Чем советский Ту-204 лучше российского лайнера МС-21

84

Итак, свершилось. Зарубежные производители официально отказались поставлять комплектующие, необходимые для производства среднемагистрального лайнера МС-21. Сроки запуска нашего перспективного самолета вновь сдвинулись вправо, до 2024 года, но, вероятно, в дальнейшем произойдет очередная коррекция в сторону их увеличения. В условиях отказа корпораций Boeing и Airbus от обслуживания уже поставленных в Россию лайнеров все это означает безальтернативность перехода на пассажирские самолеты советских проектов, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Все произошло ровно так, как мы и предполагали. Крепко подумав и побывав на авиастроительных предприятиях в Казани и Ульяновске, профильный вице-премьер Юрий Борисов заявил о необходимости увеличения объемов производства среднемагистральных лайнеров до 10 штук в год:



Мы ставим вопрос, как его отдать нам для перевозки граждан в наши основные компании – «Аэрофлот» Red Wings и другие.

Заметим, что авиаперевозчик Red Wings в 2018 году последним отказался от эксплуатации лайнеров Ту-204/214. И вот опять. Мера эта преподносится как «вынужденная и нежелательная». Наши «диванные эксперты» считают, что вскоре возрожденные советские лайнеры «повиснут гирей на экономике компаний». Но так ли это на самом деле?

Оговоримся, что мы ни коим образом не намерены огульно «хаять» МС-21. Это хороший перспективный самолет, но данному проекту подложили свинью сами же наши системные либералы во власти, которые решили реализовывать его в широкой международной кооперации. И вот теперь «уважаемые западные партнеры» послали Россию куда подальше. Импортозамещение комплектующих займет, скорее, не 2, а все 5, а то и больше лет. Плюс надо будет выходить на широкомасштабное производство силовых установок ПД-14 для лайнеров, что не так просто, как хотелось бы.

При этом у нас давным-давно имеется свой собственный среднемагистральный лайнер в модификациях Ту-204/214, который может производиться сразу на двух площадках – в Казани и Ульяновске. В отличие от МС-21, эти самолеты имеют все международные сертификаты и могут летать по всему миру. Более того, колоссальным преимуществом лайнера советской разработки перед современным «конструктором» является то, что он создан полностью на отечественной компонентной базе. Спрашивается, так почему вообще мы кинулись в проект МС-21, если уже есть свой готовый самолет?

В качестве обоснования такого спорного решения обычно указывают на меньшую топливную эффективность двигателей ПС-90А, которые устанавливаются на Ту-204/214, Ил-96 и Ил-76. Дескать, не соответствуют они современным экологическим нормам по расходу топлива и шумности. Да еще и в ВТО Россия вдруг стремительно впрыгнула, а там эти нормативы еще более ужесточили, что сделало советские самолеты неконкурентоспособными по сравнению с продукцией Boeing и Airbus. Совпадение? Не думаем.

Но дьявол, как известно, скрывается в деталях:

Во-первых, европейское и американское небо теперь для отечественных авиаперевозчиков официально закрыто, так что по поводу экологичности и шумности особо переживать не стоит. Летать нашим Ту-204/214 и Ил-96 предстоит над необъятными российскими просторами.

Во-вторых, использование авиакомпаниями возрожденных Ту-204/214 и Ил-96 должно субсидироваться государством, поскольку транспортная связность относится к вопросам национальной безопасности. Это к вопросу о «гире».

В-третьих, а так ли прожорливы и шумны советские авиационные двигатели, как это принято изображать лоббистами западных конкурентов? По поводу ПС-90А знаменитый наш авиационный конструктор Генрих Васильевич Новожилов как-то заявил следующее:

Двигатель ПС-90 был отвратительный. Но пермские моторостроители его довели, и сегодня он показывает налет более двенадцати тысяч часов без съема.

Действительно, семейство двигателей ПС-90А прошло большую эволюцию. К силовым установкам первых поколений на Ил-96 много претензий высказывала компания «Аэрофлот». Потом ругались эксплуатанты лайнеров Ту-204/214. Но все замечания разработчиками были учтены, а недостатки – устранены. Сейчас на самолетах с двигателями ПС-90А летает Специальный авиаотряд и лично президент Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Это само по себе говорит об их качестве.

Отметим, что на базе ПС-90А в 90-е годы была разработана версия ПС-90А2, которая получила сертификат в 2010 году. По сравнению с предшественником, новый двигатель получил значительно улучшенные характеристики. Так, например, его тяга выросла с 16 000 кгс до 18 000 кгс, надежность повысилась в 1,5-2 раза, стоимость эксплуатации снизилась на 37%, в 2 раза уменьшилась трудоемкость обслуживания при эксплуатации при сохранении массо-габаритных характеристик, повысилась пожаробезопасность. Силовая установка соответствует нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолётов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии, а также Нормам лётной годности США FAR 33.

Почему этот замечательный российский двигатель не пошел в серию? При его разработке была использована интеллектуальная собственность компании Pratt & Whitney, и Госдеп США наложил запрет на экспорт лайнера Ту-204СМ в Иран. Знакомая история, не правда ли? Аналогично из-за американских запретов мы не смогли продать Ирану и ближнемагистральные «Суперджеты». Ничему наших либералов жизнь не учит. В 2014 году лицензия на использование интеллектуальной собственности Pratt & Whitney была приобретена, но поставки лайнеров с двигателями ПС-90А2 в Исламскую Республику так и не состоялись. Однако на том дело не закончилось. На замену ПС-90А2 пермяки «на всякий случай» разработали его полностью импортозамещенную модификацию ПС-90А3, которая получила сертификат в 2011 году.

Иначе говоря, у России все это время имелся вполне конкурентоспособный среднемагистральный лайнер Ту-204/214 (а также дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-96) с модернизированным современным двигателем, к слову, более мощным по тяге, чем ПД-14, но бюджетные деньги идут в «конструктор» МС-21, при всем к нему уважении. Так какой путь на самом деле является наиболее верным – «допилить» под современные стандарты Ту-214 и его ПС-90А3, установив современную авионику и прочее оборудование, либо продолжать «пилить» проект МС-21?

И это мы еще не касались возможности использования Ту-204/214 по двойному назначению, о чем непременно поговорим.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 марта 2022 12:16
    Все прекрасно.
    За исключением количества.
    1. +3
      23 марта 2022 12:35
      Путин и Шойгу на плохих самолётах не летают!
    2. +3
      23 марта 2022 12:47
      В статье рассматривается альтернатива Ту- 204/214 - МС-21, поэтому - без исключения.
      Выбор Ту-204/214 позволит нам быстрее начать выпуск и выпускать больше самолетов, чем это будет с МС-21, у которого даже после полного импортозамещения придется лечить неизбежные "детские болезни"
      1. +1
        25 марта 2022 09:59
        Конечно. В статье чётко написали, что МС-21 лоббировали либералы. Известно всем, что Путин тоже либерал, он сам это говорил. А в статье пример лоббирования Ту-204 и Ил-96. Какая разница в подходе лоббирования? Никакой. Кому разрешат пилить выделенные деньги, тому и напрявят. Всегда умиляло " так для страны лучше". Да, лучше, наверное. Но "улучшатели" никогда не забывают про первичность набивания собственного кармана, зачастую в ущерб качеству и стране. Это работает для всех "улучшателей". Капитализм на дворе и деньги всё равно попилят жёстко. Всё равно кто из "улучшателей". И надо помнить, что производственные мощности для производства отечественных самолётов крайне ограничены, их разваливали давно и планомерно. И ещё - нет внятного плана по возрождению этого производства. Невыгодно. А если капиталу невыгодно, то этого не случится. У нас все министры - капиталисты.
  2. +5
    23 марта 2022 12:41
    Пока "либерастня" не будет отвечать своей задницей за принимаемые решения - ничего путного в стране не будет. Это у них в крови. Лечится только соответствующей ст. УК.

    1. -2
      24 марта 2022 20:40
      На фотке главный либерал отсутствует.
      Это В.В.П. , по делам нужно судить людей.
  3. +2
    23 марта 2022 12:42
    Все пилить и то и другое, нечего метаться.
    "Умнейшие" государственные мужи у нас восседают на седалищах, дать развитие Ту-204/14,Ил-96 путем гос заказов по линии МО можно и нужно было 10 лет назад, ан нет "высшие" экономические интересы и твердая вера в "светлое" будущее победили и робкие предложения были похерены с умным видом. Умный вид остался, а далдонить стали противоположное ни мало не смущаясь. Вот она наша диалектика.
    1. 0
      25 марта 2022 10:02
      Умный вид остался, а далдонить стали противоположное ни мало не смущаясь. Вот она наша диалектика.

      Это всего лишь логика капиталиста. Вот пообещают им бабла, они кинуться его осваивать с тем же умным видом и освоят, раз пять - шесть, без внятного результата. Нет кадров, ни инженерных, ни рабочих, которые смогут это сделать. Нет производства - развалили.
  4. +3
    23 марта 2022 14:14
    Пилили, пилят, и будут пилить.

    Все те, кто продвигал Боинги, эльбрасы, Суперджеты и МС 21, и заваливал ТУ, ИЛ и ЯКи - руководили, руководят, и будут руководить производством, послушным электоратом и сми.

    Можно сколько угодно мечтать о множестве своих замечательных самолетах, но руководители все теже, и правила игры все понимают,
  5. +1
    23 марта 2022 14:20
    но данному проекту подложили свинью сами же наши системные либералы во власти

    - а можно огласить весь список этих лиц? Или стесняетесь?

    Спрашивается, так почему вообще мы кинулись в проект МС-21, если уже есть свой готовый самолет?

    - к чему задавать такие вопросы? Ответ то очевиден - освоение бюджетного бабла...
    1. +1
      23 марта 2022 16:00
      Кстати рыжий из списка свалил из России...
    2. +1
      24 марта 2022 20:43
      Лицо номер 1 это либерал Владимир Владимирович Путин.
  6. 123
    +2
    23 марта 2022 14:30
    Плюс надо будет выходить на широкомасштабное производство силовых установок ПД-14 для лайнеров, что не так просто, как хотелось бы.

    Простите за любопытство, а выходить на широкомасштабное производство силовых установок ПС-90А не требуется? Они уже есть или это проще чем чем два пальца об асфальт? sad
    Напомню, контракт на этот год предусматривает выпуск 30 шт. Причем далеко не все их можно направить на новое производство, если вы конечно не планируете например притормозить или вовсе прекратить производство Ил-96.
    Хотелось так же в очередной раз напомнить что оба двигателя выпускают на одном заводе. Это делают одни и те же люди, по сути наращивание объемов производства одного двигателя может быть только в ущерб производству другого. Иначе надо модернизировать и расширять производство, готовить кадры. Это деньги и что не мало важно в данной ситуации время.
    https://www.aviaport.ru/news/2022/01/12/704975.html

    Более того, колоссальным преимуществом лайнера советской разработки перед современным «конструктором» является то, что он создан полностью на отечественной компонентной базе. Спрашивается, так почему вообще мы кинулись в проект МС-21, если уже есть свой готовый самолет?

    Наверное по тому что он лучше. Вам это в голову не приходило? Я так понимаю «конструктором» вы считаете то что производится с использованием импортных комплектующих? И похоже считаете вселенским злом? Хотелось бы привести описание двигателя из этой статьи.

    Почему этот замечательный российский двигатель не пошел в серию? При его разработке была использована интеллектуальная собственность компании Pratt & Whitney, и Госдеп США наложил запрет на экспорт лайнера Ту-204СМ в Иран. Знакомая история, не правда ли?

    ЭТОДРУГОЕ? Двигатель с импортными комплектующими для вас не является конструктором? В этом месте "либеральную свинью" вы предпочитаете не замечать? Или на этом месте у вас аккаунт взломали? smile

    В качестве обоснования такого спорного решения обычно указывают на меньшую топливную эффективность двигателей ПС-90А, которые устанавливаются на Ту-204/214, Ил-96 и Ил-76. Дескать, не соответствуют они современным экологическим нормам по расходу топлива и шумности. Да еще и в ВТО Россия вдруг стремительно впрыгнула, а там эти нормативы еще более ужесточили, что сделало советские самолеты неконкурентоспособными по сравнению с продукцией Boeing и Airbus. Совпадение? Не думаем.

    Тут вы совершенно правы yes Действительно это не совпадение и действительно не думаете. Дело в том, что ВТО тут совершенно не при чем. В 2016 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала новые стандарты экологической безопасности. Наши замечательные самолеты получили реальный шанс стать "невыездными".
    https://rg.ru/2016/02/09/v-ikao-vyrabotali-novye-ekologicheskie-standarty-dlia-samoletov.html

    Во-первых, европейское и американское небо теперь для отечественных авиаперевозчиков официально закрыто, так что по поводу экологичности и шумности особо переживать не стоит. Летать нашим Ту-204/214 и Ил-96 предстоит над необъятными российскими просторами.

    Другими словами вы предлагаете делать самолеты только для внутреннего пользования? Нам и так пойдет?
    Вы понимаете что они будут не конкурентоспособны на внешнем рынке? Понимаете что вы не думаете на шаг вперед и заранее отдаете внешний рынок конкурентам? Россия должна думать о будущем, может должна и будет делать самолеты соответствующие мировому уровню, а не стандартам прошлого века.

    Во-вторых, использование авиакомпаниями возрожденных Ту-204/214 и Ил-96 должно субсидироваться государством, поскольку транспортная связность относится к вопросам национальной безопасности. Это к вопросу о «гире».

    Ну конечно laughing Повесить субсидирование на бюджет, переложить гирю на плечи налогоплательщика это выход yes И не надо думать, достаточно все объявлять все вопросами национальной безопасности. Это проще чем делать современный конкурентоспособный самолет.

    В-третьих, а так ли прожорливы и шумны советские авиационные двигатели, как это принято изображать лоббистами западных конкурентов? По поводу ПС-90А знаменитый наш авиационный конструктор Генрих Васильевич Новожилов как-то заявил следующее:

    Наверное на этом месте должны были быть сравнительные характеристики, не находите? Просто цифры, а не разглагольствования, это гораздо нагляднее.

    На замену ПС-90А2 пермяки «на всякий случай» разработали его полностью импортозамещенную модификацию ПС-90А3, которая получила сертификат в 2011 году.

    Любопытно что Иранцам разработанную "на всякий случай" версию, прошедшую сертификацию
    https://avid.ru/avia/?id=5

    так и не предложили, а в последствии (2014 год) выкупили у американцем интеллектуальные права.
    https://sasablog.ru/vozdushnyj-flot/ps-90-dvigatel.html

    Тут нет желания поумать о совпадениях?
    1. +3
      23 марта 2022 14:58
      Демагогия. Передергивание. Клоунада. Всё как всегда.
      1. 123
        -4
        23 марта 2022 15:39
        Демагогия. Передергивание. Клоунада. Всё как всегда.

        Лаконичное описание вашего творческого наследия hi
        1. Комментарий был удален.
    2. +3
      23 марта 2022 15:12
      Вы понимаете что они будут не конкурентоспособны на внешнем рынке? Понимаете что вы не думаете на шаг вперед и заранее отдаете внешний рынок конкурентам? Россия должна думать о будущем, может должна и будет делать самолеты соответствующие мировому уровню, а не стандартам прошлого века.

      - вот мне глубоко плевать на внешний рынок, в обозримом будущем русские самолеты не подвинут западных производителей, а Россия самое большое государство в мире и внутреннее авиасообщение является жизненно необходимым, в отличие от поездок по заграницам... hi
      1. 123
        +1
        23 марта 2022 15:57
        вот мне глубоко плевать на внешний рынок, в обозримом будущем русские самолеты не подвинут западных производителей, а Россия самое большое государство в мире и внутреннее авиасообщение является жизненно необходимым, в отличие от поездок по заграницам...

        Вполне нормальная позиция yes Если вам как человеку, то это вполне нормально. Вас это естественно не коснется практически ни как, впрочем как и меня. Если рассуждать о государстве и промышленном потенциале, то все выглядит несколько иначе.
        Насчет перспектив на внешнем рынке, это смотря что считать обозримым будущим. Естественно первоочередная задача обеспечение собственных потребностей, но дело в том, что несмотря на огромную территорию рынок внутренних перевозок ограничен и скоро мы в него упремся. Население у нас не как в Китае или Индии. Поэтому надо думать на перспективу. Чуть дальше чем 3-5 лет.
        Промышленное производство должно развиваться, чем больше объем выпускаемой продукции, тем соответственно больше прибыль, а значит в развитие можно вкладывать больше. Иначе средств на поддержание научно-технического потенциала отрасли будет не достаточно. Конкуренты будут вкладывать в разработки прибыль, а нам придется тащить из бюджета или мы безнадежно отстанем. Да и вложения в разработки не будут окупаться.
        К тому же экспортировать высокотехнологичную продукцию, коими и являются самолеты гораздо предпочтительней чем торговать сырьем. Это рабочие места, зарплаты, налоги. Вся добавочная стоимость остается в стране. Мы разве не к этому стремимся?
        В общем нам надо предлагать продукцию соответствующую мировому уровню, способную выдержать конкуренцию с Боингом и Аэрбасом. Иначе шансов нет. Мы не отожмем даже рынок ЕАЭС.
        Как то так hi
        1. +1
          23 марта 2022 21:14
          Ваши аргументы на грани демагогии, т.к. они призывают, фактически, не решать проблему а усугублять ее .
          1. 123
            +1
            23 марта 2022 22:54
            Ваши аргументы на грани демагогии, т.к. они призывают, фактически, не решать проблему а усугублять ее .

            Хотелось бы послушать вашу аргументацию hi
            1. 0
              28 марта 2022 14:21
              Цитата: 123
              К тому же экспортировать высокотехнологичную продукцию,

              а это ваша аргументация? кому экспортировать, за какие шиши эту высокотехнологичную создавать, да еще и в ближайшие-то годы? что есть, тем и нужно пользоваться, а далее уже по ситуации.
              1. 123
                0
                28 марта 2022 15:20
                а это ваша аргументация? кому экспортировать, за какие шиши эту высокотехнологичную создавать, да еще и в ближайшие-то годы? что есть, тем и нужно пользоваться, а далее уже по ситуации.

                Попробую по пунктам.
                1) Чем плоха такая аргументация? Вы сторонник сырьевой экономики ?
                2) Экспортировать в страны ЕАС, Иран, Ближний Восток, Латинская и Южная Америка и далее, Индия, Китай и далее, далее. Практически вся планета за исключением "группы недружественных стран" и то неизвестно как дальше жизнь пойдет, может и туда.
                3) Аргументация что у нас нет "шишей" на создание высокотехнологичной продукции если честно обескураживает. Прям интересно посмотреть на обоснование этого тезиса hi
                4) Я разве призываю не пользоваться тем что имеем? Просто я за то, что бы не забывать о перспективе.
                1. 0
                  29 марта 2022 10:09
                  Цитата: 123
                  Просто я за то, что бы не забывать о перспективе.

                  перспективы на ближайшее время - это победное окончание спецоперации, помощь пострадавшим людям, восстановление городов и предприятий, экономное и рациональное использование имеющихся материальных средств на всех уровнях. это необходимо понять всем, в том числе и тем, кто озабочен дальними перспективами
                  1. 123
                    0
                    29 марта 2022 13:31
                    перспективы на ближайшее время - это победное окончание спецоперации, помощь пострадавшим людям, восстановление городов и предприятий, экономное и рациональное использование имеющихся материальных средств на всех уровнях. это необходимо понять всем, в том числе и тем, кто озабочен дальними перспективами

                    Есть краткосрочная перспектива, среднесрочная и долгосрочная.
                    Решение текущих задач и сосредоточение на краткосрочной перспективе разве обязательно должны быть в ущерб долгосрочным?
                    Вы тоже хотите остановки работ по МС-21? Думаете по другому ни как?

                    Против гуманитарной помощи ничего не имею, а вот насчет восстановления городов и предприятий вопрос спорный и преждевременный. ЛДНР практически вопрос решенный, туда вкладывать надо. Остальная территория под вопросом. Вы предлагаете за бюджетные деньги соседнюю страну отстроить? До определения статуса этих территорий говорить вообще не о чем.
                    1. 0
                      29 марта 2022 15:39
                      Цитата: 123
                      Есть краткосрочная перспектива, среднесрочная и долгосрочная.
                      Решение текущих задач и сосредоточение на краткосрочной перспективе разве обязательно должны быть в ущерб долгосрочным?
                      Вы тоже хотите остановки работ по МС-21? Думаете по другому ни как?

                      Против гуманитарной помощи ничего не имею, а вот насчет восстановления городов и предприятий вопрос спорный и преждевременный. ЛДНР практически вопрос решенный, туда вкладывать надо. Остальная территория под вопросом. Вы предлагаете за бюджетные деньги соседнюю страну отстроить? До определения статуса этих территорий говорить вообще не о чем.

                      я ничего не предлагаю. предполагаю , что количество, объем помощи, восстановительных работ будет огромен. да в самой россии проблем не меньше с импортозамещением. на это и нужно настраиваться, готовиться. что касается украины, а кто же ее будет восстанавливать-то? опять уйти, чтобы вернуться?! можно и так, как говорится - в третий раз, как в первый класс.
                      1. 123
                        +1
                        29 марта 2022 16:10
                        я ничего не предлагаю. предполагаю , что количество, объем помощи, восстановительных работ будет огромен. да в самой россии проблем не меньше с импортозамещением. на это и нужно настраиваться, готовиться. что касается украины, а кто же ее будет восстанавливать-то? опять уйти, чтобы вернуться?! можно и так, как говорится - в третий раз, как в первый класс.

                        Восстановление страны дело ее граждан.
                        Повторяю, до завершения операции и определения статуса территорий вопрос преждевременный. Далее по факту. Если другая страна, рублевые кредиты, поставки оборудования, стройматериалов и так далее. На этом все.
                        Если вы решили построить им новую страну за российские деньги, то зря. Благодарности не дождетесь. Будут считать что вы разрушили и теперь должны по гроб жизни. Стройте нам новую жизнь проклятые аХрессоры, а мы в вас будем плевать.
                      2. 0
                        29 марта 2022 16:36
                        Цитата: 123
                        Если вы решили построить им новую страну за российские деньги, то зря.

                        ) мы с вами это решать не можем. я поэтому и писал - предполагаю.
                      3. 123
                        +1
                        29 марта 2022 16:41
                        мы с вами это решать не можем. я поэтому и писал - предполагаю.

                        Конечно вы правы yes Мы то с вами понимаем что имелось в виду? Есть ли в данном случае смысл бороться за точность терминов? hi
          2. -1
            24 марта 2022 06:36
            123 и есть профессиональный демагог
            1. 123
              0
              24 марта 2022 13:49
              123 и есть профессиональный демагог

              Ваши слова расцениваю как выражение неосознанного недовольства в отсутствии аргументации.
        2. +1
          24 марта 2022 03:50
          Чуть дальше чем 3-5 лет.

          - обозримое будущее это в моем понимании пара десятков лет hi
      2. 0
        1 апреля 2022 01:38
        А если производство поставлено на поток (не 10, а 100 шт./год), то и цена снизится за счет эффекта масштаба. Вот она, конкурентоспособность.
        Китайцы не стесняются субсидировать фактически ВЕСЬ свой экспорт (Трамп пытался с ними по этому поводу воевать), а индийцы все еще производят свою безнадежную "Махиндру" (раз уж Мерседес не получается), зато люди получают зарплату. У каждого продукта есть свой рынок, а наш - все-таки не самый маленький. (а если вдруг начнем плодиться, как индийцы, то еще больше)))
    3. +2
      23 марта 2022 19:39
      Во всем мире субсидирование нормальная практика, похоже кроме России! При субсидировании собственного производства деньги остаются в стране, в отличие от денег которые уходят на покупку боингов, аирбасов, запчастей к ним!

      Эксплуатация уже существующего самолета, пусть с несовершенными с экологической точки зрения двигателями логично, так как эти самолеты в дальнейшем проще модернизировать, путем установки новых двигателей! И этот путь более практичен с точки зрения экономии, чем разработка чего-то с нуля! Если только за этим не стоит желание личного обогащения путем лоббирования интересов иностранных корпораций!
      И чем больше тушек и илов будет летать тем дешевле будет их эксплуатация, тем дешевле будет стоимость каждого нового отечественного самолета!
      Кстати последнее касается любого производства!
      1. 123
        +1
        23 марта 2022 20:06
        Во всем мире субсидирование нормальная практика, похоже кроме России! При субсидировании собственного производства деньги остаются в стране, в отличие от денег которые уходят на покупку боингов, аирбасов, запчастей к ним!

        Вы совершенно правы, субсидирование довольно распространенная практика во всем мире, в том числе и в России. Но разве это аргумент в данном случае? Имеем два самолета, один их них более совершенен в техническом отношении и более выгоден в экономическом отношении. Если мы выбираем старый и отказываемся от нового, просто субсидируя убытки, то это путь в тупик.
        Во первых, субсидированием надо пользоваться обдуманно, понимать какая от этого будет польза.
        В данном случае она крайне сомнительна. По сути субсидируем использование менее совершенного оборудования. Зачем нам это? Мы разве хотим замедлить развитие авиационной промышленности?
        Я мог бы понять если создание нового самолета пока не вышедшего на достаточные для окупаемости объемы производства получали гос. поддержку.
        О покупке Боингов и Аэрбасов в данном случае речь не идет. Никто их не собирается закупать.
        Будут производить свой самолет у себя в стране, надо просто его дождаться и помочь ему встать на крыло.
        Во вторых, субсидирование это бюджетные деньги. Он как не крути не резиновый. Получается эти деньги кто то не получит. И не стоит равняться на "весь мир" (подозреваю что вы прежде всего имеете в виду США и ЕС). Они этим явно злоупотребляют, что и ведет их в экономический тупик.

        Эксплуатация уже существующего самолета, пусть с несовершенными с экологической точки зрения двигателями логично, так как эти самолеты в дальнейшем проще модернизировать, путем установки новых двигателей! И этот путь более практичен с точки зрения экономии, чем разработка чего-то с нуля! Если только за этим не стоит желание личного обогащения путем лоббирования интересов иностранных корпораций!

        Дело тут не только в экологичности двигателя и предел модернизации тоже есть. У нас уже есть новый самолет, он уже летает. Плюнуть на него и вернуться на 20-30 лет назад не лучшее решение. Тем самым мы плюем на труд тысяч людей его создававших и закапываем деньги потраченные на его разработку.

        И чем больше тушек и илов будет летать тем дешевле будет их эксплуатация, тем дешевле будет стоимость каждого нового отечественного самолета!
        Кстати последнее касается любого производства!

        Совершенно верно, именно поэтому нам нужен внешний рынок для сбыта продукции. Со старым самолетом шансов его занять нет. hi
        1. 0
          26 марта 2022 13:45
          Планёры и Ту 204/ 214 и Ил 96 и МС 21 и SSJ 100 - все продувались в трубе, все хорошие благодаря советскому наследию.
          У всех моделей хороший задел на модернизацию. Модернизация - это двигатель и авионика.
          Эффект масштаба даст хорошую цену. Там жизнь сама расставит, какая более успешна на экспорт.
          Важно начать выпускать то, что может летать сегодня, а не когда-то.
          1. 123
            0
            26 марта 2022 13:56
            Планёры и Ту 204/ 214 и Ил 96 и МС 21 и SSJ 100 - все продувались в трубе, все хорошие благодаря советскому наследию.

            Совершенно верно, но аэродинамической трубой пользуются не только в России. В этом нет ничего необычного.

            У всех моделей хороший задел на модернизацию. Модернизация - это двигатель и авионика.

            Совершенно верно, но предел модернизации все таки существует. Когда то надо создавать новое.

            Эффект масштаба даст хорошую цену. Там жизнь сама расставит, какая более успешна на экспорт.

            yes good

            Важно начать выпускать то, что может летать сегодня, а не когда-то.

            Так и делают. И Ту-204/214 и МС-21 летают. Важно не ошибиться стратегии развития, понимать с чем окажемся в будущем.
  7. +2
    23 марта 2022 15:14
    Юрий Борисов отметил, что заместить импортные детали отечественными в Ту-214 можно за один год и особо проблемной зависимости нет. С его слов, это вполне выполнимая задача.
    В ТУ-214 тоже есть импортные комплектующие.
    1. +1
      23 марта 2022 15:21
      Ещё в то время, когда закрывали проект ТУ-334, а следовательно и десятки смежных предприятий поставщиков, в угоду Суперджету многие специалисты предупреждали, что в перспективе страна может столкнуться с ситуацией, которая возникла сейчас, к этому всё шло.
      1. 0
        23 марта 2022 17:06
        Пока не разобрался, тоже заблуждался насчет проекта 334-го.
        Причины закрытия Ту-334:
        1. Кооперация с Украиной, которая захотела строить свой самолет-конкурент - Ан-148.
        2. Послепродажное обслуживание самолетов Ту: 334-й и 204-й были унифицированы.
        3. 3 члена экипажа.
        1. 0
          24 марта 2022 06:51
          Время Ту-334 уже ушло. Но Ту-214 и Ил-96 имеют право на второй шанс.
          1. 0
            24 марта 2022 07:05
            если проект ССЖ сдохнет, то вполне возможно и оживление
            1. 0
              24 марта 2022 07:33
              Насколько я знаю, на Ту-334 украинские двигатели. Если б вернуть Запорожье, то варианты появились бы. Но, боюсь, Мотор Сич и Ивченко-Прогресс ждет судьба ХТЗ и Азов-Стали.
              1. 0
                24 марта 2022 07:34
                А перспективный ПД-8?
                1. 0
                  24 марта 2022 07:35
                  Ждем в перспективе. smile Боюсь, сроки теперь будут непрерывно сдвигаться вправо...
                  1. 0
                    24 марта 2022 07:38
                    Я имею ввиду ремоторизацию Ту-334 на ПД-8
                    1. 0
                      24 марта 2022 07:39
                      Я понял, что вы имели в виду. Ждем, когда ПД-8 сертифицируют и пустят в серию. Когда только это будет...
                      1. 0
                        24 марта 2022 07:39
                        Ну да, будем посмотреть...
          2. 0
            24 марта 2022 08:30
            Согласен: Ту-214 и Ил-96 безальтернативны в госструктурах, а это уже десятки, сотни самолетов. Когда читаешь заголовок "S7 возьмет несколько Ил-96 и Ил-86" (старых и полетнопригодных единицы), то сдерживаешься, чтобы не расхохотаться во весь голос.
        2. 0
          24 марта 2022 23:48
          Ту-334СМ - 2 члена экипажа, Ту-204СМ - 2 члена экипажа.
        3. -1
          27 марта 2022 00:47
          Причин закрытия проекта Ту-334 две - Embraer и CRJ.
          Они показали, как правильно делать региональный самолёт, а не такое чудо в перьях, как сделали в фирме Туполева.
          Даже Ан-148 лучше получился, хотя этот несуразный "ослик" вообще на базе грузового.
  8. 0
    23 марта 2022 15:43
    И все кто учил нас цивилизованной жизни в 90-х так и учат нас и детишек жизни...Или поруливают слегка чтоб не взлетели ненароком...Пока нет прополки так и будем радоваться что еще живы пока...
  9. +1
    23 марта 2022 17:36
    Почему нельзя запустить самолёты с двигателями ПС-90, потом постепенно заменить их на ПД-14?
    1. 0
      23 марта 2022 19:20
      Да наверняка можно. Просто раньше экономического смысла не было. А сейчас, по мере прищемления наших авиа-шариков западниками уже будет иметь смысл много чего, что на Запад не завязано ;)
    2. 0
      24 марта 2022 07:31
      Можно и нужно.
  10. -1
    23 марта 2022 19:19
    Ту-214 и Ил-96 - это всё хорошо, но их слишком мало может производиться,чтобы всерьез рассматривать замещение ими Боингов и Эйрбасов. Гораздо актуальнее будет вопрос налаживания обслуживания, ремонта и поставок запчастей для западных самолетов - в эту сторону надо думать и действовать крепко, ибо наши летуны чисто по количеству их не заменят, максимум подспорят вместо арестованных бортов. А там уже и импортозамещенный МС-21 подоспеет. Но это не значит, что не надо Ту и Ил модернизировать, потому что сколько продлятся санкции - никто не знает, поэтому есть большой шанс, что потребность в наших самолетах чем дальше, тем будет больше, а у Иркута тоже возможности производства довольно скромные (пусть и намного больше, чем у Ту с Илом)
    1. +2
      24 марта 2022 07:31
      Но это не значит, что не надо Ту и Ил модернизировать, потому что сколько продлятся санкции - никто не знает, поэтому есть большой шанс, что потребность в наших самолетах чем дальше, тем будет больше, а у Иркута тоже возможности производства довольно скромные (пусть и намного больше, чем у Ту с Илом)

      Вы еще не осознали? Санкции - навсегда. Дальше будет только хуже. Мы сейчас в стадии Холодной войны-2 и идет ко второму Карибскому кризису.
      1. 0
        5 апреля 2022 22:39
        Ничего не бывает навсегда ;) Тем более что застрельщиками санкций выступают в основном США, Европе они в целом не выгодны, но чтобы отделить Европу от США, надо последних выдавить (прежде всего их военную составляющую) из Европы. Да и через Китай можно будет частично "импортозамещаться". Но в любом случае, хотя бы внутренний рынок перелетов должен быть обеспечен отечественными самолетами, просто это нельзя сделать быстро или тем более одномоментно, всякие костыли "импортозамещения" так и так придется применять.
  11. +2
    23 марта 2022 20:10
    В общем нам надо предлагать продукцию соответствующую мировому уровню, способную выдержать конкуренцию с Боингом и Аэрбасом. Иначе шансов нет. Мы не отожмем даже рынок ЕАЭС.
    Как то так hi

    Советская авиа школа всегда была сильной! Может Вы не в курсе но отечественные планеты намного круче чем иностранные аналоги! Единственная проблема это устаревшая авионика, как следствие несовершенства отечественной электронной элементной базы, но это можно было за 30 лет довести до современного уровня!
    Кстати в отличие от аирбасов и боингов в советских самолетах всегда шло дублирование электрического и механического управления, что также повышает надежность пилотирования, а то не дай бог при хорошей молнии в корпус электроника управления сгорит! Еще раз повторюсь аирбасы и боинги имеют только электрическое управление!
    Таким образом отечественные самолеты лучше иностранных аналогов, с единственным минусом, связанным с несовершенной бортовой электроникой!

    С каждым выпуском нового самолета его себестоимость будет уменьшаться, что положительно скажется и на его стоимости, стоимости запчастей, а значит и уменьшения стоимости эксплуатации!
  12. +2
    23 марта 2022 21:50
    Автор, пардон, а при чём здесь либералы? Действующий министр Мантуров двадцать лет пилил бабло на этом поприще, стал самым богатым чиновником в правительстве, загнал российский авиапром в клоаку, не говоря уже о других ворах, типа Чемезова, Борисова и т.д. Отвечать надо уже за содеянное...
    1. RFR
      +1
      23 марта 2022 22:38
      А эти типажи и есть либерасты...Потому как либераст - это прежде всего предатель страны...
  13. RFR
    +1
    23 марта 2022 22:36
    Половина правительства либерасты, а вы хотите свои самолеты...
  14. 0
    23 марта 2022 23:57
    Быстро начать выпуск ту-214 и ил-96 можно только в том виде, в котором они производятся. Т.е это не ту-204см и не ил-96-400м, с двухместной кабиной и пс90а3, потому что они не сертифицированы в таких вариантах. А с 3 членами экипажа и пс90а1. При этом нужно еще подготовить на них экипажи и раз в 5..10 увеличить масштабы сборки. И то первые машины появятся не раньше конца года в колитестве 2..3 бортов, а за 3 года их будет не больше 15..20. Неужели такой дефицит самолетов у нас, что нужно вкладываться в ту-214? И вообще есть шанс найти маршруты, которые смогут загрузить ил-96-400м?
    1. +1
      24 марта 2022 00:40
      Наладить производство большинства запчастей к "иностранцам" (а их миллионы) невозможно, т.к. отсутствует техническая и технологическая документация разработчика и производителя, воссоздать которую без участия разработчика, даже для одной запчасти, только на основе ее обмеров и анализа - утопия.
      Налаживание выпуска всей, или существенной части номенклатуры запчастей сравнимо с выпуском целого самолета и это - вторая утопия.
      Поиск по всему миру миллионов разных запчастей при противодействии производителя и организация таким способом бесперебойной эксплуатации самолетов - третья утопия.
      Запчасть, выпущенная "вслепую" на основе безответственной интерпретации результатов обмеров и анализов материала, не проверенная расчетами на силовые, температурные и вибрационные нагрузки и деформации в составе подсистемы, не прошедшая в ее составе цикла стендовых испытаний, и еще много других "не", для которых нужен разработчик этого самолета - не пригодна для использования на самолете, т.к. имеет неизвестную надежность.
      На "каннибализации" имеющиеся "иностранцы" долго не протянут.
      Поэтому, увы вкладываться в организацию выпуска своих самолетов нужно уже сейчас, и времени на раскачку нет
      1. +1
        5 апреля 2022 22:48
        В своё время методом обратного инжиниринга туполевцы успешно скоммуниздили самый современный на тот момент В-29 ;) А вы говорите, запчасти сделать - утопия )) Это ж не целый самолет. Тем более - с нашим опытом в авиастроении и наличии современных технологий 3Д-печати и пром.лазеров. Да и доставать запчасти в Азии будет вполне реально, пусть дольше и дороже.
        Но это не значит, что не надо срочно производить своё, ибо это - дополнительное подспорье и большая надежность собственных авиа-перевозок. Ибо реверс-инжиниринг тоже занимает время, и большее время будет уходить на поиск запчастей в Азии. Так что подход должен быть комплексным, по всем направлениям, и от поддержания эксплуатации импорт-бортов поэтому тоже нельзя отказываться, тем более что это тоже будет дополнительная загрузка всяких авиа-смежников. Взять ту же Ависму, которая уже производит большую номенклатуру запчастей для западников - на её основе, с помощью РосАтома с его 3Д-аддитивными технологиями можно было бы сделать мощное производство нужных запчастей для импорта.
        1. 0
          5 апреля 2022 23:52
          В своё время методом обратного инжиниринга туполевцы успешно скоммуниздили самый современный на тот момент В-29 ;) А вы говорите, запчасти сделать - утопия

          Ту-4 прошел полный цикл проектирования, испытаний и создания серийного производства. Конечно в результате, "на выходе", появились и его отдельные запчасти. Надеяться получить их "сразу", без всего этого - утопия.
          Вы поверхностно прочли мой комментарий. Я все-же инженер по авиационным приборам и автоматике, специалист, и знаю - о чем пишу.
    2. +2
      24 марта 2022 04:03
      Неужели такой дефицит самолетов у нас, что нужно вкладываться в ту-214?

      - ну год-два полетаем на "лизинговых невозвращенцах", а потом они начнут либо падать либо становиться в отстойник. За эти год-два импортные комплектующие к МС-21 может будут замещены, а может нет, а это уже неоправданный риск, потом обкатка нового самолета, потом налаживание массового производства. Каков итог? В лучшем случае МСы пойдут в авиакомпании к концу 20х годов, а до этого будем иметь сокращение авиасообщения внутри страны, рост цен на билеты, европейская часть страны в львиной доле пересядет на автобусы и поезда, а те кто за Уралом южане тоже на паровозы, а северяне на оленей (ну немножко утрирую) ...
      1. 0
        2 апреля 2022 23:07
        Вкладывать нужно в самолеты, которые по несколько десятков можно строить в год, сериями из сотен штук без конструкторских изменений. Это в первую очередь ssj100new. По остальным риски гораздо выше. 20 штук за 3 года не сделают погоды вообще. Вы ведь боитесь, что на прикол встанет флот почти из 800 самолетов. По ту204 и ил 96 - ими имеет смыс заниматься только если восстанавливать летную годность. Производить новые -слишком медленно
        1. 0
          3 апреля 2022 08:23
          в ССЖ как и в МС присутствуют импортные комплектующие...
        2. 0
          7 апреля 2022 18:50
          Вкладывать нужно в самолеты, которые по несколько десятков можно строить в год, сериями из сотен штук без конструкторских изменений. Это в первую очередь ssj100new.

          По ту204 и ил 96 - ими имеет смыс заниматься только если восстанавливать летную годность. Производить новые -слишком медленно

          Это интересно. Объясните-ка мне, инженеру, в чем кардинальное отличие длительности производственного цикла ssj100new, по сравнению с Ту204/214 и Ил 96
          1. 0
            8 апреля 2022 23:09
            Как инженеру вам рассказываю - ту214 это самолет со старыми двигателями и командой из 3 пилотов. Это не вариант с 2мя пилотами, известный как ту204см. Поэтому чтобы самолет был интересен не только как временный вариант, его срочно нужно обновлять. Аналогично с ил96. Вариант ил96-400м- не прошел сертификацию, и может выпускаться только устаревший вариант с командой из 3х человек и старыми двигателями. И все эти самолеты сразу спишут, как только мс21 начнут производить в плановом темпе 70шт в год. И смысл вкладываться в развитие того, что уже устпрело и будет выброшено как только появится замена.
            1. 0
              9 апреля 2022 02:38
              Вы не нашли убедительного ответа на вопрос, почему:

              По ту204 и ил 96 - ими имеет смысл заниматься только если восстанавливать летную годность. Производить новые -слишком медленно

              ?

              И смысл вкладываться в развитие того, что уже устарело и будет выброшено как только появится замена.

              Никто ничего не выбросит. Просто шаблонный подход к эксплуатации самолета сменится гибким.
              Никто не будет дожидаться пока настанет это: "как только мс21 начнут производить в плановом темпе 70шт в год".
              Потому, что налаживание серийного производства нового самолета - неизвестная дорога, на которой можно застрять на месяцы и годы. Тем более - сейчас. Любая мелочь, на еще "сыром" самолете, может вырасти в проблему. Думаю, что и с полным импортозамещением ssj-100 и МС-21 главные мучения все еще впереди
    3. +3
      24 марта 2022 06:53
      Американцы производят свою технику блоками, сериями. Начать в существующей комплектации, второй блок - уже более модернизированным и т.д.
      1. -1
        2 апреля 2022 23:13
        С самолетами все не так. Каждое существенное изменение конструкции требует сертификации. Модель ставится лет на 10..15 и практически не меняется. И это с выпуском по несколько сотен бортов в год. Иначе невозможно организовать из сервисное обслуживание, возникает сложность с подготовкой пилотов и рентабельность сильно падает из-за постоянной сертификации новых узлов в составе самолета
    4. +1
      24 марта 2022 08:53
      Ту-204см совершил первый полет в 2010 и получил последний сертификат в 2013 году.

      Цитата: Смирнов Сергей
      Неужели такой дефицит самолетов у нас, что нужно вкладываться в ту-214? И вообще есть шанс найти маршруты, которые смогут загрузить ил-96-400м?

      По словам министра транспорта Савельева, за границей было арестовано уже 78 российских самолетов иностранного производства. Ту-204см/214 и Ил-96-300/400 позволят не зависеть от иностранных запчастей и летать также за границу, не опасаясь их конфискации.
      1. 0
        2 апреля 2022 22:09
        "Летать не опасаясь конфискации"- это сказки. Лизингодатеть через суд сможет требовать компенсации за невозвращенные самолеты любым имуществом авиакомпаний. По аналогии с тяжбыми с акционерами юкоса или noga. Поэтому летать смогут только те, у кого самолеты в собственности. При этом самолеты российского производства выжны ТОЛЬКО для решения рисков недопуска к полетам из-за несертифицированного производителем лайнера ремонта и обслуживания.
    5. +1
      5 апреля 2022 22:42
      Проблема в том, что санкции - это надолго, судя по всему. Поэтому производить и Ту, и Илы, а затем и МС-21ые придется так или иначе. Но этого будет недостаточно, так что придется учиться своими силами обслуживать импорт-борты, как и доставать/делать для них запчасти своими силами. Т.е. импортозамещаться придется комплексно
  15. 0
    24 марта 2022 05:44
    Главная Крыса сбежала - Чубайс.
    Теперь все пойдет в норму.
    1. 0
      24 марта 2022 10:12
      Теперь это войдет в норму
  16. 0
    24 марта 2022 05:51
    Наши высокооплачиваемые менеджеры (один уже утек на Запад) ни чего не могут. Живем на разработках 80 годов прошлого столетия. А как хаяли и плевались в эту эпоху. Бездари.
    1. 0
      24 марта 2022 07:02
      Наши высокооплачиваемые менеджеры (один уже утек на Запад) ни чего не могут.

      - не под то заточены...
  17. +1
    24 марта 2022 07:29
    Цитата: hlp5118
    А как хаяли и плевались в эту эпоху. Бездари.

    Не так. Талантливые вредители и прямые враги.
    1. 0
      24 марта 2022 12:34
      Вы правы, Сергей
      Вот подтверждение такой талантливой работы.
      Это "новая" парадная форма ВС России:


      А это, хорошо знакомая всем нам форма солдат Вермахта гитлеровской Германии:


      Обратите внимание на петлицы.
      Меня этот элемент всегда заставляет вздрагивать во время показа парадов.
      А ведь это было кем-то задумано, а потом и одобрено.
  18. +1
    26 марта 2022 10:07
    Есть ли в наличии свободные мощности Ульяновска, Казани и Перми?
  19. 0
    28 марта 2022 07:39
    Да ни один мировой производитель самолётов не желает иметь конкурентов на рынке.
  20. 0
    28 марта 2022 17:50
    Цитата: weddu
    Ещё в то время, когда закрывали проект ТУ-334, а следовательно и десятки смежных предприятий поставщиков, в угоду Суперджету многие специалисты предупреждали, что в перспективе страна может столкнуться с ситуацией, которая возникла сейчас, к этому всё шло.

    У Ту-334 есть один незаменимый импортный агрегат- двигатель.