Нужен ли новейший Су-75 ВКС России
В предыдущем тексте я рассказал о причинах, побудивших ПАО «Сухой» взяться за разработку нового легкого одномоторного истребителя 5-го поколения, даже не имея заказа на него от ВКС РФ, исключительно ориентируясь на внешние рынки, обойдя в этом корпорацию «МиГ». Сегодня я объясню, зачем они позвали на презентацию самолета Путина, и приоткрою завесу тайны над некоторыми летно-техническими характеристиками нового изделия, с которых наконец-то сняли гриф «секретно».
Маркетинг рулит
Меня изначально покорил коммерческий подход корпорации «Сухой» к созданию и продвижению своего нового изделия. Причем это было явно не случайное стечение обстоятельств, а тенденция, на 30-м году капитализма мы наконец-то научились играть по их рыночным правилам. Еще с первой нашей противоковидной вакцины я обратил внимание, что ее продвижение на внешние рынки сопровождалось серьезной маркетинговой кампанией, начиная с выбора названия и далее по списку. Согласитесь сами, «Спутник V» ассоциируется у потенциального потребителя с самым известным советским брендом – спутником, который наряду с Гагариным и Большим театром символизирует наш успех и прорыв, а литера «V» ассоциируется с понятием «виктори», «победа». По всему видно, что создатели данной вакцины серьезно подошли даже к выбору названия, понимая, что в таких вещах мелочей не бывает, особенно, когда потенциальный потребитель – весь мир.
Создатели ЛТС Checkmate также вложили в название особый смысл. Но, судя по корреспондентам Би-Би-Си, с этим они мальца переусердствовали – англичане не поняли задумки маркетологов, неверно истолковав даже слоган «Turn the chessboard» на презентации изделия (дословно с англ. – развернуть шахматную доску), решив, что истребитель призван поменять правила игры на поле боя, а не на поле битвы за потенциального покупателя изделия.
Но дальше привлеченные к продвижению изделия промоутеры действовали уже с соблюдением всех канонов жанра. Начали с того, что накануне юбилейного 15-го авиасалона в Жуковском допустили сознательную утечку, и в прессу со ссылкой на хорошо информированные источники просочилась информация об участии в демонстрационном показе в Раменском суперзасекреченного изделия от корпорации «Сухой». Публика, и без того хорошо подогретая, замерла в предвкушении. Далее, как бы случайно в сеть попадают фотки секретного изделия, транспортируемого в ангар под маскировочным покрывалом, из-под которого отчетливо просматриваются контуры, отдаленно напоминающие до боли знакомые очертания F-35. Ажиотаж достигает предела, когда на салон приезжает первое лицо государства. Это подогрело интерес к новинке до того, что к началу представления перед входом в ангар возникла давка, в которой пострадало даже несколько аккредитованных на салоне иностранных журналистов, включая и их съемочную аппаратуру.
Для презентации боевого самолета выбрали ангар на самом краю экспозиции авиасалона. Модель обтянули темной тканью с большой надписью Checkmate и изображением фигуры шахматного коня. Как отметил на презентации гендиректор ОАК Юрий Слюсарь:
Глобальный рынок – это конкурентное пространство. В принципе, это постоянное соперничество можно сравнить с шахматной партией. В такой логике ЛТС – легкая, но эффективная фигура в опытных руках, способная решить исход партии – поставить шах и мат. Российская инженерная культура высокоинтеллектуальна и сильна не только на прикладном математическом уровне, но и способностью стратегировать. Да и в шахматах у нас традиционно все в порядке (после последних слов глава ОАК многозначительно улыбнулся).
Т.е., исходя из его слов, данное изделие нужно рассматривать как легкую фигуру в условной шахматной партии, призванную решать локальные задачи, но в случае чего могущую и мат поставить. В качестве тяжелых фигур у РФ для этого имеются на вооружении Су-57.
Презентация была красочной – самолет окружили с четырех сторон огромными экранами. На них под громкую музыку демонстрировался видеоролик со сценами боевой жизни Checkmate. В одном эпизоде противниками истребителя выступили американские F-35. Ни один российский военный самолет до сих пор не удостаивался такого грандиозного представления на публике. Владимир Путин осмотрел модель нового российского истребителя (надо сказать, что в Жуковском был представлен все-таки не самолет, а его прототип, хорошо детализированный макет с полноценной кабиной), для президента РФ макет подсветили переливающимися цветами, а во время просмотра летной программы еще и угостили мороженым «Коровка из Кореновки», которое принесли в розовой сумке-холодильнике прямо на трибуну (еще один маркетинговый ход, думаю, после этого у производителей данной марки мороженого откроются отличные экспортные перспективы, а на внутреннем рынке оно должно просто убить всех конкурентов).
Соперников же у нового изделия от «Сухого» немного. В качестве основных конкурентов Checkmate выступают самолеты 4++ и 5-го поколения. Последнее пока представлено на рынке только американским F-35 и китайским J-31 Шэньян. Но китаец нам не конкурент, потому что сам использует российские двигатели РД-93 (которых у него два), и разрабатывался как более легкая версия тяжелого истребителя 5-го поколения J-20 для работы с ним в паре. Если же говорить о самолетах 4-го поколения, то это самолеты с увеличенным ресурсом, рост которого позволяет снизить стоимость летного часа и закупочную стоимость. Это относится в равной степени как к машинам, находящимся в эксплуатации за счет продления ресурса, так и ко вновь строящимся самолетам последних модификаций (например, новым модификациям F-16). Кроме упомянутого F-16 4-го поколения, конкурентами Checkmate являются также самолеты – шведский Saab JAS 39 Gripen и французский Dassault Rafale. Китайский авиапром пока не наладит производство собственных двигателей, конкурентом нам не является, отсюда понятен кровный интерес американцев к блокировке продажи украинского моторостроительного гиганта «Мотор-Сич» китайским товарищам (это, кстати, и в наших интересах).
Летно-технические характеристики изделия
Теперь обещанные ТТХ изделия. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением. Нерегулируемый воздухозаборник расположен под фюзеляжем и имеет выдвинутую нижнюю губу, конструкция использует фюзеляжный буль для разворота и слива пограничного слоя. Среднерасположенное треугольное в плане формы крыло имеет развитую механизацию передней и задней кромки. Двигатель имеет управление вектором тяги. Между соплом двигателя и оперением расположены небольшие управляющие поверхности. В фюзеляже расположены три отсека для размещения подвесного вооружения: два боковых предназначены для ракет «воздух-воздух» малой дальности, основной отсек может быть сконфигурирован как для размещения трёх ракет «воздух-воздух», так и двух ракет «воздух-земля».
Самолет допускает различную конфигурацию бортового радиоэлектронного оборудования. Бортовой радиолокатор имеет активную фазированную антенную решётку для электронного управления лучом. Перед кабиной пилота расположена оптическая локационная станция. Под фюзеляжем, чуть правее носовой стойки шасси, располагается оптико-электронная прицельная система «КОЭПС-75» разработки УОМЗ. Также могут устанавливаться посадочные и оборонительные оптические станции того же разработчика.
ЛТХ изделия
Максимальная бесфорсажная скорость: M=1,8…2,0;
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8 G;
Практическая дальность: 2800 км;
Практический потолок: 16500 м;
Взлетная масса: 18 тонн;
Боевая нагрузка: 7400 кг.
Вооружение
(до пяти ракет во внутренних отсеках):
Воздух-воздух: РВВ-СД и Р-77М, РВВ-МД;
Воздух-поверхность: К029БЭ, КАБ-500, К08БЭ (УПАБ-500Б-Э), КАБ-250 и КАБ-250ЛГ-Э, Х-38, X-59MK2, Х-58УШК-Э, Гром-Э1 и Гром-Э2;
Подвесной контейнер с 30 мм пушкой;
Экипаж: 1 человек, 2 человека, беспилотный.
В состав бортового оборудования входят РЛС с АФАР, система круговой оптической и радиотехнической разведки, оптическая станция наведения, встроенные средства РЭБ. Кабина летчика оснащена информационно-управляющим полем пятого поколения. Аналогично Су-57 искусственный интеллект нового истребителя берет на себя рутинные операции, освобождая летчика для выполнения боевой задачи. Открытая архитектура самолета позволяет с минимальными затратами переделать его в беспилотник или двухместный истребитель.
Checkmate выполнен с применением технологий малозаметности. Эффективная площадь рассеивания составляет 0,001 кв. м. (у F-35, например, данный показатель в 5 раз больше). ЛТС превосходит своего визави и по внутренней вместимости. Так, F-35 способен нести внутри фюзеляжа полезную нагрузку до 4 тонн, в то время как Checkmate «берет на борт» почти 2 раза больше. Выиграть в полезной нагрузке удалось за счет использования одного двигателя вместо двух. Одно из ключевых преимуществ самолета его модульная конструкция. Checkmate изначально создавался, как конструктор лего, и потому обладает огромным потенциалом для дальнейшей модернизации. Он может и должен стать базовой платформой для целого семейства авиационных комплексов. К базовой модели можно будет добавить различных аксессуаров на разный вкус и кошелек сообразно пожеланиям заказчика (в том числе и иностранного). На нем можно будет выбирать радар, систему управления оружием, вплоть до установки другого двигателя. Из такого конструктора можно собрать даже палубную версию Checkmate. Он может действовать в информационной связке с другим истребителем или беспилотником, или даже сам стать беспилотником. Это соответствует современным представлениям о работе боевой авиации – такие пары испытывают во многих странах. Благодаря открытой архитектуре самолет можно настроить на решение конкретных задач – ведения воздушного боя, перехвата, ударов по наземным целям, разведывательным полетам. Кроме того еще на этапе проектирования была заложена возможность бесшовной имплементации в конструкцию самолета в будущем еще более совершенных агрегатов, которые пока находятся на стадии ОКР.
И последнее. Представленный на авиасалоне МАКС-2021 прототип никогда не поступит в войска. Это лишь концепция, на основе которой будут создаваться одноместный, двухместный и даже полностью беспилотный варианты. Первый полет Checkmate запланирован на 2023 год, серийное производство начнется в 2025 году, хотя сроки могут быть скорректированы (прототип пока не совершил ни одного полета, все испытания были виртуальными). В ВВС России, как и в США, традиционно существуют пары тяжелых и легких истребителей: Су-27 и МиГ-29, F-15 и F-16. С появлением истребителей нового поколения в США такой парой можно было бы считать F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В России на вооружении стоит тяжелый Cу-57, но легкого и недорогого истребителя 5-го поколения до сих пор не было. Будет ли российское Минобороны закупать коммерческий Checkmate, пока неизвестно.
Информация