Воздушную границу с Украиной смогут взять под контроль дирижабли ДРЛОиУ


Все возрастающая частота успешных атак украинской авиации, пилотируемой и беспилотной, по российской территории заставляет многих задуматься о реальной эффективности отечественных систем ПВО/ПРО и спорить о том, что лучше прикроет границы, ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор» или перспективная «Деривация-ПВО»? На самом деле, все наши комплексы ПВО по-своему хороши, проблема заключается не в них, а в «глазах и ушах».


Как мы уже подробно разбирали ранее, одним из самых серьезных недостатков российских армии и флота, увы, в полной мере сказавшимся в ходе боевых действий, оказался дефицит современных самолетов ДРЛОиУ, а также полное отсутствие БПЛА ДРЛОиУ. Мало иметь огромную ударную мощь, противника еще надо сперва своевременно увидеть и оперативно дать на него точные данные целеуказания. В качестве временного решения проблемы, пока отечественный ВПК осваивает производство самолета А-100 «Премьер», мы даже предложили закупить партию легких палубных самолетов ДРЛО в Китае, которые реально позволили бы «заткнуть дыры» в разведке ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ. Но есть как минимум еще один вариант, не сильно хуже, а кое в чем даже лучше.

Дирижабль ДРЛОиУ?


Каковы ключевые требования к «летающему радару»? Он должен иметь большой радиус действия и дальность полета, находиться в воздухе длительное время и нести мощное радиолокационное оборудование. Самолет кажется оптимальным решением, БПЛА – компромиссным, но как насчет того, чтобы приспособить для этого дирижабль или иной аэростат?

На первый взгляд, дирижабль в наш век высоких скоростей и дальнобойных ракет может показаться каким-то атавизмом: слишком он медленный, большой и уязвимый. Но это только на первый взгляд. Подобный летательный аппарат имеет перед самолетом или вертолетом массу преимуществ.

Во-первых, удельный расход топлива у дирижабля в 3-4 раза меньше, чем у самолета, и в 14-15 раз меньше, чем у вертолета. Очень полезное качество при активной эксплуатации, и ремонтировать его потом проще.

Во-вторых, как транспортное средство, не нуждающееся в длинной оборудованной взлетно-посадочной полосе, он не имеет цены при доставке грузов в отдаленные регионы с плохо развитой инфраструктурой.

В-третьих, дирижабль или иной аэростат могут использоваться в качестве ретранслятора связи, в том числе, военной.

В-четвертых, дирижабли имеют прекрасный потенциал как спасательные средства, например, на море.

В-пятых, эти летательные аппараты могут очень широко применяться в чисто военном назначении. Об этом следует поговорить подробнее.

Например, дирижабль может использоваться как мобильный носитель крылатых ракет воздушного базирования и даже МБР. Если подвесить его где-нибудь на Сибирью или в Якутии под прикрытием зонтика ПВО/ПРО, то из собственного воздушного пространства он сможет наносить ракетные удары и оперативно перебазироваться на иную позицию. На дирижабле также можно разместить мощный комплекс РЭБ, который будет давить электронику противника с больших дистанций. И, что особо для нас интересно, дирижабли являются весьма перспективной платформой для превращения в мобильный воздушный комплекс ДРЛОиУ и даже ПВО.

Ничего экзотического в данной идее нет, напротив, в девяностых годах в США было создано специальное подразделение JAPO (Joint Aerostat Project Office), которое занималось разработкой разведывательных систем, размещаемых на аэростатах. Для нужд системы ПВО Северной Америки NORAD разрабатывались огромные 70-метровые беспилотные дирижабли ДРЛО, которые должны были висеть по 30 суток на высоте до 24 километров и обнаруживать летящие российские ракеты на дальности до 740 км. В ходе испытаний выяснилось, что при кажущейся архаичности конструкции подобные аппараты чрезвычайно живучи и не падают камнем при попадании в них. Напротив, они плавно опускаются благодаря тому, что внутри разделены на сегменты и заполнены не водородом, а гелием. В США проект не пошел в жизнь только потому, что в конце 90-х Россия казалась американцам уже окончательно «замиренной» и вставшей на колени. Несмотря на это, над пустыней штата Юта по-прежнему можно увидеть огромный дирижабль ДРЛО.

Руководитель отделения Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System компании Raytheon Марк Роуз так рассказывает о своем детище:

Дирижабль может находиться на высоте 10 тысяч футов. Бортовая РЛС способна отслеживать самолеты, крылатые ракеты, лодки на расстоянии до 100 миль, и пространство вокруг горы.

Летательный аппарат свободно находится в воздухе от 1 недели до 1 месяца, удерживаемый тросами, его радиоэлектронное оборудование получает энергоснабжение с земли по кабелям. Эффективность получается значительно выше, чем у самолета ДРЛОиУ и, тем более, чем у вертолета ДРЛОиУ. Чем это может быть полезно нам?

Тем, что на основе дирижаблей и иных аэростатов можно создать вдоль украинской (и не только) границы сеть воздушных разведывательных комплексов, которые будут непрерывно просматривать обстановку вглубь территории Незалежной, контролируя все полеты ее ВВС и запуски ракет, выдавая оперативные данные целеуказания ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ. При соответствующей модернизации в гондоле возможно разместить даже зенитные ракеты.

В перспективе военные дирижабли могут стать не только стационарными, но и беспилотными, дистанционно управляемыми. Подобные летательные аппараты способны вести длительное воздушное патрулирование чрезвычайно протяженных российских границ. При этом ничего фантастичного в подобном техническом решении нет, все вполне реалистично.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. k7k8 Офлайн k7k8
    k7k8 (vic) 27 июня 2022 18:33
    +1
    Вполне себе ничего решение могло бы быть. Опыт успешной эксплуатации сверхбольших дирижаблей есть. У того же графа Цеппелина единственной ошибкой было использование в качестве наполнителя баллонов водорода. В пассажирских аппаратах это имело катастрофические последствия, а вот в военной сфере на беспилотных аппаратах могло бы быть вполне допустимо, т.к. подъёмная сила водорода в 4 раза выше, чем у гелия. Да и добыча водорода в разы дешевле, чем гелия. Тем более, что водорода на Земле, что грязи, не в пример гелию. Кроме того, сам дирижабль, как летательный аппарат, в разы дешевле в постройке и эксплуатации.
    З.Ы. NORAD все-таки не ПВО, а воздушно-космическая оборона даже в 70-х лохматых годах.
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 27 июня 2022 18:53
      -2
      У того же графа Цеппелина единственной ошибкой было использование в качестве наполнителя баллонов водорода.

      Это была не ошибка, а вынужденное решение. США наложили санкции на поставку гелия, и ему пришлось перейти на водород, что привело к трагедии.
  2. aslan642 Офлайн aslan642
    aslan642 (Аслан) 27 июня 2022 18:36
    0
    Тут на самолет не могут нормальный радар поставить ,а на дирижабль тем более .Как всегда распил и аналогов нет.
    1. k7k8 Офлайн k7k8
      k7k8 (vic) 27 июня 2022 18:43
      +1
      На дирижопель можно пихать любую аппаратуру, даже наземную, ввиду его сумасшедшей грузоподьёмности. И разработать такой летательный аппарат можно за недели без особых денег. Вплоть до того, что использовать наработки вышеупомянутого графа Цеппелина.
      1. faiver Офлайн faiver
        faiver (Андрей) 27 июня 2022 21:08
        +1
        И разработать такой летательный аппарат можно за недели без особых денег.

        - без особых денег говорите? У нас УАЗ-Хантер (в девичестве УАЗ-469) стоит больше миллиона рублей, хотя ему красная цена тысяч четыреста.... Вам сюда и нанотехнологии приплюсуют и будут весьма не мелкие деньги...
        1. k7k8 Офлайн k7k8
          k7k8 (vic) 27 июня 2022 21:48
          0
          Не спорю. Всё в строгом соответствии с истинно русской поговоркой "Сдуру можно и (прошу прощения за мой французский у присутствующих здесь дам) хрен сломать!" Но с другой стороны, в рабочих чертежах уже существует термоплан (одна из разновидностей дирижабля) грузоподъёмностью 2000 (две тысячи, Карл!) тонн. Вопрос постройки уперся исключительно в финансирование. Т.е. достаточно было тов. Абрамовичу запретить покупку "Челси", естественно, сделав предложение, от которого невозможно отказаться, и у нас уже бы был флот таких летательных аппаратов (Абрамович, естественно, условный. Можете вставить любую понравившуюся вам фамилию денежного мешка).
          1. Буланов Офлайн Буланов
            Буланов (Владимир) 28 июня 2022 08:57
            -2
            Ну не хотят российские "Абрамовичи" становиться Илонами Масками. Мозгов у них на это не хватает. Это же не приватизировать за недорого завод, построенный в СССР на костях заключенных.
      2. zenion Офлайн zenion
        zenion (zinovy) 28 июня 2022 16:46
        -4
        В еврейской школе урок русского языка. Учительница - дети, если вы не знаете как правильно писать статосрат, или сратостат, пишите дирижополь.
      3. aleck.zin4enko2014 Офлайн aleck.zin4enko2014
        aleck.zin4enko2014 (александр зинченко) 2 июля 2022 23:58
        0
        здесь ключевой посыл за небольшие деньги. а лёгких путей никто не ищет. невыгодно это.
    2. zenion Офлайн zenion
      zenion (zinovy) 28 июня 2022 16:43
      -6
      Не переживайте, вы спросите - кто мешал это сделать двадцать лет тому. Потом десять лет тому, а также виконт де Баржелон. Тут всё, как у Александра Дюма отца. Токо ему писали негры, а он подправлял. Тут тоже пишут негры, без всякого управления. Сплошная фантастика. Ведь пуговицы для него нужно будет покупать за кордоном. Без штанов он не полетит.
  3. faiver Офлайн faiver
    faiver (Андрей) 27 июня 2022 18:54
    +1
    Есть спорные моменты
    - Ну очень зависимы от погоды, большая парусность, т.е. на постоянку подвесить сеть из дирижаблей ДРЛО не получится
    - Дороговизна оборудования ДРЛО, в связи с относительно высокой вероятности аварий, никто так рисковать не будет.
    - Любое производство в нашей стране почему то выливается в нереальные деньги, берем в пример УАЗ-Хантер, по сути конструкция из 40х годов сейчас стоит больше миллиона рублей, а самые дешевые ВАЗ больше 700тыс. рублей... После это представлять сколько будут стоить дирижабли даже не хочется..
    А в целом идея интересная...
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 27 июня 2022 19:02
      -1
      - Ну очень зависимы от погоды, большая парусность, т.е. на постоянку подвесить сеть из дирижаблей ДРЛО не получится

      Смотря на какую высоту... Можно и спустить временно при большой непогоде.

      - Дороговизна оборудования ДРЛО, в связи с относительно высокой вероятности аварий, никто так рисковать не будет.

      Дирижабль безопаснее самолета и вертолета

      - Любое производство в нашей стране почему то выливается в нереальные деньги, берем в пример УАЗ-Хантер, по сути конструкция из 40х годов сейчас стоит больше миллиона рублей, а самые дешевые ВАЗ больше 700тыс. рублей... После это представлять сколько будут стоить дирижабли даже не хочется..

      это - да...
      1. faiver Офлайн faiver
        faiver (Андрей) 27 июня 2022 19:05
        +1
        Дирижабль безопаснее самолета и вертолета

        - я предполагал безэкипажный вариант
        1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
          Маржецкий (Сергей) 27 июня 2022 19:12
          -1
          Понятно. Просто тема дирижаблей сейчас активизировалась.
  4. Полковник Кудасов (Борис) 27 июня 2022 19:19
    -1
    Например, дирижабль может использоваться как мобильный носитель крылатых ракет воздушного базирования и даже МБР. Если подвесить его где-нибудь на Сибирью или в Якутии под прикрытием зонтика ПВО/ПРО, то из собственного воздушного пространства он сможет наносить ракетные удары и оперативно перебазироваться на иную позицию.

    При запуске МБР с дирижабля его вес будет резко уменьшаться, что потребует стравливания значительного количества водорода. Так вот, водород нужно не тупо выбрасывать в атмосферу, а сжигать в специальном движке, обеспечивая стремительное перемещение дирижабля, причём без всякого «углеродного следа»!
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 27 июня 2022 19:22
      -1
      Оптимально все же использовать не взрывоопасный водород, а гелий... Он у России есть.
      И очень хочется, чтобы МБР никогда не пришлось ни по кому запускать. Полагаю, после их запуска будет уже не до "углеродного следа"....
    2. zenion Офлайн zenion
      zenion (zinovy) 28 июня 2022 16:52
      -5
      Диризяблик сможет запускать крылатые ракеты, а для МБР он будет горючим. Если МБР будет страшно, он может в диризяблике прятаться.
      1. Полковник Кудасов (Борис) 28 июня 2022 18:48
        -1
        Именно! Если пускать КР и МБР из дирижабля то надо сделать в дирижабле шахты, вроде тех что на стратегических АПЛ
  5. Avarron Офлайн Avarron
    Avarron (Сергей) 27 июня 2022 19:29
    0
    Цитата: Avarron
    Я не понимаю, почему нельзя поднять радар на стратостате, чтобы не гонять А-50-е? Чем стратостат хуже? Висит в небе высоко и долго, видит далеко.

    Что Вы мне тогда на это ответили, уважаемый автор?

    Цитата: Маржецкий
    То-то вояки наши сами не сообразили

    Удивительный поворот событий.
    1. k7k8 Офлайн k7k8
      k7k8 (vic) 27 июня 2022 19:34
      +1
      Похожая ситуёвина хорошо была показана в бессмертных "Семнадцати мгновениях весны", когда Штирлиц подбросил идею Шелленбергу.
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 27 июня 2022 19:55
      0
      Что Вы мне тогда на это ответили, уважаемый автор?
      Цитата: Маржецкий
      То-то вояки наши сами не сообразили
      Удивительный поворот событий.

      Какой поворот? Они разве что-то сообразили? Это я пишу, а не Минобороны РФ, к сожалению.
      Использую свое положение, чтобы попытаться привлечь внимание к актуальной проблеме и возможным способам ее решения.
  6. Сергей Латышев (Серж) 27 июня 2022 22:11
    +2
    Ни...
    Еще один нереальный прожект для цикла статей... навроде - сделать Росийский непотопляемый авианосец из мели у границ США...

    Так то идея стоящая. Но три "еффективные оптимизации" перечеркивают все.

    1) лет 20 уже пишут в СМИ, что дирижабли это офигительно выгодно, вот-вот, вот-вот эра дирижаблей...., но ни РФ, ни олигархи-ресурсососы для Сибири, ни за бугром - чтото не стремятся строить массого дирижабли. Значит - чтото тут не так.
    2) а раз не строят - то и нет школы дирижаблестроения и совмещения с Радарами. А пока будут "експерементировать" - уже и Украину захватим.
    3) Так и раньше СМИ и експерты заявляли, что мы не только Укру, но и Ейропу видим насквозь, даже с их стелс.
    Если видим, и есть супер-супер-радары, зачем нам Дирижабли? А если вранье, то с таким враньем и дерижабли не построим, и деньги на них "прооптимизируем"....

    В прибытке будут только "СМИ-експерты" да подрядчики с отмытыми деньгами....
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 28 июня 2022 07:40
      -1
      Серж, вы в своем репертуаре.
  7. vlad127490 Офлайн vlad127490
    vlad127490 (Vlad Gor) 27 июня 2022 23:34
    0
    Поднять дирижабль ДРЛОиУ на высоту 12 км на границе с Польшей и вся европа на ладони. Питание подавать и снимать информацию по кабель-тросу. Система позиционирования отрабатывается электромоторами с пропеллерами. На 12 км погода стабильная, один раз в 6 месяцев опускать на профилактику. Аппаратуры на него можно подвесить тонн 10. Организация с опытом, которая может быстро сделать дирижабль есть, самое трудное связка оборудования на земле и на дирижабле. Будет решение от властей сделают быстро.
    1. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  9. WIS Офлайн WIS
    WIS (Валерий) 28 июня 2022 03:45
    +1
    Во-первых,...чем у самолета,...чем у вертолета.

    Во-первых и к завершению: абсурд, попарно сравнивать несравнимое, как лошадь и корову, и попытка создать СРЕДНЕЕ, между ними, универсальное - глупость.
    В ВОВ они, "дирижабли", не состязались ни с самолётами, ни с вертолётами..., а реально выстраивали "минное поле" в небе для бомбордировщиков, защищая города и являясь в таком применении "господствующим лидером" .
    ИДЕЯ должна не "нарабатывать навыки от двух побратимых", а развивать собственную самостоятельную концепцию реализации какой-либо востребованности.
    Моё мнение, Роль наблюдателя для них..., вкупе..., всегда забронированна.
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 28 июня 2022 07:37
      -2
      Во-первых и к завершению: абсурд, попарно сравнивать несравнимое, как лошадь и корову, и попытка создать СРЕДНЕЕ, между ними, универсальное - глупость.
      В ВОВ они, "дирижабли", не состязались ни с самолётами, ни с вертолётами..., а реально выстраивали "минное поле" в небе для бомбордировщиков, защищая города и являясь в таком применении "господствующим лидером" .

      Глупость - это выдергивать тезис из контекста и с умным видом его комментировать. Сравнение шло о стоимости эксплуатационных расходов.

      ИДЕЯ должна не "нарабатывать навыки от двух побратимых", а развивать собственную самостоятельную концепцию реализации какой-либо востребованности.
      Моё мнение, Роль наблюдателя для них..., вкупе..., всегда забронированна.

      О том и статья, вообще-то.
  10. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 28 июня 2022 08:18
    -1
    но как насчет того, чтобы приспособить для этого дирижабль или иной аэростат?

    А что, так можно было? И почему наше МО до этого не додумалось? Не зря я на образование каждый раз указываю. Бездари правят!!
  11. Потапов Офлайн Потапов
    Потапов (Valery) 28 июня 2022 08:20
    0
    Пора переходить на летающие тарелки...
    1. zenion Офлайн zenion
      zenion (zinovy) 28 июня 2022 16:54
      -2
      Всё-таки прогресс начался на Украине, они начали не с тарелок, а с кастрюль и всё у них получилось. В их головах теперь чисто, совсем и абсолютно.
  12. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 28 июня 2022 11:06
    +1
    Дирижаблями уже столетие занимаются и всегда сходили проекты и изделия на нет по многим причинам, от родных болезней дирижаблей до эксплуатации ,- дороговизна изготовления и эксплуатации, как дири жаблей,эллингов и т д... Некоторые не понимают величины дирижаблей и связаннх с этим проблем... Вот применить по данному поводу (ПВО) не транспортные дирижабли , а усовершенствованные специализированные аэростаты вполне возможно, такие аэростаты явно подошли по множесту положительных сторон.- дешенвизна изготовления и применмения с достаточностью высотного нажождения в нужных точках и т.д. Нужны специализированные аэростаты в виде крыла с преодолением ветровых потоков ("эффектом воздушного змея"). Для создание таких аэростатов нового поколения для ПВО и прочего применения нужны работы с нуля (НИОКР), но ожидаемая польза значимая от внедрения...
  13. vlad127490 Офлайн vlad127490
    vlad127490 (Vlad Gor) 29 июня 2022 00:11
    +2
    Аэростат – это неуправляемый воздушный аппарат, а дирижабль – это управляемый аэростат. Например, на высоте 15 км висит дирижабль ДРЛОиУ, эл. питание на него подаётся по кабель-тросу и по нему снимается информация. Система позиционирования удерживает дирижабль в заданной точке электромоторами с пропеллерами. Кабель-трос не является силовым, он держит только сам себя. Проблема в том, где найти легкий и крепкий кабель-трос. Вы спросите, почему США, Европа так не делают. Он им не нужен, у них доктрина нападение. Россия окружена по периметру базами НАТО и натовские ДРЛОиУ висят круглые сутки. Дирижабль ДРЛОиУ это самый дешевый летательный аппарат. На него можно повесить кучу разночастотных антенн. Два десятка дирижаблей ДРЛОиУ на западе и востоке сделают небо открытым. Опускать на профилактику один раз в 6 месяцев, обслуживающий персонал на земле, дешёвая эксплуатация. Для Японии можно дирижабль повесить на о.Кунашир. Отрицательные стороны пусть пишут критики.
    1. zenion Офлайн zenion
      zenion (zinovy) 1 июля 2022 15:12
      -4
      Да вы не представляете, сколько всего может улететь из болтающего вверху одного дирижабля- стратического. Если сделать несколько то можно создать себе кораблик величиной с авианосец, если придёт в голову ему, а не государству. Представляете у дирижаблестроителя подводный авианосец, мечта каждого прочитавшего про капитана Немо.
  14. 1_2 Офлайн 1_2
    1_2 (Летят утки) 29 июня 2022 00:41
    0
    скорее всего границу Польши будут контролировать росс дирижабли -рлс или тяжелые бпла дрло
  15. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 29 июня 2022 13:45
    0
    Цитата: vlad127490
    Кабель-трос не является силовым, он держит только сам себя. Проблема в том, где найти легкий и крепкий кабель-трос.

    Да, проблема будет только в тросе такой длины, чтобы не рвался под своей тяжестью. Вроде, есть какие-то наработки на основе углеродных трубок...
  16. Sapsan136 Офлайн Sapsan136
    Sapsan136 (Александр) 29 июня 2022 16:50
    0
    В свое время от дирижаблей отказались из за проблем с их эксплуатацией...Достаточно вспомнить катастрофы дирижаблей Гинденбург,Р-111 и прочих...Да,горючий водород сегодня можно заменить инертными не горючими газами,но проблемы с управлением дирижаблями останутся,а боевая живучесть этих единиц близка к нулю..
    1. zenion Офлайн zenion
      zenion (zinovy) 1 июля 2022 17:13
      -4
      Эпопея с дирижаблями напоминает про одного мальчика. Он прибежал к бабушке и похвастался - бабушка у нас дома, уже всё есть! Как так - спросила бабушка. Папа пришёл с работы и поставил на стол бутылку водки. А мама сказала - нам, только этого не хватало!
  17. wladimirjankov Офлайн wladimirjankov
    wladimirjankov (владимир янков) 29 июня 2022 19:13
    0
    на основе дирижаблей и иных аэростатов можно создать вдоль украинской (и не только) границы сеть воздушных разведывательных комплексов, которые будут непрерывно просматривать обстановку вглубь территории Незалежной, контролируя все полеты ее ВВС и запуски ракет, выдавая оперативные данные целеуказания ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ.

    Маниловы в нашей стране похоже никогда не переведутся. К этой утопичной и навязчивой идее эти люди почему то возвращаются с постоянной периодичностью. То предлагали применять их для масштабных грузоперевозок на север, сибирь, дальний восток, то для перевозок пассажиров, то в военных целях, то для путешествий вокруг земли. Чем все это закончилось? А ничем. Идея фикс. И с использованием их в качестве ДРЛО, тоже из той же серии. Напомню что основная проблема крайней недостаточности средств ДРЛО в россии не отсутствии носителей, а в оборудовании и аппаратуры для них. У нас в стране просто не из чего ее собирать. Отсутствует своя современная элементная база ( микросхемы, процессоры и т.д.). Санкции усугубили эту ситуацию. Почему мы до сих пор не довели проект А-100 до ума и не поставили его в серию? Вот именно по этой причине. Ведь первый его прототип собирался как раз на импортных компонентах как первые самолеты МС-21 и серийные супер джеты. Поэтому нам сейчас не дирижабли и аэростаты (разобьются при неблагоприятных погодных условиях с их огромной парусностью и плохой управляемостью) надо строить, а свою электронную промышленность. Вот когда она у нас будет, тогда появится аппаратура ДРЛО, которую можно будет ставить и на самолеты и на БПЛА и собирать очень необходимые армии спутники дистанционного зондирования, современной защищенной связи, а также высокоточное и управляемое оружие.
    1. vlad127490 Офлайн vlad127490
      vlad127490 (Vlad Gor) 1 июля 2022 23:35
      0
      Проект А-100 начался 20 лет назад, тогда с импортными р/э проблем не было, так что отделяйте мух от котлет. Радиоэлектронная промышленность нужна, но это другая история.
  18. zenion Офлайн zenion
    zenion (zinovy) 1 июля 2022 15:07
    -4
    Таким образом, если виноград не удалось поесть, значит он ещё не спелый. Очень древнее. Увидела лиса, что наверху горки пасётся баран и у него большие, сказала вот оторву и съем. Полезла вверх на гору. Баран её увидел, и когда она приблизилась врезал ей рогами. Она скатилась вниз горы. Отлежалась, отдышалась и сказала не оторвались, и не надо, не очень и хотелось. Читать это, как кузнец из большого куска металла сделал пшик.
  19. Навигатор Офлайн Навигатор
    Навигатор (Андрей) 16 июля 2022 01:39
    0
    Пространство могут взять под контроль не только дирижабли, но еще и драконы, не подвластные магии. Афторр не сказал об этом, но возможно осветит это в своей следующей статье
  20. usm5 Офлайн usm5
    usm5 (Георгий) 31 июля 2022 19:15
    0
    Есть добавки в водород, которые существенно уменьшают его взрывоопасность. И наверно разумнее размещать дирижабли в стратосфере для указанных целей. Электродвигатели постоянного тока с запиткой от ДВС использовать для его движения, в режиме зависания использовать энергию вращения лопастей для выработки электроэнергии для размещенного оборудования.