"Black January" Baku. How it was not necessary to save the USSR


Speaking about the global processes that not only preceded the collapse of the Soviet Union, but became important milestones on the path to this tragedy, one cannot fail to mention the protests on its "national outskirts" that lasted from the moment Mikhail Gorbachev came to power in 1986 until the collapse of the country ... First of all, the speech here must be about that, truly, fantastically mediocre policy, which was carried out by the "center", the then authorities of the USSR for their "pacification" and bringing results, directly opposite to what should have been obtained.


Today, analyzing and comparing what was happening in different republics of the USSR, it is difficult to write off the actions of its leaders as "shortsightedness", inability to calculate possible consequences or simple incompetence. Here, as in many other issues, we are most likely dealing precisely with the implementation of a well-thought-out plan, a whole strategy for the destruction of a great power from within.

"Cruel Acceleration" or Belated Retribution?


On one of these completely failed attempts to "restore order" in the Lithuanian SSR in 1991, I already wrote somewhat earlier. It should not be forgotten that the bloody events in Vilnius were preceded by practically similar processes and incidents that took place in Almaty in 1986, in Tbilisi in 1989, and the riots in Dushanbe in 1990. And, among others, perhaps the bloodiest and most terrifying link in this chain is the events of 1990, which are still called "Black January" in Baku. We will talk about them today. It is clear that in today's Azerbaijan for "black January" there is not just an official, but a "canonical" interpretation, which does not allow any discrepancies or doubts.

Those killed during clashes with the Soviet army troops introduced in Baku as part of the declaration of a state of emergency in the city were declared "innocent martyrs for the faith and independence of the country." Their graves make up the main element of the memorial complex "Alley of Martyrs", which is now spread out in the capital of Azerbaijan on the site of Kirov Park and is one of the main national shrines. The memorial events held annually at this place are very similar in their degree of ecstasy to the rituals arranged in Kiev on the occasion of the never existed in reality "Heavenly Hundred" ... Indeed, according to the official data published back in 1990, during two days of January clashes died from 130 to 170 residents of Baku and about 740 were injured and injured. These numbers (as a rule, they are also pretty exaggerated) are often mentioned. At the same time, the death on the same days of at least two dozen servicemen of the Soviet Army and an unknown number of police officers is invariably passed over in silence.

This is not surprising - in that case, one would have to admit that on the night of January 19-20, 1990, there was no question of any "brutal dispersal of peaceful demonstrators." In the city and on the outskirts of it there were real street battles, during which the same firearms were used from both sides. Accordingly, on both sides of the barricades (in this case, this is not a figurative, but a literal expression) there were killed and wounded. The true number of losses of the army and the forces of law and order was strenuously hushed up then, and even now it is not at all possible to establish it. So with the first part of the myth - about "innocent martyrs", everything is already clear. However, this is far from the main point. If we are to conduct a frank conversation about "Black January", then it should start from the situation that developed at that time in Azerbaijan. It can be summarized in three words: "Soviet power collapsed." In reality, the republic was "ruled" by extreme nationalists and extremists from the "Popular Front of Azerbaijan".

This organization originated as a circle of secretly dissident liberal intellectuals - historians, writers, physicists, but very quickly transformed into a gathering of extremely aggressive and fanatical Russophobes and haters of Armenians. One of its key figures would be Abulfaz Elchibey, whom some considered a hero of the nation, others an agent of the KGB, others a man of the Aliyev clan, and the fourth considered a Turkish spy. They were right, perhaps everyone - except the first ... By the way, the current President of Azerbaijan Ilham Aliyev once called this figure, who also managed to lead the country for a whole year, its “shame”. However, we are somewhat distracted, so let's go back to 1990 and its tragedy.

The real strength of the Azerbaijani "Popular Front" was, of course, the crisis over Nagorno-Karabakh. Moscow has “settled” it so “remarkably” that blood on this land is known to be shed to this day. The full impression is that the problem of the region was deliberately used to revive long-standing enmity between Azerbaijanis and Armenians and to foment the conflict in the Caucasus. They often talk about "black January" in Baku and heartily ... But at the same time, they somehow do not like to recall other events - for example, the Armenian massacre in Sumgait in February 1988 or the pogroms in the Azerbaijani capital itself, immediately preceding the entry of troops ... It is especially worth mentioning the destruction of the state border with Iran, which took place in the same early 1990. This blatant attack took place, accompanied by the demolition of engineering border facilities, the use of Molotov cocktails and firearms under the direct leadership of the APF, the tone in which was finally set not by "physicists and lyricists" but by rabid extremists, who recognized terror as the only worthy method of "political struggle". Jalilabad, Lankaran, and other settlements of the republic - since the end of 1989, activists of this gang began to completely openly seize and burn down the buildings of party and state bodies there, "overthrow" the local leadership, in fact, take power.

On January 13, 1990, at a grandiose rally in the main square of Baku, the PFA activists announced the creation of a "National Defense Council". By a strange "coincidence", on the same day, Armenian pogroms broke out in the city, which was distinguished not only by brutal cruelty and grandiose scale, but also, most importantly, by excellent preparedness. In the huge city, murderers and rapists went to very specific addresses, knowing in advance the place of residence of their future victims. For several days, a real hell opened up in Baku - people were thrown from balconies into fires made of furniture made under windows, young girls were raped right in the streets to the applause of the crowd. The exact number of victims of those events in Azerbaijan, of course, "do not know" ...

Fighting a fire with gasoline - a quick guide


The state of emergency was introduced in the republic by a decision of Moscow only on January 15. At the same time, for some reason it did not extend to the main hotbed of unrest - Baku. Generally speaking, something completely paradoxical and unimaginable was happening - the units of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR that were brought into the city received an order ... not to interfere in what was happening, but only "to guard the administrative buildings." Thus, the VV in a few days repelled as many as three attempts to seize the Central Committee of the Communist Party of Azerbaijan. We must pay tribute to the leadership of the units in the city - the evacuation of the Armenian and Russian population by ferries across the Caspian Sea was started by its representatives on their own initiative. At the same time, the military themselves found themselves in an extremely difficult situation - by January 19, of the 60 military units deployed in the city, 34 were tightly blocked by the PFA by order of Elchibey. location equipment, and in addition, fuel trucks filled to the top were placed, which the terrorists promised to set on fire at the first attempt to unblock.

It came to completely outrageous cases - a group of “people's front” members who had finally lost their "shores" thought of taking over a kindergarten, the majority of whose pupils were officers' children. According to their subsequent confessions, they wanted to "exchange children for weapons." The military who arrived in time (one of the teachers managed to escape from the kindergarten, who raised the alarm, rushing to the first people in uniform he saw), twisted the scoundrels without a single shot and freed the kids. Against the background of all this, the allied leadership seemed to have fallen into a stupor, either not daring, or not wanting to give the command to use force to stop the utter chaos.

However, it is necessary to speak not only about those horrible days when not only Armenians, but also Russians, the inhabitants of Baku began to openly throw in the face: "Get out or die!" The spiral of nationalist madness, as already mentioned, has been unfolding in Azerbaijan for several years - in front of Moscow's eyes. There is absolutely reliable evidence that the republic's KGB officers literally bombarded both their own leadership in the central apparatus and the local authorities with warnings that everything would end not just in big blood, but in a complete disaster. Until the last minute, no one thought to listen to them. During the pogroms in Stepanakert, the military and the military were also prohibited from using force against the brutalized militants. Then, when they began to attack the soldiers and the number of military wounded went to hundreds, the ban was lifted, after which order in the city was restored in a matter of hours.

Nevertheless, the complete impression is created that with their non-intervention, Gorbachev and other representatives of the party-state elite of the USSR were quite deliberately "winding up" the situation to the limit. At the same time, the military, law enforcement officers and many civilians, who were held hostage by the enraged nationalists who gained strength and were confident in their own impunity, were routinely exposed to attack. All of them were for Mikhail Sergeevich and his cliques just a small change in a big game ... Even the now deceased Marshal of the USSR Dmitry Yazov, in those days the former Minister of Defense of the country and who had been in Baku since the morning of January 19, later admitted: Gorbachev gave the order on the introduction of troops not to save the lives of the Armenian population or the soldiers blocked in the barracks, but in order to prevent the final seizure of power by the "Popular Front" and the separation of Azerbaijan from the country.

On the night of January 19-20, a specially created military grouping with a total strength of 50 personnel, with the support of armored vehicles and ships of the Caspian Flotilla blocking Baku from the sea, launched Operation Strike. The city included soldiers of the 106th and 76th airborne divisions, the 56th and 21st airborne assault brigades, combined detachments of cadets of higher educational institutions of the system of the Ministry of Defense and the Ministry of Internal Affairs of the USSR. Beginning at midnight, a state of emergency and a curfew were imposed in the city. However, due to the fact that the day before the local TV center was seized by the PFA militants, a transformer unit was blown up there, which provided its power supply, after which the televisions in the houses of Baku residents went silent. Nevertheless, the announcement of the state of emergency and the introduction of troops was made through the local radio, and was also duplicated with leaflets dropped from helicopters.

Moreover, later on from Azerbaijan I will sound accusations that the start of a military operation without agreement with the leadership of the republic was “unconstitutional” and “criminal”. And with whom could you agree on anything in those days ?! As mentioned above, both the Minister of Defense of the USSR and other representatives of the party and state leadership of the country were in Baku. However, according to their conclusion (which absolutely corresponded to reality), the first secretary of the Central Committee of the Communist Party of Azerbaijan, Abdurakhman Vezirov, who nominally headed the republic, did not control the situation in the slightest degree, like any other of the local "leaders". At the same time, they tried to negotiate with the Popular Front. Its leaders were literally begged to dismantle the barricades and not offer resistance to the troops entering the city - then everything would be done without blood. However, the deputy chairman of the PFA, Etibar Mammadov, proudly declared in response that "the invaders will receive a proper rebuff."

A rebuff was given ... Or rather, fierce resistance was rendered, perfectly prepared and organized. Fire was opened on the troops trying to demolish very solid barricades at the entrances to Baku. Moreover, the shooting was not carried out from "hunting rifles and self-made self-propelled guns", as the Azerbaijanis are now trying to tell. Obviously well-trained snipers were aiming at the military columns. On their way, whole "pouches" of gasoline were splashed, which was immediately set on fire - soldiers and officers had to break through the sea of ​​raging fire. There are remarkable memories of General Alexander Lebed, who at that moment commanded the 106th airborne assault, about how they were fired upon by submachine gunners from the Neftegazflot ship specially approached to the shore. The trough full of militants was let down to the bottom with the aimed fire of the BMD ... This is to the question that "the military allowed themselves to fire from armored vehicles in the city limits" and similar accusations that sound to this day. Yes, they were shooting. But it was fire back. Another thing is that bullets, especially in urban combat conditions, do not always go to those to whom they were intended. What to do - such is war. In this case, it was started by people in uniform who did not enter Baku in the morning of January 20, 1990.

In my opinion, it would be wrong to place all the blame for that tragedy even on the leaders of the PFA and the forces that actually stood behind them. The main blood is on Gorbachev and others, whether they are wrong, the "foremen of perestroika", who allowed nationalist abomination to flourish in the Soviet Union, and in its most extremist forms. It was with their submission that no measures were taken to restore order in a number of republics until it reached the point of bloodshed. Tellingly, Turkey absolutely refrained from condemning the events in Baku, and the United States, represented by its own President George W. Bush, even expressed support for the actions of Mikhail Gorbachev, recognizing them as "a justified necessity." This alone is natural in the context of all subsequent events, it makes it clear who exactly was in the hands of the "black January" of 1990.
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Bakht Offline Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 30 January 2021 10: 42
    0
    There are many inaccuracies and myths in the article. I don't see the point of disassembling everything.
    1. The comment was deleted.
    2. Barmaley_2 Offline Barmaley_2
      Barmaley_2 (Barmaley) 30 January 2021 12: 53
      0
      for example what?
  2. Hayer31 Offline Hayer31
    Hayer31 (Kashchei) 30 January 2021 11: 04
    -1
    The article is very correct, but one question to V.V. if you so appreciated the collapse of the USSR as a tragedy, why is the main culprit on the loose ?????? If everything you said is just words, then you are also for one or ???
  3. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker 30 January 2021 12: 36
    +2
    All this terror could not take place without the knowledge of the country's top leadership. I have already spoken out that if the military and the KGB had been faithful to their oaths and had not chickened out, then all this terror could have been crushed in the bud. Everything was planned for the collapse of the USSR. And the facts given in the article only confirm this.
  4. Petr Vladimirovich (Peter) 31 January 2021 17: 21
    0
    I wonder what happened to the "Salyan barracks" now?
    1. Pete mitchell Offline Pete mitchell
      Pete mitchell (Pete Mitchell) 1 February 2021 01: 43
      0
      Probably restored ... by the way about what Salyan barracks? About Baku or Salyan?
      1. Petr Vladimirovich (Peter) 1 February 2021 13: 52
        +1
        A Baku comrade told. Pronounced this name ...
        1. Pete mitchell Offline Pete mitchell
          Pete mitchell (Pete Mitchell) 1 February 2021 14: 36
          +1
          Salyan barracks is a district in Baku, the name appeared in the news when they talked about the pogroms. I also had to reassure my mother - the barracks in Salyan are far from the scene.
  5. Vladest Offline Vladest
    Vladest (Vladimir) 31 January 2021 19: 57
    0
    I already wrote about one of such completely failed attempts to "restore order" in the Lithuanian SSR in 1991 a little earlier.

    I remember Nevzorov and his 600 seconds. He peers into the darkness and "There, there they go!" So they never came. And in Tallinn at that time they were building barricades ...
    1. Petr Vladimirovich (Peter) 1 February 2021 14: 14
      +1
      I haven't seen about Tallinn, but I've seen it alive in Moscow. Night from 20 to 21 August 1991. A thermos of coffee with you, on the BMP embankment with the barrel towards the building, around inside the barricades there are five tanks with barrels in all directions. Both on the hoods, gee-gee, sandwiches, cola, cigarettes. Bonfires, guitars, receivers coiling. The people are mainly from the research institutes and institutes of the Academy, which a little later, without exception, became unemployed ... Romance ... There is something nice to remember ...

«Черный январь» Баку. О том, как не надо было спасать СССР


Говоря о глобальных процессах, не просто предшествовавших развалу Советского Союза, а ставших важными вехами на пути к этой трагедии, нельзя не упомянуть о протестных выступлениях на его «национальных окраинах», продолжавшихся с момента прихода к власти Михаила Горбачева в 1986 году до самого распада страны. В первую очередь речь тут надо вести о той, воистину, фантастически бездарной политике, которая проводилась «центром», тогдашними властями СССР для их «умиротворения» и приносившей результаты, прямо противоположные тем, что должны были бы быть получены.


Сегодня, анализируя и сопоставляя то, что происходило в разных республиках СССР, сложно списывать действия его руководителей на «недальновидность», неумение просчитать возможные последствия или простую некомпетентность. Здесь, как и во многих других вопросах, мы, скорее всего, имеем дело как раз с реализацией четко продуманного плана, целой стратегии по уничтожению великой державы изнутри.

«Жестокий разгон» или запоздалое возмездие?


Об одной из таких совершенно провальных попыток «наведения порядка» в Литовской ССР в 1991 году я уже писал несколько ранее. При этом нельзя забывать, что кровавым вильнюсским событиям предшествовали практически аналогичные процессы и инциденты, происходившие в Алма-Ате в 1986 году, в Тбилиси в 1989-м, беспорядки в Душанбе в 1990-м. И, среди прочих – едва ли не самое кровавое и ужасающее звено этой цепи – события 1990 года, по сей день именуемые в Баку «черным январем». О них у нас сегодня и пойдет речь. Понятно, что в сегодняшнем Азербайджане для «черного января» существует не просто официальная, а «каноническая» трактовка, никаких разночтений и сомнений не допускающая.

Погибшие во время столкновений с войсками Советской армии, введенными в Баку в рамках объявления в городе чрезвычайного положения, объявлены «невинно убиенными мучениками за веру и независимость страны». Их могилы составляют главный элемент мемориального комплекса «Аллея шахидов», раскинувшегося нынче в столице Азербайджана на месте парка Кирова и являющегося одной из главных национальных святынь. Проводящиеся ежегодно на этом месте поминальные мероприятия по степени своей экстатичности весьма напоминают ритуалы, устраиваемые в Киеве по поводу никогда не существовавшей в реальности «небесной сотни»... Действительно, согласно обнародованным еще в 1990 году официальным данным, в ходе двух дней январских столкновений погибло от 130 до 170 жителей Баку и около 740 получили ранения и травмы. Эти цифры (как правило, еще и изрядно преувеличиваемые) упоминают часто. При этом неизменно молчанием обходится гибель в те же дни не менее двух с лишним десятков военнослужащих Советской армии и неустановленного количества сотрудников милиции.

Это неудивительно – ведь в таком случае пришлось бы признать, что в ночь с 19 на 20 января 1990 года речь не шла ни о каком «зверском разгоне мирных демонстрантов». В городе и на подступах к нему шли самые настоящие уличные бои, в ходе которых то же огнестрельное оружие применялось с обеих сторон. Соответственно, по обе стороны баррикад (в данном случае это не фигуральное, а буквальное выражение) были убитые и раненые. Истинная численность потерь армии и сил правопорядка усиленно замалчивалась тогда, а уж сейчас установить ее и вовсе не представляется возможным. Так что с первой частью мифа – о «невинных мучениках» уже все ясно. Впрочем, это далеко не самое главный момент. Если уж вести откровенный разговор о «черном январе», то начинать его следует с положения, сложившегося на тот момент в Азербайджане. Вкратце его можно обрисовать тремя словами: «советская власть рухнула». Реально республикой «рулили» крайние националисты и экстремисты из «Народного фронта Азербайджана».

Данная организация зародилась, как кружок втихаря диссидентствующих интеллектуалов либерального толка – историков, литераторов, физиков, но очень быстро трансформировалась в сборище предельно агрессивных и фанатичных русофобов и ненавистников армян. Одной из ее ключевых фигур бы Абульфаз Эльчибей, которого одни считали героем нации, другие – агентом КГБ, третьи – человеком клана Алиевых, а четвертые числили турецким шпионом. Правы были, возможно все – кроме первых... Кстати, нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев в свое время назвал этого деятеля, тоже успевшего поруководить страной целый год, ее «позором». Впрочем, мы несколько отвлеклись, так что вернемся к 1990 году и его трагедии.

Настоящую силу азербайджанскому «Народному фронту» дал, конечно же, кризис вокруг Нагорного Карабаха. Москва так «замечательно» его «урегулировала», что кровь на этой земле, как известно, льется по сей день. Полное впечатление, что проблема региона намеренно использовалась для оживления давней вражды между азербайджанцами и армянами и разжигания конфликта на Кавказе. О «черном январе» в Баку говорят часто и с душой... Но при этом как-то не очень любят вспоминать другие события – к примеру, армянскую резню в Сумгаите в феврале 1988 года или погромы в самой азербайджанской столице, непосредственно предшествовавшие вводу войск. Особо стоит упомянуть разгром государственной границы с Ираном, произошедший все в том же начале 1990-го. Происходила это вопиющая атака, сопровождавшаяся сносом инженерных приграничных сооружений, применением бутылок с зажигательной смесью и огнестрельного оружия под прямым руководством НФА, тон в котором уже окончательно задавали не «физики и лирики» а оголтелые экстремисты, единственным достойным методом «политической борьбы» признававшие террор. Джалилабад, Ленкорань, прочие населенные пункты республики – с конца 1989 года активисты этой шайки принялись уже совершенно открыто захватывать и сжигать там здания партийных и государственных органов, «свергать» местное руководство, фактически, прибирать к рукам власть.

13 января 1990 года на развернувшемся на главной площади Баку грандиозном митинге активисты НФА объявили уже и о создании «Совета национальной обороны». По странному «совпадению» в тот же день в городе вспыхнули армянские погромы, отличавшееся не только зверской жестокостью и грандиозными масштабами, но и, что самое главное, отличной подготовленностью. В огромном городе убийцы и насильники шли по вполне конкретным адресам, заранее зная места проживания своих будущих жертв. На несколько дней в Баку разверзся настоящий ад – людей сбрасывали с балконов в разведенные под окнами костры из мебели, малолетних девочек насиловали прямо на улицах под аплодисменты толпы. Точного количества жертв тех событий в Азербайджане, конечно же «не знают»...

Тушение пожара бензином – краткая инструкция


Чрезвычайное положение решением Москвы было введено в республике только 15 января. При этом оно отчего-то не распространялось на главный очаг смуты – Баку. Вообще говоря, происходило нечто совершенно парадоксальное и невообразимое - введенные в город части внутренних войск МВД СССР получили приказ... не вмешиваться в происходящее, а лишь «осуществлять охрану административных зданий». Так, ВВ за несколько дней отразили целых три попытки захвата ЦК компартии Азербайджана. Надо отдать должное руководству находившихся в городе подразделений – эвакуацию армянского и русского населения паромами через Каспийское море его представители начали по собственной инициативе. В то же время сами военные оказались в предельно тяжелом положении – к 19 января из дислоцированных в городе 60 воинских частей боевиками НФА по приказу Эльчибея намертво были блокированы 34. Действовали с размахом – коло В\Ч воздвигались заграждения из массивных бетонных блоков, препятствовавшие выводу из расположения техники, да вдобавок ставились наполненные доверху бензовозы, которые террористы обещали поджечь при первой же попытке деблокирования.

Доходило до вовсе вопиющих случаев – группа окончательно потерявших «берега» «народнофронтовцев» додумалась до того, чтобы захватить детский сад, основное количество воспитанников которого составляли дети офицеров. По их последующим признаниям, хотели «обменять детей на оружие». Подоспевшие вовремя военные (из садика удалось вырваться одной из воспитательниц, которая и подняла тревогу, бросившись к первым увиденным людям в форме), скрутили мерзавцев без единого выстрела и вызволили малышей. На фоне всего этого союзное руководство словно бы впало в ступор, то ли не решаясь, то ли не желая отдать команду на применение силы для остановки творящегося кромешного беспредела.

Впрочем, говорить надо не только о тех ужасающих днях, когда не одним лишь армянам, но и русским жители Баку принялись открыто бросать в лицо: «Убирайтесь или сдохнете!» Спираль националистического безумия, как уже было сказано, раскручивалась в Азербайджане на протяжении не одного года – на глазах у Москвы. Есть совершенно достоверные данные о том, что сотрудники КГБ республики буквально забрасывали как собственное руководство в центральном аппарате, так и местные власти предупреждениями о том, что все кончится не просто большой кровью, а полнейшей катастрофой. До последней минуты им никто и не думал внимать. Во время погромов в Степанакерте военным и ВВ также запрещали применять силу против озверевших боевиков. Потом, когда те начали нападать уже на солдат и счет военным раненым пошел на сотни, запрет сняли, после чего порядок в городе был восстановлен в считанные часы.

Тем не менее создается полное впечатление, что своим невмешательством Горбачев и прочие представители партийно-государственной верхушки СССР совершенно сознательно «накручивали» ситуацию до предела. При этом привычно подставлялись под удар военные, сотрудники правоохранительных органов и множество мирных жителей, оказавшихся заложниками взбесившихся националистов, набравших силу и уверившихся в собственной безнаказанности. Все они были для Михаила Сергеевича и его клики лишь мелкой разменной монетой в большой игре... Даже ныне покойный маршал СССР Дмитрий Язов, в те дни бывший министром обороны страны и находившийся в Баку начиная с утра 19 января, впоследствии признал: Горбачев отдал приказ о вводе войск не для спасения жизней армянского населения или блокированных в казармах солдат, а для того, чтобы не допустить окончательного захвата власти «Народным фронтом» и отделения Азербайджана от страны.

В ночь с 19 на 20 января специально созданной войсковой группировкой общей численностью в 50 тысяч личного состава, при поддержке бронетехники и кораблей Каспийской военной флотилии, блокировавших Баку с моря, была начата операция «Удар». В город вошли воины 106-й и 76- воздушно-десантных дивизий, 56-й и 21-й десантно-штурмовых бригад, сводные отряды курсантов высших учебных заведений системы Министерства обороны и МВД СССР. Начиная с полуночи в городе были введены чрезвычайное положение и комендантский час. Однако из-за того, что накануне местный телецентр был захвачен боевиками НФА, там осуществили подрыв трансформаторного блока, обеспечивавшего его электропитание, после чего телевизоры в домах бакинцев смолкли. Тем не менее объявление о режиме ЧП и вводе войск делалось через местное радио, а также дублировалось листовками, сбрасываемыми с вертолетов.

Более того – впоследствии со стороны Азербайджана буду звучать обвинения относительно того, что начало войсковой операции без согласования с руководством республики было «неконституционным» и «преступным». А с кем что-либо можно было согласовывать в те дни?! Как уже было сказано выше, в Баку находились как министр обороны СССР, так и прочие представители партийного и государственного руководства страны. Однако, по их заключению (абсолютно соответствовавшему действительности) номинально возглавлявший республику первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Абдурахман Везиров не контролировал ситуацию уже ни в малейшей степени, как и кто-либо другой из местных «руководителй». При этом переговоры пытались вести и с «Народным фронтом». Его главарей буквально умоляли разобрать баррикады и не оказывать сопротивления входящим в город войскам – тогда все обошлось бы без крови. Однако заместитель председателя НФА Этибар Мамедов в ответ гордо заявил, что «захватчики получат должный отпор».

Отпор и был дан... А вернее – оказано ожесточенное сопротивление, прекрасно подготовленное и организованное. По пытавшимся сносить весьма солидные баррикады на въездах в Баку войскам был открыт огонь. Причем стрельба велась никак не из «охотничьих ружей и самодельных самопалов», как это сейчас пытаются рассказывать азербайджанцы. По военным колоннам прицельно били явно хорошо подготовленные снайперы. На их пути выплескивались целые «наливники» бензина, который тут же поджигался – солдатам и офицерам приходилось прорываться через море бушующего огня. Остались замечательные воспоминания генерала Александра Лебедя, в тот момент командовавшего 106-й воздушно-десантной о том, как их обстреливали автоматчики со специально подошедшего для этого к берегу судна «Нефтегазфлота». Битком набитое боевиками корыто пустили на дно прицельным огнем БМД... Это – к вопросу о том, что «военные позволили себе вести огонь из бронетехники в городской черте» и тому подобных обвинениях, звучащих по сей день. Да, они стреляли. Но это был ответный огонь. Другое дело, что пули, особенно в условиях городского боя далеко не всегда достаются тем, кому были предназначены. Что поделать – такова война. В данном случае начали ее никак не входившие под утро 20 января 1990 года в Баку люди в погонах.

На мой взгляд, неверно было бы возлагать всю вину за ту трагедию даже на лидеров НФА и те силы, которые в реальности стояли за ними. Главная кровь – на Горбачеве и прочих, будь они неладны, «прорабах перестройки», позволившим расцвести буйным цветом в Советском Союзе националистической мерзости, причем в самых экстремистских ее формах. Именно с их подачи в целом ряде республик не предпринималось никаких мер по наведению порядка до тех пор, пока не доходило до кровопролития. Что характерно, от осуждения событий в Баку абсолютно воздержалась Турция, а Соединенные Штаты в лице собственного президента Джорджа Буша даже выразили поддержку действиям Михаила Горбачева, признав их «оправданной необходимостью». Одно это – естественно в контексте всех дальнейших событий, исчерпывающе дает понять, кому именно был на руку «черный январь» 1990 года.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 30 января 2021 10:42
    0
    В статье много неточностей и мифов. Разбирать все не вижу смысла.
    1. Комментарий был удален.
    2. Barmaley_2 Офлайн Barmaley_2
      Barmaley_2 (Barmaley) 30 января 2021 12:53
      0
      например какие?
  2. Hayer31 Офлайн Hayer31
    Hayer31 (Кащей ) 30 января 2021 11:04
    -1
    В статье очень корректно сказано, но один вопрос к В.В. если вы так оценили роспад СССР трагедией, почему главный виновник на свободе?????? Если всё вами сказанное просто слова то вы тоже за одно или???
  3. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 30 января 2021 12:36
    +2
    Весь этот террор не мог происходить без ведома высшего руководства страны. Я уже высказывался, что если бы военные и КГБ были верны присяги и не струсили, то весь этот террор можно было задавить в зародыше. Всё и было задумано на развал СССР. А факты приведённые в статье только это подтверждают.
  4. Петр Владимирович (Петр) 31 января 2021 17:21
    0
    Интересно, что сейчас с "Сальянскими казармами"?
    1. Pete Mitchell Офлайн Pete Mitchell
      Pete Mitchell (Pete Mitchell) 1 февраля 2021 01:43
      0
      Восстановили наверное... вы кстати о каких Сальянских казармах? О районе Баку или в Сальянах?
      1. Петр Владимирович (Петр) 1 февраля 2021 13:52
        +1
        Рассказывал бакинский товарищ. Произнёс это название...
        1. Pete Mitchell Офлайн Pete Mitchell
          Pete Mitchell (Pete Mitchell) 1 февраля 2021 14:36
          +1
          Сальянские казармы - это район в Баку, название фигурировало в новостях когда говорили о погромах. Мне тоже пришлось маму успокаивать - казармы в Сальянах это далеко от мест событий.
  5. Владест Офлайн Владест
    Владест (Владимир) 31 января 2021 19:57
    0
    Об одной из таких совершенно провальных попыток «наведения порядка» в Литовской ССР в 1991 году я уже писал несколько ранее

    Помнится Невзоров и его 600 секунд. Всматривается он в темноту и "Вон, вон они идут!" Так они и не пришли. А в Таллине в это время строили баррикады....
    1. Петр Владимирович (Петр) 1 февраля 2021 14:14
      +1
      Про Таллин не видел, а вот в Москве видел живьём. Ночь с 20 на 21 августа 1991 года. С собой термос кофе, на набережной БМП стволом в сторону здания, вокруг внутри баррикад пять танков стволами во все стороны. И у тех и других на капотах, гы-гы, бутерброды, кола, сигареты. Костры, гитары, приёмники бухтят. Народ в основном из НИИ и институтов Академии, которые чуть позже поголовно безработными стали... Романтика... Есть что приятно вспомнить...