«Шах и мат»: Будет ли легкий истребитель успешнее своего «старшего брата» Су-57
Сегодня в Подмосковье открывается международный авиакосмический салон, 15-й по счету с момента основания. На нем Россия представит несколько перспективных новинок: гражданские лайнеры МС-21 и Ил-114-300, вертолеты Ми-171А3, Ка-32А11М и Ансат-М, истребители Су-57Э, МиГ-35, МиГ-29 и Су-35, зенитно-ракетные комплексы ЗРК «Тор-Э2», «Антей-4000» и С-350 «Витязь», а также иные образцы вооружений и техники. Но самым ожидаемым событием несомненно является окончательный сброс завесы тайны над новейшим отечественным однодвигательным истребителем, который должен сделать всем «шах и мат».
Тут следует отдать должное пиарщикам «Ростеха», которые сумели на ровном месте создать интригу и привлечь повышенный интерес самой широкой аудитории к новинке. Рекламная кампания была разыграна как по нотам: сначала появился видеоролик, дающий жирные намеки на то, кому производитель намерен продать истребитель, затем произошла серия «утечек» фотографий, где под разными углами желающие могли посмотреть самолет, скрытый черным чехлом, скрывающим важнейшие элементы его конструкции. Одно было понятно изначально – это однодвигательный истребитель, что означает некий прорыв в военном авиастроении России, но еще оставались сомнения, это чистая «горизонталка» или же перед нами давно обещанный самолет с вертикальным взлетом и посадкой. Судя по всему, «вертикалку» еще придется подождать, но очень хочется, чтобы это дело не откладывалось в долгий ящик. Возможности применения СВВП в ВМФ РФ куда шире, чем это принято считать, о чем мы подробно рассказывали ранее. Однако вернемся к «раздетому» самолету. Почему именно его разработчик назвал «принципиально новым» самолетом?
Давайте соберем в кучу все, что на данный момент известно о легком многоцелевом истребителе, который сегодня официально будет представлен на МАКС-2021. Похоже, что на нем установлен один двигатель AЛ-41Ф1, поэтому, поделив на два его тяговооруженность, мы получаем самолет со взлетной массой в районе 18 тонн. Также по его конструкции видно, что этот истребитель создан с применением технологий «стелс». Судя по всему, этот проект является дальнейшим развитием программы истребителя пятого поколения.
Несмотря на то, что над Су-57 начали работать еще в 2001 году, по состоянию на 2021 год серийное производство самолета так и не началось. Это было обусловлено как общей сложностью поставленной технической задачи, так и банальной неготовностью запланированного к установке на самолет перспективного двигателя («Изделие 30»). Поэтому первые Су-57 пока что летают с более слабым AЛ-41Ф1, производящим около 14,5 тонны тяги вместо требуемых 16-17 тонн. Поскольку Су-57 все еще не поставляется для собственных нужд ВКС РФ, от его экспортной версии Су57Э отказались даже индийцы, весьма уважающие российские вооружения. Пока, во всяком случае. Но можно ли их в этом укорять?
В данном контексте создание легкой версии истребителя пятого поколения представляется весьма верным шагом:
Во-первых, весь внешний облик новинки буквально кричит о том, что самолет максимально унифицирован со своим старшим братом. И это для него большой плюс, поскольку массовость производства узлов и агрегатов, опробованных на Су-57, существенно упрощает конструирование и удешевляет легкий истребитель. Унификация компонентов – великая вещь также и в условиях реальной войны, когда можно какие-то детали «скрутить» и переставить с поврежденного летательного аппарата на тот, что еще можно оперативно отремонтировать.
Во-вторых, однодвигательные истребители банально более востребованы из-за относительной дешевизны по сравнению с двухдвигательными. Каждый такой самолет обходится своему заказчику в заметно меньшие деньги и при покупке, и при последующей эксплуатации. При этом истребитель с одной силовой установкой по-прежнему в состоянии выполнять свою основную функцию – «истребление» авиации противника. Да, он уступит тяжелому истребителю, но тут все зависит от запросов покупателя и того, где и против кого он намерен применять эти самолеты. В качестве потенциальных приобретателей в рекламном ролике «Ростеха» символически показаны Индия, ОАЭ, Вьетнам и Аргентина. Воевать против США и блока НАТО в целом эти страны явно не собираются. Легкого многоцелевого истребителя, созданного с применением технологий малозаметности, для обеспечения безопасности своих воздушных границ им будет вполне достаточно. Практика показывает, что линейка российских истребителей Су-30 и их модификаций за рубежом весьма востребована, а вот тяжелый Су-57 пока что «не зашел». Впрочем, Индия все же может проявить реальный интерес к Су-57Э, когда на нем будет установлено и обкатано в деле «Изделие 30».
В-третьих, наличие в составе ВКС РФ легкого многоцелевого истребителя наряду с тяжелым Су-57, предназначенным для борьбы за господство в воздухе, сделает их возможности более сбалансированными. Не все же только на экспорт работать, верно? Возможно, на его базе в дальнейшем будет создан палубный истребитель, если Минобороны РФ сочтет целесообразным программу строительства отечественных авианосцев.
При всем позитиве от данной новости следует учитывать, что российская новинка выйдет на рынок, уже плотно занятый несколькими серьезными конкурентами. Это и США с их F-16, и Швеция с истребителем Gripen, и совместный китайско-пакистанский JF-17 Thunder (Chengdu FC-1 Xiaolong). Чтобы поставить им не только шах, но и мат, российскому самолету придется очень постараться.
Информация