Для возвращения Украины России придется создать настоящее Союзное государство
Специальная военная операция на Украине продолжается уже пятый месяц. Дела у ВСУ идут все хуже и хуже, и после падения фронта на Донбассе перед ВС РФ будут открыты все направления для дальнейшего наступления без рисков оставить за спиной мощную наступательную группировку противника. В связи с этим очень напрягают периодически звучащие заявления представителей российских «элит», что спецоперация может быть остановлена в любой момент, если Киев пойдет навстречу Москве.
Все может закончиться…
Чтобы не быть голословными, приведем цитату одного из главных «миротворцев всея Руси» пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова:
Украинская сторона может все прекратить до конца текущих суток, нужен приказ националистическим подразделениям сложить оружие, приказ украинским военным сложить оружие и нужно выполнить условия РФ. И все может закончиться до конца суток.
Надо понимать, что за эти сутки российская армия не дойдет ни до Харькова, ни до Николаева, ни до Одессы с Приднестровьем, ни до польской границы, а значит, линия разграничения по состоянию на прекращение боевых действий превратится в новую госграницу между Россией и Украиной. О том, какой непростительной и преступной ошибкой это будет, мы неоднократно рассуждали ранее: русские жители исторической Новороссии, которым не повезло быть забранными в состав РФ вместе с Донбассом и Приазовьем, будут преданы во второй раз, а вся оставшаяся по ту сторону кордона Украина превратится в «Супер-Антироссию», которая немедленно начнет готовиться к военному реваншу при помощи коллективного Запада.
Некоторые детали возможного плана «мирного урегулирования», которые иногда просачиваются в прессу, позволяют заключить, что наши «стратеги» не слишком хорошо понимают, что им вообще делать с Украиной после ее освобождения. Если это действительно так, то позволим себе высказать ряд конструктивных предложений, вдруг кому-то пригодится.
Проблемы госстроительства
Проблема послевоенного переустройства Украины, к сожалению, не имеет простого, лобового решения. С одной стороны, Незалежная очень четко делится на две части: Русскую Украину (Юго-Восток, или историческая Новороссия) и Украинскую Украину (Центральная и Западная). С другой стороны, сама Украинская Украина очень сильно внутренне дифференцирована. Например, на Галичине вообще считают себя отдельным народом, выше всех остальных, а, скажем, русины традиционно настроены пророссийски. Все очень сложно.
Просто так взять и присоединить всю Украину целиком к Российской Федерации, предварительно лишив ее государственности, кому-то может показаться самым простым и верным решением, но это не так. В случае с исторической Новороссией это действительно сработает. На примере Приазовья видно, как быстро может перестроиться местное население. Необходимость воссоединения Юго-Востока с Россией не вызывает ни малейших сомнений.
Но если забрать Центральную и тем паче Западную Украину, то мы получим огромное количество проблем с многомиллионным нелояльным населением, которому будет сложно признать и принять то, что их страны уже нет. Особенно много проблем будет с молодежью, которая родилась после распада СССР и выросла в атмосфере ненависти к России, искусственно культивируемой после 2014 года. Но и оставить Центральную и Западную Украину врагу никак нельзя, поскольку они будут использованы блоком НАТО как плацдарм для военного реванша против нашей страны. Тогда что делать?
В ряде статей мы последовательно пытаемся указать на необходимость использования дифференцированного подхода к решению проблемы послевоенной Украины. Если Новороссию Россия может достаточно комфортно и быстро «переварить», то с Украинской Украиной этот номер так легко не пройдет. Здесь нужны другие интеграционные инструменты, в качестве такого может и должно использоваться Союзное государство России и Белоруссии.
Договор о создании Союзного государства РФ и РБ был подписан еще в далеком 1999 году. К сожалению, долгие годы это надгосударственное объединение было некой фикцией, которое успешно использовалось Минском для получения экономических преференций от Москвы. Все начало меняться после событий на Украине 2014 года, а также по мере приближения 2024 года, когда должна решиться проблема «транзита власти» в России. От слов в Кремле наконец перешли к делу, и процесс реальной интеграции двух дружественных славянских государств все же начался. Осенью 2021 года были подписаны сразу 28 программ углубленного экономического сотрудничества.
Все дело в том, что реальная интеграция РФ и РБ в единое государство теперь является безальтернативной. После жесткого пресечения попытки «Беломайдана» президент Лукашенко стал на Западе персоной нон грата, и все его привычные игры с «многовекторностью» закончились. После того как Беларусь оказалась вовлечена в спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, предоставив свою территорию для развертывания российских войск и нанесения ракетных ударов по ВСУ, обратной дороги у Минска уже нет. В условиях экономических санкций и разгорающегося мирового кризиса альтернативы интеграции наших стран нет. Что же такое это самое Союзное государство?
Одним из самых спорных моментов является вопрос о форме его государственного устройства, федерация это или конфедерация. В соответствии с договором о его создании Союзное государство РФ и РБ содержит признаки обеих форм. С федерацией его роднит то, что оно имеет общую территорию, состоящую из территорий наших стран, унифицированное законодательство, единое таможенное и экономическое пространство, два языка – русский и белорусский – как государственные, а также общую валюту, герб, флаг и гимн. Правда, далеко не все из этого, к сожалению, по сей день реализовано, например по символике. Однако в статье 6 договора сказано, что каждое из двух государств сохраняет свой суверенитет, целостность, Конституцию, членство в ООН и иные атрибуты государственности, более соответствующие конфедерации.
Организационно Союзное государство должно иметь общий парламент, состоящий из двух палат. Верхняя, палата Союза, будет включать по 36 депутатов от каждой страны, нижняя, палата представителей, – 75 депутатов от России и 28 депутатов от Белоруссии. Исполнительная власть должна быть представлена Советом министров – общим правительством. Высшая власть в Союзном государстве будет принадлежать коллегиальному органу, Высшему государственному совету, куда войдут главы государств, правительств и парламентов обеих объединяющихся стран. Также у Союзного государства РФ и РБ будут общий суд, Счетная палата и Постоянный комитет. Все эти наднациональные органы существуют, но действуют на непостоянной основе. К реально функционирующим государственным структурам можно отнести Региональную группировку войск Белоруссии и России, созданную на основе ВС РБ и части войск нашего Западного военного округа.
Итак, что мы видим? Уже существует надгосударственный интеграционный механизм, в рамках которого можно забрать Украину у Запада и грамотно вовлечь ее в сферу российского влияния.
В частности, Юго-Восточную Украину следует присоединить к России в формате нового федерального округа, но Центральную и, возможно, Западную – включить в состав Союзного государства РФ и РБ. Не вошедшую в Россию Украинскую Украину необходимо трансформировать из унитарной в федеративную, предоставив галичанам, венграм, румынам и русинам права широких национально-культурных автономий. Русский и украинский должны получить статус государственных языков, румынский, венгерский и польский – региональных. Систему образования, основанную на русофобии и глупых исторических мифах, придется кардинально реформировать. За денацификацией культурной жизни общества послевоенной Украины должен надзирать специальный Постоянный совет. Паспорт Союзного государства для жителей всех трех стран должен стать общим. ВСУ и Нацгвардию следует распустить, создав вместо них Силы самообороны из ветеранов боевых действий, воевавших на стороне России и Народной милиции ЛДНР, включив их в Региональную группировку войск РФ и РБ, которая является прообразом Единых Вооруженных сил Союзного государства. Бывшая Незалежная получит представительство в парламенте, Совете министров и Высшем государственном совете СГ. От того, чтобы во власть пролезли активисты прежнего, нацистского режима, послевоенную Украину должна защитить люстрация. Гарантией недопущения рецидива Майдана станет размещение на территории бывшей Незалежной сети военных баз ВС РФ.
Все это вполне реалистично, и для реинтеграции послевоенной Украины уже сейчас надо создавать соответствующие управленческие и силовые структуры, о чем мы подробно рассказывали ранее. Необходимость дальнейшего развития Союзного государства не вызывает ни малейших сомнений, и Украина должна стать его частью, завершив объединение трех братских славянских стран.
Информация