BAM-2: How not to turn the "construction of the century" into a financial long-term construction


The recent story with the "blockage" of the Suez Canal by a giant dry cargo ship raised the question of the need to create an adequate alternative to it. In addition to the promising Northern Sea Route, the potential of which has yet to be revealed, Russia can offer numerous carrier companies the services of its railways passing through most of the Eurasian continent, the Trans-Siberian and BAM. However, in order to meet the increased demand, these railways need serious modernization to expand their capacity. And this task has already been set, which can only be welcomed, but at the same time, reasons for puzzled questions immediately arose.


Before proceeding to an analysis of these questions and an attempt to find answers to them, it should be noted that the expansion of the Baikal-Amur and Trans-Siberian railways in Russia is really necessary. They not only reliably connect the Eastern and Western parts of our country, but are also effective transit corridors for cargo flows from Asia to Europe. At the same time, BAM is of great strategic importance, actually duplicating the Transsib in the depths of the northern part of the Russian Federation, about which we are in detail told earlier. The government has set the task of increasing their throughput capacity from 144 to 180 million tons per year. At the initial stage, the cost of these infrastructure projects is estimated at 720 billion rubles.

Rather, it was estimated. According to the latest data, the estimate has already grown by 40 billion rubles, which immediately caused a great resonance in the domestic media. Let's add our "five cents" to these billions and we.

At first, it is not entirely clear where this rapid growth came from. Rather, it is understandable, since suppliers justify this by an increase in the cost of ferrous and non-ferrous metallurgy products, which amounted to 30% at once. The desire of the owners of metallurgical enterprises to earn extra money in our difficult times can be understood, however, the "construction of the century" still should not turn into a "golden" one. (At least not so fast). It should be borne in mind that the modernization of the BAM and Transsib is a project of national importance, and Russia is a country with a complete closed cycle of metallurgical production. There are at least two ways to reduce costs.

The first, which industry experts talk about, involves admission to tenders not only of domestic, but also of foreign suppliers. Rails and other metallurgical products are produced not only here, the same Japanese or Chinese will gladly grab the order, and competition will naturally lead to a decrease in the appetites of our oligarchs. The second method, proposed by the "right hand of Putin" Andrei Belousov, is perhaps even more radical. The Deputy Prime Minister voiced the idea of ​​introducing an indicative price for metallurgical products, the surplus profits from the sale of which should be withdrawn through special duties and taxes and sent to the “construction projects of the century”. A very interesting, statist approach, but for some reason it has not aroused any particular enthusiasm in anyone. This means that BAM-2 has every chance to continue to rise in price.

Secondly, not everything is clear with the stated goals of this infrastructure project. Initially, it was assumed that the expansion of the Trans-Siberian and Baikal-Amur Mainlines was done to increase the transit of cargo flows from China to Europe through our country. But now we are talking, rather, about the export of natural resources from Russia to China. About 70% of the load on both routes is coal that goes to seaports for supplies to China and other countries of the Asia-Pacific region. Russian timber and aluminum also go there. At the same time, the state has not been able to get the energy exporters to agree to the "take or pay" scheme. It was assumed that coal companies would have to conclude an agreement with Russian Railways on the transportation of a pre-agreed volume of cargo, making an advance payment for it. If they did not choose it, the money would not be returned to the customer. The measure is rather tough, but it would guarantee the loading of the BAM and Transsib at least in the eastern direction. However, domestic oligarchs managed to bargain for themselves that no more than 15 million tons of coal per year would be exported according to the "take or pay" principle. Everything else will come with significant discounts.

Therefore, the main beneficiaries of the modernization of these two railways will be coal miners and metallurgists. The state is expanding the Transsib and BAM for them, simplifying the export of natural resources to the east. At the same time, the most "bottleneck", in a straightforward and portable place, the Severomuisky tunnel in Buryatia, remains an unresolved problem. This tunnel runs through a mountain range and is the longest in the country and has a single track. This is literally a "bottleneck" that severely limits the BAM's capacity. The Second Severomuisky Tunnel, the work on which was started by Sibanthracite in 2019, could alleviate the problem. The American company The Robbins Company was to become the partner in the implementation of this infrastructure project. However, in 2020, the head of Sibanthracite, Dmitry Bosov, committed suicide, and construction work was suspended.

As a summary, I would like to conclude that our country really needs modernization of Russian railways, but it should serve the interests of the state and not turn into a financial "black hole".
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Alexndr p Offline Alexndr p
    Alexndr p (Alexander) April 21 2021 13: 23
    +2
    an expert in logistics, hypersonic weapons, missile submarines and torpedoes, tanks and unmanned aircraft, an economic guru and simply a great mind Man - Seryozha.

    BAM-2: How not to turn the "construction of the century" into a financial long-term construction

    Well, on the topic of the article, one can only smile at such a title and the priest's mriyas. SP-2 is coming to an end - now there will be a thousand articles about BAM.

    R - work. Morgenstern sings and is called a singer, Buzova acts in videos and is called a singer, but someone writes articles (nothing) and calls himself a journalist

    According to the latest data, the estimate has already grown by 40 billion rubles, which immediately caused a great resonance in the domestic media.

    in the rain and echo?) Well, there are also experts and specialists in all directions. In such a gigantic project, the budget cannot be reduced.
    1. Petr Vladimirovich (Peter) April 21 2021 21: 42
      -1
      Don't shoot the pianist, he plays as best he can (c) wink winked smile
    2. Vladest Offline Vladest
      Vladest (Vladimir) April 22 2021 13: 36
      0
      Quote: Alexander P
      In such a gigantic project, the budget cannot be reduced.

      You are absolutely right. A lot is not foreseen. And the army seems to be building.
      1. Yuri Bryanskiy Offline Yuri Bryanskiy
        Yuri Bryanskiy (Yuri Bryansky) 2 May 2021 08: 12
        0
        How much will the army pay?
  2. Bulanov Offline Bulanov
    Bulanov (Vladimir) April 21 2021 15: 18
    +4
    However, domestic oligarchs managed to bargain for themselves that no more than 15 million tons of coal per year would be exported according to the "take or pay" principle.

    And there is such a means of the USSR as "funds". So for everything that rushat to carry above these 15 million tons. there may not be enough wagons or will be delivered to the customer for a long time. The plan should be annual for the turnover. And from the Far East, the rest of Russia is waiting for wagons with Pacific fish. It's time to supply your country better than the Chinese with fish products. And at the same time, let the vigorous armored trains run along these branches ...

БАМ-2: Как не превратить «стройку века» в финансовый долгострой


Недавняя история с «закупоркой» Суэцкого канала гигантским сухогрузом подняла вопрос о необходимости создания адекватной ему альтернативы. Помимо перспективного Северного морского пути, потенциал которого еще только предстоит раскрыть, Россия может предложить многочисленным компаниям-перевозчикам услуги своих железных дорог, проходящих через большую часть евразийского континента, Транссиба и БАМа. Однако для удовлетворения возросшего спроса эти железнодорожные магистрали нуждаются в серьезной модернизации для расширения их пропускной способности. И эта задача уже поставлена, что можно только поприветствовать, но при этом сразу же возникли поводы для недоуменных вопросов.


Прежде чем перейти к разбору этих вопросов и попытке найти на них ответы, необходимо отметить, что расширение Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей России действительно необходимо. Они не только надежно связывают Восточную и Западную части нашей страны, но и являются эффективными транзитными коридорами для грузопотоков из Азии в Европу. При этом БАМ имеет важное стратегическое значение, фактически дублируя Транссиб в глубине северной части Российской Федерации, о чем мы подробно рассказывали ранее. Правительством поставлена задача по увеличению их пропускных возможностей со 144 до 180 миллионов тонн в год. На начальном этапе стоимость этих инфраструктурных проектов оценивается в 720 миллиардов рублей.

Вернее, оценивалась. По последним данным, смета уже выросла на 40 миллиардов рублей, что немедленно вызвало большой резонанс в отечественных СМИ. Добавим же свои «пять копеек» к этим миллиардам и мы.

Во-первых, не совсем понятно, откуда взялся этот стремительный рост. Вернее, понятно, поскольку поставщики обосновывают это увеличением стоимости продукции черной и цветной металлургии, которая составила сразу 30%. Желание хозяев металлургических предприятий подзаработать в наше непростое время можно понять, однако «стройка века» все-таки не должна превращаться в «золотую». (Хотя бы не так быстро). Следует учитывать, что модернизация БАМа и Транссиба является проектом государственной важности, а Россия – страной, имеющей полный замкнутый цикл металлургического производства. Снизить издержки можно было бы как минимум двумя способами.

Первый, о котором говорят отраслевые эксперты, предполагает допуск к тендерам не только отечественных, но и зарубежных поставщиков. Рельсы и прочая металлургическая продукция производятся не только у нас, те же японцы или китайцы с радостью ухватятся за заказ, и конкуренция естественным образом приведет к снижению аппетитов наших олигархов. Второй способ, предложенный «десницей Путина» Андреем Белоусовым, пожалуй, еще радикальнее. Вице-премьер озвучил идею введения индикативной цены на продукцию металлургии, сверхдоходы от реализации которой надо изымать через специальные пошлины и налоги и направлять на «стройки века». Очень интересный, государственнический, подход, но пока почему-то не вызвал ни у кого особого энтузиазма. А значит, БАМ-2 имеет все шансы продолжить дорожать.

Во-вторых, не все ясно с заявленными целями данного инфраструктурного проекта. Изначально предполагалось, что расширение Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей делается для увеличения транзита грузопотоков из Китая в Европу через нашу страну. Но теперь речь идет, скорее, об экспорте природных ресурсов из России в Китай. Порядка 70% загрузки обеих магистралей составляет уголь, идущий в морские порты для поставок в КНР и иные страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Туда же идут российский лес и алюминий. При этом государство так и не смогло добиться от экспортеров энергоресурсов согласия на схему «вези или плати». Предполагалось, что угольные компании должны будут заключить соглашение с РЖД о перевозке заранее оговоренного объема грузов, внеся за него предоплату. В случае, если они его не выбирают, деньги заказчику не возвращались бы. Мера довольно жесткая, но она гарантировала бы загрузку БАМа и Транссиба хотя бы на восточном направлении. Однако отечественные олигархи сумели выторговать себе, что по принципу «вези или плати» будут экспортироваться не более 15 миллионов тонн угля в год. Все остальное пойдет со значительными скидками.

Стало быть, основными бенефициарами модернизации этих двух железнодорожных магистралей будут угольщики и металлурги. Государство расширяет для них Транссиб и БАМ, упрощая экспорт природных ресурсов в восточном направлении. При этом самое «узкое место», в прямом и переносном месте, Северомуйский тоннель в Бурятии, по-прежнему остается нерешенной проблемой. Этот тоннель проходит через горный хребет, он самый длинный в стране и однопутный. Это в буквальном смысле слова «бутылочное горлышко», жестко ограничивающее пропускную способность БАМа. Снять остроту проблемы мог бы Второй Северомуйский тоннель, работы над которым начались было компанией «Сибантрацит» в 2019 году. Партнером по реализации данного инфраструктурного проекта должна была стать американская компания The Robbins Company. Однако в 2020-м глава «Сибантрацита» Дмитрий Босов покончил с собой, и работы по строительству были приостановлены.

В качестве резюме хотелось бы заключить, что модернизация российских железных дорог нашей стране действительно нужна, но она должна служить интересам государства и не превращаться в финансовую «черную дыру».
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Алексндр П Офлайн Алексндр П
    Алексндр П (Александр) 21 апреля 2021 13:23
    +2
    эксперт в логистике, гиперзвуковых вооружениях, подводных ракетоносцах и по торпедам, по танкам и беспилотным ЛА, экономический гуру и просто великого ума Человек - Сережа.

    БАМ-2: Как не превратить «стройку века» в финансовый долгострой

    ну а по теме статьи можно только улыбнуться такому заголовку и мриям пiтриота. СП-2 подходит к концу - теперь будет тысяча статей про БАМ.

    Р - работа. Моргенштерн поет и называется певцом, бузова снимается в клипах и называется певицей, ну а кто-то пишет статьи (ниочем) и называет себя журналистом

    По последним данным, смета уже выросла на 40 миллиардов рублей, что немедленно вызвало большой резонанс в отечественных СМИ

    в дожде и эхе?) Ну там тоже эксперты и специалисты всех направлений. В таком гигантском проекте смета не может уменьшаться.
    1. Петр Владимирович (Петр) 21 апреля 2021 21:42
      -1
      Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет (с) wink winked smile
    2. Владест Офлайн Владест
      Владест (Владимир) 22 апреля 2021 13:36
      0
      Цитата: Алексндр П
      В таком гигантском проекте смета не может уменьшаться.

      Вы абсолютно правы. Много не предвиденного. Да и армия вроде строить будет.
      1. Юрий Брянский (Юрий Брянский ) 2 мая 2021 08:12
        0
        А сколько армии заплатят?
  2. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 21 апреля 2021 15:18
    +4
    Однако отечественные олигархи сумели выторговать себе, что по принципу «вези или плати» будут экспортироваться не более 15 миллионов тонн угля в год.

    А есть такое средство СССР как "фонды". Так что на всё, что рашат провозить выше этих 15 млн.т. может не хватить вагонов или долго будут подаваться заказчику. План должен быть годовой по товарообороту. А с Дальнего Востока остальная Россия ждет вагоны с рыбой тихоокеанской. Пора свою страну снабжать лучше, чем китайцев рыбной продукцией. А заодно и бронепоезда ядрёные пустить по этим веткам...