РФ переходит от пассивной обороны к активным действиям на удаленных ТВД

6

Продолжаю серию статей о новом классе кораблей в составе ВМФ РФ – универсальных десантных доках-вертолетоносцах, два из которых, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», сейчас заложены на верфях КССЗ и должны войти в состав флота в 2028-29 годах соответственно. Про судьбу «Мистралей» и почему Минобороны РФ отказалось от идеи их тиражирования, я рассказал в первом тексте, в этом же речь пойдет об их боевом применении. Тут по этому поводу возникла масса вопросов и легенд (вплоть до использования их как легких авианосцев), придется частично их развеять.

Во-первых, данные корабли водоизмещением 40 000+ тонн будут побольше некоторых легких авианосцев (типа испанского «Хуан Карлоса I» – 27 079 тонн, итальянского «Кавура» – 35 000 тонн, индийского «Викранта» – 37 500 тонн, не говоря уже о таиландском «Чакри Нарубете» – 11 485 тонн), и вполне сопоставимы по размерам и водоизмещению с французским и индийским авианесущими флагманами – «Шарлем де Голлем» – 42 000 тонн и «Викрамадитьей» (бывшим ТАВКР «Адмирал Горшков») – 45 500 тонн. А во-вторых, хотя данные корабли и похожи на авианосцы, но предназначение у них несколько иное. К подобному типу кораблей их создатели-американцы пришли, переосмыслив свой горький опыт войны во Вьетнаме, а точнее результаты нескольких своих неудавшихся тактических высадок десанта на вьетнамское побережье. В результате они создали корабль, основным предназначением которого является загоризонтный десант. Под термином загоризонтной высадки понимают ситуацию, когда десант, используя специальные мореходные бронемашины, сходит на воду и берет курс к берегу за пределами видимого с берега горизонта. В этом случае построение бронемашин в боевой порядок, необходимый для боя на суше, происходит еще на плаву. Для этого данные корабли оборудованы под верхней «авианосной» палубой, несколькими палубами ниже еще и десантной палубой, на которой размещается бронетехника, которая и пойдет в десант. В корме помимо этого имеется еще и заполняемая водой док-камера, в которую могут заходить десантные катера, на которые прямо внутри корабля переходит неплавающая бронетехника, а плавающая после выхода катеров из док-камеры самостоятельно через нее выходит на плав и идет в бой, выстраивая боевой порядок еще на воде в зависимости от рельефа местности зоны высадки.



Боевое применение


Это была, так сказать, теория, а на практике загоризонтный десант выглядит следующим образом. Сначала ударная авиация, включая ту, которая базируется на УДК (вертолеты, в случае США и ряда стран НАТО – еще и штурмовики с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), работая по очереди с артиллерией боевых кораблей ордена сопровождения, давит огнем оборону противника на берегу. Затем на участке высадки высаживается десантно-штурмовой отряд на вертолетах, которые тоже поднялись в воздух с УДК. Как правило, это усиленная десантно-штурмовая рота. Опираясь на поддержку с воздуха, воздушный десант занимает позиции в ближнем тылу противника, удерживая которые он не дает ему перебросить на участок высадки основных сил никакие подкрепления и боеприпасы.

Штурмовой роте нужно продержаться недолго – до подхода основных сил морпехов, которые еще до ее взлета сошли на воду на специальных мореходных бронетранспортерах, способных передвигаться по воде на большое расстояние даже при серьезном волнении (американские AAV могут идти против волны даже в трехбалльный шторм), и десантных катерах с танками в арьергарде (не удивляйтесь, даже танки в этих операциях задействованы – не больше полуроты). Если штурмовой группе удалось закрепиться на отвоеванном у противника плацдарме, то уже через час во второй волне десанта на берег высаживаются основные силы (в нашем случае это усиленный полуротой танков батальон морских пехотинцев). При огневой поддержке с воздуха ударных вертолетов даже танковой полуроты достаточно, чтобы опрокинуть противника, который лишен подкрепления и б/з.

Задача батальона под прикрытием массированной воздушной поддержки без задержек пройти зону высадки и соединиться со штурмовой группой, удерживающей плацдарм. На рубеже спешивания, обозначенного комбатом (это зависит от того, где находятся траншеи неприятеля), морпехи спрыгивают с БТРов и переходят в контактный бой с противником.

В это время на УДК кипит работа. Нужно непрерывно заправлять боевые вертолеты и подвешивать ракеты. К моменту, когда катера вернутся с берега, должны быть готовы к погрузке боеприпасы и топливо для высадившегося батальона, (последний момент очень важен, потому что морской переход приводит к перерасходу топлива), а еще бронетехника, предназначенная для штурмовой роты – ведь им предстоит наступать и дальше уже по земле. Впрочем, если обстановка потребует, то они могут опять погрузиться на вертолеты и атаковать противника с воздуха, как воздушный десант.

Все это время на штабном корабле, которым и является УДК, работает штаб операции. Там находится ее мозг, он корректирует действия разновидовых группировок войск, подчиненных ему. Ведь на берег при поддержке с моря и с воздуха высажен только передовой батальон морпехов, на подходе корабли попроще (в качестве подобных планируется задействовать большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен») с другими подразделениями, которые пойдут в бой в третьей волне десантной операции.

О проекте 11711 я подробнее расскажу ниже, а пока закончу с десантированием. В результате штурма береговой кромки неизбежно появление раненых. Подгонять к берегу госпитальные суда опасно, а помощь нужно оказать в «золотой час» – первый час после ранения, когда шансы спасти бойца максимальны. Поэтому на УДК имеются специально оборудованные операционные (например, на американских УДК типа «Уосп» таких операционных шесть).

Тем временем операция десантирования продолжается. К операции подключаются десантники-морпехи с кораблей сопровождения, а на самом УДК к высадке готовятся уже тыловые подразделения, при этом часть их бойцов продолжает погрузку боеприпасов для десанта (ведь УДК является еще и плавучим складом б/з).

Дополнительные опции УДК


Конечно, это упрощенная иллюстрация. В ней нет разминирования, разведки и еще многого того, что в реальной десантной операции будет, но основа применения УДК выглядит именно так. Впрочем, слово «универсальный» в названии корабля применено не просто так – в зависимости от обстановки на нем могут быть и другие силы. Например, весь десант может пойти в бой как воздушный, а тяжелая техника будет высажена уже потом, челночными рейсами катеров. Если противника застали врасплох, то с воздуха могут высадить только разведчиков и авианаводчиков, а десант в полном составе пойдет на бронетехнике, нанося удар от уреза воды сразу к захватываемому объекту. Вариантов применения такого корабля масса.

Он даже может применяться для обороны морских конвоев, для этого вместо десанта и транспортных и ударных вертолетов на нем могут быть развернуты вертолеты противолодочные. УДК также идеальная база для спецназа, на нем можно разместить крупное спецподразделение, со всем его оружием и различными вертолетами, необходимыми для заброски, эвакуации и огневой поддержки. Это очень полезные корабли. Именно такие соображения в свое время и подтолкнули ВМФ озадачиться закупкой подобных кораблей на Западе. Правда, чем это закончилось, вы знаете.

На этом вынужденно ставлю точку. В заключительном материале пойдет речь о трудностях и проблемах, которые нас подстерегают на этом пути.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    31 августа 2021 09:12
    А что, если у противника на берегу находится "Бал" и "Бастион" или их аналог?
    1. +1
      31 августа 2021 09:42
      Для их подавления нужны "ненужные" авианосцы smile
      Все-все, молчу и убегаю, щас опять "секта" активизируется bully
    2. 0
      1 сентября 2021 05:13
      Морские десанты на удаленном ТВД невозможны без поддержки авианосцев. УДК - это хорошая и полезная штука, их строительство - это шаг в верном направлении. Но без взаимодействия с авианесущим кораблем десант на укрепленное побережье превращается в бойню.
      Что нужно: с авианосца поднять самолеты ДРЛО, чтобы произвести разведку и дать целеуказание истребителям и штурмовикам палубной авиации (в первую очередь), а также "Калибрам" с "Цирконами". Авиация должна расчистить побережье от "Балов" и "Бастионов" (их аналогов) и прочих укреплений, ПВО, артиллерии, РСЗО и т.д. И только потом, по-прежнему при поддержке самолетов и ударных вертолетов, в дело должны вступать УДК и БДК, высаживая десант.
      Резюме: без прикрытия палубной авиации и оперативной воздушной разведки с целью целеуказания при помощи самолета ДРЛО высадка на побережье противника - это чистая авантюра с предсказуемо печальным результатом. Все это прекрасно было известно и американским, и советским адмиралам (посмотрите задачи, которые ставились перед ТАВРК "Адмирал Кузнецов" и "Ульяновск" - среди них есть поддержка морского десанта). Война флота против берега невозможна без АУГ, равно как невозможно противостоять АУГ противника на море без своего авианосца в составе соединения.
      1. -1
        29 сентября 2021 20:12
        Только забыл добавить в своих фантазиях - "вокруг такое вжух, бабах, а я в белом кителе и развивающимся плащом стою на носу своего авианосца, и выхожу в эфир по рации - пан Адмирал Маржецкий"
  2. -3
    1 сентября 2021 13:26
    Бедные папуасы. Их опять хотят победить с помощью "самых лучших в мире" сказочных кораблей.
    Но они могут спать спокойно. Мы провалили кораблестроительную программу до 2020г, провалим и эту. Нам это как два пальца об асфальт. laughing
  3. -1
    29 сентября 2021 20:14
    У тех же американцев четко прослеживается развитие УДК по 4 классам.

    Десантно-штурмовой вертолетоносец (Landing Helicopter Assault, LHA).Пример - корабль USS America (LHA- 6)

    Десантно-вертолетный корабль-док (Landing Ship Dock, LSD). Пример - корабль USS Harpers Ferry (LSD-49)

    Десантный транспорт-док (Landing Platform Dock, LPD). Пример - корабль USS San Antonio (LPD-17)

    Десантно-вертолетный корабль-док (Landing Helicopter Dock, LHD). Пример - корабль USS Essex (LHD-2)