Зачем США понадобились сразу два резервных флота
Всем прекрасно известно, что американский военно-морской флот является самым многочисленным и мощным, практически безраздельно владея Мировым океаном. Его основу составляют 11 авианосных ударных групп (АУГ), однако не все знают, что в действительности ВМС США гораздо более многочисленные и могут быстро нарастить свой количественный состав за счет резерва.
Вторая мировая война на море против Третьего рейха и Японии была во многом выиграна потому, что находящиеся в относительной безопасности и обладающие огромным промышленным потенциалом Соединенные Штаты могли очень быстро и в больших количествах строить военные и транспортные корабли. Но когда война завершилась поражением стран Оси, возник вопрос, что делать со всем этим флотом, размеры которого оказались избыточными для мирного времени. Рачительные американцы предпочли не распродавать корабли или пускать их на иголки, а сохранить для возможности использования в дальнейшем. Был создан резервный флот, и не один, а целых два: Национальный резервный флот обороны (NDRF) и Резервный флот ВМС США (United States Navy reserve fleets). Вскоре выяснилось, что сделали они так не напрасно.
Уже во время Корейской войны Пентагон смог задействовать сразу 540 кораблей из своего национального резерва для быстрой переброски большого количества войск и техники на полуостров. В 1951-1953 годах разразился всемирный кризис, и более 600 кораблей перевозили из США зерно в Индию и уголь в Европу. Впоследствии эти транспортные суда были задействованы Министерством сельского хозяйства США как плавучие базы для хранения запасов зерна. В 1956 году резервный флот был использован после перекрытия Суэцкого канала и в 1961 году по время Берлинского кризиса. Транспортные суда широко применялись американцами во время войны во Вьетнаме и в Персидском заливе. Из событий последнего времени, где оказался полезным резервный флот, стоит упомянуть ликвидацию последствий ураганов Катрина и Рита в США в 2005 году и землетрясения на Гаити в 2010-м.
В общем, полезно это оказывается, иметь подобный дополнительный ресурс, который можно задействовать в военное время или при режиме ЧС. Но что конкретно представляют собой эти два резервных флота США?
Резервный флот национальной обороны США (NDRF - National Defense Reserve Fleet)
Он был создан в соответствии с Законом о продаже судов 1946 года для удовлетворения потребностей США в случае чрезвычайных ситуаций, а также для доставки военных и гражданских грузов. NDRF находится в ведении Министерства транспорта - United States Maritime Administration (MARAD). После окончания Второй мировой войны к 1950 году этот резервный флот национальной обороны насчитывал невероятные 2277 судна, но в дальнейшем их количество, естественно, сократилось. Его основу составили быстроходные транспортники типа «Либерти», построенные США для обеспечения конвоев через Атлантику в Великобританию и СССР в количестве свыше 2500 единиц. Запасные корабли базировались на восьми стоянках в Калифорнии, Вирджинии, Техасе, Алабаме, Нью-Йорке, Орегоне, Вашингтоне и Северной Каролине.
К нашему времени сохранилось только три стоянки для NDRF - Джеймс Ривер, штат Вирджиния, Сэсун-Бэй, Калифорния и Бомонт, штат Техас. Большая часть кораблей списана, однако оставшиеся могут быть возвращены в строй в течение 20-120 дней после получения соответствующего приказа.
Резервный флот ВМС США (United States Navy reserve fleets)
Этот второй «запасной» флот США, который также называют «нафталиновым». К этой теме мы уже обращались, рассказывая про сохранившиеся четыре линкора класса «Айова», которые активно использовались ВМС США в Корее, Вьетнаме, Ливане и Ираке. Сейчас американские линейные корабли превращены в музеи, но они могут быть возвращены в строй в течение 3-4 месяцев. Базируются все запасные корабли на тех же стоянках, что и у NDRF: в Джеймс Ривер, Сэсун-Бэй, Бомонте и в других местах, поэтому часто их между собой путают. Управление «нафталиновым флотом» осуществляет Командование морских систем (NAVSEA).
Что касается состава, то тут все куда интереснее, чем у NDRF. Например, на стоянке в Бремертоне своей очереди на утилизацию ждет, но так и не дождется авианосец USS Kitty Hawk (CV-63). С 2017 года в Пенсильвании подвис авианосец USS John F. Kennedy (CV-67), на превращение которого в корабль-музей пытались собрать деньги, но пока безуспешно. Также в резерве ВМС США находятся 2 УДК USS Tarawa LHA-1 и USS Nassau LHA-4, 5 десантных транспортов (LKA-113 - 117), 5 десантных кораблей доков (LPD-7 - 13) и 1 буксир спасатель (USS Mohawk ATF-170). При необходимости они могут быть возвращены в строй. Кроме того, Корпус морской пехоты может рассчитывать дополнительно на 72 грузовых и 6 крановых судов, 6 танкеров и 3 бензиновоза, 2 морских парома и 1 войсковой транспорт.
Весьма рачительный подход к ресурсам, внушающий уважение. К сожалению, этого не получается сказать об отечественном флоте. Сколько боевых кораблей советской эпохи было продано за границу или распилено на металлолом, которые можно было при условии бюджетного дефицита вывести в резерв и восстановить позже по мере необходимости!
И, увы, пример подобного безответственного и недальновидного подхода мы наблюдаем прямо сейчас. Один из наших ТАРКР «Адмирал Лазарев», уникальный по своему потенциалу корабль, так и не дождался решения о модернизации. Вместо этого власти не пожалели 5 миллиардов рублей на его утилизацию. И это притом, что корабль такого размера в современной России построить крайне проблематично. На Военном обозрении некоторое время назад было опубликовано открытое письмо с предложением превратить «Адмирала Лазарева» в учебный корабль. Со своей стороны хотелось бы поддержать данную инициативу. Возможно, это самое оптимальное решение – использовать крейсер для пользы дела уже сейчас и при этом сохранить ТАРКР до лучших времен, когда он может еще кому-нибудь пригодиться.
Информация