ЦМКБ «Алмаз» создало корабль будущего: Чем будет прирастать могущество флота РФ
Продолжаю серию статей, посвященных состоянию дел в нашем надводном флоте. В первом материале я рассказал о странной продаже ВМС Алжира двух наших новых корветов проекта 20380, строящихся с 2015 года на ПАО ССЗ «Северная верфь» для ВМФ РФ, и объяснил, в чем отличие этого проекта от проекта 20385. Про проект же 20386 придется поговорить отдельно.
Проект 20386. Корабль на вырост
Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль – корвет проекта 20386 «Дерзкий», впоследствии переименованный в «Меркурий» (в честь одноименного русского 20-ти пушечного брига, одержавшего в 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского победу в неравном бою с 74-х и 110-ти пушечными турецкими линейными кораблями). Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена к 350-летию Российского Флота. Однако данное событие, несмотря на всю его пафосность, было встречено неоднозначно среди военморспецов.
Причина до обидного банальна - Минобороны РФ и Главный Штаб ВМФ ВС РФ так до сих пор и не смогли договориться о единой концепции развития надводной составляющей военно-морских сил страны. Новый корвет должен был стать прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Разработчики попытались сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между СКР ближней морской зоны и фрегатом. Свое новое детище они отнесли к классу тяжелых корветов, однако с таким же успехом его можно было отнести и к классу фрегатов, или даже легких эсминцев.
Согласно прописанному ТЗ, корвет проекта 20386 должен был успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на него, впечатляют даже прожженных мореманов. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно: 1) защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны; 2) противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота; 3) обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения; 4) поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе; 5) обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.
Стояла задача создать боевой корабль, обладающий высокой ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные и военно-полицейские функции. Разработчики задачу выполнили и даже перевыполнили. Если до последнего времени в российском ВМФ сохранялась традиция строить разнотипные корабли, призванные решать схожие задачи, то конструкторы ЦМКБ «Алмаз» в этот раз пошли от обратного - они создали универсальный корабль, могущий на единой платформе решать разноплановые задачи. Выйдет ли он за пределы малой серии, покажет время.
В 21-м веке в построении ВМС различных стран возобладала тенденция размещения ударных средств поражения высокой огневой мощи на судах малого водоизмещения. И российским конструкторам в этом вопросе сегодня нет равных – они идут впереди планеты всей, насыщая маломерные суда системами вооружения невиданной доселе мощности. В Минобороны РФ и в высоких кабинетах ГШ ВМФ РФ по этому поводу до сих пор не утихают споры – отдать ли предпочтение корветам и фрегатам 1-го и 2-го ранга или строить МРК (малые ракетные корабли) 3-го ранга?
Корвет будущего. Только корвет ли?
Чем там всё закончится в высоких кабинетах, нам неведомо, но результаты работы конструкторов ЦМКБ «Алмаз» мы можем оценить уже сегодня. По итогу, благодаря инновационным технологиям, заложенным в конструкцию, на выходе мы получили принципиально новый корабль. Такого в составе ВМФ РФ еще не было. В основу проекта 20386 был заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач. В частности, его надстройка выполнена из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов, что позволяет снизить его радиолокационную заметность. Этой же задаче служит и применение крупногабаритных, закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию «Stealth». Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.
В состав временно устанавливаемого вооружения корабля входит контейнезированный ракетный комплекс оперативно-тактического назначения («Калибр-НК» на 4 ракеты). Также временно устанавливается на корабле гибкая протяженная буксируемая антенна интегрированной системы подводного наблюдения со спускоподъемным устройством, смонтированными на интегрированной раме (ГАС «Виньетка)». Кроме того, на корабле предусмотрена возможность приема дополнительных высадочных средств. Для их перемещения используются стандартные подвижные платформы с универсальными кильблоками. Существенное отличие проекта 20386 от предыдущих проектов корветов заключается в широком использовании роботизированных комплексов оружия и автономных необитаемых систем. Внедрение принципа роботизации связано с развивающейся в мировой практике тенденцией удаления личного состава от непосредственного контакта с противником. На корабле предполагается размещение БЛА вертолетного типа, необитаемых подводных аппаратов (НПА), аналогичных применяемым на кораблях противоминной обороны, а также многоцелевых дистанционно управляемых безэкипажных катеров (БЭК). Возможна установка и другого контейнезированного вооружения, например, водолазного или обеспечивающего размещение десанта. До освоения системы берегового хранения и поддержания сменного вооружения в технической готовности пока эти контейнеры предполагается размещать на борту, передавая по мере необходимости с корабля на корабль.
Кроме того, 20386 отличаются от предшественников интегрированными информационно-управляющими системами открытой архитектуры, новым радиоэлектронным вооружением и применением роботизированных комплексов (я о них уже чуть-чуть сказал выше). Вертолёт планируется хранить в подпалубном ангаре, оборудованном вертикальным вертолетоподъемником, что высвобождает верхнюю палубу для подъема и перемещения модульных контейнеров.
Корпус, ГЭУ и надстройка корабля
Еще большего успеха конструкторы добились при проектировании корпуса и надстройки корабля. Корпус корабля – стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых (даже от проектов 20380/20385), что стало одной из главных его особенностей. Благодаря новым обводам его подводной части удалось снизить на 25% гидродинамическое сопротивление корабля, что позволило уменьшить потребную мощность главной энергетической установки. А это автоматически привело к снижению ее веса (менее мощная ГЭУ и весит меньше), что помогло высвободить около 15-18% водоизмещения корабля для увеличения его боевой нагрузки. Кроме того, уменьшение гидродинамического сопротивления привело и к увеличению скорости полного хода корабля на 1,5 - 2 узла, доведя ее до 30 узлов. Улучшение мореходности корвета и его устойчивости к поперечной качке повлияло также и на боевые возможности корабля, позволив ему применять имеющееся вооружение при волнении моря до 5 баллов (что на 1 балл выше, чем у иностранных одноклассников). Кроме того, за счет уменьшения уровня шумов механизмов ГЭУ была снижена и заметность корабля в гидроакустическом диапазоне (для этого даже впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения).
Главная энергетическая установка представляет собой комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе двух газотурбинных двигателей М90ФР мощностью 27500 л.с. (пр-ва НПО «ОДК-Сатурн») и двух электродвигателей АДР-1600В мощностью 2200 л.с. (пр-ва АО «Силовые машины»), которые через редукторный агрегат 6РП и межредукторную передачу (пр-ва ПАО «Звезда») передают крутящий момент на два вала и два винта регулируемого шага (ВРШ). Обращаю ваше внимание на последнее, до этого на проектах 20380/20385 стояли винты фиксированного шага (ВФШ). Знающие люди поймут, что это дает кораблю.
Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна, обладающего высокими прочностными характеристиками). Данное технологическое решение позволило высвободить еще некоторый вес полезной нагрузки корабля для увеличения его огневой мощи, поскольку надстройка, выполненная из стекловолокна, оказалась в 2-3 раза легче аналогичной конструкции, сделанной из стали. Кроме того, использование композитов еще и соответствует требованиям малой радиолокационной заметности (требования, предъявляемые к технологии «стелс»). В результате за счёт перечисленных выше архитектурных особенностей корпуса и надстройки, в сочетании с используемыми специальными покрытиями; встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами; использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами; локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля, конструкторам удалось добиться значительного снижения его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) была снижена приблизительно в 3 раза, по сравнению с кораблями старых проектов).
Вооружение и прочие ТТХ
Вооружение при этом корвета мечты удалось сохранить на уровне предыдущего проекта 20385 (а он был самым вооруженным в своем классе). Уменьшили только с восьми до четырех количество тактических ударных ракет (установленный там УКСК 3С14 заточен под применение всего семейства имеющихся у нас ракет морского базирования – от крылатых «Калибров», до сверхзвуковых противокорабельных «Ониксов» и гиперзвуковых «Цирконов»). Для этого корабль пришлось удлинить еще на пару метров (109 метров против 106,3 метров на пр. 20385), причем во избежание дифферента на нос и потери мореходных качеств добавили по метру-полтора с обеих сторон, как с носа, так и с кормы.
При этом полное водоизмещение корабля возросло до 3400 тонн (а это уже сопоставимо с водоизмещением легкого фрегата проекта 11356Р, у которого оно 4035 тонн); дальность плавания на экономическом ходу (на 14 узлах) увеличилась до 5000 морских миль (против 4000 миль у предшественников), сравнявшись в этом с фрегатами; полная скорость возросла до 30 узлов; численность экипажа при этом уменьшилась до 80 чел (против 100 на предыдущих проектах), в результате чего автономность плавания увеличилась до 30 суток, сравнявшись в этом с фрегатами (на предыдущих проектах была в 2 раза меньшей).
В результате конструкторы ЦМКБ «Алмаз» на выходе получили уже не корвет, а легкий фрегат, внимание, даже не дальней морской, а океанской зоны. Что будет с легкими фрегатами проекта 11356Р, я не знаю. Движок для них уже есть (рыбинские моторостроители постарались), но корабль 90-х годов прошлого века давно уже морально устарел (ложка хороша к обеду!), а строить корабли, устаревшие еще на стапелях, себе дороже. Поэтому не исключаю, что серию закроют, а «Адмирала Корнилова», дожидающегося своей участи на стапелях калининградского завода «Янтарь», постигнет судьба двух других адмиралов – «Бутакова» и «Истомина», он тоже будет продан индийцам.
Выводы
Если корветы проектов 20380/20385 стараниями их создателей блестяще закрыли проблемы, стоящие перед флотом, в ближней морской зоне, то проект 20386 должен был по замыслу заказчика решать поставленные задачи уже в дальней морской и океанской зонах. Он стал предметом глубокой эволюции проектов 20380/20385, но как всегда в таких случаях бывает, перерос своих родителей на голову, став фактически опытовым проектом многоцелевого универсального легкого фрегата УРО 2-го ранга и по цене, и по водоизмещению, и по вооружению, и по дальности автономного плавания (по цене даже обогнавши легкий фрегат 2-го ранга проекта 11356Р и вплотную приблизившись к тяжелому фрегату 1-го ранга проекта 22350).
Разработчики строили корвет, а построили фактически фрегат. У пусть вас не смущает цена, она отражает только стоимость начинки изделия, а его нафаршировали сообразно задач, которые стоят перед кораблями дальней морской зоны, пытаясь по максимуму реализовать все преимущества революционной платформы корвета проекта 20380, который стал прототипом серии, сэкономив при этом насколько можно на вооружении. Из-за чего корвет проекта 20386 стал неким промежуточным вариантом между базовым 20380-м проектом и перегруженным вооружением 20385-м. Превзойдя по огневой мощи первый, противокорабельный комплекс которого ПКР 3С24 «Уран» был заменен на ударный УВП 3С14, и уступив по боезапасу второму (на 20385-м УВП 3С14 рассчитан на восемь ударных тактических ракет, в то время как на 20386-м конструкторы ограничились четырьмя).
В перспективе корветы данного проекта могут стать хорошей опорой для ВМФ РФ. Последние события на Ближнем Востоке говорят в пользу того, что почти все оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные фрегаты и корветы эффективным инструментом сдерживания. Поэтому крупная серия кораблей подобного типа, учитывая относительно низкую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения российского флота новыми боевыми единицами.
Про серию поговорим уже в заключительном тексте, из которого станет ясно, зачем мы все-таки продали два новейших корвета проекта 20380 «Ретивый» и «Строгий» Алжиру, в то время как они были законтрактованы для ЧФ.
Информация