Потеряв Airbus и Boeing, России придется пересесть на советские самолеты
С самого развала СССР наши системные либералы постоянно рассказывали нам сказки про «невидимую руку рынка», про «правильную» демократию на Западе и «неправильную» у нас, про то, что никакое собственное производство России не нужно, и все необходимое мы купим за рубежом за нефтедоллары, а валютную выручку надо вкладывать только в «надежные иностранные активы». И вот, 31 год спустя, мы можем воочию посмотреть, чего стоят эти байки, а заодно было бы неплохо по-новому посмотреть на носителей либеральных идей в российской власти.
Так, например, в рамках санкций «за Украину» в Россию запрещены поставки целого ряда электронной продукции, использующей американские технологии. США и Евросоюз решили заблокировать золотовалютные резервы Центробанка РФ, размещенные на их территории. Авиастроительная корпорация Airbus рассматривает возможность отзыва из России всех самолетов своего производства, на которые приходится примерно половина от всего отечественного авиапарка. Если ее примеру последует американский Boeing, на которую приходится вторая половина, то наша страна в одночасье останется совсем без воздушных перевозок. Привет всем либералам в российском правительстве!
Ситуация крайне серьезная. Отечественный авиапарк представлен порядка 800 лайнерами американского и европейского производства. Все они приобретались по лизинговой схеме, поэтому лизингодатель вправе потребовать их возврата. Если это будет сделано, над Россией без всякой войны будет установлена бесполетная зона, поскольку летать будет почти не на чем. Пока что эксперты советуют не паниковать раньше времени, поскольку одномоментное появление на рынке от 400 до 800 подержанных самолетов обрушит цены и сделает невостребованными новые самолеты от Airbus и Boeing. Возможно, что с «партнерами» удастся договориться только о запрете на поставки в нашу страну новых лайнеров. Это будет меньшим злом для всех сторон.
Впрочем, по мере продвижения российской военной операции на Украине вероятность самого жесткого санкционного сценария непрерывно возрастает. И что же тогда нам делать? Собственно говоря, просматривается всего два сценария.
В первом наши авиаперевозчики послушно возвращают взятые в лизинг самолеты и закрывают свой бизнес. Россия остается без неба, и нам придется перемещаться по огромной стране на железнодорожном и автомобильном транспорте.
Во втором сценарии мы отказываемся отдавать самолеты. Получается некрасиво, но что тут поделаешь. Такой вот ответ за блокирование активов Центробанка РФ за рубежом.
Это будет означать, что лайнеры останутся без ремонта и обслуживания и будут считаться «похищенными» на территории США и ЕС, куда им ход будет закрыт. Вариант тоже так себе, поскольку означает фактическую изоляцию России от зарубежного неба. По сути, это растянутая во времени агония, ибо без запчастей ресурс имеющихся в наличии самолетов Airbus и Boeing будет чуть раньше или позже полностью выработан, и результат будет тот же. Впрочем, это время может нам понадобиться для того, чтобы решить проблему гражданской авиации своими силами. На что же мы можем реально рассчитывать?
Наши «конструкторы»
Из того, что есть реально, это ближнемагистральный лайнер «Sukhoi Superjet-100». О его проблемах с иностранными комплектующими сказано уже столько, что повторяться нет никакого смысла. Отметим, что работа над ошибками все же началась, и правительство анонсировало разработку его версии под названием Sukhoi Superjet New, в котором доля импортных комплектующих должна снизиться до 3%. Производство «русифицированного» лайнера ожидается в 2024 году.
Главной проблемой нынешней версии Superjet-100 является его двигатель PowerJet SaM146, созданный совместно с французской компанией «Snecma». С высокой долей вероятности можно ожидать, что ЕС запретит поставлять необходимые для производства силовой установки комплектующие, и самолетам будет просто не на чем летать. В качестве замены для Sukhoi Superjet New рассматривается перспективный двигатель ПД-8, который должен быть сертифицирован в 2023 году и пойти в производство только в 2024-м.
Вторая наша «Большая белая надежда» - это среднемагистральный лайнер МС-21. К счастью, доля импортных комплектующих в нем намного меньше, чем в Superjet-100, и двигатель свой, родной ПД-14, на базе которого, к слову, и разрабатывается ПД-8. Начало серийного производства обещано на 2022 год, однако следует помнить, что объемы производства первые годы будут небольшими и наращиваться постепенно. Также пока не понятно, удалось ли полностью импортозаместить всю авионику и радиоэлектронное оборудование, в поставках которых нам было фактически отказано несколько лет назад. Сообщалось, что Минпромторг впрок закупил большое количество комплектующих, которые сейчас используются, но понятно, что на одних складских запасах серийное производство на наладить.
Будем надеяться, что задача без лишнего шума и пыли уже решена, иначе дело может подзатянуться. Если ли еще какие-то запасные варианты?
Советское прошлое
Самое интересное, что свой собственный среднемагистральный лайнер у России есть, и давным-давно. Это советский Ту-204/214, прямой конкурент МС-21. Данный лайнер имеет все необходимые для полетов на рубежом сертификаты. В отличие от «конструктора», он проектировался и создавался полностью на отечественной компонентной базе. Единственная к нему «претензия» - это то, что его двигатель ПС-90А более «прожорливый» и шумный, чем современные американские и европейские. По этой причине от эксплуатации Ту-204/214 отказались все российские авиакомпании.
Но давайте зададимся вопросом, а что будет, если нашу страну оставят вообще без иностранных самолетов? Будет ли иметь критическое значение, сколько керосина сжигает ПС-90А? При этом ничто не мешает установить на Ту-204/214 современные двигатели ПД-14, предназначенные для МС-21. Почему бы и нет? Оставшись вообще без самолетов, необходимо будет использовать все имеющиеся мощности, чтобы в кратчайшие сроки начать производить свои.
К слову, хорошая новость состоит в том, что производство Ту-204/214 по-прежнему ведется, пусть и малыми сериями. То есть, компонентная база сохранилась, ничего экстренно с пеной у рта восстанавливать не надо. Бери и делай.
Есть у нас кое-что из советского наследия и для дальних магистралей. Это широкофюзеляжный лайнер Ил-96. По счастью, его мелкосерийное производство также сохранилось, поскольку это «президентский» самолет, на котором летает глава государства и министр обороны. Вся компонентная база осталась в неприкосновенности. Почему малосерийное? Потому, что на этом лайнере установлено сразу 4 двигателя ПС-90А, которые делают его коммерческую эксплуатацию не очень выгодной. На полеты первых лиц денег жалеть не принято.
Но опять же, представьте перспективу остаться совсем без самолетов. Надежнейший лайнер, собранный из отечественных комплектующих, способный за раз перевезти свыше 400 пассажиров, наверное, пригодился бы. При этом никто не мешает на первом этапе производить Ил-96-400 со старыми двигателями, потом заменить их на 4 современных ПД-14, а в перспективе – на сверхмощные ПД-35, по 2 штуки на самолет.
Таким образом, кое-какие варианты у нас есть даже если Airbus и Boeing заберут у российских авиакомпаний свои самолеты. Выходит, путь «совка» оказался более верным, чем у либерала.
Информация