Появятся ли в России фрегаты проекта 22350М «олигархической серии»

23

14 апреля 2022 года по неустановленной пока что официально причине неподалеку от побережья Одесской области в ходе операции по демилитаризации и денацификации Украины погиб флагман Черноморского флота РФ – гвардейский ракетный крейсер «Москва». Потеря одного из немногочисленных оставшихся в строю отечественного ВМФ кораблей 1-го ранга стала очень тяжелым ударом для его боеспособности, поскольку здесь и сейчас для него нет равноценной замены. Каковы возможные пути решения этой проблемы?

Потеря крейсера, без преувеличения, невосполнима. Теперь из мощных кораблей дальней морской и океанской зоны еще советской постройки у нас остались только два крейсера проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», из которых первый давно нуждается в модернизации, а второй до сих пор не может ее завершить, а также крейсеры проекта 1164 «Атлант», из коих к настоящему моменту сохранились только «Варяг» и «Адмирал Устинов». Однотипная с ними «Москва» затонула в Черном море, а ее систершипы находятся в Средиземном, где караулят три авианосные ударные группировки блока НАТО. Если, не дай бог, что-то случится и с ними, можно считать, что Россия надолго лишится последних остатков своего океанского флота.



Очевидно, что ВМФ РФ находится в состоянии системного кризиса и остро нуждается в новых современных боевых кораблях. В связи с этим обратило на себя внимание предложение председателя Госсовета Республики Крым Владимира Константинова всем сброситься и построить на замену «Москве» новый крейсер за «народные деньги»:

У нашего народа есть традиция — жертвовать свои сбережения на нужды армии, когда она сражается за правое дело на поле боя. Так, за народные деньги собиралось ополчение Минина и Пожарского, на добровольные пожертвования комплектовались полки в 1812 году. В годы Великой Отечественной в рядах Красной армии действовали боевые самолеты и танки, построенные на личные средства выдающихся деятелей науки и культуры, Православной церкви.

Идея любопытная и нуждается в изучении. Необходимо осветить два ключевых момента.

Что строить?


Прежде всего, надо разобраться, какие именно корабли нам нужны вместо погибшей «Москвы». Если говорить про новый флагман для Черноморского флота РФ, то надо помнить, что он уже строится.

В Минобороны РФ давно уже подумывали списать состарившийся крейсер, и в качестве замены ему на заводе «Залив» в Керчи заложен и уже второй год строится универсальный десантный корабль проекта 23900 «Митрофан Москаленко». Вертолетоносец с полным водоизмещением под 40 000 тонн должен войти в состав Черноморского флота на рубеже 2027-2029 годов, о чем мы подробно рассказывали ранее. «Москва» после ремонта должна была протянуть до этого момента и после пойти на списание, поскольку дальше продлевать ее ресурс было бы проблематично. Сейчас, после трагической гибели крейсера, когда Турция закрыла свои проливы для российских военных кораблей, место флагмана на Черном море может временно занять один из фрегатов 2-го ранга – «Адмирал Эссен» или «Адмирал Макаров».

Касательно вопроса о том, чем в принципе можно заменить корабль такого класса, как «Москва», все очень сложно. Крейсера у нас сейчас не строят, ибо негде. Все верфи забиты заказами на годы вперед. С огромным трудом удалось решить проблему с импортозамещением украинских силовых установок для фрегатов проекта 22350. Как бы само собой напрашивается освобождение от власти преступного киевского режима знаменитого города корабелов Николаева, где есть и верфи, и опытные специалисты, и даже стоит годами у причала «Украина», однотипная с крейсером «Москва». Но неизвестно, в каком техническом состоянии находится недостроенный украинский крейсер, целесообразно ли его возвращать в строй, да и переживет ли он сам и николаевские верфи процесс деоккупации. В общем, пока об этом мечтать рано. Как освободят Николаев, тогда и поговорим, в зависимости от того, что там уцелеет.

Из того, что Россия может построить своими силами за замену «Москве», достоин упоминания проект 22350М. Это мощный «суперфрегат» с полным водоизмещением в 8000 тонн, универсальными пусковыми ячейками на 48 ракет, современным ЗРК «Полимент-Редут» на 64 зенитные ракеты, с двумя вертолетами и БПЛА в палубных ангарах. По своим ТТХ он соответствует скорее классу эсминец, в которых ВМФ РФ испытывает острый дефицит, и сможет действовать в дальней морской зоне. Головной корабль проекта 22350М будет заложен в 2024 году, и ничего лучше него отечественная судостроительная отрасль на замену погибшему крейсеру реально предложить не может.

Однако «Супер-Горшков» – это очень достойный многофункциональный корабль, который будет способен выполнять большее число боевых задач, чем старый «Атлант», который был заточен именно на борьбу против авианосных ударных соединений США и блока НАТО. В отличие от «Москвы», он вполне мог бы наносить удары крылатыми ракетами по наземным целям на Украине. Иначе говоря, если взять за скобки николаевские верфи, единственной реальной альтернативой старому крейсеру является фрегат/эсминец проекта 22350М, поэтому строить надо именно их, и большой серией.

Где? Ну, вот Амурский судостроительный завод под занавес 2021 года сообщил, что получил заказ на серию из шести новых фрегатов. Будем надеяться, что имеются в виду именно «Супер-Горшковы».

На что строить?


А вот это самый интересный вопрос. Предложение крымского парламентария всем скинуться и построить замену «Москве» на «народные деньги» отчего-то вызвало не воодушевление, а только некоторое раздражение. В последнее время в Сети гуляет инфографика, где наглядно сравнивается, сколько за последние десятилетия в России было построено кораблей военно-морского и яхтенного флота, из которой следует, что ВМФ РФ вчистую проиграл отечественным олигархам по тоннажу, стоимости и скорости строительства.

Чего стоит, например, яхта Eclipse Романа Абрамовича длиной в 162,5 метра и водоизмещением в 13 000 тонн? Или яхта Виктора Рашникова Ocean Victory длиной в 140 метров? Водоизмещение яхты Алишера Усманова Dilbar составляет 15 917 тонн, длина – 156 метров. Прямо настоящие крейсера. Есть в олигархическом флоте и свой «Замволт» – яхта Андрея Мельниченко «А», явно построенная по образу и подобию американского эсминца. На их фоне Виктор Вексельберг с яхтой Tango длиной в 78 метров выглядит каким-то скромнягой.


Яхта «А» Андрея Мельниченко

Пока страна была в кризисе, эти люди, «нахлобучившие» в свое время государство при откровенно грабительской приватизации 90-х годов, строили суперъяхты и покупали дворцы на Западе. А теперь там «нахлобучили» их самих, отняв бессудно активы, недвижимость и эти их дорогие игрушки. Наверное, будет правильно «повязать» всех этих людей, чтобы у них и в мыслях не было о чем-то договориться с коллективным Западом, заставив оплатить строительство в России не увеселительных яхт, а новых боевых кораблей для ВМФ РФ.

Будет правильно, если в дальнюю морскую зону через несколько лет выйдут «суперфрегаты» проекта 22350М, названные в честь спонсоров их строительства: «Роман Абрамович», «Виктор Вексельберг», «Алишер Усманов», «Алексей Мордашов», «Андрей Мельниченко», «Виктор Рашников», «Геннадий Тимченко» и другие. Иронично, но кармически справедливо, если из универсальных пусковых ячеек кораблей «олигархической серии» когда-нибудь полетят крылатые и гиперзвуковые ракеты по целям в Великобритании, Испании, Италии и Франции.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    27 апреля 2022 17:11
    В последнее время в Сети гуляет инфографика

    - так она гуляет уже лет 10-15.
    Итог: все , все заработано честным трудом, даже Кремль вроде подтверждал.

    Остальное интересно. Судя по росту стоимости всяких других "олигархических объектов" - в Сочи, стадионов, мостов и т.п., госдеп был бы доволен....
  2. -3
    27 апреля 2022 18:51
    рука-лицо lol
    Автор, оставьте наш флот в покое, лучше займитесь автоВАЗом и КаМАЗом, возьмите их на карандаш....
    Ну и последний абзац это уже ...
  3. +2
    27 апреля 2022 18:51
    Будет правильно, если в дальнюю морскую зону через несколько лет выйдут «суперфрегаты» проекта 22350М..

    Было бы символично, если головной суперфрегат 22350М получил название "Москва" и усилил Черноморский флот к 2030 году.
    1. +2
      27 апреля 2022 19:13
      Надеюсь, вы понимаете, что это был стёб насчёт названий.
      1. 0
        28 апреля 2022 20:57
        Стебаться можно на кухне под хорошую закуску или в цирке. А здесь не то место, где это можно делать.
        1. Комментарий был удален.
  4. -3
    27 апреля 2022 19:03
    С миру по нитке – голому рубаха

    Финансировать строительство боевых кораблей за счет олигархов не получится.
    Запад, провоцируя "хозяев жизни" на заговор против В.Путина, провел в РФ "де-олигархизацию": заморозил "нажитое ими непосильным трудом".
    И бедолаги уже неоднократно жаловались в СМИ, что "теперь не знают, как жить дальше".
    Конечно крохи для организации дворцового переворота (в надежде на размораживание активов) им оставили.
    Но на строительство боевых кораблей этих средств явно недостаточно: масштаб затрат не тот!
    Требуются реальные источники финансирования.
    1. +3
      27 апреля 2022 21:54
      Не переживайте за них. Достаточно разморозить дивиденды за 2021-22 года, которые они хотели перегнать за бугор, чтобы построить десяток фрегатов.
      ----
      По итогам 2021 года компания НЛМК выплатила дивиденды в размере 46.84 рублей на обыкновенную акцию. Общий объем выплат составил 280,722 млрд рублей.
      ----
      Цена фрегата проекта 22350 – 18 млрд рублей.
  5. -1
    27 апреля 2022 19:12
    Цитата: faiver
    рука-лицо lol
    Автор, оставьте наш флот в покое, лучше займитесь автоВАЗом и КаМАЗом, возьмите их на карандаш....
    Ну и последний абзац это уже ...

    Неа
  6. +1
    27 апреля 2022 19:40
    Архиважна экспроприация экспроприаторов, на эти средства можно будет построить не один современный эсминец!!!
  7. +3
    27 апреля 2022 19:53
    вот идея про "народный корабль", неважно крейсер или другой какой то 10тыс.-20ти тыс. сродни позорному для государства сбору народных средств на высокотехнологичные операции или медикаменты.детям. по ТВ ! Денег в стране завались, спокойно , без всякого возмущения подарили 350-400 млрд. долларов Западу..и продолжаем выполнять "финансовые обязательства".. При этом на крейсер скинуться.. ???? Ни рубля не дал бы.. Тем более что большие корабли уже как лет 20-ть не умеем, разучились строить, тоже позорно!) Кто строить то будет .. Южная Корея, Китай??? Военный корабль, корабли для России?! Анекдот!
  8. +2
    27 апреля 2022 20:39
    сколько за последние десятилетия в России было построено кораблей военно-морского и яхтенного флота

    Автор, не надо сгущать краски, это уводит от темы и резко снижает доверие к тексту. Яхту Усманова строила верфь Lurgsen Werft (Бремен, Германия); яхту Абрамовича - верфь Blohm+Voss (Гамбург, Германия); Яхту Мельниченко - верфь Nobiskrug (Киль, Германия); яхту Рашникова - верфь Fincantieri (Италия). Антипатия к миллиардерам - не повод искажать информацию. Российские верфи они не загружали и строить военный флот не мешали.
    1. +1
      28 апреля 2022 15:53
      Здесь вопрос идёт скорее о финансировании строительства новых фрегатов и эсминцев для нашего ВМФ, хотя и наличие верфей с подходящими для строительства данных кораблей стапелями тоже очень важно, здесь всё взаимосвязано.
    2. 0
      3 мая 2022 16:21
      Антипатия к миллиардерам - не повод искажать информацию. Российские верфи они не загружали и строить военный флот не мешали.

      ну, так и вы тему-то не подменяйте. Речь вообще о другом.
  9. -2
    28 апреля 2022 09:27
    Руководство дружно пилила бюджетные деньги, олигархи дружно перегоняли деньги на офшоры, а мы кричали что так хорошо живем и дружно шли голосовать за врагов народа
  10. -1
    28 апреля 2022 19:05
    Сергей Маржецкий й опять показал свое полное непонимание тактики и стратегии ВМФ..... он думает что крейсер обязательно нужно чем то заменить? а зачем? чтоб було? нет у крейсера да и УДК задач в Черном море, там очень нужны тральщики и подлодки, мрк и мпк, и проблем в проливе не будет, ходят реками. Насчет неумной идеи 22350М, зачем нам это переросток? опять неумное многопроектирование опять, освоение , опять малая серия, опять проблемы роста? зачем искать на свою голову приключений если есть уже универсальный фрегат 22350 пока пара, но серию нужно наращивать, ну когда наконец то в ВМФ будет большая серия однотипных кораблей, для упрощения эксплуатации обучения и применения? Кстати а как Сергей Маржецкий собирается строить на амуре 22350М, его как робинзон будем тащить волоком до океана 569 км? или по воздуху 8000 тонн, уж такие то ляпы делать нельзя, показывать полую некомпетентность в морском и речном деле. Нужно только сравнить глубину Амура и осадку фрегата.
    1. 0
      28 апреля 2022 21:06
      Вы не понимаете автора. Как он сам заявлял оппонентам, он исключительный, поэтому его замыслы мы понять не можем. Почитайте названия его статей. Там главные слова "возможно, не исключено, может случиться" и все в таком же ключе. Одни предположения и рассуждения ни о чем. Поэтому искать в его статьях какой-либо смысл - пустое занятие. А на счет вашей мысли по поводу строительства универсальных фрегатов 22350 полностью с Вами солидарен.
      1. -2
        29 апреля 2022 22:53
        Цитата: Навигатор
        Вы не понимаете автора. Как он сам заявлял оппонентам, он исключительный, поэтому его замыслы мы понять не можем. Почитайте названия его статей. Там главные слова "возможно, не исключено, может случиться" и все в таком же ключе. Одни предположения и рассуждения ни о чем. Поэтому искать в его статьях какой-либо смысл - пустое занятие. А на счет вашей мысли по поводу строительства универсальных фрегатов 22350 полностью с Вами солидарен.

        спасибо, полностью согласен с Вами, причем все настоящие специалисты неоднократно писали что нет необходимости в эсминцах и суперфрегатах, когда освоен хороший по всеобщему мнению и уже даже серийный фрегат, 22350, и нужно только планомерно спокойно продолжать серию
      2. -3
        3 мая 2022 16:16
        Вы не понимаете автора. Как он сам заявлял оппонентам, он исключительный, поэтому его замыслы мы понять не можем.

        Да, Андрей, тебе полета моей мысли не понять. Не дорос. smile

        Почитайте названия его статей. Там главные слова "возможно, не исключено, может случиться" и все в таком же ключе. Одни предположения и рассуждения ни о чем.

        Составление заголовка - это отдельное искусство. wink

        Поэтому искать в его статьях какой-либо смысл - пустое занятие

        Для подобных тебе, да. Это бессмысленно. А очень многое из того, что я пишу, сбывается. hi
      3. Навигатор, у автора еще одна коронка - Мы не знаем!
    2. -1
      3 мая 2022 16:19
      Сергей Маржецкий опять показал свое полное непонимание тактики и стратегии ВМФ..... он думает что крейсер обязательно нужно чем то заменить? а зачем? чтоб було? нет у крейсера да и УДК задач в Черном море, там очень нужны тральщики и подлодки, мрк и мпк, и проблем в проливе не будет, ходят реками. Насчет неумной идеи 22350М, зачем нам это переросток?

      Это ты что ли эксперт? Тебя на ВО всегда и во всем разносили и рвали как тузик грелку, так ты сюда перебрался, пока оппонентов нету?
  11. -1
    2 мая 2022 16:38
    Флотилия друзей Путина
  12. 0
    4 мая 2022 16:23
    Если корабли проекта 22350М будут соответствовать характеристикам показанных макетов, то это будет очередной провал - они уже не подходят под текущие требования
  13. К чертям пароходы! Вон, Макарова подбили, а в нем-то всего 8 Калибров!" Это 3 машины наземного комплекса! Это, ребята, слишком накладно - такие здоровенные пароходы таскают 8 фитюлек! Опомнись, Путин! Разоришься!
  14. Комментарий был удален.