Почему еще один судостроительный подряд «уплыл» из России в Турцию

13

Весной этого года ФГУП «Росморпорт» объявил тендер на строительство нового линейного дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Также было объявлено, что по Северному морскому пути (СМП) у нас будут ходить только суда отечественной постройки. И вот несколько дней назад стало известно, что заказ на этот ледокол ушел в Турцию вслед за двумя плавучими доками для новейших российских атомных ледоколов. Что вообще происходит с нашей судостроительной отраслью, и насколько оправдано размещение подряда в стране-члене НАТО, давайте разбираться.

Сперва необходимо сказать несколько слов про сам «ледокол раздора». Дизель-электрические ледоколы проекта 21900 и 21900М – это двухпалубные суда неограниченного района плавания мощностью 18МВт, оснащенные вертолетной площадкой, обеспечивающие продвижение во льдах толщиной до 1,5 метра, буксировку судов и других плавучих сооружений, оказание помощи и проведение аварийно-спасательных работ, исследование морского дна, прокладку трубопроводов, ликвидацию розлива нефти, выполнение функции пожарного судна и иных специальных задач. На основе этих двух проектов разработана версия 21900М2, относящаяся к ледовому классу Icebreaker7, о которой и идет речь. Очень полезная в народном хозяйстве вещь, особенно в условиях Севморпути. Но почему же за строительство ледокола российского проекта отказались браться отечественные верфи?



Среди претендентов на участие в тендере были финская Helsinki Shipyard Oy, гамбургская Pella Sietas и приморская «Звезда», но достался заказ турецкой Sefine Denizdzhilik Tersane Dahilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. Собственно говоря, она одна явилась на «конкурс» и его закономерно выиграла, получив контракт на 13,3 миллиарда бюджетных рублей. Сообщается, что туркам было отдано предпочтение, поскольку все российские верфи начинали разговор от стоимости в 15-16 миллиардов рублей. И это уже не первый случай. Напомним, что не так давно мы подробно рассказывали о заказе на строительство двух плавучих доков для атомных ледоколов, также уплывший в Турцию, которая запросила в полтора раза меньше, чем отечественные судостроители. Почему же в нашей стране строительство судов стало таким дорогим удовольствием?

Проблема, как обычно, носит системный характер. После распада СССР вся отрасль из-за недофинансирования и местами откровенного вредительства пришла в упадок, многие важнейшие предприятия остались в других странах, в частности, на Украине. Заметное восстановление судостроения, военного и гражданского, началось в последнее десятилетие, но оно сталкивается с массой трудностей. Это и проблемы с силовыми установками, и зависимость от импортного оборудования, которое приходится использовать из-за того, что отечественных аналогов уже не имеется. Верфи переполнены заказами, а культура и общая эффективность производства на них ниже, чем в Южной Корее, Китае или Японии. Мешают импортозамещению введенные западные санкции, а тут еще и цены на металл резко поднялись.
Да, строить новый корабль в России – это дорого и долго. В связи с этим возможны несколько вариантов решения этой насущной проблемы.

Аутсорсинг


Да, можно размещать заказы на зарубежных верфях. На самом деле, это абсолютно нормальная мировая практика, не брезговал этим в свое время даже могучий СССР. Подробно мы касались этой темы, рассуждая о том, что ускорить судостроительную программу для ВМФ РФ можно было бы, передав часть работ на китайские верфи, естественно, под чутким надзором Минобороны РФ. У широкой общественности подобные соображения не вызвали особого энтузиазма, но, судя по ситуации с ледоколами и плавдоками для них, проблема стоимости и сроков для заказчика в лице государства носит критический характер.

Резюмируем: в условиях перегруженности отечественных верфей нет ничего постыдного в том, чтобы передать часть заказов иностранному подрядчику. Однако есть один важный нюанс. Исполнитель должен быть максимально надежным и нейтральным по отношению к России. Например, Южная Корея, Китай, Финляндия, на худой конец. Но почему Турция? С каких пор эта страна, являющаяся членом НАТО и ведущая с нами сразу несколько «прокси»-войн, вдруг стала оптимальным выбором? Не устали в Кремле от «ударов в спину»? Не сделано что ли никаких выводов из ситуации с «Мистралями»? Да и зачем отдавать туркам готовый проект прекрасного многоцелевого ледокола? Разве не рвется Североатлантический альянс на наш Севморпуть? Зачем упрощать ему задачу?

Реиндустриализация


Есть и иной путь, которым можно идти даже параллельно с размещением заказов за рубежом. Одной из проблем отечественного судостроения является то, что строительство по-настоящему больших кораблей ему сегодня не по силам. Знаменитая при СССР верфь с огромными стапелями и докам осталась в украинском Николаеве. Собственно говоря, это и считается одной из основных причин, почему России якобы не нужны авианосцы, ибо строить их негде. «Севмаш» и «Залив» забиты заказами на годы вперед. Да, открытие в Приморье суперверфи «Звезда» стало большим шагом вперед, но она тоже вся законтрактована под гигантские танкеры. Приходится решать, или то строить, или это. Но это не совсем верный подход.

Давайте посмотрим на Турцию, куда начали перетекать наши заказы. Упомянутая верфь Sefine Denizdzhilik Tersane Dahilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. была создана в 2005 году в маленьком прибрежном городке Ялове с населением в 40 тысяч человек. До того как туда пришли промышленники, основным видом деятельности в Ялове была добыча полезных ископаемых. Такой вырисовывается типичный российский моногород с поправкой на турецкие условия. Но в середине «нулевых» там основали верфь площадью в 140 тысяч квадратных метров, которая способна строить и ремонтировать суда водоизмещением до 120 тысяч тонн, огромные пассажирские и автомобильные паромы, гигантские океанские суда. В производстве напрямую задействовано 4 тысячи человек, то есть, условно говоря, каждый десятый, а сколько еще опосредованно?

Разве это не тот самый рецепт, что подойдет и нашей стране? Почему не вложиться в строительство новой, еще одной суперверфи, способной строить хоть танкеры, хоть паромы, хоть плавдоки, хоть авианосцы? Это не только ускорит темпы реализации судостроительных программ, военных и гражданских, увеличит налогооблагаемую базу, но и создаст тысячи высококвалифицированных рабочих мест, давным-давно нам обещанных.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 августа 2021 11:39
    Теперь американцы, обратившись к турецкому опыту, запросто начнут строить подобные ледоколы и станут вытеснять Россию с Сев.мор.пути. Вопрос - зачем это нужно было России? Откаты при заказах?
    А Украаина должна покусать локти всем своим нацистам. Ведь если бы не они с криками - "Украина - не Россия", то сейчас город Николаев был бы полностью обеспечен заказами, работой и огромными деньгами, часть которых пошла бы на налоги. А жители Николаева получали бы достойные зарплаты.
    Вспоминаем 2014 год и его решения и последствия для всех сторон...
  2. -3
    2 августа 2021 11:45
    Да, строить новый корабль в России – это дорого и долго.

    возможный ответ дан.

    А верфи.... одна вон утонула относительно недавно, вроде так и лежит...
  3. 123
    +4
    2 августа 2021 13:45
    а тут еще и цены на металл резко поднялись

    Турецких судостроителей это конечно не затронуло? У них цены не изменились? Стоимость работ в отечественной судостроительной отрасли действительно выше и над этим надо работать, но цена на металл тут не при чем, он дорожает везде.

    Почему не вложиться в строительство новой, еще одной суперверфи, способной строить хоть танкеры, хоть паромы, хоть плавдоки, хоть авианосцы?

    Они и так растут как грибы после дождя. Рекомендую посмотреть:

    Государственная программа РФ "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы"
    http://government.ru/rugovclassifier/845/events/

    Можно и карту посмотреть, весьма наглядно.
    https://www.korabel.ru/shipbuilding.html

    Возможности российского судостроения и портов постоянно растут. Наверное устраивать митинг по поводу каждого зарубежного заказа не стоит, тем более

    это абсолютно нормальная мировая практика, не брезговал этим в свое время даже могучий СССР.
  4. AND
    0
    2 августа 2021 14:32
    Цитата: Сергей Латышев
    Да, строить новый корабль в России – это дорого и долго.

    возможный ответ дан.

    А верфи.... одна вон утонула относительно недавно, вроде так и лежит...

    Горе патриот. Иногда лучше молчать!
  5. -2
    2 августа 2021 14:44
    Мы им АЭС они нам корабли по бросовым ценам-шикарный вариант!БРАВО
  6. +1
    2 августа 2021 15:40
    Цитата: Буланов
    Теперь американцы, обратившись к турецкому опыту, запросто начнут строить подобные ледоколы и станут вытеснять Россию с Сев.мор.пути. Вопрос - зачем это нужно было России? Откаты при заказах?

    России это точно не нужно.
  7. +1
    2 августа 2021 15:41
    Цитата: 123
    Возможности российского судостроения и портов постоянно растут. Наверное устраивать митинг по поводу каждого зарубежного заказа не стоит, тем более

    А где вы тут митинг увидели?
    Вы выборочно фрагменты текста читаете и их комментируете?
    Вы не согласны с критикой? Вы не поддерживаете высказанное конструктивное предложение?
  8. 0
    4 августа 2021 06:26
    ...это абсолютно нормальная мировая практика

    Это абсолютно не нормальная практика, покупать за рубежом всё, кроме сырья. А самому гнать на экспорт только сырьё. И ...

    ....Верфи переполнены заказами,

    Игра слов. .. То есть из тысяч строящихся судов, пара заказов ушла за кордон? Но это же не так. Десяток судов строятся, а ещё два уже просто не влезают на строительные стапели.
    Правильнее будет сказать, что немногие оставшиеся верфи не могут строить больше того, что требуется хотя бы для ВМФ или штучных газовозов для экспорта недр, не говоря уже о ледовых судах. А исключения только подтверждают главное правило.

    ... вся отрасль из-за недофинансирования и местами откровенного вредительства пришла в упадок...

    вот это уже ближе к фактическому положению дел. Верфи разрушены! Новые не строятся. Работать некому, специалисты не готовятся. И количество потенциальных специалистов (численность населения) сокращается. А существующие верфи не конкурентно-способны из-за цен, в том числе и на исходное сырьё, которые правительство держит, почему то, на уровне мировых, хотя недр у России хватает. Утеряны компетенции в тысячах производств, от двигателестроения до металлургии и химической промышленности. Тихой сапой под давлением главнокомандующих уничтожаются производства, отрасли, а камуфлируется это открытием отверточных площадок. Новые компетенции не возникли. Проедается остатки старого наследия. И это всего то за 20 с хвостиком лет Ельцинско-Путинского-Сердюковского правления.

    Это не вредительство. В головы тех, кто у кормушки проникли "инопланетяне". С планеты Саксов. И "управляют" телами президентов и депутатов через сытейшее брюхо... Цель - уничтожить Россию. Съесть её живьём, но так, что бы она не проснулась от впившихся в неё олигархов и ставленников Запада. Вот это у ЕдРоссов получается. А снотворное, в перемешку с дурманом производится в промышленных масштабах. Без сбоев. За это их и кормят. Кормят до потери сознания и совести.
  9. +2
    4 августа 2021 13:09
    Потому что вредители сидят в правительстве. вовочке сказки рассказывают, как эрдогаша нас любить будет, из Сирии уйдет и прочие басни. А тот верит. А то что технологии, конструкторские решения отдают потенциальному противнику - у него мозга нет. Ну а предатели делают свое дело.
    1. 0
      4 августа 2021 17:50
      А Вова, значит, ДБ (неумный человек) стоеросовый. Не при делах совсем. Обвели вокруг пальца единственного настоящего патриота, значит, мальчиши-плохиши? ... Ржунемогуакиконь. Прошу прощения, если задел...!
  10. 0
    6 августа 2021 06:33
    Так некоторая часть нуворишей 90-х живет в Турции,есно тяги есть ,вот и пробивают себе заказы ,патриотизмом и не пахнет в Кремле!!!
    1. 0
      8 августа 2021 01:20
      в Турцию туда сюда можно летать русским и туркам без проблем...Никакие ковиды и политика не влияет. Поэтому вряд ли мы с Турцией будем иметь напряженные отношения: ни нам, ни им это не надо. И кстати турки не очень любят американцев... им ближе немцы (почему то).
  11. 0
    8 августа 2021 23:20
    Цитата: art573
    в Турцию туда сюда можно летать русским и туркам без проблем...Никакие ковиды и политика не влияет. Поэтому вряд ли мы с Турцией будем иметь напряженные отношения: ни нам, ни им это не надо. И кстати турки не очень любят американцев... им ближе немцы (почему то).

    Мы и с фашистской Германией до последнего были союзниками уже была война а из СССР шли составы с сырьем по договору , не верили до последнего !!