Почему ВМФ РФ стоит мобилизовать гражданские суда

14

Как мы уже отмечали ранее, специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины стала настоящим стресс-тестом, выявившим все сильные и слабые стороны российского Военно-морского флота. Успешно подтвердилось, что ВМФ РФ силен в атаке, нанося точечные удары крылатыми и противокорабельными ракетами, но, увы, имеет проблемы по части противовоздушной и, очевидно, противолодочной обороны. Кроме того, налицо явный дефицит крупных надводных кораблей, способных выполнять задачи в дальней морской зоне.

Ворох накопленных проблем вынудил Минобороны РФ пересмотреть Морскую доктрину, заявил несколькими днями ранее профильный вице-премьер Юрий Борисов:



В условиях тотальной гибридной войны коллективного Запада против нашей страны, беспрецедентных санкций и проведения специальной военной операции на Украине обеспечение безопасности как никогда актуально... Нам жизненно необходимо наращивание возможностей по обеспечению и защите национальных интересов в Мировом океане. Корректировка Морской доктрины учитывает изменение геополитической и военно-стратегической ситуации в мире.

Отметим особо, что речь идет именно о Мировом океане, а не о ближней морской зоне, за которую у нас так активно топят сторонники «москитного флота». Очевидно, что для решения таких задач нужны корабли 1-го ранга, способные действовать в дальней морской зоне, но как раз с ними у нас серьезные проблемы. Все, на что пока способен отечественный ВПК, – это неспешное строительство фрегатов проекта 22350, больших десантных кораблей проекта 11711 типа «Иван Грен» и двух универсальных десантных кораблей проекта 23900. Но крупнотоннажные корабли ВМФ РФ нужны здесь и сейчас, и взять их неоткуда. Или есть?

На заявление вице-премьера Борисова отозвались многочисленные военные эксперты, которые считают, что ряд важных вспомогательных задач можно будет решать за счет мобилизации гражданских судов. Придется задействовать сухогрузы, танкеры, ледоколы и даже суда малого класса. То, что в военное время гражданский флот превращается в «плавучий тыл» для боевого, считается вполне нормальной практикой. Так неоднократно действовали, например, ВМС США и Соединенного Королевства. Англичане проводили массовую мобилизацию для ведения агрессивной войны против Аргентины, аннексировав у нее Мальвинские острова.

Опыт ВМС Великобритании по использованию мирных судов в военных целях предлагает перенять доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков. В 1982 году британцы задействовали в рамках программы АРАПАХО несколько контейнеровозов для перевозки к побережью Южной Америки истребителей вертикального взлета и посадки «Харриер». Летали на боевые задачи они, правда, с палубы авианосцев. По мнению Сивкова, ВМФ РФ мог бы превратить в импровизированные вертолетоносцы крупные контейнеровозы, предварительно оснастив их системой ПВО. К слову, нечто подобное морякам нашего Черноморского флота уже пришлось сделать. Имеются фотографии, на которых видно судно тылового обеспечения проекта 23120 «Всеволод Бобров», на палубе которого установлен настоящий ЗРПК «Панцирь-С1». Надо полагать, такая импровизированная система ПВО устроена черноморцами, которым надо как-то обороняться от атак пилотируемой и беспилотной украинской авиации, не от хорошей жизни.

Также определенные задачи могли бы выполнять контейнеровозы, оснащенные контейнерными комплексами ракетного оружия «Клаб-К». Внутри 20- и 40-футовых контейнеров размещаются ракеты различного типа, противокорабельные и крылатые, предназначенные для поражения наземных целей. Это, разумеется, не крейсер или эсминец УРО, но при определенных условиях такой контейнеровоз будет способен успешно отстреливаться. Понятное дело, не автономно, а в составе корабельной ударной группы и под прикрытием ее зонтика ПВО/ПЛО. Вопрос лишь в том, сколько реально комплексов «Клаб-К» имеется на складах Минобороны РФ. В любом случае произвести достаточное их количество будет проще, чем заложить, построить и спустить на воду полноценный боевой корабль, что никоим образом не отменяет необходимость во фрегатах и эсминцах.

Сама по себе ситуация, в которой оказался ВМФ РФ, заставляет вновь обратиться к советскому опыту. Вроде бы готовились-готовились воевать, но до сих пор толком не готовы и приходится импровизировать. Можно вспомнить, как у нас когда-то специально строили корабли двойного назначения.

Например, серию газотурбоходов проекта 1609 «Атлантика». В ее рамках было построено четыре ролкера, предназначенных для перевозки колесной техники типа автомобилей, грузовиков и спецтехники, которые также могли использоваться как контейнеровозы. При водоизмещении в 36 тысяч тонн головной корабль серии «Капитан Смирнов» мог развить скорость до 25 узлов. При скорости в 20 узлов «Атлантика» могла доставить 20 тысяч тонн полезного груза на расстояние в 16 тысяч километров. Это намного больше, чем любой современный БДК. Почему так получалось?

Потому что данные суда изначально были двойного назначения и при необходимости быстро превращались в скоростные военные суда снабжения. Отметим, что именно на базе этих ролкеров ВМФ РФ подумывал построить первый советский вспомогательный вертолетоносец проекта 10200 «Халзан». К сожалению, проект слишком усложнили, и он не состоялся, но идея для своего времени была весьма оригинальной.

В общем и целом есть над чем задуматься. Возможно, серию ролкеров-контейнеровозов двойного назначения стоит заложить на верфях в городе Николаеве, когда тот будет наконец освобожден от нацистской оккупации.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 мая 2022 15:15
    Даёшь на каждый баркас, сейнер и буксир "Калибр"!
    1. 0
      23 мая 2022 15:36
      «Калибр-К» (экспортное обозначение: англ. Club-K) — российский контейнерный комплекс ракетного оружия, размещаемый в стандартном 20- и 40-футовом ISO-контейнере.
      вот только маленькая проблемка... все гражданские российские суда будут досматривать на наличие оружия на всем пути следования.
  2. +1
    23 мая 2022 15:20
    новость в чем? так уже раньше было и так будет. и контейнеры с ракетными пусковыми установками возможно существуют. только сейчас не война, чтобы топить сухогрузы, потому что на них могут быть ракеты и круизные лайнеры, потому что они могут быть госпиталями.
  3. 0
    23 мая 2022 15:22
    "нужны корабли 1-го ранга" – а их могут заменить "мобилизованные гражданские суда" и "контейнеровозы двойного назначения"?
  4. +3
    23 мая 2022 17:13
    Ха. Задуматься всегда есть над чем.
    Китай, пишут ,вовсю строит судна двойного назначения...

    но тут главное не "двойного назначения", а "строит".
    Строит массого корабли, им есть применения, они работают и развивают экономику.......

    А уж мобилизовать , если есть, дело житейское...
  5. +1
    24 мая 2022 08:52
    вопрос уважаемому автору, уважаемый Сергей, 1 а каков перечень задач в мировом океане для кораблей первого ранга и мобилизованных Вами гражданских судов? я вот не могу придумать ни одной задачи 2 какие средства боевой устойчивости этих кораблей в океане вы предусмотрели в свете гибели крейсера Москва от одной ракеты?
    1. 0
      24 мая 2022 17:10
      Цитата: владимир1155
      вопрос уважаемому автору, уважаемый Сергей, 1 а каков перечень задач в мировом океане для кораблей первого ранга и мобилизованных Вами гражданских судов? я вот не могу придумать ни одной задачи 2 какие средства боевой устойчивости этих кораблей в океане вы предусмотрели в свете гибели крейсера Москва от одной ракеты?

      автор пишет, вопросы к специалистам. или вы подтруниваете )

      Цитата: владимир1155
      какие средства боевой устойчивости этих кораблей в океане

      остойчивость судна знаю, а вот что такое "средства боевой остойчивости" не слышал
      1. 0
        24 мая 2022 17:36
        "устойчивости" простите вы не увидели нечетко прочитали бывает ... будьте внимательней, а по существу, что вы можете ответить за скромно умолчавшего Сергея.... нечего сказать да? кроме поиска грамматических ошибок ничегошеньки сказать?..... Боевая устойчивость — способность войсковой или флотской группировки сохранить боеспособность и использовать свои боевые возможности для гарантированного выполнения полученной боевой задачи при активном противодействии противника.
        1. 0
          24 мая 2022 17:41
          Цитата: владимир1155
          "устойчивости" простите опечатка, а по существу, что вы[b][/b] можете ответить за скромно умолчавшего Сергея.... нечего сказать да? кроме поиска грамматических ошибок ничегошеньки сказать?

          я-то? ничего и не собирался. у вас глубокий вопрос, автор писатель. сегодня у него флот, завтра авиация, послезавтра политика, но может и ошибаюсь. про "средства боевой устойчивости" тоже ничего не знаю, что это?
          1. +1
            24 мая 2022 18:06
            Цитата: владимир1155
            средства боевой устойчивости этих кораблей в океане

            Цитата: владимир1155
            Боевая устойчивость

            Цитата: Викторио
            что это?

            в продолжение - имеете ввиду технические и конструктивные особенности и возможности, автономность, вооружение? т.е. вопрос требует специальный знаний, или хорошей погруженности в тему.
            1. 0
              24 мая 2022 21:30
              ну специальные знания не мешают иметь общее понимание, вы правильно обратили внимание что Сергей обо всем пишет и не всегда имея глубокое понимание, то есть узкий специалист должен иметь специальные знания , а вот большинству достаточно общих представлений. Боевая устойчивость это оборонительные возможности группировки, то есть ПВО, броня у танка, системы выпуска ложных целей самолета, мобильнсть (скрытность) маскировка, РЭБ, и тп. Для флотской группировки, это ПМО ПВО и ПЛО.... так вот тральщиков нет значит боевая устойчивость любого корабля ВМФ РФ ничтожна. ПВО слабое значит вероятность потери корабля как Москвы от одной ракеты велика. ПЛО осуществляется небольшим количеством кораблей ПЛО, в основном советской постройки , самолетов ПЛО не строили в РФ ни разу, а советским уже давно за 30 лет..... вывод= боевая устойчивость кораблей РФ вдали от своего берега около нулевая, значит по серьёзному никакой надводный флот посылать никуда нельзя (Москву уже послали), значит большие океанские надводные корабли не нужны во всяком случае, пока не появятся 60-200 тральщиков, и десятки самолетов ПЛО, и береговая МРА.
              1. 0
                25 мая 2022 15:46
                ? кто-то вам уж минус поставил

                Цитата: владимир1155
                Боевая устойчивость

                я обратил внимание на ваше "средства боевой устойчивости". так как термин и содержание "боевой устойчивости" мне знакомо.

                Цитата: владимир1155
                посылать никуда нельзя (Москву уже послали

                разве вам известно кто, куда и зачем послал?
  6. 0
    15 июня 2022 10:57
    Моя байдарка может принять ФАБ-50 или несколько противотанковых мин, но что я буду с ними делать? Просто так перемещать по водной глади? А зачем?
  7. 0
    1 июля 2022 20:32
    Зачем далеко ходить.Пример Иран который использует танкер как вертолетоносец. Можно на палубе развернуть РЛС типа Касты ,или ДРЛ от РСП 10 ,много вариантов .Просто в таком случае деньги не попилишь.