Почему Волго-Донский канал проигрывает более дорогой «Евразии»


Черноморский бассейн, Кавказ и Каспийское море являются ключевыми точками при строительстве любого транспортного коридора из Азии в Европу. В обход России, разумеется. В настоящее время в этом регионе активно толкаются локтями сразу несколько международных проектов. Кто одержит верх и возьмет под контроль транзит китайских товаров, и как на это реагировать нашей стране?


Сегодня принято много говорить об амбициях Турции, но уже не все помнят, что первым эту тему попытался оседлать Европейский союз. Еще в далеком 1993 году была создана международная программа под названием ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), куда вошли Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркменистан, Киргизия и Узбекистан, а после к ним присоединились Украина и Молдавия, Турция, Румыния и Болгария, Монголия и Иран. Как видно, в ней участвовали все, кроме Российской Федерации, поскольку основной целью было создание транспортного коридора в обход нашей страны. Данный маршрут получил название «Европа-Кавказ-Азия» и финансируется за счет ЕС. Позиция МИД РФ заключалась в том, что этот проект призван «усилить центробежные тенденции среди стран СНГ». Главным препятствием на пути реализации ТРАСЕКА стал Кавказ, традиционно сложный регион.

Разрубить этот «кавказский узел» смог президент Эрдоган, поддержавший в 2020 году Баку в его войне с армянами за Нагорный Карабах. В результате проигравший Ереван был вынужден открыть свободный транзит для турок через свою территорию к союзному им Азербайджану. Анкара получила сухопутный коридор на Каспий, откуда открывается путь в Центральную Азию. В планах «султана» создание некой «логистической супердержавы» на базе бывших советских среднеазиатских республик. В ее рамках может быть реализован проект «Среднего коридора» из Китая в Европу, где Турция должна стать «окном Пекина в Средиземноморье». Если амбиции президента Эрдогана осуществятся, этот межгосударственный экономический союз тюркоязычных стран имеет шанс вырасти до «Великого Турана», как когда-то была создана Русь вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Очевидно, что подобные инфраструктурные проекты, реализуемые в обход России, объективно представляют угрозу нашим национальным интересам. Необходимо как-то отвечать, но как? Воевать со всеми подряд не наш метод, экономическими санкциями мы конкурентов не задавим, а усовестить на словах не получится. Нужно представить адекватную альтернативу транспортному коридору, которая сделает именно Россию ключевой точкой сборки.

Таковым мог бы стать судоходный канал «Евразия», должный соединить Каспийское море и Азовско-Черноморский бассейн, о чем мы подробно рассказывали ранее. По нему смогут ходить торговые суда грузоподъемностью до 50 тысяч тонн, что резко повысит его привлекательность для Казахстана, Туркменистана, Ирана, Индии и Китая. Несмотря на то, как горячо Анкара ищет дружбы с КНР, в Пекине не забывают, что Турция по-прежнему является союзницей США по блоку НАТО, и потому на это «окно в Средиземноморье» нельзя делать слишком большую ставку. Пожалуй, еще важнее для России будет то, что соседний Казахстан и другие среднеазиатские республики бывшего СССР будут теснее экономически связаны именно с нашей страной, а не с амбициозной Анкарой и ее активной экспансионистской политикой.

Однако тут возникает очень важный вопрос: а нужно ли городить с нуля новый канал «Евразия», если уже имеется Волго-Донский канал, и так соединяющий по рекам Азов и Каспий? Да, последний уже забит под завязку и имеет массу ограничений по пропускной способности, но ведь его можно и расширить, верно? Соответствующие планы озвучены уже давно.

На самом деле, все не так просто, как представляется на первый взгляд. Пока нет окончательной проектной документации по «Евразии» и Волго-Донскому каналу, но кое-какие предварительные расчеты уже проделаны. Подсчитано, что по первому объем земляных работ составит 500 млн м³, железобетонных работ на шести шлюзах - 3 074 тыс. м³, а крепление откосов железобетонными плитами – от 4,5 тыс. м³ до 5,4 тыс. м². Второй вариант потребует выкопать земли в 50 раз меньше, а объем железобетонных работ на шлюзах примерно сравняется. В результате расширение и углубление более простого Волго-Донского канала обойдется ориентировочно в 3 раза дешевле, чем строительство с нуля «Евразии» с учетом необходимого для него питающего канала «Волга – Чограй». Также почти в два раза выше будут эксплуатационные расходы: 4,6 миллиарда рублей в год против 2 миллиардов.

Казалось бы, «Евразия» проигрывает с разгромным счетом более опытному игроку. Однако есть один, но очень важный экологический нюанс. Эти судоходные каналы необходимы тому же Казахстану в первую очередь для экспорта нефти и нефтепродуктов. Если по Волго-Донскому каналу пойдет вереница танкеров, раньше или позже возможны аварии с разливом сырой нефти и продуктов ее переработки. Если на «Евразии» с ее системой шлюзов последствия утечки можно минимизировать, локализовав разлившееся нефтяное пятно, то для низовьев и дельты Волги и Дона это станет настоящей экологической катастрофой. Течение стремительно разнесет опасные вещества по нашим внутренним рекам, загрязнив ими воду, протоки и отмели.

Случиться может всякое. Кто бы мог еще недавно подумать, что надежный и проверенный Суэц на несколько дней будет перекрыт потерявшим управление гигантским сухогрузом? Риск – дело благородное, но стоит ли рисковать своими реками?
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123 Офлайн 123
    123 (123) 20 мая 2021 17:40
    0
    Так канал нужен Казахстану для экспорта нефти? Мы то тут при чем? Нефть можно продать Транснефти, они доставят куда надо без риска загрязнения рек. Если не устраивает, пусть канистрами таскают.
    1. Петр Владимирович (Петр) 20 мая 2021 18:45
      0
      если уже имеется Волго-ДонскИй канал

      с зимней навигацией, ага...

      Нефть можно продать Транснефти

      Привет дружище! Даже не пытайся, это чисто логистическая компания... fellow
      1. 123 Офлайн 123
        123 (123) 20 мая 2021 19:42
        +1
        Это технические подробности. Можно продать Роснефти, Транснефть доставит куда надо. Я имел ввиду, что разве нам надо суетится ради казахских партнеров? Надо помочь конкурентам с торговлей и заодно избавить соседних "небратьев" от необходимости закупать тотолитарные нефтепродукты в "стране-аргессоре"?
        И эти люди критикуют режим laughing
        Что касается круглогодичной навигации, вода в обеих каналах одинаковая. hi
        1. Петр Владимирович (Петр) 20 мая 2021 20:02
          0
          C казахстанского Тенгиза есть труба в Новороссийск.
          Небратьям РФ грузит солярку исправно...
          Они в танки льют и по ЛДНР палят... Бизьнес, понимашь...
          1. 123 Офлайн 123
            123 (123) 20 мая 2021 21:01
            0
            Тем более, чего им еще надо?
  2. kriten Офлайн kriten
    kriten (Владимир) 21 мая 2021 10:25
    0
    Кого интересуют сохранность рек, когда на кону большие бабки....мерещатся. Но вероятно не будет никаких.