Может ли Венесуэла вступить в ОДКБ и разместить российскую военную базу
В продолжение темы о возможности создания совместной базы для обслуживания подводных лодок с Венесуэлой, которая могла бы стать важной опорной точкой для ВМФ РФ на Карибском море. Некоторые наши читатели, прочитав, испугались, что это приведет США в ярость и повлечет за собой неминуемую войну и свержение правящего режима в Каракасе. Как же нам с этим тогда жить?
Конечно же, американцы придут в ярость от перспективы появления неофициальной военно-морской базы России в своем южном подбрюшье, так ведь ради этого все и затевается. Но как избежать негативных последствий вроде краха режима президента Николаса Мадуро, нашего последнего друга в Латинской Америке?
«База без базы»
Хотелось бы еще раз в общих чертах описать идею, которую кое-кто заочно осудил, даже не ознакомившись. Вместо того, чтобы задорого размещать за тридевять земель полноценную военную базу, авиационную или военно-морскую, и потом испытывать постоянную головную боль, как ее снабжать и, в случае чего, оборонять, можно попробовать договориться с Каракасом о создании в городе Пуэрто-Кабельо совместного ремонтного центра по обслуживанию подводных лодок. Именно там базируются все шесть фрегатов и две дизель-электрические подложки ВМС Венесуэлы. Это дало бы ВМФ РФ право использовать порт Пуэрто-Кабельо на Карибском море даже без открытия своей официальной военно-морской базы.
Напомним, что по венесуэльской Конституции размещение на территории этой страны иностранных военных баз прямо запрещено. Однако совместное ее использование для целей ремонта и обслуживания напрямую Основной закон нарушать не будет. К слову, схожим образом Россия договорилась с Вьетнамом об использовании уже бывшей нашей военно-морской базы в Камрани. Москва продала Ханою несколько дизель-электрических подлодок класса «Варшавянка», и наши специалисты там заодно обучают вьетнамских подводников. Что это нам даст в Венесуэле?
Довольно многое за весьма скромные деньги. Российские субмарины, прописавшись в Пуэрто-Кабельо, смогут регулярно появляться и «светиться» в Карибском бассейне, нервируя американцев. К слову, «Варшавянки» могут при необходимости нести крылатые ракеты «Калибр» с ядерной боевой частью. На АПЛ «Ясень» обещались поставить гиперзвуковые «Цирконы». Если Москва продаст Каракасу 1-2 своих ДЭПЛ, российские военспецы обоснуются в Пуэрто-Кабельо на постоянку. Разумеется, такая общая база потребует соответствующего прикрытия.
В соответствии с соглашением от 2016 года, корабли ВМФ РФ и ВМС Венесуэлы могут свободно посещать порты на принципе взаимности. Для прикрытия совместного ПМТО к шести венесуэльским фрегатам Россия могла бы направить фрегат проекта 22350, оснащенный ударным ракетным и зенитным вооружением. Да, пока таких кораблей у нас очень мало, потому поначалу это будет чисто имиджевая акция с целью демонстрации флага на Карибах, но к тридцатым годам возможности российского флота в дальней морской и океанской зонах подрастут. Тогда ВМФ РФ сможет держать в Венесуэле на ротационном принципе 2-3 многоцелевых фрегата.
То есть, мы можем получить «базу без базы», расходы на содержание которой будут на порядки ниже, чем при создании полноценной, а польза от нее будет реальной. Да и потерять ее в случае свержения правящего режима будет не так обидно. Но можно ли этого избежать?
«Казахстанский» или «сирийский» сценарий?
В начале 2022 года в соседнем Казахстане прошли трагические события. В стране произошел «верхушечный переворот», а в ходе массовых уличных беспорядков погибли или пострадали многие люди, гражданские и сотрудники правоохранительных органов. Очевидный переломный момент наступил, когда Москва приняла решение в первый раз по-настоящему использовать механизм коллективной безопасности в рамках ОДКБ. Российские, белорусские, армянские и киргизские миротворцы были оперативно направлены в Казахстан, после чего политическая ситуация в стране немедленно начала стабилизироваться.
После этого возникло предположение, что ОДКБ может быть востребованной и в других членах СНГ, и не только на постсоветском пространстве. На фоне непрерывного ухудшения отношений России с Западом высказывались идеи, а не включить ли в эту международную организацию относительно дружественные нам страны Латинской Америки – Венесуэлу, Кубу и Никарагуа?
На первый взгляд, заманчиво, и не только для Москвы, но и для Каракаса с Гаваной. Так, если США попытаются устроить «цветную революцию» в Венесуэле, то из-за океана прилетят бравые миротворцы, и правящий режим устоит, а после спасители удалятся. Однако по здравому размышлению оказывается, что эта идея в рамках ОДКБ нежизнеспособна.
Коллективная безопасность на то и коллективная, что помощь оказывается взаимно. Зачем российские, белорусские, казахстанские, армянские и киргизские миротворцы президенту Мадуро, понятно. Непонятно только, зачем отправлять своих солдат в далекую Венесуэлу воевать с американскими «прокси» Минску, Нур-Султану, Еревану и Бишкеку. Скажем прямо, это никому не нужно, потому никакого расширения ОДКБ в Латинскую Америку не будет.
Куда более реалистичным является так называемый «сирийский» сценарий. Напомним, что Россия с советских времен имеет с САР договор о дружбе и сотрудничестве. Это и иные соглашения были использованы Москвой и Дамаском в 2015 году для того, чтобы начать операцию ВКС РФ в Сирии, которая продолжается по сей день. Иначе говоря, по линии ОДКБ Венесуэле в случае «майдана» никто помогать не станет, но Россия могла бы сделать это напрямую, в рамках двустороннего соглашения о взаимопомощи.
Венесуэла – это действительно наш последний друг в Латинской Америке, крупный должник, деловой партнер и покупатель российских вооружений. В 1996 году тогда еще министр иностранных дел РФ Евгений Примаков подписал договор о дружбе и сотрудничестве России и Венесуэлы. Его можно было бы дополнить пунктами, аналогичными содержащимся в статье 6 советско-сирийского договора о дружбе:
В случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушение мира и безопасности во всем мире, Высокие Договаривающиеся Стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью координации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира.
Напомним, что данные положения дали возможность Дамаску обратиться к Москве за прямой военной помощью.
Информация