«На старые грабли»: лайнер МС-21 хотят производить в широкой евразийской кооперации

17

Оставшись после введения западных санкций без возможности приобретать новые и обслуживать уже купленные самолеты европейского и американского производства, Россия вынуждена возобновить производство еще советских среднемагистральных и ближнемагистральных лайнеров Ту-214 и Ил-96 соответственно, а также ускорить процесс импортозамещения иностранных комплектующих для считающихся перспективными МС-21 и «Суперджет-100». Дело нужное, но уже сейчас наметились первые подводные камни, о которые могут споткнуться современные российские самолеты.

Импортозамещение?


Сперва о хорошем. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов поделился накануне поистине наполеоновскими планами, которые, если сбудутся, ознаменуют возрождение отечественной гражданской авиастроительной отрасти. Особый упор был сделан на ближнемагистральные лайнеры «Суперджет-100», которые у нас хотят выпускать как горячие пирожки в базарный день:



В текущем году планируется поставить еще 20 самолетов, а с 2024 года ОАК намерена стабильно поставлять не менее 20 лайнеров этой марки ежегодно. Прибавьте к этому МС-21, Ту-214, Ил-114. Все эти самолеты находятся в высокой степени готовности. В перспективе до 2025 года планируется поставить на рынок свыше 110 лайнеров разных типов, до 2030 года — более 500.

Что ж, планы воистину грандиозные, и очень хочется, чтобы они сбылись. Однако узким местом при производстве современных лайнеров является тотальная зависимость от комплектующих иностранного производства. Так, в среднемагистральном лайнере МС-21 их доля, по некоторым оценкам, достигает 50%, в ближнемагистральном «Суперджет-100» – 70%. Такова расплата за политику «широкой международной кооперации», при которой российские «самолеты будущего» оказались банальными «конструкторами», собираемыми из импортных компонентов. В рамках санкционного режима западные производители отказались поставлять в нашу свою продукцию, которую теперь надо как-то замещать.

Также большую проблему представляет техническое обслуживание нескольких сотен лайнеров от корпораций Boeing и Airbus, которые отказались поставлять в Россию необходимые для этого комплектующие. Сообщается, что сразу пять предприятий отечественной авиастроительной отрасли – ГосНИИ гражданской авиации, S7 Technics, Уральский завод гражданской авиации, «Авиационные инженерные решения» и институт авиационного приборостроения «Навигатор» – получили сертификаты, позволяющие им разрабатывать и производить комплектующие для лайнеров Boeing и Airbus, естественно, без разрешения этих компаний. Это будут прежде всего такие компоненты, как пассажирские кресла, детали интерьера салона самолета, кухонное и прочее оборудование.

Намного сложнее ситуация с МС-21 и «Суперджетом», где заместить надо половину и три четверти комплектующих соответственно. И вот тут, похоже, мы опять можем прыгнуть на старые грабли.

Импортерозамещение


На днях стало известно о том, что комплектующие для перспективного среднемагистрального лайнера МС-21 будут производиться не только в России, но и во всех странах, входящих в Евразийский экономически союза. Об этом рассказал министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян:

Уже есть предложения от «Объединенной авиастроительной корпорации», от корпорации «Иркут» по производству компонентной базы для самолетов МС-21. Предлагается производить обширный перечень комплектующих всем производителям стран ЕАЭС, чтобы импортозаместить все, что можно на сегодняшний день на территории союза.

В ЕАЭС, напомним, кроме России и Белоруссии, входят также Казахстан, Кыргызстан и Армения. О том, что Белоруссия проявила интерес к участию в производстве МС-21, мы подробно рассказывали ранее. После распада СССР Минск сохранил сразу три крупных авиаремонтных завода – Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» – где возможно наладить производство узлов и агрегатов для гражданских самолетов. Более того, братья-белорусы даже умудряются там при минимальных расходах самостоятельно разрабатывать беспилотники и различное оборудование для авиатехники. А чем могут быть полезны отечественному авиастроению Кыргызстан, Казахстан и Армения?

В Астане, например, в 2012 году было создано ТОО «Казахстанская авиационная индустрия», осуществляющее техническое обслуживание и ремонт военных самолетов. В 2018 году предприятие приступило к собственной производственной деятельности. Планировалось начать собирать беспилотники в кооперации с израильской компанией Elbit systems, а также зайти в сегмент гражданского авиастроения, поясняет представитель компании Игорь Сыдзыков:

У нас это одна из ключевых задач. Сейчас в этой связи мы прорабатываем вопросы освоения различных сегментов рынка гражданской авиации. Недавно у нас с визитом был вице-министр промышленности и торговли Российской Федерации. В ходе этого визита Республике Казахстан предложено участие в реализации проекта по организации здесь сборочного производства самолетов «Байкал». То есть участие Казахстана в создании этого самолета, локализация сборки самолетов Л-410 и участие в создании самолета Л-610. Эти проекты мы планируем реализовывать совместно с Уральским заводом гражданской авиации.

В Кыргызстане существует филиал Новосибирского авиаремонтного завода, который расположен неподалеку от военной авиабазы «Манас». В Армении, в городе Гюмри, существует авиаремонтная войсковая часть (авиаремонтное предприятие) ВС Армении, созданная на базе гражданского авиаремонтного предприятия. То есть некий технический задел и компетенции все же имеются. Вопрос в том, насколько безопасно в наше неспокойное время переносить производство комплектующих в другие страны даже в рамках ЕАЭС?

Белоруссия – ладно, она одной ногой уже стоит в Союзном государстве и почти не имеет шансов отвертеться от углубленной интеграции, но как насчет остальных? В Армении правит «соросенок» Пашинян, в Казахстане прямо сейчас идут крайне опасные внутриполитические процессы, которые могут вывести ее на путь «Украины-2». За информационную политику там отвечает теперь отъявленный министр-русофоб Аскар Умаров, а его заместитель Александр Данилов, пусть и этнический русский, зато был слушателем Московской школы политических исследований (иноагент), которую финансировал фонд Сороса, и сотрудничал с «Радио Азаттык» — филиалом «Радио Свобода» (иноагент). Вероятность того, что пока еще в дружественном Казахстане вскоре «бахнет», очень высока. В Кыргызстане тоже хватает своих внутренних проблем, которые можно легко раскачать до госпереворота.

Так стоит ли разносить производство комплектующих по всем пяти странам ЕАЭС, чтобы после очередной «цветной революции» остаться без компонентов для МС-21? Жизнь совсем ничему не учит? Или кто-то хочет, чтобы эти проекты стали перманентным долгостроем? Если так, то летать мы реально будем на полностью отечественных Ту-214 и Ил-96.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 июня 2022 15:30
    Автор наверное не знает, что у Кремля 20 башен, иначе он не задавал бы риторические вопросы ......
  2. +4
    3 июня 2022 15:43
    Если не сдержат обещаний - посадить на 10 лет без права переписки с конфискацией.
    Сколько ещё мозги будут пудрить? С Чубайса пример берут?
  3. +4
    3 июня 2022 15:52
    Скорее вмего результат будет как у прочего импортозамещения - в большей части переклеивание бирок, но зато в кремле известная личность будет громогласно говорить что все отлично
    1. 0
      5 июня 2022 21:16
      Армения или кто другой , кто еще не под санкциями , могут обеспечить поставки критически важных элементов , через реэкспорт, которые все равно в ближайшее время не создать .. У ОАК просто нет никаких других возможностей, что б как то оправдать весь тот бардак что они развели и как то за слова ответить.
  4. +2
    3 июня 2022 16:00
    Ну, вааще!!! "Российский" самолет на 70% из импортных комплектующих. "Это какой-то позор..."
  5. -2
    3 июня 2022 16:12
    Кроме Белоруси в кооперации можно рассчитывать на Узбекистан, если рассматривать пространство бывшего СССР, больше ни на кого
  6. 0
    3 июня 2022 16:22
    даине могут наши чинуши отказаться от падачек за.... натура чубайса.
  7. +1
    3 июня 2022 16:26
    Прежде, чем писать ахинею, автору стоило бы ознакомиться с производственной цепочкой Airbus
  8. +3
    3 июня 2022 17:05
    МС-21 и «Суперджет нельзя считать российскими - 50 и 70 % иностранные комплектующие. Здесь, скорее, стоит задача затормозить производство этих самолётов. Опять либералы-дерьмократы отрабатывают задания НАТО.
  9. +3
    3 июня 2022 18:23
    Пока от власти не отстранят всех людишек с ментальностью Бориски Ельцина п Мишки Меченого порядка в РФ не будет...А что до иностранных партнеров,то сегодня партнеры,а завтра враги,вечных союзов не бывает и тем,кто этого не понимает,пора в отставку. Как говорил один из русских царей - У России есть только два верных союзника,это ее армия и флот...Истина не раз доказанная временем.
  10. -1
    3 июня 2022 20:24
    Из той же оперы "аналоговнет":

    МОСКВА, 3 июн — РИА Новости. Следственная группа Министерства обороны США с помощью увеличительных стекол, отверток и паяльника изучала захваченную на Украине технику российских военных, пишет газета The New York Times.
    По информации издания, сотрудники американского оборонного ведомства разобрали все передовое российское оборудование, которое им удалось заполучить, в том числе небольшие лазерные дальномеры и системы наведения крылатых ракет.
    "Передовые российские системы вооружения и связи созданы на основе западных чипов. Детали оборудования и вооружения также были разработаны в компаниях США и ЕС", — рассказал Дэмиен Сплитерс, один из исследователей компании Conflict Armament Research, занимающейся идентификацией и отслеживанием оружия и боеприпасов.
  11. +2
    4 июня 2022 02:01
    Где вы были 8 лет, импортозаместители херовы? Отсутствие мозгов заместите себе хоть чем-нибудь уже.
    1. 0
      9 июня 2022 14:57
      Где вы были 8 лет...

      Рогозин с Мантуровым обещали вот-вот запустить в серию МС-21, "но воз и ныне там". Теперь Рогозин пиарится в СМИ и видеороликах, а вместо него другие вешают лапшу на уши.
  12. +1
    4 июня 2022 09:19
    Прозападность нашей промышленной элитки и крупного предпринимательства очень круто забита на ментальном уровне на понятии..."чего изволите" . Очень много словословия, словоблудия, пустых обещаний и особенно лжи если посмотреть на те задачи и проекты, которые тянулись годами на наших глазах, а выход.....сплошной пшик!! Да мы движемся, только неизвестно куда черепашьими темпами....!!!
    Как не вспомнит факира-лгуна Чубайса и не только, разве только он один годами, миллиардными дотациями не производили н и ч е г о........кроме пустопорожних надуваний щек. !!!?? Это же так "мучительно больно" для этой кагорты "эффективных менеджеров по распилу бюджетных денег" поднимать разрушенные отрасли ,строя заводы и развивая компетенции в авиастроении, производстве чипов, материнских плат и прочей электронной продукции и т.д .....легче же провозгласить лозунг "импортозамещения" вложив в него все тот же принцип "ничего не делать" самим, а просто найти какую то замену на других рынках или организовать какую то мутную кооперацию с теми, кто завтра может все это остановить. Главный стимул при этом для таких деятелей-сколько попадет от всего этого в их личные карманы!!!!! Печально, но имея всю гамму природных богатств-мы их просто вывозим, порой торгуя за бесценок, вместо того, чтобы производить и торговать уже с прибавленной стоимостью, как многие делают в этом мире и ....процветают, классический пример-Япония !!?
    А то ,что у нас во власти куча либерастов-предателей,так это видно как они мечутся с начала проведения Спецоперации, как они всеми силами стремятся не дать возможности денацифицировать Украину .....им бы все вернуть обратно, где они процветали, а как там народу-плевать и растереть...!!! Печально однако что так живем, остается надеяться на лучшее..!!!
  13. +2
    5 июня 2022 16:45
    По мне так международная "кооперация" это чистой воды идиотизм, благоглупости ....
  14. +1
    6 июня 2022 15:48
    Нельзя размещать производства за границей в нынешней ситуации...
  15. 0
    8 июня 2022 12:31
    Это уж точно "грабли". Нашли, блин, друзей...