Беда пришла откуда не ждали: Как Россия справилась с отсутствием корабельных турбин

40

Продолжаю серию статей, посвященных состоянию дел нашего флота, в частности его надводной части. Начало здесь.

По состоянию на текущий момент в составе ВМФ РФ в строю находятся три из шести заказанных флотом кораблей проекта 11356Р. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели до событий 2014 года и войти в состав Черноморского флота (и даже отметиться в Сирии). Три оставшихся фрегата «адмиральской» серии – «Бутаков», «Истомин» и «Корнилов» находятся в разной степени готовности в консервации на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». Они изначально предназначались для Балтийского флота. Но их строительство было заморожено из-за отказа Украины поставить ранее оплаченные Россией силовые установки М7Н пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (установка состоит из двух газотурбинных двигателей ДС71 мощностью 8,45 тыс. л.с. и двух газотурбинных двигателей ДТ59 мощностью 22 тыс. л.с., общей суммарной мощностью – 60,9 тыс л.с.). Ввиду этого рассматривалась даже их возможная продажа ВМС Индии.



И вот то, что 7 лет тому назад рассматривалось как нежелательная возможность, в 2019 году стало явью. Мы продаем недостроенные фрегаты Индии, хотя изначально строили их для себя. Для тех, кто забыл, я напомню, еще в октябре 2016 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Индию было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, предусматривающее постройку для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356, два из которых должны были быть построены на АО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, а два других на индийской верфи (наиболее вероятным кандидатом считалась государственная Hindustan Shipyard Limited (HSL) в Вишакхапатнаме). Общая стоимость соглашения тогда оценивалась в 3 млрд. долл. Однако переговоры по данному вопросу затянулись из-за ценовых разногласий и политических проблем (каких именно, вы сами знаете). В феврале 2017 года сообщалось, что представленное российской стороной ценовое предложение, предусматривающее 990 млн. долл. за два фрегата российской постройки, не устраивает заказчика, ибо стоимость двух фрегатов индийской постройки оказалась намного выше этой суммы (хотя она и предусматривала передачу технологий и обучение местного персонала). В результате, по состоянию на октябрь 2018 года, по данным индийской стороны, цена снизилась до 2,2 млрд. дол (из них 950 млн. на корабли российской постройки), но контракт на постройку двух фрегатов в Индии так и не был подписан.

Ситуация с фрегатами российской постройки сдвинулась с мертвой точки лишь 17 августа 2017 года, когда комиссия по оборонным закупкам правительства Индии одобрила закупку у Украины двух комплектов газотурбинных установок М7Н для фрегатов проекта 11356 за 76 млн. долларов и Украина пошла на это. Что значительно упростило для нас поставленную задачу. На тот момент стало уже окончательно ясно, что украинских двигателей мы не получим (ни напрямую, ни через фирмы-прокладки). Была поставлена задача рыбинским моторостроителям освоить выпуск так необходимых флоту силовых установок. Но легко сказать – освоить выпуск. На деле все оказалось намного сложнее. Это был вынужден признать даже президент РФ во время Прямой линии с россиянами в июне 2019 года:

Мы должны были (и мы это сделали в результате наложенных на нас санкций) включить мозги по поводу того, что и как нам нужно делать в высокотехнологичных секторах экономики. Это заставило нас развивать даже те направления, где раньше у нас не было компетенции. Я говорил об этом, сейчас могу повторить. Допустим, у нас в РСФСР (в Советском Союзе) и в новой России никогда не было отечественного морского двигателестроения, мы закупали это за границей. Оказалось, что недостаточно уметь производить двигатели вообще, а морские двигатели – это особая история, это отдельная наука, отдельная отрасль, отдельная компетенция. Мы за несколько лет это сделали. У нас появились свои двигатели, причём не только не уступающие, а в чём-то превосходящие западные аналоги…).

Беда пришла откуда не ждали


Если уже сам Путин об этом заговорил, то стоит осветить эту тему подробней. Силовая установка – это сердце корабля, без нее он становится никому не нужным плавающим куском металла, независимо от того, каким вооружением он напичкан, легкой добычей для авиации и ракет противника и потенциальной братской могилой для членов его экипажа. Надо ли говорить, что своим отказом от поставок силовых установок для нужд нашего ВМФ наши «партнеры» ударили нам даже не в спину, а в самое сердце. Результатом этого стала приостановка строительства уже запущенных в серию кораблей (фрегатов проектов 11356 и 22350 и корветов проекта 20385/20386), что привело к дефициту ударных кораблей, оснащенных крылатыми ракетами «Калибр», выполняющих поставленную задачу в Сирии.

Так, в июне 2018 года был период, когда все, чем располагал наш воинский контингент в САР, это были две дизель-электрические подлодки «Варшавянка», несущие по четыре «Калибра-ПЛ» каждая. Чтобы заткнуть эту дыру, командованию пришлось гонять к сирийским берегам даже малые ракетные корабли (МРК), т.е. отправлять за несколько морей корабли ближней морской зоны. Такого никогда не было во времена СССР, что свидетельствовало о серьезнейшем кризисе, возникшем в наших военно-морских силах, которому, как могли, поспособствовали наши заклятые «друзья» с Украины и «партнеры» на Западе. Янки, глядя на это, только жмурились от счастья.

Дошло до того, что в ноябре 2018 года имело место крайне неприятное событие, которое Минобороны РФ предпочло не афишировать, «сглаживая углы» осторожными заявлениями. МРК «Вышний Волочек» вернулся домой из Сирии через Босфор и Дарданеллы на буксире. И повреждения он получил отнюдь не в бою с неприятелем. Произошли очередные проблемы с дизелем китайского производства CHD622V20, который начали ставить на российские суда в рамках импортозамещения вместо немецких MTU 16V4000M90 (немцы нам отказали в своих дизелях по той же причине, что и украинцы). У китайских товарищей двигатель CHD622V20 был вроде бы «почти как немецкий» (они производили по лицензии копию устаревшего немецкого дизеля Deutz TBD622), но на деле он оказался «истинно китайским» в худшем смысле этого слова. Они проявили себя более прожорливыми и менее надежными, не способными работать на форсированных режимах. Ряд экспертов был против такого «импортозамещения», поскольку под «китайца» пришлось «курочить» конструкцию уже готовых корпусов, а также из-за невозможности такой силовой установки обеспечить необходимую для военного судна скорость. Были сомнения и относительно их моторесурса, которые, к сожалению, полностью оправдались. Экспертов не послушали и получили еще 4 аварии (в этот раз на кораблях Погранслужбы ФСБ). В результате вся нагрузка по импортозамещению легла на ярославских и коломенских моторостроителей и питерское ПАО «Звезда».

Подвиг конструкторов


Изначально на фрегаты проекта 11356 штатно устанавливалась украинская ГТУ (газотурбинная установка) М7Н.1Э пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», состоящая из четырех газовых турбин и пяти редукторов, расположенных в двух машинных отделениях. В маршевом отделении размещались две турбины экономического хода ДС-71 (мощностью по 8,45 тыс. л.с.) с двумя редукторами РО63 и вспомогательным редуктором Р1063, позволяющим каждой турбине работать сразу на оба винта. В форсажном отделении размещались две турбины полного хода ДТ-59.1 (мощностью по 22 тыс. л.с.) и два односкоростных редуктора РО58. Вся силовая установка при этом работала по схеме COGOG (с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей) через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ). Общая мощность ГЭУ (главной энергетической установки) при этом составляла 2 х 30,45 тыс. л.с. (60,9 тыс. л.с.).

Видите, как все не просто. Ничего подобного ярославские моторостроители до этого не делали. Ситуация осложнялась еще и тем, что «адмиралы», стоя на стапелях «Янтаря» в разной степени готовности, занимали их, тем самым тормозя завод и вгоняя его в убытки, которые на фоне срыва ГПВ (Государственной Программы Вооружений) 2011-2020 и неполучением флотом так необходимых ему в Сирии кораблей океанского класса уже выглядели просто цветочками. Небратья, глядя на все это, могли только потирать руки, тем более что деньги за непоставленные силовые установки они уже получили в качестве предоплаты и возвращать их не собирались (пусть вначале РФ им Крым вернет!).

Чтобы вы поняли весь ужас ситуации, я просто приведу данные о готовности кораблей. «Адмирал Бутаков», заложен в июле 2013 года, строительство заморожено, готовность 100%, но нет двигателя, законсервирован у стенки. «Адмирал Истомин», заложен в ноябре 2013 года, ситуация та же, разве что в еще менее продвинутом состоянии строительства. Там монтаж многих агрегатов, особенно связанных с машинным отделением, даже не начинался. Шестой фрегат серии, «Адмирал Корнилов», заложен в декабре 2013 года, но подготовленные агрегаты и конструкции были законсервированы из-за невозможности продолжать постройку. Никто никуда уже не торопился – нет ГЭУ (главной энергетической установки) корабля. Завод простаивает. Украина радостно потирает руки. Американцы за этим наблюдают тоже с плохо скрываемой радостью. Жизнь удалась!

Разработка же собственных газотурбинных силовых установок пр-ва рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» по состоянию на 2014-15 гг находилась в стадии ОКР. Ярославские моторостроители оперативно предложили для этих целей использовать разрабатываемую ими всережимную газотурбинную установку МА4, состоящую из четырех газотурбинных двигателей М70ФРУ, максимальной мощностью 14 тыс. л.с., скомпонованных по схеме 2+2, общей суммарной мощностью 56 тыс. л.с., но с учетом необходимости времени для разработки редукторов к ней, производство и разработка которых были поручены ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), а также времени для доводки означенных двигателей до серии (пока идут только стендовые испытания), установку рыбинских ГЭУ на недостроенные фрегаты проекта 11356Р можно было ожидать не ранее, чем в 2021-22 гг.

Косвенно это подтвердил и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, когда заявил, что

по газотурбинным двигателям у нас работа идет в соответствии с планом, первыми двигатели пр-ва НПО «Сатурн» получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, суда с динамическим принципом поддержания, и к середине 2018 года они пойдут на фрегаты проекта 11356.

Это он сказал в декабре 2016 года. Т.е. перевожу на общедоступный – первыми отечественные ГТД рыбинского пр-ва должны были получить тяжелые фрегаты проекта 22350, затем корветы проекта 20386 и только потом очередь дойдет до легких фрегатов проекта 11356Р.

Поэтому, как не печально для нас, но продажа уже готовых адмиралов «Бутакова» и «Истомина» индийской стороне было спасением для нас. Они у них уже и имена свои получили – «Тушил» и «Томала» соответственно. Деньги в полном объеме на счета ОСК были переведены еще 25 сентября 2019 года. Судьба шестого адмирала – «Корнилова» пока под вопросом. Фрегаты, до этого спущенные на воду, опять подняты на стапеля, работы по ним идут с прошлого года, представители ВМС Индии уже побывали в Калининграде с инспекцией состояния дел. Сроки передачи готовых фрегатов заказчику оговорены первым полугодием 2024 года. Это я цитирую ФСВТС (Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству). Она же сообщила и об индийской верфи, которая будет осваивать собственное производство фрегатов при помощи наших специалистов. Это верфь компании «Goa Shipyard Ltd» (там ждут техдокументацию от «Северного ПКБ»). По итогу Индия получит еще минимум 4 фрегата проекта 11356. Сколько получим мы, вопрос? Не исключено, что работы по ним свернут, отдав предпочтение тяжелым фрегатам проекта 22350М, корветам проекта 20386 и МРК проекта 22800 «Каракурт».

В принципе, может и не самое худшее решение, учитывая, что ложка дорога к обеду. Легкие фрегаты проекта 11356Р должны были решить наши проблемы, возникшие с заминкой запуска в серию тяжелых фрегатов проекта 22350. Тех, кстати, тоже коснулось отсутствие украинских ГТД, и рыбинские моторостроители уже эти проблемы решили, в кратчайшие сроки создав и испытав газотурбинный двигатель М90ФР мощностью 27,5 тыс. л.с., который вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 и должен был заменить николаевскую продукцию, штатно устанавливаемую на тяжелые фрегаты. Что позволило вице-премьеру правительства РФ Юрию Борисову еще в сентябре 2018 года заявить, что Россия полностью преодолела зависимость от поставок украинских двигателей для боевых кораблей и этот вопрос «закрыт окончательно».

Справка: М90ФР вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 составляет корабельный газотурбинный агрегат (КГА) М55Р. А дизель-газотурбинная силовая установка фрегатов типа «Адмирал Горшков» включает два таких КГА (т.е. и М90ФР нужно два на корабль).

Напомню, что головной фрегат этой серии «Адмирал Горшков», как и первый серийный «Адмирал Касатонов», получили свои силовые установки от украинцев еще до событий 2014 года. А вот оставшимся «адмиралам» не повезло, им пришлось ждать продукцию уже рыбинских моторостроителей, и первый из них «Адмирал Головко» ее уже получил (первый КГА был установлен на корабль в декабре прошлого года, второй – в январе этого), теперь фрегат готовится к швартовым испытаниям.

Еще один двигатель М90ФР (КГА – МА3), по данным Mil.Press FlotProm, изготавливают на «Сатурне» для головного корвета «Дерзкий» (впоследствии переименован в «Меркурий», проект 20386, водоизмещение 3 400 т), который строится там же на «Северной верфи» (Санкт-Петербург). Однако испытания российских ГТД на боевых кораблях начнутся не раньше 2021-2022 годов. Пока идут стендовые испытания М90ФР. Если все пойдет по плану, то третий и четвертый фрегаты проекта 22350, «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», передадут флоту в 2022-2023 годах соответственно. Корвет «Дерзкий» планируется передать на рубеже 2021-22 гг (заложен 28 сентября 2016 г).

Дешево и сердито!


В связи с вышесказанным необходимость продолжения серии легких фрегатов становится сомнительной в контексте задач, решаемых ими в дальней морской зоне и учитывая их техническую отсталость уже на момент создания. Ложка была хороша к обеду, именно тогда (в 2010-м) мы реанимировали наш удачный во всех отношениях проект конца 70-х годов прошлого века ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка», запустив серию из 13 подлодок, 8 из которых уже в строю, вооружив их крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» (с боезапасом из 4-х КР) – так же как и легкий фрегат проекта 11356Р с его «Калибрами-НК» дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 дешево и сердито доносила нашу мысль до потенциального противника. В период с 2014 по 2016 гг шесть из них вошли в состав Отдельной бригады подводных лодок ЧФ, еще две пополнили Бригаду ПЛ ТОФ, четко обозначая круг наших интересов (оставшиеся пять ДЭПЛ будут переданы флоту, в частности четыре ТОФ и одна БФ, в ближайшие три года, причем, первые две уже в 2021-2022 гг соответственно). Таким же задачам призван был служить и легкий фрегат проекта 11356Р, но не сложилось – вмешались враги. Сейчас время упущено, эти задачи все так же дешево и сердито, но уже на современной технической базе будут решать корветы УРО проекта 20386 и тяжелые фрегаты УРО проекта 22350.

Поэтому индийцы, которые вовремя подсуетились с покупкой нашего неликвида, пришлись как раз кстати. Да и нам проблем меньше, потому что устанавливать ГЭУ в предусмотренное для нее проектом штатное место гораздо проще и дешевле, чем «курочить» уже готовые корпуса «адмиралов» под новые ГЭУ российского производства. Кстати, индийцы под это дело уже и с украинцами контракт заключили на поставку большого объема газотурбинной техники пр-ва «Зоря-Машпроект». Подписание контрактов состоялось еще в сентябре 2019 года в Дели. В номенклатуру поставляемых изделий вошли газотурбинные двигатели, редукторы и комплекты запасных частей к ним. Оборудование предназначено для кораблей различного класса, входящих в состав ВМС Индии. Также подписанные контракты предусматривают проведение обучения индийских специалистов по эксплуатации ГТУ и предоставление инженерной поддержки. Оставим за скобками, что хитрые украинцы фактически продали одни и те же двигатели дважды (от РФ они в качестве предоплаты за них еще до Майдана получили 2 млрд. руб., которые и. о. президента Турчинов отказался отдавать, вот так – ни ГТУ, ни денег и ничего, им все можно!).

Появление этих кораблей должно было расширить возможности ВМФ РФ в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике, а также в Арктической зоне, а расширит возможности ВМС Индии в Индийском и прилегающих океанах. Таковы превратности судьбы.

Вынужден на этом поставить точку. Но история на этом не заканчивается. Окончание истории в следующей статье.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    13 марта 2021 09:26
    Небратья, глядя на все это, могли только потирать руки, тем более что деньги за непоставленные силовые установки они уже получили в качестве предоплаты и возвращать их не собирались (пусть вначале РФ им Крым вернет!).

    На "Зоре" (Николаев) на полном серьезе считают:
    1) русские отказываются брать их двигатели, поэтому персонал завода с 2015 по 2020 год сократился с 15 до 9 тыс. чел.;
    2) заслуга приезжих инженеров (с Украины) в появлении российских турбин, и без них не получилось бы.
    (источник - интервью на ютубе николаевского журналиста)
    Корвет 20386 "Дерзкий/Меркурий" - опытовый корабль, в расчет его не стоит брать! Отсюда разумное решение продолжить серии корветов 20380/20385.
    1. 0
      13 марта 2021 09:37
      похоже, что Главный Штаб ВМФ вас не послушал, и продает уже готовые два корвета проекта 20380 "Ретивый" и "Строгий", заложенные в 2015 году на стапелях "Северной верфи" и предназначавшиеся ЧФ РФ, Алжиру. Зачем, не знаете? Об этом в след. статье (сейчас пишу)
      1. +4
        13 марта 2021 14:03
        Для Алжира предназначались корветы 20382,с ПКР Яхонт вместо Уранов и с ЗРПК Каштан-М вместо ЗРК Редут.
        1. 0
          13 марта 2021 20:32
          все верно вы пишите, это экспортный вариант 20380 под шифром "Тигр" проект 20382, отличается не только вооружением, но и силовой установкой - алжирцы ставят немецкий дизель, а не коломенский, но факт остается фактом, корветы, предназначенные для ЧФ, вдруг отдают ВМС Алжира, чего не построить для них новые Тигры?
          1. +1
            13 марта 2021 20:36
            Официальной информации по этому поводу нет,а если ЧФ РФ не хватит кораблей для выполнения поставленных задач и без того не высокий ныне рейтинг луноликого может упасть до уровня алкаша Бориски...Как говорил Де Брельи - ,,Париж любит победителей'' . Победителей все любят,проигравшие не нужны никому...Так что на месте луноликого я бы крепко подумал,прежде чем ослаблять и так далекий от идеала и своих лучших времен флот России такими не умными действиями...
            1. -8
              14 марта 2021 06:02
              Луноликий Странник039 , давайте я вам ещё раз разжую, если своего мозга не хватает, чтобы осмыслить написанное. Для кораблей нет двигателей, двигатели делались на Украине, а теперь она не поставляет их. Построенные корабли отняли ресурсы завода, завод не может делать корабли, и недоделанные складировать до бесконечности. Двигатели не дают только России, если продать корабль Индии, или кому ещё, то двигатель на него сразу найдётся. Та же Украина готова хот 10 двигателей для каждого корабля делать, если он не будет ходить в России.
              Дошло, или нет?
              1. +7
                14 марта 2021 07:55
                Прежде чем кидать понты,нужно озаботиться состоянием собственного мозга а у вас с ним проблемки,такие же как у мебельщика,любителя итальянских танков,если не хуже. В РФ для фрегатов 11356 есть моторы М70ФРУ,причем их собираются ставить на новые десантные корабли,так что в серию их запускать все равно придется. Читай больше и меньше понтуйся,умнее будешь выглядеть.
  2. +2
    13 марта 2021 10:05
    Каждый мнит себя стратегом... . Минобороны виднее, что предпринять в данных обстоятельствах, продать, подарить или оставить себе. У МО и горизонт видения гораздо шире, и компетенции выше чем у местных борзописцев. ИМХО
    1. -2
      13 марта 2021 14:14
      Как справедливо и веско сказано!
    2. -4
      13 марта 2021 20:48
      показали себя большим знатоком вопроса? решение принимает не МО РФ, а ГШ ВМФ ВС РФ и об этом в след. статье
  3. +6
    13 марта 2021 14:00
    Строить корветы 20386 вообще нет смысла,так как стоит это корыто почти как тяжелый фрегат проекта 22350,а вооружено бюджетными дозвуковыми морально устаревшими ракетами Уран,модулей к ним нет,их постройка дополнительные и не малые деньги,причем взять на борт все модули нельзя и в итоге получаем не универсальное дорогущее корыто,по цене тяжелого универсального фрегата
    1. +6
      13 марта 2021 14:22
      Полагаю в курсе, что корветы 20386 и фрегаты 22350 "пересекаются" не только по цене, но и в плане двигательных установок. На момент закладки "Меркурия" (октябрь 2016 года) на заводе "Янтарь" (Калининград) было 5(!) корпусов недостроенных кораблей (т.ч. 3 "адмирала" 11356) - выбирай не хочу платформу для эксперимента с модульным вооружением)

      По-моему, ошибочно и строительство МРК 21631 ("Вышний Волочек"), так как произошла ликвидация договора ДРСМД и проект 22800 "Каракурт" лучше, оснащен отечественными двигателями в отличие от "Буянов".
      1. +4
        13 марта 2021 14:25
        С учетом чрезмерно срока строительства этих не универсальных МРК,которые строятся почти так же долго,как корветы 20380,я в них большого смысла вообще не вижу,ни в Буянах,ни в Каракуртах. Если бы их строили за 1 - 2 года,тогда в них можно было бы искать хоть какой то смысл,ибо они могли бы стать замоной для советских МРК типа Овод,или ракетных катеров ...
        1. 0
          13 марта 2021 20:45
          с каракуртами вы ошибаетесь, в след. статье подробно о них, там все было оч. быстро, за 3 года от проекта до готового изделия
          1. +3
            13 марта 2021 20:56
            Вы правы только относительно первых кораблей серии,дальше время постройки стало затягиваться до не приличных для таких корабликов сроков. Так например МРК Козельск,заложенный в мае 2016 года планируют сдать флоту лишь в конце 2021 года,получаем срок постройки 4 года 7 месяцев и это если сдадут вовремя и не затянут,что еще не факт.
            1. 0
              13 марта 2021 21:07
              вы опять-таки правы (приятно поговорить с подкованным человеком, тут еще медведь040 и волк46 этим отличаются, остальные льют суп на автора и на путина - идиёты), а причину задержки знаете? сроки сдвинулись вправо из-за "Звезды", которая не справляется с нахлынувшими заказами, разгребем, об этом в след. статье подробно
              1. +5
                13 марта 2021 21:34
                Это не оправдание,не справляются сами надо передавать заказы на свободные верфи,а если МРК строят так долго,то лучше построить два многоцелевых корвета 20385,вместо трех МРК,по времени выходит одно и тоже ,да и по деньгам,вероятно так же.
                1. +1
                  13 марта 2021 21:40
                  рано я вас похвалил, не в верфях дело, они то как раз справляются, тормозит питерская Звезда с редукторами, а кроме нее только Кингисепп (но там еще хуже)
                  1. +5
                    13 марта 2021 22:06
                    Ну так не справляются эти,надо наращивать производство,или налаживать его где то еще. Из Норвегии нам редукторы не пришлют...а у нас,увы,не чешутся,наши рукамиводители...
                  2. +4
                    13 марта 2021 22:15
                    Помните советский фильм ,,Москва слезам не верит'' ? Там дама, ставшая директором, говорит начальнику цеха:

                    Меня не интересует почему нет, меня интересует что вы сделали для того, чтобы было. Выполнить и доложить'

                    Так что тут претензии народа к Путину и его команде вполне обоснованы. Нужно решать проблему,а не руками разводить и забалтывать ее...Если, пардон,вы познакомились с девушкой,а ночью ничего не смогли,она другого найдет,а не станет слушать ваши оправдания...Вот так и с чиновниками,включая Вову...Народу ,как и женщине,нужен тот,кто сможет,а не тот,кто только обещает...или не может и разводит руками.
                    1. 0
                      13 марта 2021 22:27
                      не хочу вас обижать, но...

                      "Как жаль, что все люди, умеющие управлять государством, уже работают парикмахерами или таксистами" (Франсуа Миттеран)

                      «В иерархической системе любой сотрудник поднимается до уровня своей некомпетентности» (принцип Питера - Лоуренс Питер канадский профессор)

                      вы просто не в теме
                      1. +4
                        13 марта 2021 23:25
                        Зря вы так. Народу надоели самовлюбленные глупцы с распущенными пальцами. Не надо себя хвалить,подождите пока это сделают другие. И то что официально заявленная средняя зарплата по РФ фуфло давно не секрет. Меня в школе учили,что средняя зарплата,это то,что получает большинство населения,а не среднее арифметическое между зарплатой уборщицы и криворучки Сердюкова...Пока что желание всяких Сердюковых руководить,сильно опережает их умственные способности к руководству. Все до чего дотронулись эти люди,все похерено,или сделано кое как и через задний проход. Одни Мистрали чего стоят...хорошо хоть танки итальянские покупать не начали,как того хотел мебельщик. То что Сердюков женат на родне Медведева не делает его умным и способным занимать руководящие посты. Кумовство такое до добра не доведет. Людей надо назначать по способностям,а тут назначение явно по иному принципу...И не надо обижать парикмахеров,они хоть на своем месте,а мебельщик нет...
                      2. 0
                        13 марта 2021 23:50
                        я вам дам ссылку на Мистрали, мы там больше выиграли, чем проиграли, хотя, канешна, враги нам подножку подставили, (но это был не Сердюков, а Барак Обезьяныч, хотя и к Сердюкову я не испытываю особого почтения, ему до Борисова или Шойгу как раком до неба), но лить суп на высшее руководство это занятие бесперспективное, какое оно плохое можно понять, взглянув на соседнюю страну-недоразумение (все познается в сравнении)
                        Вот ссылка (читать токо начало, до Кузи) -
                        https://proza.ru/2018/11/30/1427
                      3. +3
                        14 марта 2021 01:56
                        Ну это смотря на какую страну мы равняемся,если на Украину и страны Африки,то есть смысл на них смотреть и терпеть у власти нынешних потенциальных пастухов овец,ибо большинство из них на большее не тянет,это я как раз о Чубайсе,мебельщике и им подобных. Если хотим жить нормально,то и в качестве примера для подражания надо выбирать не Украину,а на фоне Саудовской Аравии руководство РФ,извините,ничтожно. Там и молодым семьям жилье за счет государства ( пусть и не шикарное,но вполне приличное,для начала ) ,и медицина и образование бесплатно,причем в любой стране Мира и счет в банке при рождении каждого гражданина...А в РФ ничего этого нет и не предвидится...Про зарплаты вообще смешно говорить,да и технику для армии саудиты покупают лучшую в Мире,а не колесные танки из Италии,там отчего то ума хватает не делать этого,а Сердюков на фоне шейхов умом не вышел ,да и те кто назначает эту бездарность на руководящие посты чем думают,и способны ли ясно мыслить ?! На счет Мистралей,так было бы полезнее взять за основу десантных кораблей РФ голландский десантный корабль-док Роттердам. Благо хоть сейчас хватает ума нечто подобное в Калининграде строить,после откровенно неудачных Гренов....На счет Обамы,так подножку РФ поставил не он,а глупцы,оравшие,что РФ отечественная промышленность не нужна,а плохому танцору всегда что то мешает...то Обама,то сосед Вася...
    2. 0
      13 марта 2021 21:36
      медведь, я тоже так считал, нафиг нам корвет по цене тяжелого фрегата? но решение уже принято, будет серия минимум из 10 кораблей, но вооружение уже поменяли в пользу Калибров, а может и Ониксов, (а в перспективе и Цирконов), для этого его удлинили (и с носа, и с кормы, чтобы избежать дифферента) и на выходе получили уже не корвет, а легкий фрегат, внимание - океанской зоны (даже не дальней морской), что будет с 11356Р, я не знаю, движок для них есть, но Корнилова скорей всего продадут индийцам (морально устарел, ложка хороша к обеду!). В общем, продолжение следует...
      1. +5
        13 марта 2021 21:45
        Пилить что то из корвета 20386,когда он по цене фрегата 22350 не вижу смысла. Что до 11356,то не все так однозначно. На западе 11356 считают фрегатом ПВО,там отличный рабочий ЗРК,для которого недавно сделали новую ракету,ей и оснастили третий фрегат серии. В качестве противолодочного оружия он несет РБУ-6000,что хорошо для перехвата торпед врага,идущих на корабль и торпедные аппараты 533 мм,имеющие дальность побольше,чем у Пакета,который стоит на корветах 20380 и фрегатах 22350. Пакет больше подходит для перехвата торпед,идущих на корабль,для атаки подлодки противника его дальность мала и если 22350 и 20385 могут использовать противолодочные Калибры,то у 20380 их нет и против подлодки он слабее чем 11356. ЗРК на 11356 средней дальности,боезапас 24 ракеты,корветы 20380 и 20385 могут взять на борт всего 12 ЗРК средней дальности,а хваленый тяжелый фрегат 22350 может взять на борт максимум 32 ракеты ЗРК средней дальности.
        1. 0
          13 марта 2021 21:51
          был ПВО, стал многоцелевым универсальным УРО
          1. +6
            13 марта 2021 21:54
            11356 и в качестве универсального фрегата УРО намного сильнее,чем 20380 и во многом сильнее 20385,особенно если считать ПВО. 11356 может отбиваться от отаки подлодки РБУ-6000 и атаковать ее торпедными аппаратами 533 мм. У корвета 20380 только Пакет для самообороны,атаковать подлодку нечем. У 11356 24 ракеты ЗРК средней дальности,у 20380 и 20385 всего 12 ракет ЗРК средней дальности. Мореходность и дальность плавания у 11356 лучше,чем у корветов.
  4. 0
    13 марта 2021 14:21
    Что позволило вице-премьеру правительства РФ Юрию Борисову еще в сентябре 2018 года заявить, что Россия полностью преодолела зависимость от поставок украинских двигателей для боевых кораблей и этот вопрос «закрыт окончательно».

    Чиновнику из правительства по штату положено громко рапортовать об успехах, поэтому он не объективен то ли в силу должностных обязанностей обязан выполнить и доложить "пятилетку за три года", то ли ввиду наличия отсутствия умственных способностей не способен реально оценить положение дел. А вот настоящий журналист поинтересовался бы сколько дизелей, турбин и редукторов способна выдать промышленность за год? Или боится, что объективная реальность сильно разочарует читателей пафосной статьи?
    1. +1
      13 марта 2021 20:44
      на счет Юрия Борисова вы не правы, единственный человек в правительстве (кроме, пожалуй, еще Белоусова и Мишустина, который на своем месте, давно уже ведет ВПК и полностью соответствует занимаемой должности). Про реальность с пр-вом ГТД, дизелей и редукторов к ним в след. статье
  5. +2
    13 марта 2021 21:24
    Нас хохлы кинули, но мы как ни странно продолжаем вести с этими ворами межгосударственный бизнес.
  6. -2
    13 марта 2021 21:59
    Блин! И кто ж додумался ставить китайское г...но на военный корабль???
    Ну не могут желторожие сделать что-то мало-мальски качественное и долгоиграющее!
    Ну не могут и все! И пусть друг друга обслуживают те, кто сейчас начнет говорить обратное!
    Это не говенные смартфончики клепать!
  7. -3
    14 марта 2021 10:56
    Произошли очередные проблемы с дизелем китайского производства CHD622V20, который начали ставить на российские суда в рамках импортозамещения вместо немецких MTU 16V4000M90 (немцы нам отказали в своих дизелях по той же причине, что и украинцы). У китайских товарищей двигатель CHD622V20 был вроде бы «почти как немецкий» (они производили по лицензии копию устаревшего немецкого дизеля Deutz TBD622), но на деле он оказался «истинно китайским» в худшем смысле этого слова. Они проявили себя более прожорливыми и менее надежными, не способными работать на форсированных режимах.

    - Странно ... - вот постоянно появляются новости о том , что Китай чуть ли не каждые три-четыре месяца "выдаёт на гора" (как говорят шахтёры) ... - очередной военный корабль...
    - И какие же силовые установки обеспечивают этим китайским армадам передвижение в морях и океанах ??? - Это китайцы такие же туфтовые двигатели и для своих кораблей используют ... - такого же дрянненького качества ... - или они это только для России всякую дрянь подсовывают (как у них это давно и принято во всех сферах... - сбагривать России всё отвратительное и чудовищного качества) или сами тоже используют свои такие же низкокачественные установки ???
    - Если у них только такие "двигатели" в наличии на все случаи жизни , то тогда грош цена всему этому китайскому бесчисленному бутафорскому "флоту"....
    - Жалко только наш флот...
  8. -2
    14 марта 2021 12:54
    Цитата: медведь040
    Ну это смотря на какую страну мы равняемся,если на Украину и страны Африки,то есть смысл на них смотреть и терпеть у власти нынешних потенциальных пастухов овец,ибо большинство из них на большее не тянет,это я как раз о ЧубайсеЕсли хотим жить нормально,то и в качестве примера для подражания надо выбирать не Украину,а на фоне Саудовской Аравии руководство РФ,извините,ничтожно. Там и молодым семьям жилье за счет государства ( пусть и не шикарное,но вполне приличное,для начала ) ,и медицина и образование бесплатно,причем в любой стране Мира и счет в банке при рождении каждого гражданина...А в РФ ничего этого нет и не предвидится...Про зарплаты вообще смешно говорить,да и технику для армии саудиты покупают лучшую в Мире,а не колесные танки из Италии,там отчего то ума хватает не делать этого,а Сердюков на фоне шейхов умом не вышел ,да и те кто назначает эту бездарность на руководящие посты чем думают,и способны ли ясно мыслить ?!

    вы забываете про количество населения в России и Саудовской Аравии, размер территории и прочем. В России автомобильных дорог в год строится столько же, сколько в тех же Эмиратах всего, арабам не нужно содержать дорогущий ЖКХ, науку, медицину, образование и прочее в масштабах России, не удивлюсь, если у нас на содержание одной только государственной границы уходит больше, чем у них на весь гос аппарат. Поэтому они и могут позволить себе выплаты гражданам
    1. +2
      17 марта 2021 23:58
      У арабов один солдат получает больше,чем в РФ 10 младших офицеров,а может и больше. Арабы тратят деньги на учебу своих граждан за границей,а в РФ в своих ВУЗах бюджетных мест кот наплакал. Арабы покупают новейшую дорогущую боевую технику за границей,а РФ ее продает. ...Суть вещей проста - Там не воруют мешками и не вывозят за границу,там не кормят чужих,у них только вид на жительство с правом на работу и никаких льгот. Посчитайте сколько можно экономить ,если бесплатная медицина и образование в РФ будет не у всех,а только у коренного населения ! Посчитайте скольким русским парням можно будет сохранить жизнь,если в горячие точки РФ начнет направлять,по примеру Франции,Иностранный легион ! Там найдется кому служить,не сомневайтесь,достаточно прекратить раздавать гражданство РФ направо и налево,не пойми кому и не пойми за что...
  9. +1
    19 марта 2021 16:22
    Цитата: Странник039
    Ну так не справляются эти,надо наращивать производство,или налаживать его где то еще. Из Норвегии нам редукторы не пришлют...а у нас,увы,не чешутся,наши рукамиводители...

    Когда после войны у страны не оказалось бомбардировщика - носителя ЯО вопрос решили просто - скопировали, не боясь никаких санкций, и самолёт был готов в рекордные сроки. Сейчас что, или кто мешает скопировать то, что сами не могЁм? Может потому, что в корпорациях сидят дятлы, умеющие только управлять денежными потоками, а не производственники, и талантливые конструкторы? sad
  10. 0
    20 марта 2021 22:50
    У автора много сетований на «небратьев», коварно отказавших поставлять ГТУ.
    Но стоит вернуться к логике: мы у них отжали Крым (пока шла неразбериха, выбрали удачный момент), организовали аналог Чечни 90х на их Юго-Востоке.
    Какими они были бы идиотами, продолжив поставки для нашей военной техники? (Часть которой по «военторгу» оказывается на Юго-Востоке)
    И насколько наивными должны были быть наши «эксперты», данный шаг не предусмотревшие?
    Про «китайцев» помню, были победные реляции, мол, и хорошо, что немцы дизели не дают, купим такие же, но дешевле.
    Нечто подобное звучало и про банки: европейские перестали давать дешевые кредиты (предприятиям), возьмём у китайцев. Но китайские банки, посчитав выгоды, тоже де-факто присоединились к санкциям.
    В современном мире авторкия обречена на застой и отставание.
    Интересно, в начале 2014г кто нибудь вообще взвешивал все «за» и «против»? Или все было на ситуативном уровне, в духе «там уж как нибудь»?
    1. 0
      14 мая 2021 17:01
      Ничего мы у небратьев не отжимали, это поклёп, который ты глупо повторяешь.
      1. 0
        15 мая 2021 03:01
        В среде не слишком обременённых интеллектом проимперски настроеннных граждан именно такая фраза была в ходу в 2014. Что у глупого на уме.. то и на языке. smile
        Везде расставили военных, застенчиво сняв с них знаки различия, часть депутатов вообще не пустили на заседание. (Стрелков про это рассказывал)
        Не говоря о том, что вопрос о выходе Крыма из состава Украины должен был решаться на общеукраинском референдуме, который был бы заведомо проигрышным и которого не было.
        Объективность прежде всего.
  11. 0
    14 мая 2021 17:00
    Можно было бы сказать, что наш ВМФ получил серьёзный урок. Если не знать наших мореманов (не тех, кто ходит на кораблях, а которые эти корабли им делают) я бы так и сказал. Но опыт показывает, что ничто им впрок не идёт. И в дальнейшем мы не раз будем видеть, как они (нечаянно или специально) будут попадать впросак с партнёрами. Неважно, с китайскими или, например, норвежскими (помните, как завод двигателей пронёсся мимо нас как фанера над Парижем?).