Как превратить гражданский Ил-96 в заправщик, а Ту-204 в воздушный ракетоносец

20

Лед тронулся. От разговоров о необходимости пересаживаться на лайнеры советских проектов и наращивать объемы их производства в России начали переходить к делу. Первой перейти на эксплуатацию самолётов Ил-86 и Ил-96 готова компания S7 Airlines. Оказывается, эти «машины нормальные, они летают», пусть и потребляют больше керосина, чем зарубежные конкуренты. «Аэрофлот» и Red Wings вскоре могут вернуться к использованию среднемагистральных лайнеров Ту-214. Теперь дело станет за их модернизацией и ремоторизацией на современные и более экономичные двигатели ПД-35 и ПД-14, и страна сможет выбраться из той ловушки, в которую ее загнали системные либералы. Но в этой статье хотелось бы поговорить о возможном военном назначении, казалось бы, гражданских лайнеров.

Дело в том, что советские самолеты, основанные полностью на отечественной компонентной базе, оснащенные дублирующими электронными и механическими системами управления, радикально повышающими их надежность, являются прекрасными платформами для военных спецбортов. Итак, пройдемся в общих чертах по тому, как модернизированные Ил-96 и Ту-204/214 могут пригодиться для нужд Минобороны РФ.



Ил-96


Ил-96 – это широкофюзеляжный лайнер советской разработки, предназначенный для эксплуатации на дальних магистралях. Он чрезвычайно надежен, за всю историю его эксплуатации не произошло ни единой аварии или катастрофы, повлекшей человеческие жертвы. Неудивительно, что именно на его основе был разработан «президентский самолет» Ил-96-300ПУ, на котором летают глава государства и министр обороны РФ.

Во-первых, Ил-96 может быть использован как удобный воздушный командный пункт.

Во-вторых, на его базе предполагалась разработка самолета-топливозаправщика дальнего радиуса действия. Эта модификация получила название Ил-96-400ТЗ, и она должна была служить для дозаправки стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев типа Ту-160 и Ту-95 прямо в воздухе, что значительно расширило бы возможности нашей Дальней авиации.

К сожалению, данный перспективный проект сорвался из-за разницы подходов Минобороны РФ и компании «Ильюшин». Военное ведомство требовало глубокой модернизации самолетов, включая установку систем РЭБ и экстренного покидания экипажа самолета, что заняло бы минимум 4-5 лет. Но исполнитель хотел выполнить заказ по-быстрому, без полного цикла ОКР, за 1-2 года. К тому времени два из имевшихся Ил-96-400Т, которые предполагалось использовать в качестве платформы, состарились бы еще больше. Проект не состоялся, но с возрождением серийного производства Ил-96 он мог бы получить вторую жизнь.

В-третьих, огромный широкофюзеляжный лайнер, предназначенный для перевозки до 435 пассажиров, будет востребован Минобороны РФ для быстрой переброски воинских контингентов. Речь, конечно, идет не о десантировании, но это в разы больше, чем может перебросить Ил-76. В наше непростое время такая опция дорогого стоит.

Ту-204/214


О многочисленных достоинствах этого лайнера советской разработки мы подробно рассуждали ранее. Теперь стоит рассказать о том, как этот самолет может пригодиться нашим военным.

Во-первых, Ту-214 уже используется Минобороны РФ как самолет-разведчик. Это версия Ту-214Р (изделие 411), которая выполняет задачи радиотехнической и оптико-электронной разведки. Всего в наших войсках их 2 штуки, подписан контракт на третий. Маловато, учитывая, что Россия уже вступила в стадию «горячего» противостояния с коллективным Западом и его украинскими «прокси». Очевидно, что численность Ту-214Р необходимо наращивать, а также имеет смысл на базе Ту-214 построить полноценный самолет ДРЛОиУ с вращающимся радаром по типу А-100.

Во-вторых, уже достаточно давно известно о планах Минобороны РФ создать на базе Ту-204/214 противолодочный самолет по типу американского «Посейдона». Учитывая острый дефицит и старение самолетов ПЛО Ил-38 и Ту-142, идея представляется очень правильной. На данной платформе можно и нужно создать современную противолодочную авиацию для борьбы с АПЛ потенциального противника.

В-третьих, само собой напрашивается превращение мирного Ту-204/214 в настоящий боевой самолет, способный наносить ракетные удары с больших расстояний. И это не шутка. Некоторое время назад мы рассказывали об американском проекте CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft). В его рамках на основе гражданского лайнера Boeing-747 разработана специальная модификация, содержащая во внутреннем отсеке 9 барабанов по 8 крылатых ракет воздушного базирования в каждом. Запуск должен осуществляться через специальный люк в хвостовом отсеке, все AGM-86 ALCM могут быть отстреляны и уйти к цели за 15 минут. Применение в качестве платформы пассажирского лайнера позволяет использовать большой радиус действия таких самолетов и их внутреннее пространство для размещения различного радиотехнического оборудования.

Проект, несомненно, очень интересный, и жаль, что он направлен против России. Но Россия может отплатить той же монетой, превратив в воздушный ракетоносец лайнер Ту-204/214. 72 ракеты, или сколько там удастся реально впихнуть, это очень серьезная ударная мощь. Например, такой самолет вполне пригодился бы сегодня при нейтрализации объектов военной инфраструктуры в Незалежной.

Если разработать на базе Ту-204/214 носителя десятков ракет воздушного базирования, то пусть потом страны блока НАТО непрерывно гадают, какая именно «Тушка» летит вдоль их границы, мирная или боевая.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 марта 2022 11:20
    Он чрезвычайно надежен, за всю историю его эксплуатации не произошло ни единой аварии или катастрофы, повлекшей человеческие жертвы.

    - автор, ну не красиво..., сколько их выпущено? А так самолет удобный, летал на нем пассажиром, понравилось...
    1. +1
      25 марта 2022 00:52
      Боингов «Дримлайнер» сколько было выпущено, пока один за другим не посыпались..?
      Ил 96 - дальнейшее развитие Ил 86, которых выпустили достаточно и они тоже ни одного пассажира не угробили. Соответственно в Ил 96 учли и недостатки. А 4 двигателя - уровень надежности совсем другой (теорию вероятности включите).
      А лучше Вы «faiver “ просто летайте на дримлайнерах…
      1. -1
        25 марта 2022 01:11
        А лучше Вы «faiver “ просто летайте на дримлайнерах…

        - вот сами на них и летайте...

        Ил 86, которых выпустили достаточно

        - 106 самолетов выпустили, на эти 106 приходится 41 авиапросшествие, включая два с жертвами (члены экипажа)
        И я не говорю что Ил-96 плохой, летал на нем пассажиром дважды или трижды, меня все устраивало...
  2. +1
    24 марта 2022 11:26
    Цитата: faiver
    - автор, ну не красиво..., сколько их выпущено? А так самолет удобный, летал на нем пассажиром, понравилось...

    А как красиво? Научите. hi
    1. 0
      24 марта 2022 12:17
      Ну аварийность напрямую зависит от количества, вот например Мрия тоже абсолютно безаварийный самолет был, никаких крушений и жертв...
      1. 0
        24 марта 2022 12:22
        Так, а что конкретно некрасиво-то?
        1. 0
          24 марта 2022 12:30
          Берем боинг-777, выпущено более 1,6тыс. штук и считаем авиапроисшествия - 12 штук, теперь берем Ил-96, выпущено 32шт. и происшествий нет... вот так будет честно...
          1. -2
            24 марта 2022 13:24
            И все-так, что конкретно некрасиво? Или вы уже поняли, что ваша придирка была некорректной?
            1. +1
              24 марта 2022 13:32
              да ну? в чем некорректной то? скажу прямо - это называется подтасовка фактов, причем я не говорю что самолет плохой, как раз наоборот, но вы подгоняете решение под готовый ответ, а еще можно посчитать не только соотношение количества выпущенных самолетов к летным происшествиям, но реальный общий налет часов, и тогда получится что Ил-96 почти не летает, отсюда и вытекает ваша безаварийность... hi
              1. -2
                24 марта 2022 13:35
                Я написал, что самолет надежный и не было ни одной аварии.

                Ил-96 – это широкофюзеляжный лайнер советской разработки, предназначенный для эксплуатации на дальних магистралях. Он чрезвычайно надежен, за всю историю его эксплуатации не произошло ни единой аварии или катастрофы, повлекшей человеческие жертвы. Не удивительно, что именно на его основе был разработан «президентский самолет» Ил-96-300ПУ, на котором летают глава государства и министр обороны РФ.

                В чем конкретно заключается подтасовка? Я привел голые и бесспорные факты, вы же занимаетесь их интерпретацией по своему усмотрению. Вы абсолютно не правы.
                Умный человек давно бы остановился. Остановитесь.
                1. +1
                  24 марта 2022 13:49
                  если вы не понимаете, то тады ой....
                  Ну что ж будем объяснять как детям - Чем меньше выпущено самолетов определенной марки и чем меньше данные самолеты проводят времени в полетах тем меньше у них шансы попасть в авиапроисшествие. Берем опять боинг-777 делим количество самолетов (1600) на количество авиапроисшествий (12) и получаем аварийность 133 самолета на 1 авиапроисшествие, т.е. на 130 самолетов уже 0 происшествий, а у Ил-96 32 самолета на 0 происшествий, т.е. у Б-777 безопасность выше в 4 раза, ну а по летным часам будет совсем швах...
                  1. -2
                    24 марта 2022 14:34
                    Это вы упорно не понимаете. Я привел голые и бесспорные факты о надежности Ил-96. Если бы я написал, что Ил-96 самый-самый надежный в мире и лучше в этом плане, чем конкуренты, то мы могли бы заниматься вашими инсинуациями. Но я как умный человек с базовым юридическим образованием этого не сделал, поэтому у вас нет никаких оснований отвлекать меня от серьезных дел и тратить мое время на всякую ерунду.
                    На этом я дискуссию завершаю. Если вы так и не поняли свою неправоту, мне вас жаль. hi
                    1. +3
                      24 марта 2022 14:43
                      Но я как умный человек с базовым юридическим образованием

                      Умный человек давно бы остановился

                      Попытки показать себя умнее и образованнее оппонента тоже весьма некрасивы, и спасибо, но я в вашей жалости не нуждаюсь... hi
                    2. Комментарий был удален.
                  2. 0
                    25 марта 2022 17:33
                    Это что за математические методы у Вас? Просветите, пожалуйста! Высшая ариХметика? Для расчета аварийности на 130 летных единиц результат будет 130:133=0,977..... Но не "0". В школу то, хоть, ходили?
  3. +1
    24 марта 2022 12:00
    Если разработать на базе Ту-204/214 носителя десятков ракет воздушного базирования, то пусть потом страны блока НАТО непрерывно гадают, какая именно «Тушка» летит вдоль их границы, мирная или боевая.

    Подобие БЖРК? Зачет!)
  4. +2
    24 марта 2022 13:45
    Вещь хорошая, нужная
    И главное, таким образом можно превратить в оружие почти все.
    От утюга до самолета.

    Главное чтоб было.

    На сайте уже рассказывали о возможности нести гражданским экранопланом Чайка противокорабельные ракеты (не считая применения для десанта и прочего).
    Как крепится, какие - неважно. Но скидывать вручную из багажника ракеты - стартующие из воды, можно в любом случае.

    Единственная проблема - Чайки просто нет. Не заказан и не запущен в производство

    То же самое с Ил и ТУ - были бы самолеты, какую-то часть можно произвести для военных нужд.

    Но пока их нет, можно спокойно мечтать, как звездные корабли будут бороздить космическиее просторы, стартуя с Ту-204/214 или Ил-96.
  5. 1_2
    0
    24 марта 2022 15:08
    в брюхо таких объемных самолетов можно много чего запихнуть, а потом сбросить)
  6. +2
    24 марта 2022 16:51
    Будет гособоронзаказ, будет и разговор, а до тех пор С.Маржецкий все это болтовня и ваши досужие домыслы. Слава Богу, наши вооруженные силы не слесарями-любителями Полесовыми спроворены.
  7. +1
    24 марта 2022 17:32
    То, что г-н Маржецкий сказочник, ни для кого не секрет. Это его фишка, предполагать различные нереальные ситуации. Как вариант: "завтра Россия может нанести удар по Польше" А может и не нанести. Главное, что-то ляпнуть, а потом накрутить на это еще кучу предположений. Ну ведь надо же что-то писать, чтобы деньги заработать, а потом на справедливые замечания читателей нервно реагировать, надувая щеки.
  8. +1
    24 марта 2022 19:24
    Вопрос не стоит КАК. Вопрос скорее - ЗАЧЕМ?!
    Впихивать невпихуемое, когда в достатке изделий, применяемых по назначению (в военной сфере).
    Интереснее было бы - как переделать бомбардировщик в пассажирский лайнер?
    Со вторым у нас проблемы.... с количеством.
    Хотя в общем то ответ тоже уже известен - никак.