney PW1000G и российский ПД-14. С силовой установкой из США лайнер был испытан еще в 2017 году, интрига заключалась в том, будет ли готова отечественная. Хорошая новость состоит в том, что АО «ОДК-Авиадвигатель» со своей задачей справилось. Сертификационные испытания были закончены в 2018 году. В настоящее время российский авиационный двигатель проходит сертификацию по европейским стандартам.
У ПД-14 есть будущее, ожидается, что он завоюет минимум 10% отечественного рынка турбовентиляторных двигателей в классе тяги 7—18 тонн. Его более мощная версия ПД-18Р может быть установлена также на самолеты Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Большим преимуществом данной силовой установки является то, что она изначально проектировалась с основным упором на российские материалы и технологии. Процент иностранных компонентов в ней был относительно невелик, поэтому санкции создали некоторое неудобство, но не смогли оказать на ее производство критического влияния. Это означает, что «сердце» у МС-21 свое, мы в этом принципиальном вопросе ни от кого не зависим.
Второй проблемой, ставшей на пути среднемагистрального лайнера, было широкое использование импортных композитных материалов в его крыльях и киле. Американские санкции запретили поставку композитов из Японии и США, что сдвинуло сроки запуска проекта вправо. Пришлось срочно искать отечественных производителей, которые смогли бы их импортозаместить. В настоящее время проводятся испытания «черных крыльев» из композитных материалов российского производства. Их завершение и сертификация ожидаются до конца 2021 года. Первые коммерческие полеты могут начаться уже в 2022 году.
Однако имеется еще одна проблема, касающаяся зависимости от импортных технологий в части электроники. Напомним, иностранные производители дали понять, что не смогут выполнять свои контрактные обязательства по поставкам в нашу страну, о чем мы подробно рассказывали ранее. Эти ограничения коснутся и МС-21, и «Суперджета». На данный момент «Ростех» располагает большим запасом компонентов, которые корпорация сумела закупить впрок, но бесконечно их не хватит. Нужно импортозамещение не только композитов, но и электронного оборудования самолетов. Чтобы усложнить эту непростую задачу, против китайского и российского авиапрома были введены новые американские санкции, которые коснутся, в частности, таких предприятий, как «Завод Элекон» и «Авиазапчасть».
Очевидно, что России нужно сосредоточиться на восстановлении своей электронной компонентной базы. Тогда и МС-21 полетит, как надо, и «Суперджет» получит свою вторую жизнь. Будем надеяться, что эта задача также будет своевременно решена.
Информация