Как пять контейнеровозов могут победить авианосную ударную группу ВМС США
Буквально через несколько дней разрешится интрига, что же там конкретно скрывается под черным чехлом на авиасалоне МАКС-2021: легкий однодвигательный истребитель или же модернизированная версия самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-141, о необходимости возрождения которого несколько лет назад заявил вице-премьер Юрий Борисов. И было бы очень здорово, если бы под завесой скрывался сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой. Несмотря на то, что этот самолет в определенных кругах считается чуть ли не самым бесполезным, это не вполне верно, а в случае с Россией СВВП может совершить едва ли не революцию. Конечно, это преувеличение, но возрожденный Як-141 позволит решить несколько очень важных задач.
Во-первых, Минобороны РФ может получить многоцелевой всепогодный сверхзвуковой истребитель, способный взлетать и садиться без специально подготовленной ВПП. Это может сыграть свою роль, если взлетно-посадочные полосы в случае начала вооруженного конфликта будут разрушены превентивными ударами. Нам в России к подлой войне без объявления, увы, не привыкать. Очевидно, что военные аэродромы ВКС будут в числе первых целей для блока НАТО и любого иного противника, а без взлетно-посадочных полос, разбитых «Томагавками», наши летчики смогут рассчитывать разве что на автомагистрали, которые, естественно, будут забиты машинами с перепуганными насмерть людьми. Наличие «вертикалки» как неприхотливого фронтового истребителя позволит в определенной степени нивелировать последствия такого обезоруживающего ракетного удара.
Во-вторых, появление СВВП позволит решить проблемы не только армейцев, но и военно-морского флота. Уже много лет ведутся ожесточенные дискуссии на тему того, нужны ли России авианосцы. Опыт Второй мировой войны и последующих вооруженных конфликтов с участием ВМС США убедительно доказал, что для победы на море мощная авиация является совершенно необходимым условием. Это прекрасно понимали и советские адмиралы, которые последовательно развивали тему авианесущих кораблей, начав с вертолетоносцев типа «Кондор», затем перейдя к серии ТАВРК. Если бы не произошел развал СССР, наш флот к настоящему моменту располагал бы сразу четырьмя атомными авианосцами типа «Ульяновск», которые были заказаны ВМФ и были вполне конкурентоспособными с американскими «Нимитцами».
Уже поэтому яростные аргументы против авианосцев для современной РФ являются либо следствием непонимания сути вопроса, либо откровенным вредительством. Да, есть масса проблем со стапелями для строительства, с береговой инфраструктурой для авианосцев, с отсутствием опыта у пилотов палубной авиации, с финансированием, все так. Но это не отменяет основной посыл: авианосцы, вернее, авианесущие корабли, ВМФ РФ нужны, и еще как. Вопрос лишь в том, какие именно они должны быть. И тут в комментариях начинаются какие-то «бабские истерики»: или тяжелый атомный авианосец на 100 тысяч тонн им подавай, вроде «Нимитца», а лучше, «Джеральда Форда», либо вообще никаких не надо! Мол, одними противокорабельными ракетами, если что, справимся. Ага, справимся. То, что у потенциального противника в лице ВМС США есть свои собственные противокорабельные и крылатые ракеты, а в дополнение к ним и эффективная палубная авиация, как-то упускается. Много мы тут на море навоюем, в случае его...
На этом этапе давайте сделаем уточнение. Да, Россия – это великая сухопутная держава, и у нас точно не предвидятся авиационные сражения за атоллы в Тихом океане. Но где-то в глубинах Мирового океана прямо сейчас плавают американские АПЛ, чьи МБР с ядерными боеголовками нацелены на наши города. ВМФ РФ должен иметь возможности отлавливать их даже вдали от своих берегов, для чего, собственно говоря, и начали строить первую серию крейсеров-вертолетоносцев проекта «Кондор». События в Сирии показали, что Россия может в любой момент оказаться втянутой в войну за тремя морями, для чего нужен сильный военно-морской флот и флот снабжения. Кто его знает, возможно, в обозримом будущем нам придется каким-то образом «обозначить свое присутствие» где-нибудь за океаном, например, в Венесуэле, для поддержки дружественного режима. Недавние события с эсминцем «Дефендер» показали, что ВКС РФ и ВМФ РФ имеют реальную перспективу столкнуться с АУГ ВМС Великобритании. Бог его знает, какие еще нам предстоят вызовы, в которых может оказаться задействованным наш невеликий надводный флот, при этом потенциальный противник в лице англосаксов имеет собственную палубную авиацию и опыт ее применения, а нам, таким умным, авианосцы даром не нужны. Или все-таки нужны?
Конечно, нужны. Мы уже рассуждали на эту тему, делая вывод, что оптимальным решением было бы строительство серии из 2-3 легких неатомных авианосцев водоизмещением в 40-45 тысяч тонн и авиакрылом в 40 палубных самолетов, один для Северного флота на усиление к «Адмиралу Кузнецову» и два для Тихоокеанского. И тут «авианосцефобы» воскликнут: ну что там эти несколько легких авианосцев могут поделать против десятка тяжелых «Нимитцев» и тем паче «Джеральда Форда»! Вот будут они прятаться возле наших собственных берегов, боясь выйти в океан в случае начала войны.
Однако это не совсем корректный аргумент. Во-первых, этот десяток с лишним американских АУГ рассредоточен по всему Мировому океану, поэтому одновременно все они точно не будут противостоять Северному или Тихоокеанскому флоту РФ. Во-вторых, в задачи российских авианесущих кораблей точно не будут входить дуэли с «Нимитцами», от них потребуется только воздушное и противолодочное прикрытие собственного корабельного соединения, на что 40 истребителей вполне хватит, а если мы говорим про два легких авианосца, то это уже 80, то есть, больше, чем штатно на одном «Нимитце». В-третьих, при рациональном подходе Минобороны РФ имеет возможность оперативно нарастить количество своей морской авиации на конкретном театре военных действий.
Так мы плавно возвращаемся от «ненужных» авианосцев к «ненужным» СВВП. Да, по своим ТТХ «вертикалка» несколько уступает обычному самолету горизонтального взлета, но его колоссальным преимуществом является возможность взлететь и приземлиться практически на любом пятачке. Никакие катапульты, аэрофинишеры и прочие приблуды ему не нужны. СВВП превращает в авианосец фактически любую баржу с прямой палубой. В прошлой статье мы подробно рассказывали об американо-британской программе АРАПАХО, которая позволяет буквально за неделю-полторы превратить в легкий эскортный авианосец любой крупный сухогруз. Для этого заранее заготовлены специальные модули контейнерного типа, где размещаются ангары, цистерны с топливом, хранилища для боеприпасов, кубрики для команды и т.д. Они просто грузятся на гражданское судно по заранее составленной программе, по сути превращая его в импровизированный военный корабль. Англичане таким образом переоборудовали и активно использовали под свои СВВП «Харриер» сразу три сухогруза во время Фолклендской войны. Причем Соединенному Королевству удалось в итоге достичь победы именно благодаря тому, что англичане смогли сконцентрировать на удаленном ТВД большое количество боевой авиации, обеспечив себе доминирование в воздухе. И все это без заранее подготовленной военной базы в Южной Америке!
Данный успешный опыт англосаксов вполне мог бы сослужить полезную службу и России. Разработка собственного аналога программы АРАПАХО позволит при наличии СВВП быстро нарастить численность и качество ударных сил ВМФ. Допустим, что у нас намечается некий очередной конфликт за тремя морями, где мы будем задействованы прямо или опосредованно, и нам нужно поддержать своего союзника в регионе. Можно оперативно вызвать из резерва нужное количество крупных сухогрузов и разместить на каждом по два десятка «вертикалок», а также загрузить топливом и боеприпасами. Пять импровизированных авианосцев в придачу к полноценным боевым кораблям – это уже сотня истребителей морской авиации. Но это еще не все наши потенциальные возможности.
Давайте вспомним о проекте «Калибр-К», который представляет собой ударный ракетный комплекс, размещенный на выбор внутри 20- и 40-футовых контейнеров. В них могут размещаться как противокорабельные ракеты 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, Х-35УЭ, так и ракеты для поражения наземных целей 3М-14КЭ, Х-35УЭ. В одном контейнере находится до 4 ракет. Есть варианты с размещением в контейнерах крылатых ракет «Калибр», возможно, будет сочтено целесообразным использование их в качестве носителей для гиперзвуковых «Цирконов». Большие размеры корпуса сухогруза также позволят разместить на нем мощную гидроакустическую систему, делая из «мобилизованного» гражданского судна охотника за подлодками.
Звучит довольно непривычно, но ничего невозможного в таком проекте нет. Де-факто за счет размещения на обычном сухогрузе комплексов «Калибр-К» и СВВП он превращается в авианесущий ракетный крейсер, как бы смешно это ни звучало. Да, ему очень и очень далеко по основным показателям до настоящего ТАВРК или БПК, но он может при необходимости отстреляться по целям «Калибрами», «слушать» подводную толщу и служить носителем для палубной авиации СВВП. Естественно, не автономно, а только в качестве авианосцев сопровождения и под охраной полноценных боевых кораблей, имеющих мощную противолодочную и противовоздушную защиту.
Подводим некоторые итоги. Разработка отечественного аналога программы АРАПАХО и истребителя СВВП даст возможность Минобороны РФ буквально в течение пары недель мобилизовывать и вооружать «военными контейнерами» крупные гражданские суда, оперативно наращивая авианосную и ударную группировку ВМФ на нужном ТВД. В зависимости от количества «вертикалок» и контейнеров «Калибр-К», мы сможем добиться если не перевеса в воздухе и по количеству крылатых и противокорабельных ракет над потенциальным противником, то по крайней мере достигать сопоставимых значений, что может позитивно сказаться на мирном урегулировании конфликта. После его окончания «боевые контейнеры» можно вернуть на склады Минобороны, а сухогрузы «демобилизовать». Представьте себе, насколько это может оказаться экономичнее, чем строить и потом содержать десяток тяжелых атомных авианосцев и под сотню ударных эсминцев и крейсеров. Уточним, что мы ни в коем случае не предлагаем отказываться от настоящего военного флота, но свой аналог АРАПАХО и наличие «Краснознаменного контейнероносного вспомогательного флота» при определенных условиях может стать весьма эффективным и бюджетным асимметричным ответом на тотальное доминирование ВМС США в Мировом океане.
Информация