Как Россия идет по пути создания истребителя шестого поколения

25

Недавняя публикация, где скромно высказывались соображения на тему возможности превращения СКВВП Як-141 в платформу для создания беспилотного истребителя и «верного ведомого», вызвала довольно жаркие споры. Основной контраргумент звучал так: зачем делать БПЛА из истребителя, если можно сделать истребитель из БПЛА? Интересный вопрос. Давайте разбираться.

Может быть, и правда стоит просто как следует прокачать ТТХ «Охотника», и мы получим многофункциональный тяжелый ударный БПЛА? Может быть. А может, и нет.



Никоим образом не желаем возводить напраслину на С-70, поскольку это действительно довольно перспективная платформа. «Охотник» выполнен с применением технологий «стелс», его боевая нагрузка близка к фронтовому бомбардировщику. БПЛА сможет использоваться и для разведки, и в качестве тяжелого ударного дрона. Однако есть один важный нюанс: С-70 летает на дозвуковых скоростях. Истребитель пятого поколения Су-57, в качестве «ведомого» к которому сделан «Охотник», сверхзвуковой. Это означает, что в реальном бою они в паре эффективно взаимодействовать не смогут.

Тут можно воскликнуть, а почему бы не прокачать С-70 и тоже не сделать его сверхзвуковым? Можно, конечно. Но давайте зададимся вопросом, а насколько это оправданно? Стоимость застрахованного прототипа, который проходит испытания совместно с Су-75, составляет 1,5 миллиарда рублей. По предварительным оценкам, каждый серийно производимый «Охотник» обойдется заказчику где-то в 1 миллиард рублей. Эксперты предполагают, что после выхода в большую серию их стоимость снизится на 40-50%. Возможно. Хорошо, если так, но за дозвуковой беспилотник – это немалые деньги. Напомним, что за перспективный легкий истребитель пятого поколения Су-75 производитель просит 25-30 миллионов долларов, то по сегодняшнему курсу составляет 1,88 – 2,26 миллиарда рублей.

Иначе говоря, по цене пары дозвуковых «Охотников» можно купить 2 «с хвостиком» нормальных сверхзвуковых истребителя. Если же «прокачать» С-70 и сделать его сверхзвуковым, то соответственно вырастет и его ценник, наверное, сравнявшись с Су-75. Стоит ли игра свеч? Еще раз уточним: мы не против «Охотника», у этого БПЛА несомненно будет широкая ниша для применения, но, наверное, не надо пытаться слепить из него «вундерваффе», которое будет просто никому не по карману. Это позволяет нам сделать промежуточный вывод, что делать «верного ведомого» для сверхзвукового истребителя из С-70 может оказаться нецелесообразно. Напротив, общемировые тенденции таковы, что гораздо перспективнее сделать беспилотник из полноценного истребителя.

Next Generation Air Dominance (NGAD)


В настоящее время в Соединенных Штатах тестируется прототип истребителя шестого поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе. Эта программа засекречена, но известно, что самолет будущего будет иметь открытую архитектуру, а к его производству могут быть привлечены не только авиастроительные гиганты, но и новые компании. Предполагается, что самолет сможет действовать даже в ближнем космосе, для чего придется полностью переделать его силовую установку. Также известно, что американский истребитель шестого поколения может быть опционально пилотируемым, то есть, иметь беспилотную версию, которая будет использоваться как «верный ведомый». Судя по всему, Пентагон ставит целью «заморочить голову» китайскому и российскому военному руководству:

Представьте себе, что каждые четыре или пять лет появляются загадочные F-200, F-201, F-202, о которых известно только, что это настоящий летающий самолет. Теперь противник должен задаться вопросом: что может сделать новый самолет в бою? Что было улучшено? Насколько он уверен, что у него лучший самолет?


Next Generation Fighter


Не дремлют и в Старом свете. Франция, Германия и Испания объединили свои усилия с целью разработки собственного истребителя шестого поколения Next Generation Fighter в рамках программы Système de combat aérien du futur (SCAF, или FCAS). Первую скрипку в проекте играет Пятая Республика, единственная из этих европейских стран имеющая все компетенции по полному циклу производства боевых самолетов. Разработкой силовой установки займутся совместно французская группа Safran и немецкая MTU Aero Engines.

Уже было показано визуально нечто среднее между F-22 и Су-57. Ключевым отличием пятого поколения от шестого называется развитие в рамках этой программы беспилотных систем управления самолетами.

Tempest


Британская империя, отколовшаяся от Европейского союза, наносит ответный удар. Англичане объединились с итальянцами и создали Team Tempest для разработки собственного истребителя шестого поколения. В проекте участвуют британские компании BAE Systems, MBDA и Rolls Royce, а также итальянская Leonardo. Запуск собственной авиастроительной программы стал ответом Лондона на Брекзит. Оригинальным решением может считаться идея отказа от приборов в кабине, где все данные будут выводиться на дисплей внутри шлема пилота. Есть основания полагать, что британцы смогут завлечь в свой проект и Швецию, имеющую компетенции в авиастроении.

Да, возможность беспилотного режима также является непременным атрибутом британо-итальянского истребителя шестого поколения. Собственно говоря, концепт имеет очень много общего с франко-германским проектом.

Еще можно упомянуть японский проект истребителя следующего поколения NGF (Next Generation Fighter), ранее известный как F3 и Future Fighter («истребитель будущего»). В Токио мечтают завлечь на помощь концерну Mitsubishi Heavy Industries британскую BAE Systems или европейский Airbus, а еще лучше - американские Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman, чтобы «угоститься» их наработками по технологиям невидимости и беспилотного управления.

Сказанное дает нам основания сделать вывод, что создать беспилотник из сверхзвукового истребителя будет более рациональным и экономически эффективным решением, чем пытаться превратить дозвуковой БПЛА в подобие сверхзвукового истребителя. Если же предусмотреть на этой открытой платформе возможность вертикального, короткого и горизонтального взлета, горизонтальной и вертикальной посадки, полученный в итоге самолет, пилотируемый или беспилотный, получит массу конкурентных преимуществ.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 ноября 2021 14:13
    зачем делать БПЛА из истребителя, если можно сделать истребитель из БПЛА? Интересный вопрос.

    - Действительно: "Что нам стоит дом построить, нарисуем - будем жить!" wassat
    1. -4
      28 ноября 2021 22:28
      Цитата: Michael1950
      нарисуем - будем жить!

      Киностудия "Союзмультфильм" работает ударными темпами. good
  2. 0
    27 ноября 2021 14:18
    В настоящее время в Соединенных Штатах тестируется прототип истребителя шестого поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе. Эта программа засекречена, но известно, что самолет будущего будет иметь открытую архитектуру, а к его производству могут быть привлечены не только авиастроительные гиганты, но и новые компании. Предполагается, что самолет сможет действовать даже в ближнем космосе, для чего придется полностью переделать его силовую установку.

    - Про "ближний космос" (начинается выше 100 км) для истребителя 6-го поколения - это даже не нелепая сказка, а жутко глупая. Невероятно глупая... Чудовищно глупая...
    1. 0
      27 ноября 2021 14:55
      Значит, врут ваши американцы в своей пропаганде. Инфа из открытых источников взята. Либо перевод вольный. Одно из двух.
      1. -2
        27 ноября 2021 20:49
        У С-70 есть один недостаток.Он не принят на вооружение.Документы определяющие его боевое применение далеки от завершения.С-70 изготовлен в одном экземпляре, и о серийном производстве нет речи.Его скорость значительно ниже скорости истребителя, что нарушает принцип построения боевого порядка ВВС.ЛА должны быть с равными ТТХ.
    2. 0
      23 декабря 2021 19:07
      Есть научное определение ближнего космоса, а есть его бытовое понимание. Когда говорят про самолеты, под термином "ближний космос" понимают высоту от 20 километров.
      https://zen.yandex.ru/video/watch/610d8512e71d0a5fcc32a32f
  3. 0
    27 ноября 2021 15:34
    Цитата: Маржецкий
    Значит, врут ваши американцы в своей пропаганде.

    - Врут, собачьи дети! Дурят вашего брата. Дезинформируют "хомячков" всего мира, жующих поп-корн на своих диванах... laughing

    Инфа из открытых источников взята. Либо перевод вольный. Одно из двух.

    - Я понимаю, что вы не "сами это придумали", но крайне нежелательно вставлять подобные "дикие" перлы в свои статьи - народ может подумать, что вы с подобной чушью согласны! smile Это дискредитирует то правильное, что написано рядом... what
  4. 0
    27 ноября 2021 15:47
    Логично, что из с/з истребителя сделать с/з БПЛА лучше, чем из д/з БПЛА с/э истребитель)
    Согласен с автором.

    П.С. Кстати, уважаемый автор, что касается моих фантазий с розовыми слониками (стратосферные бомбардировщики):

    https://ria-ru.turbopages.org/turbo/ria.ru/s/20211125/stratolet-1760641791.html

    Бомбардировщик, способный обогнуть Землю, напичканный миниатюрными высокоточными ракетами, решит практически любой вопрос. И гораздо дешевле, и более перспективно, чем авианосцы, которые сегодня что арбалеты в эпоху огнестрела.
    1. +2
      27 ноября 2021 16:17
      Бомбардировщик, способный обогнуть Землю, напичканный миниатюрными высокоточными ракетами, решит практически любой вопрос. .

      - С ядерной силовой установкой? Вдобавок - настоящий стелс?! wink lol

      И гораздо дешевле, и более перспективно, чем авианосцы, которые сегодня что арбалеты в эпоху огнестрела

      - Глубоко ненаучная фантастика.
      1. -5
        27 ноября 2021 20:04
        Сейчас в ВПК важен тренд фантастики.Писать про то , как должно быть, а не про то, что есть.Горби стайл.
    2. 0
      29 ноября 2021 16:47
      Не люблю израильских "военных экспертов", но тут насчет ваших розовых слоников справедливо проехались
  5. +1
    27 ноября 2021 17:14
    про ближний космос - американцы не имеют ввиду что их истребитель должен выходить в ближний космос, они подразумевают способность уничтожать цели в ближнем космосе, ну так их ф15 давно сбил на низкой орбите спутник, и наш миг31( с антиспутниковым Кинжалом) на такое способен.
    6 поколением будет беспилотный истребитель 5 поколения с 1-2 движками, автономные бпла су57 и су75 и будут 6 поколением РФ, они будут работать в паре с бпла Охотник( носитель ракет)
    1. -3
      27 ноября 2021 20:02
      и наш миг31( с антиспутниковым Кинжалом) на такое способен.

      Причем с гиперзвуковым.Целые полки МиГ-31К.Великолепно наводятся СКЦ Лиана, с десятками спутников и наземными оптическими станциями. laughing
  6. -4
    27 ноября 2021 20:01
    laughing Успехи ОАК бесспорны.Поколения за поколением, пополняют эскадрильи , полки и дивизии.Су-35С, Су-57, Су-75.И к ним полки Ил-78МД-90А, А-100 с РЛС с АФАР.И вот теперь шестое поколение почти на подходе.Радостная долгожданная новость. tongue
  7. -1
    27 ноября 2021 20:11
    А, бросили старое обсуждение истребитель-БПЛА и сбежали в новую статью.

    Но так как возможность СВВП сильно ухушает ТТХ хоть истребителя, хоть БПЛА, то о какойто "вертикалке" 6го поколения говорить не приходится. Даже полноценного 5го - не приходится.
    Ни скорости (бомбер-"охотник" примерно равен по скорости истребителю ЯК141), ни стелса (у ф35 на сверхзвуке над морем быстро разрушается покрытие , писали)

    Что 6-поколение будет в космос летать - от этих хотелок 5-10 летней давности тоже отказались, в профильных статьях уже не мелькает..

    Все страны пока разрабатывают, по описаниям, стелс-бесхвостку... как раз используя наработки по бесхвостным БПЛА
  8. 0
    28 ноября 2021 01:17
    Цитата: Ы С
    про ближний космос - американцы не имеют ввиду что их истребитель должен выходить в ближний космос, они подразумевают способность уничтожать цели в ближнем космосе, ну так их ф15 давно сбил на низкой орбите спутник, и наш миг31( с антиспутниковым Кинжалом) на такое способен.

    - Именно поэтому истребитель 6-го поколения для подобных дел не нужен совершенно! Поэтому не надо ему эти функции "лепить" - с ними в ВВС США отлично справится F-15EX.
  9. +2
    28 ноября 2021 22:13
    Это позволяет нам сделать промежуточный вывод, что делать «верного ведомого» для сверхзвукового истребителя из С-70 может оказаться нецелесообразно.

    С/з БПЛА потеряет в дальности и экономичности по сравнению с дозвуковым.
    1. 0
      29 ноября 2021 16:49
      Просто это БПЛА для различных задач, что и было напрямую отмечено в статье.
  10. 0
    29 ноября 2021 16:37
    Цитата: Сергей Латышев
    А, бросили старое обсуждение истребитель-БПЛА и сбежали в новую статью.

    Вы много о себе воображаете
  11. 0
    29 ноября 2021 16:49
    Этого не может быть. Самолёты не корабли и идти они не могут, они могут, разбегаться и летать. Потом падать и садится. Уж я за свою службу насмотрелся, как это у них получается разных мастей. Там где я служил не разбился ни один самолёт, такой я был везучий для всего полка и похожего на наш.
  12. -1
    30 ноября 2021 01:46
    Цитата: Маржецкий
    Не люблю израильских "военных экспертов"...

    - И за что же это вы меня не любите?! laughing lol Это единственные эксперты, которые российским "экспертам" не дают "пургу нести" бесконтрольно... wink
    1. 0
      1 декабря 2021 15:10
      Не вас конкретно smile А вы прям эксперт?
      Я весьма критично отношусь и к нашим, и к западным экспертам.
      1. 0
        1 декабря 2021 15:42
        А вы прям эксперт?

        - Прямо! laughing

        Я весьма критично отношусь и к нашим, и к западным экспертам.

        - Но какие же у вас основания относиться ко мне "критично"? smile
        1. 0
          1 декабря 2021 15:44
          Я вас не знаю, не знаю уровня вашей компетентности. Это во-первых.
          Во-вторых, я крайне осторожно отношусь к высказываниям представителей Израиля про российские вооружения. Вы не объективны.
          1. 0
            1 декабря 2021 15:52
            Я вас не знаю, не знаю уровня вашей компетентности.

            - Я закончил Барнаульское ВВАУЛ (фронтовая бомбардировочная авиация), потом 22 года прослужил в Челябинском ВВАУШ, - военный лётчик 1-го класса, командир звена, последние 7 лет - преподаватель кафедры авиационных радиоэлектронных средств, подполковник запаса, ДМБ -1995 год. Всё остальное время военная авиация для меня остаётся "хобби на всю жизнь". Поэтому - таки да: за полвека её вдумчивого изучения, включая 26 лет службы в ВВС СА/РА и имея доступ к секретным и сов. секретным техническим описаниям, которые в отличие от всех пропагандистских фейков выдавали реальные факты, - я могу сказать, что "кое-что" в военно-авиационных делах понимаю. laughing lol (Про танки и подводные лодки меня не спрашивайте). И мне нет нужды подлизываться и подмазываться, или бояться, что меня упекут в тюрягу, если что "не так скажу"... lol