Китайский авианосец «Ляонин» может вновь оказаться в России
Любопытные новости пришли из Поднебесной. По данным британского издания для англоязычных читателей Beijing Today, официальный Пекин рассматривает варианты дальнейшей судьбы своего первого авианосца под названием «Ляонин», среди них: продажа авианесущего корабля Индии либо России. Что это, журналистский вымысел, или же за подобными экзотичными идеями может стоять вполне здравое зерно?
Сперва надо сказать несколько слов про сам «Ляонин». Это бывший советский тяжелый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5, собрат нашего «Адмирала Кузнецова». Изначально корабль назывался «Рига», потом был переименован в «Варяг». После распада СССР недостроенный ТАВРК достался Украине при разделе Черноморского флота, в результате чего едва не сгнил. В 1998 году крейсер был приобретен китайской компанией всего за 20 миллионов долларов, то есть, по цене металлолома, якобы для создания на его базе плавучего казино. После долгих мытарств корпус был доставлен в КНР, где вместо увеселительного игрового заведения из него сделали настоящий авианосец, первый в составе ВМС НОАК.
О том, что «Ляонин» неконкурентоспособен с американскими авианосцами класса «Нимитц» и нуждается в замене, в китайской прессе говорилось еще несколько лет назад. И вот теперь об этом же пишет британское СМИ, базирующееся в Пекине. Давайте подумаем, почему в качестве потенциальных покупателей были названы Индия и Россия.
Продажа «Ляонина» Индии?
Если честно, то эта идея звучит очень-очень странно. Дело в том, что Индия и Китай объективно являются главными соперниками в регионе Юго-Восточной Азии. Соединенные Штаты рассматривают Нью-Дели как противовес растущей военной мощи Пекина. Казалось бы, зачем «великой континентальной державе» Индии авианосцы? Да затем и нужны, чтобы сдерживать ВМС НОАК, которые планируют обзавестись не то четырьмя, не то шестью авианосцами до 2030 года. К 2025-му китайцы собираются построить свой первый атомный авианосец, который будет использоваться на удаленных ТВД.
По этой причине Нью-Дели собирает с бора по сосенке свой авианосный флот: у англичан купили старый десантный вертолетоносец HMS Hermes, переименованный потом в «Вираат», у России – ТАВРК «Адмирал Горшков», превратившийся в «Викрамадитью». К слову, последнее отнюдь не то, чем нам всем стоит гордиться, – лихо продавать за рубеж авианесущие корабли, которые сами построить пока не в состоянии. По модернизированному проекту «Викрамадитьи» («Адмирала Горшкова») индийцы построили и в настоящее время испытывают новенький «Викрант». Рассматривается возможность строительства настоящего гиганта водоизмещением в 65 тысяч тонн под названием «Вишал».
Вот и спрашивается, с какой бы стати Китаю продавать свой «Ляонин» Индии? Это, как если бы США продали для укрепления ВМФ РФ парочку возрастных, но годных «Нимитцев». По этой причине информация Beijing Today выглядит довольно странной. Если, конечно, этот вброс не был сделан сознательно, чтобы отвлечь внимание от истинных целей Пекина.
Продажа «Ляонина» России?
Возвращение «Варяга» в «родную гавань» на этом фоне выглядит куда более адекватным предположением. Казалось бы, зачем китайцам, которые активно строят свой авианосный флот, самим избавляться от первого авианосца? На самом деле, для этого есть вполне рациональные причины.
С одной стороны, «Ляонин» уже сделал свое дело. Он выступил в качестве учебного корабля, на котором выучилась китайская палубная авиация, были на практике отработаны маневры в составе АУГ. Несомненно, что бывший советский ТАВРК стал образцом для строительства «с нуля» первого по-настоящему китайского авианосца «Шаньдун» по модернизированному проекту с гораздо более улучшенными характеристиками. Новые авианосцы ВМС НОАК также будут иметь в себе советский «ген». Те 20 миллионов долларов, что Пекин отдал за «Варяга» Украине, наверное, самые лучшие инвестиции КНР.
С другой стороны, «Ляонин» объективно не сопоставим по возможностям с «Нимитцами». В китайской прессе сетовали, что на бывшем крейсере было проведено свыше 1200 технических работ и доделок, но он так и не сравнялся с американскими авианосцами. Удивляться тут особо нечему, поскольку при СССР ТАВРК строились для выполнения иных задач и несли, помимо авиагруппы, мощное ракетное оружие. Насколько эффективен будет переделанный в чистый авианосец бывший «Варяг» с его 26 истребителями и 6 вертолетами в реальном бою против АУГ ВМС США? Надо полагать, что в Пекине вполне трезво оценивают перспективы подобного столкновения, потому ставку делают на строительство более крупных, мощных атомных авианосцев, оснащенных катапультами.
Однако «Ляонин» вполне может сослужить добрую службу России. Некоторое время назад мы рассказывали об ужасающем дисбалансе сил Тихоокеанского флота РФ и Морских сил самообороны Японии. Токио, лишившись возможности мирным способом вернуть «северные территории», явно подводит дело к немирному. Имеющихся у КТОФ сил на сегодняшний день недостаточно для того, чтобы остановить японцев или, тем паче, отбить захваченные Курильские острова обратно. В качестве одной из мер по сдерживанию агрессивных намерений мы называли отправку на Тихий океан «Адмирала Кузнецова», а также после спуска на воду – УДК «Иван Рогов». Авиакрыло российского ТАВРК могло бы нивелировать тотальное доминирование японской палубной авиации с двух легких авианосцев класса «Идзумо», а вертолеты усилили бы возможности по противолодочной борьбе.
Увы, «Адмирал Кузнецов» находится на ремонте, где будет еще не один год. УДК только начали строиться в Керчи. А проблемы со стороны Японии есть здесь и сейчас. Если Токио осмелится решить вопрос с «северными территориями» силовым путем, это будет тяжелейшим имиджевым поражением России со времен Русско-японской войны. Но военное поражение России также крайне невыгодно и Китаю, поскольку означает усиление давнего непримиримого врага, Японии, и начало пересмотра итогов Второй мировой войны в регионе.
В данном историческом контексте продажа «Ляонина» России с передачей его в состав Тихоокеанского флота РФ выглядит вполне рациональным шагом. Возможно, китайские товарищи не слишком доверяют скорости строительства УДК и модернизации «Адмирала Кузнецова», и потому готовы усилить наш КТОФ за счет передачи ему легкого авианосца. Да, тот неконкурентоспособен против «Нимитца», но вот против японских «Идзумо» с их F-35B, имеющих ограниченные ТТХ, он вполне может дать бой. Основной функцией «Ляонина» в случае продажи будет сдерживание японской палубной и противолодочной авиации на Тихом океане.
Выкупать бывший «Варяг» или нет, если китайцы его действительно готовы нам продать? Конечно, да. Сами мы аналогичный корабль будем лет 10-15 строить, а строить их еще непременно придется, уж поверьте. Проблемой может стать отсутствие КТОФ соответствующей инфраструктуры для базирования авианесущих кораблей. Она все равно понадобится для УДК «Иван Рогов», который обещан тихоокеанцам, потому начинать строить надо прямо сейчас. Договариваться о цене, выкупать и переводить «Ляонин» на Тихий океан по мере готовности инфраструктуры.
Информация