Каковы перспективы развития российских ВКС по итогам СВО на Украине

15

Несомненно, специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины будет самым внимательнейшим образом изучаться во всех военных академиях по всему миру. По факту это самая настоящая гражданская война, где между собой вынуждены были столкнуться две части одного большого разделенного народа, схожим образом вооруженные и обученные. Но при этом за спиной у ВСУ стоят США и страны блока НАТО, что оказывает существенное влияние на ход боевых действий. В этой статье, не претендуя на глубокую экспертность анализа и истину в последней инстанции, хотелось бы коснуться некоторых аспектов применения боевой авиации.

Изначально, когда еще до 24 февраля 2022 года в различных СМИ сравнивались вооружения ВС РФ и ВСУ, последним никто не давал ни малейшего шанса против нашей армии. Действительно, превосходство российских военных в воздухе было полным, и оно еще более выросло в результате ряда превентивных ракетных ударов по украинским аэродромам и авиабазам в первые дни после начала специальной военной операции. Небо над «незалежной» практически безраздельно принадлежит ВКС РФ, а хваленые турецкие «Байрактары» оказались дорогой и малополезной игрушкой против армии, имеющей современные системы ПВО.



Однако, несмотря на полное преимущество российской авиации в воздухе, украинские военные теперь как-то умудряются перебрасывать свои колонны от одного населенного пункта к другому, избегая истребления авиацией. Более того, два ударных вертолета ВСУ смогли недавно взлететь в Днепропетровске, безнаказанно пересечь нашу границу и успешно отстреляться по нефтебазе в Белгороде, после чего вернулись обратно. Как такое стало возможным?

Видеть все


Судя по всему, украинские военные непрерывно получают оперативные разведданные от своих кураторов из блока НАТО. Так, известно о захвате одного такого специального ноутбука, явно предоставленного в виде «спонсорской помощи». США и их союзники обладают гигантской спутниковой группировкой, куда входят непосредственно и военные спутники, и метеорологические, и мирные раздатчики Интернета. Кроме того, в небе посменно кружат разведывательные самолеты и дроны Североатлантического альянса, которые непрерывно отслеживают все происходящее на территории Украины и вокруг нее.

Весьма вероятно, что ВСУ осуществляют свои короткие и стремительные марш-броски по открытой местности от одного населенного пункта к другому тогда, когда над ними образуются слепые зоны. Этим же вполне можно объяснить и то, как украинские вертолеты смогли безнаказанно пролететь от Днепропетровска к Белгороду необнаруженными. Высота высотой, но без курирования видящими все и вся эта операция могла легко сорваться в любой момент, и ВСУ потеряли бы два ударных вертолета с опытными пилотами. Чувствуется враждебная рука англосаксов.

Можно ли было предотвратить эту атаку? Наверное, да, будь ответственные лица более бдительными. Однако очень многое упирается в техническую часть.

В частности, будь на вооружении Минобороны РФ хотя бы десятка два, а лучше все четыре самолетов ДРЛОиУ, все могло бы сложиться иначе. Напомним, что самолет ДРЛОиУ представляет собой летающий радар, который способен отслеживать все происходящее одновременно в воздухе, на море и на земле на большом радиусе. Кружи посменно над Украиной и вдоль ее границ под прикрытием истребителей несколько таких воздушных разведчиков, ни один вражеский вертолет не смог бы прошмыгнуть и ни одна колонна с бронетехникой противника не ушла бы от удара. Но, увы, у нас с этим имеются серьезные проблемы.

Единственный по-настоящему современный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер» до сих пор не довели до ума. Есть 7 модернизированных А-50У и еще 2 совсем устаревших А-50. Это все, что имеется в наличии. Сообщалось о том, что в Беларусь в ходе СВО были переброшены три самолета ДРЛОиУ А-50У. Для сравнения: у блока НАТО на вооружении имеется 61 самолет ДРЛОиУ: 33 самолета Boeing E-3B Sentry – у ВВС США, 7 Boeing E-3B Sentry – у ВВС Великобритании, 4 – у ВВС Франции и еще 17 самолетов АВАКС подчиняются непосредственно командованию блока НАТО. Плюс палубные самолеты ДРЛОиУ имеются на всех американских и одном французском авианосцах. Подробнее о ситуации с воздушной разведкой и о возможных путях ее разрешения мы рассказывали ранее.

В общем, есть над чем задуматься.

Короткий и вертикальный взлет


Также происходящее на Украине заставляет по-новому посмотреть на перспективы развития российской истребительной авиации. Воспользовавшись своим преимуществом в ударных вооружениях, ВС РФ в первые дни специальной военной операции уничтожили на земле много украинских самолетов и БПЛА, а также повредили аэродромы и взлетно-посадочные полосы. Считается, что не поможет даже передача Киеву истребителей из-за рубежа, которым просто неоткуда будет взлетать и негде приземляться.

По факту столкновение в конвенциальном конфликте с противником, обладающим перевесом в ударных вооружениях, будет означать быстрое уничтожение инфраструктуры, необходимой для использования боевой авиации. Однако есть некие варианты.

Когда взлетно-посадочные полосы и автомобильные шоссе повреждены, совсем иначе начинают смотреться возможности самолетов с вертикальным либо укороченным взлетом и посадкой. В обычной мирной жизни они считаются неконкурентоспособными по сравнению с истребителями горизонтального взлета и посадки: меньше боевой радиус и полезная нагрузка. Они кажутся применимыми только на легких авианосцах и УДК. Однако в условиях вооруженного конфликта, сходного украинскому, истребители СКВВП вполне могли бы найти свою нишу в качестве фронтовых – взлетать с быстро монтируемых трамплинов и приземляться на небольших пятачках. Гигантских расстояний им преодолевать не пришлось бы, разница в размере боекомплекта по сравнению с обычным истребителем будет не такой существенной.

О том, нужны ли России многорежимные самолеты, способные взлетать и садиться горизонтально, вертикально или по укороченной схеме, мы также подробно рассуждали ранее. Наверное, все-таки нужны на случай, если придется напрямую столкнуться с США и блоком НАТО.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    7 апреля 2022 10:42
    В частности, будь на вооружении Минобороны РФ хотя бы десятка два, а лучше – все четыре, самолета ДРЛОиУ, все могло бы сложиться иначе.

    думается, что когда они появятся, а это надо полагать еще плюс лет десять, в воздухе уже начнут царить беспилотники
  2. +2
    7 апреля 2022 10:57
    Самое обидное то, что вся инфа, с картинками прожектов, выдавалась, как наличие на вооружении. Результат этого - на полях сражений. Был как то шумок о аэростатах... Да, висел бы такой над Белгородом - проблема снята. Спутников мало, ну хотя бы ДРЛО, как то перекрыть, частично может?
  3. 0
    7 апреля 2022 11:11
    Цитата: скептик
    Спутников мало, ну хотя бы ДРЛО, как то перекрыть, частично может?

    Могли бы, будь в достаточном количестве и работай посменно. Как и должно быть.
  4. 0
    7 апреля 2022 11:48
    По дирижаблям, вроде, есть подвижки в ВКС России.
    https://nachfin.info/SMF/index.php?topic=25981.0

    И вот еще интересная статья
    https://topwar.ru/157696-vozrozhdenie-dirizhablej-dirizhabli-kak-vazhnaja-chast-vooruzhennyh-sil-xxi-veka.html
  5. +2
    7 апреля 2022 12:00
    Что хорошо - есть много заделов по самолетам и БПЛА.
    Что плохо - никому из властей и ЭфМенедж это не надо было, лишь бы денег отмыть.И ониже по прежнему при должностях.

    На ВО был ролик, как МО зарубили инициативы по БПЛА 10-20 летней давности.
    Т.к. там были почти готовые разработки энтузиастов, а на них денег не освоишь.
    Теперь вынуждены наверстывать ,причем не с теми моделями, а полностью с нуля.

    Ну а про "Короткий и вертикальный взлет" - это нереально. В море еще применяется - т.к. там площадок нет и конкурентов. А на суше все ровно наоборот...
  6. 0
    7 апреля 2022 12:36
    Цитата: Сергей Латышев
    Ну а про "Короткий и вертикальный взлет" - это нереально. В море еще применяется - т.к. там площадок нет и конкурентов. А на суше все ровно наоборот...

    Вроде бы мы говорим применительно к вполне реальному вооруженному конфликту, в ходе которого активно разбиваются ВПП и прочая инфраструктура. Если мы щас сдадим Украину, потом уже по нам так могут превентивно отработать. Не удивлюсь.
    П.С., ну, и на море СКВВП были бы не лишними, мягко говоря.
  7. 0
    7 апреля 2022 12:39
    Очень давно когда американцы ставили на вооружение "Томагавки" в советской прессе были сообщения что три МиГ-31 способны закрыть западное направление,отследить и уничтожит подлетающие ракеты. Это было чистое враньё или частично?
    1. -2
      7 апреля 2022 14:21
      МиГ-31 очень устарели, годятся сейчас только в качестве носителей Кинжалов.
  8. +1
    7 апреля 2022 14:40
    2 совсем устаревших А-100

    - автор опечатался или как?
    1. 0
      7 апреля 2022 16:00
      Да, очепятка. А-50.
  9. 0
    7 апреля 2022 23:01
    Я не понимаю, почему нельзя поднять радар на стратостате, чтобы не гонять А-50-е? Чем стратостат хуже? Висит в небе высоко и долго, видит далеко.
    1. -1
      8 апреля 2022 06:43
      То-то вояки наши сами не сообразили
      1. 0
        8 апреля 2022 06:46
        Спасибо, что просветил. А то я думаю, сообразили наши вояки или не сообразили
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  10. Самое эффективное оружие этой войны - высокоточные ракеты, остальное - так себе, не впечатляет!
  11. 0
    16 мая 2022 12:53
    А-100 разрабатывают 20 лет, а воз и поныне там. Лозунги и планы, а вот в 30 году у нас будет. В РФ феодализм, местечковость, олигархия, компрадорская буржуазия, сырьевая колония, с таким букетом развитие стран не бывает, присутствует только одесский шум. РФ жива только благодаря материально-техническим ресурсам оставшимся от СССР.