Беларусь попадет в траспортную блокаду из-за участия «Новом Шелковом пути»

7

Конфликт Запада с Белоруссией развивается по самому наихудшему для Минска сценарию. Теперь о возможности введения полной транспортной блокады пишут со ссылками на свои источники не только уважаемые информационно-аналитические агентства Bloomberg и Reuters, но и говорят в ЕС на официальном уровне, в администрации президента Франции Эмманюэля Макрона. Заметим, что пока не было никакого международного разбирательства, не вынесено обвинительного вердикта, могущего стать основанием для подобных ограничительных мер. Но почему все происходит так неадекватно жестко, где же знаменитые западные либерально-демократические ценности?

По предварительным данным, Беларусь может попасть в полную транспортную блокаду с «той стороны», и воздушную, и наземную. При этом ограничено будет перемещение не только пассажирского, но и грузового транспорта, что имеет принципиальное значение для дальнейших наших рассуждений. Под запрет могут попасть как белорусские экспортные потоки, так и транзитные потоки, идущие через ее территорию. Вот на этом и остановимся подробнее. Буквально накануне мы рассказывали о том, как США будут ставить препоны на пути строительства «Нового Шелкового пути», чтобы ограничить экспортный потенциал своего главного конкурента в лице Китая. И это уже происходит прямо на наших глазах.



Зачем вообще Пекину этот сухопутный «Новый Шелковый путь»? Гораздо проще загрузить контейнерами гигантские сухогрузы и отправить их морем. Так получается проще и намного дешевле с точки зрения логистики. Однако в дело вмешалась геополитика. В 2014 году КНР перешла «красную черту», став второй экономикой мира. Американцы с большим опозданием начали пытаться тормозить развитие Поднебесной, 70% экспорта которой идет через Южно-Китайское море. При этом Пекин имеет территориальные претензии и ведет споры со всеми своими соседями по этому ключевому для себя региону. США активизировали поддержку потенциальных противников Китая, а КНР была вынуждена ответить масштабной программой строительства военно-морского флота и созданием своих собственных авианосных ударных групп. Однако проблема налицо: Вашингтон может создать Пекину большие сложности с экспортом морским путем, подорвав его внешнюю торговлю. Осознание подобной невеселой перспективы понудило Компартию КНР приступить к реализации проекта сухопутного транспортного коридора из Азии в Европу.

Заметим, что Поднебесная не стала складывать все яйца в одну корзину, а начала одновременно прокладывать сразу несколько альтернативных маршрутов, на южном, на северном направлении и средний. При этом китайские инвесторы действовали в своем традиционном стиле, вкладываясь в инфраструктуру со связанными кредитами и активно продвигая свои национальные интересы в тех странах, куда они пришли. И вот теперь перед «Новым Шелковым путем» стали возводиться искусственные преграды. Так, Пекин в 2012 году заключил с прибалтийскими и европейскими государствами соглашение о сотрудничестве в формате «17+1». Предполагалось, что КНР вложит миллиарды долларов в развитие автомобильных и железных дорог, строительство морских портов и аэропортов. Однако неделю назад из данного соглашения вышла Литва со следующей формулировкой:

Такой вещи, как «17+1», больше не существует, поскольку там отсутствует Литва.

Откуда столько пафоса у руководства маленькой нищей страны, которое должно чуть ли не молиться на китайские инвестиции? О том, чтобы последовать этому шагу, теперь говорят в Эстонии и Латвии. Казалось бы, еще одно геополитическое безумство, на которое способны только прибалтийские республики. Ан нет, определенная логика все же имеется. В Вильнюсе считают, что Китай должен теперь договариваться не сепаратно с каждой страной отдельно, а с общим руководством Евросоюза. Понятно, что ноги растут из Вашингтона, который сможет дергать за ниточки лояльных брюссельских бюрократов, ставя препоны на пути китайского инфраструктурного проекта.

Причем тут Белоруссия? Да притом, что «Батька» в рамках своей пресловутой «многовекторности» вписался в проект «Нового Шелкового пути», чтобы показать Москве свою независимость. Вот как это комментировал замглавы Администрации президента РБ по экономике Николай Снопков:

Беларусь – это логистический перекресток. Мы находимся на ключевых транспортных маршрутах, связывающих Западную Европу с Востоком, Черноморское побережье со странами Балтийского моря. Сегодня на территории Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» идет активное создание «сухого порта» и комплексного логистического центра. Очевидны две узловые площадки экономического пояса Шелкового пути: округ Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР и Беларусь.


Считалось, что через Белоруссию сможет проходить до 10% от всего китайско-европейского товаропотока. Под эти неслыханные барыши неподалеку от Минска был построен китайский индустриальный парк «Великий камень». Это особая экономическая зона, участникам которой предоставлялись большие налоговые льготы и преференции. Правда, по факту, вместо центра передовых технологических разработок и производств, «Великий камень» превратился в огромный офшорный перевалочный центр китайского ширпотреба, идущего транзитом на рынки ЕС. Ну, кто бы сомневался.

По факту президент Лукашенко превратил свою страну в «бутылочное горлышко» на одном из ключевых направлений «Нового Шелкового пути», в китайский торговый анклав на стыке Евразийского и Европейского экономических союзов. И вот теперь, воспользовавшись удобным предлогом, США через своих марионеток его закрывают. Как видим, бесконечно балансировать между интересами Запада и Востока и играть в «многовекторность» получается не всегда. Даже у Александра Григорьевича, имеющего хорошую «политическую растяжку».
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 мая 2021 13:42
    Теперь есть Усть-Луга и другие возможности переброски китайских грузов через РФ с севера и юга - Балтийское и Черное море. А Белоруссия может разделить судьбу ГДР и войти в состав РФ. Почему немцам можно объединяться, а русским нет?
    Да! Белорусские заводы можно не отдавать частникам а загрузить их под Госплан. Этим откроется и заработает вторая ступень российской экономики.
  2. 123
    +3
    28 мая 2021 14:25
    Для Китая есть только один безопасный и надежный путь в Европу, все остальное "жрать кактус" диверсификации.
    При всем уважении, Белоруссия ничего не сможет противопоставить давлению Запада, ни в военном плане, ни в экономическом. Масштаб не тот. В любой момент все закрывается, вектора завязываются на узел.
    Долго еще в незалежность играть будем?
  3. 0
    28 мая 2021 14:49
    Молодец Батька! Просто гениально все разрулил!
  4. 0
    29 мая 2021 00:09
    А, сколько уже не пророчили СМИ Батьке кончину, а все пшик.
    На самом то деле путь в Европу и обратно либо через укру, а Москва не отдаст им бабки за логистику, либо через РБ.
    Ничего личного, только глобус....
    1. 0
      31 мая 2021 13:49
      Есть еще Средиземка и Турция. Есть еще и Балтийское море, на крайняк - Мурманск.
      1. -1
        31 мая 2021 14:30
        Це настолько логистически плохо, что надолго и намного не хватит.....
        Нафига например, китаю вкладываться в ....Мурманск?
  5. +2
    5 июня 2021 13:45
    НШП – общее название разветвлённой сети водных и сухопутных дорог в направлении Европы, одно из которых проходит через Беларусь.
    КНР проще договориться с двумя транзитёрами – РФ и Беларусь, чем с десятком других государств, через которые проходят НШП, а это предопределяет предсказуемость стабильность и безопасность.
    Если КНР заинтересована, может сильно поспособствовать скорейшему снятию ограничений ЕС транзита через Беларусь.
    Товарооборот КНР и ЕС не уступает аналогичному с США и в ближайшие несколько лет имеет все шансы его превзойти.