Как Ту-160М может помочь в возрождении Морской авиации ВМФ РФ
До конца 2021 года пройдёт летные испытания новейший российский сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М. В отличие от своих собратьев в Дальней авиации, это «новодел», самолет, созданный с нуля по модернизированному проекту, с улучшенными двигателями. Успешный запуск обновленных «Белых лебедей» в серию открывает для Минобороны РФ массу интересных возможностей.
Ту-160 разрабатывался в СССР как ответ на американский стратегический ракетоносец Rockwell B-1 Lancer. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 не могли эффективно преодолевать систему противовоздушной обороны блока НАТО. Советскому командованию потребовался многорежимный самолет, способный приближаться к цели на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника на сверхзвуковой скорости на большой высоте либо на крейсерской у земли, отстреливаться и стремительно уходить. В результате работы наших конструкторов появился уникальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец, самый скоростной и самый грузоподъемный из всех находившихся на вооружении. «Белый лебедь» установил 46 мировых рекордов. Ту-160 является составной частью российской «ядерной триады» в составе Дальней авиации. Также бомбардировщики успешно выполняли боевые задачи в рамках участия ВКС РФ в сирийской кампании.
Да, нам действительно есть чем гордиться. Однако после распада СССР и всевозможных «оптимизаций» в строю осталось меньше двух десятков «Белых лебедей». В 2015 году министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160 в версии М (модернизированный). В следующем, 2016 году, на Казанском авиастроительном заводе начались работы по восстановлению серийного производства «Белых лебедей». Было заявлено, что Минобороны закупит партию из 50 бомбардировщиков Ту-160М. При этом уже имеющиеся ракетоносцы также подлежат глубокой модернизации.
Какие же изменения и улучшения коснутся наших «стратегов»?
Во-первых, это новая силовая установка, турбореактивный двигатель НК-32-02. В 2016 году ПАО «Кузнецов» возобновило производство данной силовой установки, проведя работу по ее глубокой модернизации. Благодаря этому, Ту-160М теперь сможет поддерживать сверхзвуковую скорость около двух чисел Маха в течение 45 минут, на 1 тысячу километров увеличился боевой радиус. Российский двигатель в прошлом году даже удостоился неожиданной похвалы от специализированного американского издания Aviation Week & Space Technology за достижения в области мирового двигателестроения:
Разработанные заново компрессор и лопатки турбины вместе с улучшенным охлаждением увеличили топливную эффективность турбореактивного двухконтурного двигателя, способного работать в режиме форсажа.
Неплохо для страны-бензоколонки, «не способной спроектировать электрочайник», как нас уверяют западные пропагандисты.
Во-вторых, в отличие от изначальных Ту-160, предназначенных для нанесения ядерных ударов, современные самолеты являются по-настоящему многофункциональными, что было продемонстрировано в Сирии. «Белые лебеди» могут нести крылатые ракеты большой и средней дальности, в том числе, без ядерной боевой части, а также свободнопадающие авиабомбы, что позволяет их использовать как «дальнюю руку» Москвы в конвенциональных конфликтах средней интенсивности.
В-третьих, Ту-160М получили современную авионику, новейшие системы цифрового управления, удобное прицельно-навигационное устройство. Размеры самолета позволяют пилотам даже прогуляться по нему, чтобы размять ноги в дальнем полете, разогреть пищу в микроволновке и т.д.
Таким образом, возрожденный «Белый лебедь» значительно расширит возможности Минобороны РФ в сфере «ядерного сдерживания», а также по применению Дальней авиации в неядерных вооруженных конфликтах. Очень радует, что военные в итоге получат 50 таких уникальных по тактико-техническим характеристикам бомбардировщиков, поскольку это позволит произвести ротацию между Дальней и Морской авиацией.
Некоторое время назад мы сетовали о тех системных проблемах, с которыми столкнулась Морская авиация ВМФ РФ, которая находится в самом настоящем кризисе: это и дефицит самолетов, и устаревание авиапарка, что в отношении противолодочной авиации представляет собой огромнейшую проблему, и т.д. При этом необходимо указать, что в 2011 году Морская ракетоносная авиация ВМФ РФ вообще была ликвидирована как класс. Это как раз та, которая должна была за отсутствием собственных авианосцев бороться с АУГ противника. Так вот, ее уже 10 лет как не существует, а все ее сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М были переданы в Дальнюю авиацию.
Хорошая новость заключается в том, что в самое ближайшее время Дальняя авиация начнет пополняться новенькими стратегическими бомбардировщиками Ту-160М. Это позволит высвободить Ту-22М и возродить Морскую ракетоносную авиацию, необходимость которой не вызывает ни малейших сомнений. Кроме того, возможно, было бы целесообразно усилить МРА десятком «Белых лебедей». Один Ту-160М способен принять до 3 гиперзвуковых ракет «Кинжал». При условии сопровождения сверхзвуковыми истребителями МиГ-31, получив надежные данные для целеуказания, стратегических ракетоносец, приближающийся к цели на форсаже, превратится в настоящую грозу для АУГ ВМС США.
Информация