Новый флагман: какой корабль заменит «Москву» на Черном море
Таинственная гибель ракетного крейсера «Москва» стала одной из самых черных вех в истории ВМФ РФ. При неустановленных на данный момент обстоятельствах на флагмане Черноморского флота, находившемся неподалеку от побережья Одесской области Украины, произошли пожар и детонация боезапаса, после чего гвардейский крейсер затонул при попытке отбуксировать его в Севастополь. Ведутся ожесточенные споры о том, что он там делал и не была ли его ударная мощь избыточной для морской блокады Одессы. Другой важный вопрос заключается в том, какой именно корабль сможет его заменить в качестве флагмана.
Охота на «Москву»
Угроза морского десанта под Одессой с первых дней специальной военной операции была фактором, сдерживающим в данном регионе значительную воинскую группировку ВСУ. Неизвестно, планировался ли в Генштабе ВС РФ десант на самом деле или ставка делалась только на его имитацию. Но теперь уже понятно, что без флагмана Черноморского флота и БДК «Саратов», потерянных за первые полтора месяца СВО, данная военно-морская операция едва ли состоится.
Большие вопросы вызывает то, что именно делала «Москва» в одиночку в северо-западной части Черного моря. Его основное вооружение составляют противокорабельные ракеты «Вулкан» с дальностью полета до 1000 километров, призванные уничтожать самые крупные корабли противника, вплоть до авианосцев ВМС США. Против последних оставшихся на плаву суденышек ВМСУ эта мощь выглядит откровенно избыточной. Для ударов по наземным объектам крейсер не был оснащен крылатыми ракетами «Калибр», которые очень хорошо себя показали в ходе спецоперации. Для блокады Одессы вполне хватило бы фрегата проекта 11356Р «Адмирал Эссен». Осуществлять противовоздушное прикрытие российского десанта, если бы тот все же состоялся? Возможно, но реальность десантной операции имеющимися у ВМФ РФ силами при условиях активного противодействия ВСУ вызывала определенные сомнения.
Тогда зачем ему было находиться под Одессой?
Не исключено, что дело напрямую касается страны «Р», на возможную роль которой в произошедшей трагедии мы тонко намекали ранее. После учиненного разгрома украинской аэродромной сети оставшиеся истребители ВВС Незалежной перебрались в соседнюю Румынию. Об этом еще месяц назад рассказал официальный представитель российского военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков:
Вместе с тем нам достоверно известно об украинских боевых самолетах, ранее перелетевших в Румынию и другие приграничные страны. Обращаем внимание, что использование аэродромной сети этих стран для базирования украинской боевой авиации с последующим применением против российских вооруженных сил может расцениваться как вовлечение данных государств в вооруженный конфликт.
Появление под Одессой «Москвы» вполне могло быть связано с попыткой отслеживания ее радиолокаторами полетов украинских самолетов с территории Румынии. В связи с этим крайне зловещей выглядит информация о появлении в Одессе специалистов некой румынской ЧВК, под которую могли мимикрировать натовские военные, с тем чтобы «взять на прицел» российский крейсер.
Мы не знаем, что там произошло на самом деле, но, если к гибели флагмана Черноморского флота РФ напрямую окажутся причастны военнослужащие блока НАТО, это вполне себе казус белли. По этой причине не стоит удивляться тому, что в Минобороны РФ не спешат с оценками произошедшего, отправив в Севастополь спецкомиссию для детального изучения данной трагедии. От результатов ее расследования будет зависеть очень многое.
Новый флагман
Еще интереснее вопрос о том, какой корабль станет новым флагманом Черноморского флота РФ. В опубликованной накануне статье мы рассуждали о возможности применения больших авианесущих кораблей в Черном море. Было выдвинуто предположение, что, будь в паре с «Москвой», например, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» с несколькими десятками палубных истребителей и вертолетов ДРЛОиУ, подкрепленных 1-2 фрегатами, дело могло бы сложиться совершенно иначе. Естественно, наши «диванные адмиралы» страшно возбудились и возмутились, порешив, что в «черноморской луже» авианесущим кораблям делать нечего. Что ж, определенный резон в этом, наверное, есть, но, видимо, реальные российские адмиралы совсем уж бестолковы.
Ирония заключается в том, что после «Москвы» следующим флагманом Черноморского флота должен стать универсальный десантный корабль проекта 23900 «Митрофан Москаленко». Сейчас он и его собрат по проекту «Иван Рогов», который пойдет на Тихоокеанский флот, строятся в Керчи. Полное водоизмещение первого российского УДК достигает 40 000 тонн, он сможет нести до 16 вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-52К и до 4 БПЛА. Если же отечественный ВПК осилит создание самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой, то оба вертолетоносца превратятся в легкие авианосцы. В Севастополе в прошлом году начались работы по созданию береговой инфраструктуры для обслуживания «Митрофана Москаленко». Возможно, будь рядом с «Москвой» вертолетоносец, оснащенный несколькими вертолетами ДРЛОиУ Ка-31 и ударными Ка-52К, а также пара фрегатов, все сложилось бы иначе. Правда, замыслы Минобороны РФ по замене крейсера на УДК в качестве флагмана на «черноморской луже» по факту полностью противоречат глубокомысленным суждениям и выводам наших «диванных адмиралов», но кого это волнует?
Между тем в состав Черноморского флота «Митрофан Москаленко» должен войти на рубеже 2027-2029 годов. На переходный период флагманом может стать, например, фрегат проекта 11356Р «Адмирал Эссен». Возможно, в дальнейшем, до ввода в строй УДК, его заменит какой-нибудь из новых фрегатов проекта 22350 или даже 22350М, которые будут спущены на воду в ближайшие годы.
Информация