Возможно ли создание малого корвета ПЛО и ПВО на базе МРК «Каракурт»
Как сообщают федеральные СМИ, ВМФ РФ отказался от дальнейшей закупки «патрульных кораблей» проекта 22160. Так называемые корветы оказались совершенно непригодными к реальному боевому применению, о чем с самого начала предупреждали морские офицеры и адекватные военные эксперты. Означает ли это явное фиаско откровенно ущербного проекта, крах самой идеи «модульности», завоевавшей симпатии в сердцах отечественных флотоводцев?
Тут необходимо постараться раскрыть вопрос о российских кораблях 2-го и 3-ранга и связанных с ними проблемах. При всей нескрываемой симпатии автора строк к кораблям 1-го ранга, способным действовать в дальней морской и океанской зонах, отрицать необходимость защиты ближней морской зоны было бы не просто глупо, но и преступно. Наибольшую опасность там представляют подводные лодки потенциального противника, охотящиеся на российские АПЛ, и для борьбы с ними нужны прежде всего специализированные корабли класса корвет.
Мал, да удал
Какие задачи должны выполнять корветы?
Корвет — класс боевых надводных военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз.
В советской классификации класс корветов не выделялся, но ему соответствовали сторожевые корабли ближней морской зоны, а фрегаты – это сторожевики дальней зоны. Если судить по натовской классификации, то к корветам относятся наши малые противолодочные и малые ракетные корабли, противолодочный и ракетный корвет соответственно.
Основными кораблями данного класса в ВМФ РФ являются многоцелевые корветы проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий», соответствующие 2-му рангу. Они способны бороться с подводными лодками и надводными кораблями противника, вести патрулирование и обеспечивать артиллерийскую поддержку десантов в ближней морской зоне. Ударное вооружение российских корветов представлено противокорабельными ракетами «Уран» либо универсальными пусковыми комплексами 3С14 (УКСК), предназначенными для запуска ракет «Калибр», «Оникс» или даже «Циркон», 100-мм артиллерийской установкой АУ А-190, противолодочным 324-мм комплексом «Пакет-НК», зенитное – современным ЗРК «Редут».
Несмотря на ряд недостатков, это очень приличные корабли для решения массы задач. Так, пара подобных корветов точно не помешала бы на Черном море в боях за остров Змеиный вместо абсолютно беззащитных и бесполезных «патрульных кораблей» проекта 22160. Однако долгие годы в недрах российского военно-морского ведомства зрело еще одно «модульное чудище», которое должно было перевернуть всю линейку боевых кораблей. Это корвет проекта 20386, который в околофлотских кругах подвергся жесточайшей и совершенно справедливой критике.
В 2016 году на замену проекту 20385 был представлен проект корвета 20386. После ознакомления с его заявленными ТТХ все причастные к флоту в очередной раз схватились за голову. К его достоинствам была отнесена пресловутая «модульность» (привет «голубям мира»), однако количество недостатков все перевесило. Новый корвет по размерам и цене практически влез в класс фрегатов, но при этом значительно уступал ему по вооруженности. Из-за конструктивных особенностей установка модуля с крылатыми ракетами «Калибр» вынудила бы отказаться от палубного вертолета, что на порядок снизило бы противолодочные возможности корабля. По факту дело шло к тому, что «недофрегат» проекта 20386 должен быть влезть в нишу реально хорошего фрегата проекта 22350, поставив на нем крест. А по цене желаемых флотским командованием 10 «суперкорветов» можно было бы построить до 20 нормальных корветов проекта 20380 или 20385.
Ничего удивительного, что на специализированных ресурсах по данному поводу годами трубили тревогу встревоженные специалисты и писали обращения во все инстанции. Несомненно, что в случае участия в реальных боевых действиях проку от корабля со столь сомнительным сочетанием тактико-технических характеристик было бы немного, зато ущерба боеспособности ВМФ РФ подобный проект нанес бы много.
«Супер-Каракурт?»
Возвращаясь к теме кораблей ближней морской зоны, следует признать, что они исключительно необходимы, прежде всего как противолодочные, и в больших количествах. При СССР строилось много малых противолодочных кораблей (МПК), но сейчас, увы, нельзя сказать, что подводные рубежи нашей страны находятся на замке. Необходимо продолжение серии корветов 20380 (20385). Однако большой проблемой являются слишком медленные темпы строительства на отечественных верфях. Напомним, что корвет проекта 20385 «Проворный», сгоревший в декабре 2021 года в Санкт-Петербурге, строился на тот момент 8 лет. 8 лет, Карл! Для корабля со скромным водоизмещением 2200–2500 тонн и стоимостью в 30 миллиардов рублей это очень долго. Слишком долго.
Логика подсказывает, что если нельзя ускорить процесс строительства полноценных корветов, то можно не заменить, но дополнить их серией малых корветов, способных выполнять схожие боевые задачи. В связи с этим периодически звучит предложение создать на основе увеличенного корпуса МРК «Каракурт» две версии малых корветов, ПЛО и ПВО. Идея не бесспорная, но рациональное зерно в ней имеется.
Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» 3-го ранга имеют полное водоизмещение в 870 тонн, максимальную скорость в 30 узлов и улучшенную, по сравнению с МРК «Буян», мореходность. Вооружение представлено УВП 3С14 на 8 ячеек «Калибр-НК», «Оникс» и «Циркон», 76,2-мм артиллерийской установкой АК-176МА, с третьего корабля в серии система ПВО представлена «Панцирь-М». А вот противолодочное вооружение практически отсутствует: поиск субмарин осуществляется опускаемой ГАС МГ-757, бить по подводным диверсантам предполагается лишь гранатометом ДП-64. Большим достоинством данного проекта можно считать то, что в строительстве задействовано сразу три завода - ОАО «Пелла», АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» и ПАО «Амурский судостроительный завод», и оно ведется довольно быстрыми темпами. Всего в серии должно быть до 18 «Каракуртов».
Так вот, с учетом острого дефицита больших и малых противолодочных кораблей в составе ВМФ РФ строительство малых корветов на основе увеличенного корпуса «Каракурта» не лишено смысла. Такие кораблики могли бы действовать в ближней морской зоне в паре: один – комплектации ПЛО, второй – ПВО, как в свое время БПК проекта 1155 и эсминец проекта 956 «Сарыч». Освоить их строительство на имеющихся мощностях можно в быстрые строки, увеличив плотность противолодочной обороны российских морских рубежей.
Оговоримся во избежание недопонимания, что подобные проекты озвучиваются для обсуждения не взамен многофункциональных корветов 20380 (20385), а в качестве их дополнения.
Информация