Россия должна предотвратить войну в Центральной Азии
29 апреля 2021 года между Таджикистаном и Киргизией произошла так называемая «однодневная война». Победителей и проигравших в ней официально не было, и стороны начали отвод войск от места приграничного конфликта. Бишкек и Душанбе договорились провести переговоры по делимитации и демаркации своих госграниц. Означает ли это, что все образумились, конфликт исчерпан и большой беды удалось избежать?
К сожалению, так сказать было бы чересчур оптимистично и преждевременно. Обстановка в Центральной Азии постепенно накаляется и становится все более взрывоопасной. На это влияет целый комплекс факторов:
Во-первых, все более острой становится проблема дефицита воды в этом традиционно засушливом регионе. Так, в прошлом году из-за задержки с таянием горных ледников резко обмелели реки и озера Центральной Азии. Усугубило ситуацию поведение некоторых соседних стран, находящихся выше по течению трансграничных рек. Вопрос совместного использования водных ресурсов и стал формальным поводом для конфликта между Душанбе и Бишкеком. Директор водного департамента Киргизии пояснил, как должен осуществляться раздел воды:
37 процентов воды, поступающей из реки Ак-Суу, использует Кыргызстан. Ею орошают 11 тысяч гектаров земли. А 55 процентов воды из реки Ак-Суу получает Таджикистан — на полив 21 тысячи 300 гектаров, 8 процентов — Узбекистан на 1 тысячу 600 гектаров. Как известно, Торткульское водохранилище пополняется тоже из этой реки.
Во-вторых, проблема засухи, которая централизованно решалась в советский период, была усложнена после распада СССР. Таджикистан и Кыргызстан имеют около семидесяти спорных участков на границе, но самыми опасными с точки зрения потенциального вооруженного конфликта являются пункты водозаборов. Попытка одной из сторон установить видеокамеры для контроля на пункте «Головной» и стала той искрой, после которой начались боевые действия. И Душанбе, и Бишкек претендуют на дефицитные водные ресурсы, ссылаясь на старые карты и документы.
В-третьих, несмотря на то, что формально в конфликте участвуют только две страны, в нем опосредованно могут быть задействованы сразу два неформальных блока. За спиной Таджикистана будут стоять Иран и Афганистан, за Киргизией – Узбекистан, Казахстан и Турция. (Опять эта Турция). Россию это может поставить в крайне сложнее положение, поскольку обе бывшие советские республики являются нашими союзниками по ОДКБ, Кыргызстан состоит в Евразийском экономическом союзе, а с Таджикистаном Москва заключила буквально на днях соглашение о создании единой системы ПВО.
В-четвертых, проблема осложнена еще и тем, что Таджикистан и Киргизия являются транзитными странами для наркотрафика, идущего из соседнего Афганистана в Россию и дальше в Европу. Объемы поставляемого через их территории героина просто колоссальны, афганские «фермеры» являются мировыми лидерами по выращиванию опиатов на своих маковых плантациях. Борьба с наркоторговлей активно ведется, однако следует отдавать себе отчет, что подобные масштабы просто невозможны без наличия у организованных преступных группировок так называемой «крыши» во властных и правоохранительных структурах. В итоге получатся, что влиятельной международной героиновой мафии выгодно наличие «дырявой» государственной границы во всех транзитных странах и категорически не нужно появление каких-либо российских военных из числа миротворцев.
В-пятых, со стороны Афганистана имеется еще один фактор риска. В настоящее время США начали процесс вывода оттуда своих войск, после чего их место займут различные ЧВК. Но это не станет препятствием для того, чтобы на освободившейся поляне между собой схватились Талибан и запрещенная в РФ террористическая группировка ИГИЛ. Усиление последней может повлечь за собой дальнейший экспорт радикального исламизма в Центральную Азию, о чем мы подробно рассказывали ранее.
Таким образом, налицо сложнейший клубок геополитических проблем, который просто невозможно разрубить с одного маха. Стремление решить вопрос с делимитацией и демаркацией мирным путем – это очень хорошо, но Таджикистан и Киргизия видят его по-разному. Если Москва займет чью-то сторону, она автоматически обидит другую, своего союзника по ОДКБ. Этим несомненно попытаются воспользоваться другие региональные игроки, соседний Узбекистан или амбициозная Турция с ее партюркистским проектом. На ввод российских миротворцев Душанбе и Бишкек тоже не пойдут, по крайней мере, пока отряды радикальных исламистов под черными знаменами не устремятся к ним из Афганистана. Что же остается?
Очевидно, что необходимо пытаться решить корень проблемы, заключающийся в дефиците водных ресурсов. Это возможно сделать через массовое внедрение технологий сбора и хранения дождевой воды как в городских, так и в горных условиях. Стоит активнее пробовать выращивать в регионе Центральной Азии современные засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры. Нужно дипломатическими методами урегулировать вопрос об объемах допустимого водозабора между всеми странами, через которые проходят трансграничные реки. Также следует стремиться к окончательной делимитации и демаркации государственных границ между бывшими советскими республиками путем мирных переговоров, вплоть до обмена некоторыми территориями.
Информация