Россия возрождает производство лайнеров советских проектов

22

Отказ западных корпораций Boeing и Airbus продавать России новые и обслуживать уже поставленные лайнеры их производства стал весьма болезненным санкционным ударом. За десятилетия властвования либералов отечественные авиаперевозчики пересели на иностранные самолеты, а «новоделы», вроде «Суперджета-100» и МС-21, оказались продуктом глубокой международной кооперации, что не замедлило теперь сказаться. После 24 февраля 2022 года западные компании окончательно отказались поставлять нам свои комплектующие. По счастью, из этой ямы, куда Россию загнали «сислибы», все же есть выход, и все благодаря наследию «клятого совка».

После введения жестких секторальных санкций со стороны США и Евросоюза структура российского рынка воздушных перевозок радикально изменилась. Теперь американское и европейское небо закрыто для отечественных авиакомпаний. Если потеря первого не так критична, то ЕС смог создать серьезные проблемы. Чего стоит, например, необходимость облетать Литву почти через всю Балтику, чтобы попасть в Калининградскую область. Остальные направления пока россиянам открыты, однако тут вступает в силу другая пакость, сделанная нам Западом.



Иностранные лизингодатели потребовали вернуть формально принадлежащие им самолеты производства Boeing и Airbus из-за отказа Бермудских островов сертифицировать их российским авиакомпаниям. Все лайнеры оперативно перерегистрировали в России, отказавшись их возвращать, но формальных владельцев это не удовлетворило, и начались аресты самолетов за границей. Иначе говоря, теперь почти весь отечественный авиапарк стал невыездным, или «невылетным». Теперь они смогут спокойно работать только на внутренних рейсах.

И тут вступает в дело третья пакость. Boeing и Airbus отказались технически обслуживать и поставлять комплектующие для ремонта самолетов своего производства в Россию. Это означает, что поддерживать их летную годность придется за счет так называемой «каннибализации», или разборки одних лайнеров для ремонта других. Понятно, что бесконечно это продолжаться не сможет, и проблему надо решать в очень ограниченные сроки. Вероятно, дедлайном будет 2030 год, который уже фигурирует в различных отчетах и планах ответственных лиц. Давайте посмотрим, что реально можно сделать к тому времени.

Импортозамещение


Если верить заявлению главы ОАК Слюсаря, то к 2025 году в нашей стране будет производиться по 36 среднемагистральных лайнеров МС-21, а после – вдвое больше:

Задача максимум - выйти на 72 самолета в год в Иркутске. Там есть некая этапность, мы должны к 2025 году достичь 36, после этого выйти на 72.

По его словам, если считать двигатель ПД-14, то доля российских комплектующих в МС-21 достигает 50%, остальные 50% – импортные, которые необходимо как можно быстрее заместить:

Задача сама по себе достаточно амбициозная, потому что в принципе сейчас внутри одной страны полностью авиационные современные комплексы создаются в широкой международной кооперации. Но тем не менее мы понимаем, какие предприятия с помощью каких решений сделают отечественные системы. Часть системы начинаем уже получать, устанавливать на самолеты и планируем переходить к этапу летных испытаний.

В общем, по этим обтекаемым формулировкам можно понять, что все сложно именно из-за привязки к иностранным комплектующим, и задача по их замещению нетривиальна. В успех верим, но что-то подсказывает, что сроки реализации могут слегка сдвинуться вправо, таковы суровые реалии жизни под секторальными санкциями.

С «Суперджетом» все еще сложнее. Он на три четверти состоит из импортных комплектующих, сама его силовая установка наполовину французского производства. Работа по импортозамещению до уровня в 97% отечественных комплектующих в рамках проекта SSJ New уже ведется, есть основания надеяться получить свой двигатель ПД-8 для ремоторизации ближнемагистрального лайнера. Но, если честно, все это напоминает попытку сварить кашу из топора.

Вот если бы отраслью руководили не «сислибы», то можно было в свое время сделать обязательным условие по максимальной локализации производства «Суперджета» в России в рамках совместных предприятий. Тогда после 24 февраля эти СП можно было бы просто национализировать, выплатив западным партнерам компенсации, и масштаб бедствия был не таким. Но, как говорится, что не сделано, то не сделано.

Да, вдогонку хочется указать на одну проблему, которая еще даст о себе знать. Это зависимость не только от импортных комплектующих, но и от импортного оборудования и станков, используемых в производстве МС-21 и «Суперджета». Уже сейчас отраслевые эксперты осторожно говорят, что в обозримом будущем возникнут сложности с ремонтом и обслуживанием иностранной материальной базы. Да, импортные станки хороши, но они не наши, и вскоре это еще нам аукнется. Пламенный привет Егору Гайдару с его либеральными единомышленниками-подельниками, которые утверждали, что отечественные станки России не нужны.

И что же остается в сухом остатке? То, что было создано при «клятом совке» и еще не успели разрушить «сислибы».

Ту-Ту


Как мы в числе первых и спрогнозировали, отказ Boeing и Airbus продавать новые и обслуживать уже поставленные лайнеры действительно вынудил Россию пересаживаться на самолеты советских проектов, благо производственная база под них еще сохранилась. Госкорпорация «Ростех» объявила о своих планах произвести до 2030 года 70 среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров Ту-214:

Сегодня эти машины уже выпускаются в Казани малой серией. Самолет оснащен отечественными двигателями семейства ПС-90, которые сертифицированы, имеют хорошую репутацию и выпускаются серийно.

Кроме того, глава ОАК Слюсарь заявил, что широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Ил-96 будет производиться малой серией по 2 самолета в год.

Что ж, это большой шаг в правильном направлении. Очевидно, что структура отечественных авиаперевозок будет выглядеть в ближайшие десятилетия следующим образом: «национализированные» лайнеры от Boeing и Airbus будут летать внутри России, а за рубеж полетят Ту-214, Ил-96 и МС-21, по мере готовности. Однако объемы производства, мягко говоря, не впечатляют.

Почему так происходит с Ил-96, в целом, понятно. Пока что этот дальнемагистральный лайнер оснащается двигателями ПС-90А, не блещущими экономичностью, по 4 штуки на самолет. Для массового производства нужна ремоторизация на более совершенный двигатель ПС-90А3, а в перспективе – на ПД-18Р или на ПД-35. Вероятно, последние два двигателя реально появятся к концу десятилетия.

Но совершенно не понятно, почему «Ростех» решил сделать ставку именно на Ту-214, а не на Ту-204 СМ. Напомним, что лайнер Ту-204 имеет множество модификаций и производился сразу не двух площадках – в Казани и Ульяновске. Татарстан получил заказ на 70 Ту-214, оснащенных двигателями ПС-90А, то есть, в год будет производиться примерно 8,75% самолета. Не так много, как хотелось бы. Но ведь есть еще и Ульяновск, где была разработана модификация лайнера Ту-204СМ. И она выглядит даже более перспективной.

После глубокой модернизации и обновления бортового радиоэлектронного оборудования, Ту-204СМ значительно повысил свою коммерческую привлекательность. Его экипаж сократился с 3 человек до 2. Благодаря установке модифицированного двигателя ПС-90А2, повысилась его взлетная масса, увеличился рабочий ресурс, снизились расходы на обслуживание. Были значительно улучшены все его летно-технические характеристики. Ту-204СМ стал вполне конкурентоспособным даже с современными лайнерами от Boeing и Airbus. Иран планировал закупить партию российских среднемагистральных самолетов и даже организовать по лицензии их производство на своей территории, но этого не произошло по чисто политическим причинам.

Возникает вопрос, почему в условиях явного цейтнота, в котором оказалась Россия, принимается решения о производстве столь малой серией лайнера Ту-214 в Казани и совершенно игнорируется площадка в Ульяновске, где можно параллельно производить уже максимально осовремененный Ту-204СМ? Непонятно. Также непонятно, почему никто из ответственных лиц не говорит о возвращении к идее продать Тегерану лицензию на сборку Ту-204СМ и начать зарабатывать на поставке Ирану комплектующих.

К слову, под этот проект можно будет развернуть серийное производство модернизированных двигателей ПД-90А3, которые были разработаны на замену ПД-90А2, где были задействованы американские технологии. Улучшенные характеристики ПД-90А3 позволили бы сделать более конкурентоспособными уже сейчас четырехмоторные широкофюзеляжные лайнеры Ил-96, на которых мы в конечном итоге и будем летать на дальних магистралях.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 апреля 2022 12:02
    Налицо лоббирование интересов Татарстана.
    Да, по аналогии с проектом CR929 и ПД-35 можно было начать зарабатывать сейчас на Ту-204СМ и ПС-90А3.
  2. +1
    9 апреля 2022 12:41
    и совершенно игнорируется площадка в Ульяновске, где можно параллельно производить уже максимально осовремененный Ту-204СМ? Непонятно.

    - ну вам может и непонятно, в Ульяновске производят новый Ил-76, а если быть более точным то пытаются производить, получается пока хреново. А вы хотите их еще догрузить Ту-204СМ. Так же необходимо определится смогут ли двигателисты выдать необходимый дополнительный объем по двигателям....
  3. +1
    9 апреля 2022 12:44
    Цитата: faiver
    - ну вам может и непонятно, в Ульяновске производят новый Ил-76, а если быть более точным то пытаются производить, получается пока хреново. А вы хотите их еще догрузить Ту-204СМ.

    А, ну тогда ладно.
    Или, может, стоит пересмотреть то, насколько эффективно организовано производство?
    1. +4
      9 апреля 2022 13:42
      а кто пересматривать будет? где те великие производственники? Уже выросли поколения потребителей, а не созидателей
      Если уж быть откровенным то я не уверен что и казанцы выйдут на озвученные цифры
      1. 0
        9 апреля 2022 14:28
        Жизнь заставит
    2. +3
      9 апреля 2022 13:46
      Производство - почти никак, а вот "эффективный" "многоуровневый" менеджмент....) все как с еэс и ржд - все раздроблено на кучу контор и фирмочек с генеральными, замами, замами замов и проч.,и все с "шоколадными" окладами и на 1го работягу с "гаечным ключом" - 27 бумагомарак (чьих-то родственников, сватьев, зятьев и дочек). Работать некому(кадры ведь это не "наше все"?!) и главное - зачем? всем этим "эффективным" и так хорошо живется за счет траншей из бюджета. Получили на производство 100 самолетов, собрали ...два и то vip-борта для чиновников, остальное "усохло" и..получаем следующий. И это не первый год и не десять даже. Не знаю, как в Ульяновске, но по Казанскому авиационному - все именно так.
    3. 0
      10 апреля 2022 09:18
      .....насколько эффективно организовано производство?

      — Сказал человек ни дня не проработавший в цеху или за станком.
      Господин автор, вы хоть знаете как пользоваться штангенциркулем?
  4. +2
    9 апреля 2022 12:53
    Первое - всю либерду на Колыму или к стенке. Второе - каждого, кто хрюкнет хоть слово сомнения или против России - туда же. Третье - теперь всем понятно, что вариант "все купим" не работает? Вывод - надо развивать собственные самолеты, но только при условии исполнения двух первых условий.
  5. DPN
    +4
    9 апреля 2022 13:32
    Вот и пригодились Советские " галоши,, значит будем ЖИТЬ.
  6. -2
    9 апреля 2022 14:47
    Автор, высокомерие вредит интеллекту. Вы забыли про пустяк: погром в российской промышленности, произведённый ельцинской сворой в 90-е годы. "Если бы отраслью руководили не сислибы", России при полном отсутствии свободных средств пришлось создавать заново отрасль промышленности, производящую авионику, и до сих пор было бы невозможно выпускать самолёты. Ваша статья - это советы постороннего.
    1. +4
      9 апреля 2022 16:28
      "Если бы отраслью руководили не сислибы", России при полном отсутствии свободных средств пришлось создавать заново отрасль промышленности, производящую авионику, и до сих пор было бы невозможно выпускать самолёты.

      Че-че? При полном отсутствии средств? Сколько бабла выкинуто на Суперджет? И где результаты? Конструктор без запчастей.

      Ваша статья - это советы постороннего.

      Виден "эксперт". Погосяновский что ли?

      Автор, высокомерие вредит интеллекту

      Да. Примените это суждение к самому себе
    2. +3
      10 апреля 2022 00:54
      Это общее дело, никто не посторонний.

      Плохо, что объёмы малы, но придётся научиться причём, во многих отраслях (производительность у нас раза 3 меньше западных, по данным ООН).

      Хорошо то, что есть технологии, готовые к использованию СЕГОДНЯ, а не когда то (когда переформатируют распиаренные «конструкторы»).

      Очевидно, что советские модели угробили иностранные лобисты боингов и пр., наши неплохи (и аргументы про топливную эффективность для страны - нетто экспортера нефти звучат странно).
      Скажу больше - это обычная практика западной конкурентной борьбы: выдавить товар с плохим маркетингом, распиарить свой, скупить завод, полезное вывезти/ остальное закрыть или посадить на отверточную сборку (ключевые компоненты при этом только «оттуда», их НИКОГДА не локализуют. Вот сейчас стоим, ждём, пока милостиво разрешат их поставку или перевод на китайские). На примере отрасли, где работаю я - не осталось ни одного независимого действительно российского производителя, кроме оборонки. Из каждых 3-4 купленных заводов остаётся 1.
  7. 0
    9 апреля 2022 20:14
    А где лайнер состоящий только из отечественных комплектующих и материалов, который по всем каналам рекламировали? Папа говорил что СССР погубило враньё, люди просто перестали верить в то что сами говорили. Надо перестать врать, пусть будет горькая правда... Хватит иллюзий.
  8. 0
    9 апреля 2022 22:56
    Чтож Приятные обещалки озвучены. Даже успели размножится.
    25 год не за горами, итог будет понятен....
  9. 0
    10 апреля 2022 00:59
    Слюсарь - это клинический , по профессии импрессарио (организатор концертов) отдельно взятой куплетистки не имеет отношения ни к авиации, ни к другой промышленности.Ему по-барабану какой Ту-204 и где его производить.
  10. 0
    10 апреля 2022 01:10
    Автор, продолжайте писать, делитесь своими статьями с «принимающими решения» людьми (да хоть депутатам). Может стоит организовать какую-либо общественную организацию. Любителей авиации. От общественной организации может и повесомее будет…
    Активная позиция + надлежащая аргументация, возможно, окажут правильное влияние на процессы в отрасли.
    1. +1
      10 апреля 2022 07:18
      Я пытаюсь делать все, что в моих силах, на своем месте. Про необходимость реновации советских проектов писал задолго до 24 февраля, ибо был уверен в правильности этого решения.
  11. 123
    0
    10 апреля 2022 09:32
    Но, если честно, все это напоминает попытку сварить кашу из топора.

    Это просто попытка приготовить нормальное блюдо. С использованием не только доморощенной репки, но и импортной картошки, не произрастающими у нас приправами. Суперджет был первым, а это всегда нелегко. Ну не выращивали у нас ингредиенты для нормального блюда, они взяли импортные и пошли вперед. Тем же путем пошли и создатели МС-21, им уже немного легче, кое что уже начали выращивать у нас, да не все растет как надо, что то в теплицах, а что то еще на стадии рассады. Но все это будет, надо просто дождаться урожая.
    Был Ту-204/214, был Як-242. Создатели Яка пошли вперед и создали МС-21, создали из самого лучшего, соответствующего мировому уровню. Не их вина что многое из этого в стране не производилось. А теперь их за это клюют, дескать сидели бы со своим Як-242 и молчали в тряпочку как все.

    Возникает вопрос, почему в условиях явного цейтнота, в котором оказалась Россия, принимается решения о производстве столь малой серией лайнера Ту-214 в Казани и совершенно игнорируется площадка в Ульяновске, где можно параллельно производить уже максимально осовремененный Ту-204СМ? Непонятно.

    Вам не приходит в голову что большую серию делать просто не из чего и некому?

    Также непонятно, почему никто из ответственных лиц не говорит о возвращении к идее продать Тегерану лицензию на сборку Ту-204СМ и начать зарабатывать на поставке Ирану комплектующих.

    А у вас есть комплектующие для Ирана? Вы решили нарастить производство дома еще и на экспорт отправлять. авиапром не волшебный горшочек, сам по себе не варит сколько вам потребуется.
    И да, Иран по прежнему заинтересован? Его спросили?

    Улучшенные характеристики ПД-90А3 позволили бы сделать более конкурентоспособными уже сейчас четырехмоторные широкофюзеляжные лайнеры Ил-96, на которых мы в конечном итоге и будем летать на дальних магистралях.

    Конкурентоспособным с кем? С Ил-96 на двигателях ПД-90А? Лайнер с четырьмя двигателями не выдерживает конкуренции с двухдвигательными. Где вы этого набрались? Хватит уже рассказывать людям сказки.
  12. 0
    11 апреля 2022 08:02
    Если верить заявлению главы ОАК Слюсаря, то к 2025 году в нашей стране будет производиться по 36 среднемагистральных лайнеров МС-21, а после – вдвое больше

    100% ложь. Особенно если учесть что в планере доля импорта оказывается не 50%, а 70-75% почти как у суперджета. Если в конце 2025 года произведут хотя бы 1 самолет МС-21-310 New я распечатаю и съем свою статью с критикой Минпромторга и ОАК.

    Вот моя статья: https://zen.yandex.ru/media/id/5e2b7b9378125e00b13d4fa2/chto-budet-s-superdjetom-i-ms21-pri-sankciiah-62210997c02b772579fcd47f

    Но совершенно не понятно, почему «Ростех» решил сделать ставку именно на Ту-214, а не на Ту-204 СМ.

    Есть такое слово - саботаж. На КАПО можно производить как Ту-204СМ так и Ту-214 разница только в начинке. Тем не менее я не верю в то что КАПО сможет производить по 11 самолетов в год - это не реально именно поэтому КАПО заказ и отдали. Минпромторгу и ОАК Ту-204СМ как кость в горле. Представьте что за 7 лет пробуксовки МС-21 Ту-204СМ наклепали бы уже 70 шт это же какие потери для МС-21 в плане заказов. А за еще за 4-5 лет пробуксовки еще 40-100 шт. Ту-204СМ спас бы нашу авиацию, но ни ОАК ни Минпромторгу ни правительству ни Кремлю этот самолет не нужен, гораздо интереснее вбухивать миллиарды в не советский самолет и играть в международную кооперацию. Гигантский ущерб? Но им наплевать на ущерб.
    Ту-214 устаревший самолет его выбрали потому что как только МС-21 пойдет в серию его в отличие от Ту-204СМ можно будет списать в утиль.

    Даже скучно. Все как я и предсказывал. Попытка спасти авиаконструкторы вбухиванием в них денег + не реалистичные заявления про то что МС-21 вот вот запустят в массовое производство + саботаж по единственному самолету который может нас спасти это Ту-204СМ в Ульяновске/КАПО штук 15 в год. Суперджет и А и Б скоро остановятся без запчастей. Запас на 25 комплектов МС-21 + 4 двигателя ПВ-1400 нас не спасут. Короче авиации конец.
  13. 0
    11 апреля 2022 08:59
    Как я понял, за 30 лет - результат ноль, опять все из СССР. Олигархи огребли 3.5 млрд что выделялось на новые проекты, а народу, "опять по шпалам", да и шпалы не далеко ушли, скоростных по 500 км/час нет.
  14. -1
    12 апреля 2022 08:21
    Ну да, во всём виноваты сислибы, а если посмотреть глубже, то виноват Ельцин с Горбачёвым, а если бы автор посмотрел и раскинул бы мозгами, то откуда же взялись все эти горбачёвы с гайдарами и теми, кто их поставил на высокие партийные посты и бережно продвигал и оберегал. А теперь конечно тётя Мотя виновата - не так полы мыла в их конторах!
  15. 0
    16 апреля 2022 11:22
    К 30-му году аж самолетов 5 или 6 обещают построить. Это возрождают?