Упущенные возможности. Чем «советские Мистрали» лучше УДК проекта 23900
Переход сводного отряда больших десантных кораблей Балтийского и Северного флотов в Средиземное море наделал в Европе много шума. Страны НАТО устроили настоящий цирк с переброской войск к побережью и сопровождением шести российских БДК, как если бы те реально могли их захватить. Каковы реальные возможности ВМФ РФ по десантированию на морское побережье, и какими они могли бы быть?
Для захвата с моря какой-нибудь условной «африканской» страны желательно создать сильную экспедиционную ударную группу (ЭУГ), способную наносить удары по морским и наземным объектам противодесантной обороны противника, а также высадить собственно десант – морскую пехоту и бронетехнику. При этом сама ЭУГ должна быть надежно прикрыта от атак авиации, противокорабельных ракет и подводных лодок. Давайте «на глазок» сравним возможности ВМФ РФ и Корпуса морской пехоты США при поддержке ВМС США проводить морские десанты.
Что там у американцев
У них с этим все прекрасно. Списочный состав ВМС США насчитывает 8 десантно-вертолетных кораблей-доков (Landing Helicopter Dock, LHD), 11 десантных транспортов-доков (Landing Platform Dock, LPD), 5 десантно-вертолетных кораблей-доков (Landing Ship Dock, LSD) и 3 десантно-штурмовых вертолетоносца (Landing Helicopter Assault, LHA) типа USS America. Число последних американцы намерены довести с 3 до 11. Это означает, что за раз США могут перебросить к чужому побережью свыше 31 тысячи морпехов и 670 единиц бронетехники.
Это очень серьезная сила, которая позволяет Вашингтону говорить «через губу» почти с кем угодно. Понятное дело, что содержать самый мощный в мире военно-морской флот и самый многочисленный Корпус морской пехоты могут позволить себе только Соединенные Штаты в силу совокупности множества факторов, включая их географическую удаленность от основных ТВД, агрессивную внешнюю политику Вашингтона, а также исключительные финансовые возможности «гегемона».
России все это не по карману, претензии на роль мировой державы требуют соответствовать определенным критериям, в частности, способности спроецировать свою военную силу где-нибудь на другом конце Света. Что там у нас с гипотетическими морскими десантами?
Упущенные десантные возможности
Говоря откровенно, у нас с этим не очень. Если посмотреть на сводный отряд БДК, который так демонстративно переполошил блок НАТО, то 5 из 6 – это старые советские корабли, которые уже почти выработали свой ресурс. Только один из них, «Иван Грен» проекта 11771, является новоделом, который строили очень долго, дорого и с массой замечаний.
Сегодня нашей главной надеждой объявлены «русские Мистрали», универсальные десантные корабли проекта 23900, заложенные и строящиеся в Керчи. О том, какие именно корабли нужны ВМФ РФ, БДК или УДК, мы подробно рассуждали ранее.
Интересно, что свои «Мистрали» у нас могли бы появиться уже давно, да и БДК, «рабочие лошадки» флота, могли бы быть покрупнее. Многие возможности в свое время были бездарно упущены из-за интриг, разгильдяйства и откровенного вредительства.
«Носороги»
Когда в отечественной прессе гадали, не идут ли в Карибское море шесть российских БДК, обычно забывали упомянуть, что они конструктивно не приспособлены для такого океанского перехода, что прекратило бы его в опасную авантюру. Однако в ВМФ СССР были три корабля проекта 1174, которым такая задача была вполне по силам.
Полное водоизмещение «Носорогов», как называли эти БДК, составляло 14 060 тонн, что делало их кораблями дальней морской и океанской зоны. Дальность плавания при скорости в 18 узлов при нормальном запасе топлива составляла 4000 миль, а при максимальном запасе топлива — 7500 миль. БДК могли перевезти до 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин, а также до 500 морских пехотинцев. Советские корабли несли вооружение для самообороны и поддержки высаживающегося десанта: 76-мм артустановка АК-726, четыре шестиствольных 30-мм автоматических пушки АК-630, пусковая установка (ПУ) ЗРК «Оса-М», четыре счетверённых ПУ для ПЗРК и одна установка РСЗО А-215 «Град-М».
Всего было построено 3 корабля проекта 1174: «Иван Рогов», «Митрофан Москаленко» и «Александр Николаев». Да, перспективные российские УДК проекта 23900 названы в честь двух советских БДК. К слову, когда Франция кинула нас с «Мистралями», именно «Носороги» рассматривались как некий их эрзац.
Увы, но «Ивана Рогова» утилизировали в 2004 году, а «Митрофана Москаленко» направили на слом в 2019-м. Была некоторая надежда на сохранение и модернизацию «Александра Николаева», но приговорили и его. Отметим, что корабли такого класса и водоизмещения – самое то, что надо, для доставки военных грузов в Карибский бассейн или куда подальше.
К слову, «Носороги» были построены на калининградском «Янтаре», которому, очевидно, по силам заложить и построить корабль водоизмещением свыше 14 000 тонн, размером с приличный крейсер.
«Иван Тарава»
Универсальные десантные корабли проекта 11780 в количество 2 штук так и не были построены, а жаль. Они вполне могли бы стать «советскими Мистралями», дав отечественному военно-морскому флоту первые УДК-вертолетоносцы без заигрываний с Францией.
Данный проект Невское ПКБ разработало в конце 80-х годов, вдохновившись американским УДК «Тарава». Советский «Иван Тарава» получился размером поменьше, со стандартным водоизмещением всего в 25 000 тонн против 33 350 у оригинала. Однако его тактико-технические характеристики впечатляют даже в сравнении с его преемником, современным проектом 23900.
Так, у перспективного российского УДК стандартное водоизмещение составляет 30 000 тонн, полное – 40 000, дальность плавания – 6000 миль против заявленных 8000 у «Ивана Таравы». У современного корабля десантовместимость получше: до 1000 морских пехотинцев и до 75 единиц боевой техники против 1000 морпехов и 40 танков у советского. Однако по составу авиакрыла нереализованный проект выглядит более привлекательно – 12 десантно-транспортных вертолетов Ка-29 в десантном варианте или 25 противолодочных вертолетов Ка-27 в противолодочном варианте против 16 вертолетов и 4 БПЛА на УДК проекта 23900.
В целом, советский универсальный десантный корабль-вертолетоносец весьма впечатляет по своим ТТХ даже сегодня. Несомненно, пара таких УДК, «Кременчуг» и «Херсон», значительно повысила бы возможности ВМФ СССР и ВМФ РФ по действиям в дальней морской и океанской зоне. Увы, но этот перспективный проект сгубили ведомственные интриги, когда развернулась «битва за стапель». Верфи, способные построить корабли столь крупного водоизмещения, были нужны для ТАВКР, поэтому против «Ивана Таравы» конкурентами были применены откровенно вредительские ходы.
Прямо на носу вертолетоносца предложили разместить артиллерийскую установку и поставили задачу перед разработчиками «обосновать» столь необычное для авианесущего корабля решение. Потом начали докидывать дополнительные задачи, усложняя и откровенно заволокичивая проект, который в итоге и не состоялся.
Нам же остается об этом только сожалеть.
Информация