Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»
В 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900. «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» станут первыми настоящими вертолетоносцами в составе ВМФ РФ, что, несомненно, является большим шагом для его укрепления. Однако после драматичных событий на Черном море автор данных строк встретил целый шквал критики в отношении УДК как класса кораблей, якобы совершенно неактуальных в эпоху противокорабельных ракет берегового базирования. Так ли это на самом деле?
Бесполезные посудины и огромные плавучие цели?
Данной точки зрения придерживаются так называемые авианосцефобы, люди, искренне убежденные, что время крупнотоннажных надводных кораблей давно ушло, что якобы подтверждается гибелью на Черном море ракетного крейсера «Москва». В качестве альтернативы они предлагают строить исключительно маленькие суденышки «москитного флота», видимо, чтобы в них было сложнее попасть противокорабельной ракетой. То, что между водоизмещением боевого корабля и количеством наступательных и ударных вооружений, которые можно впихнуть в его объем, есть прямая связь, игнорируется напрочь. Пусть так.
Вернемся к универсальным десантным кораблям, называемым сторонниками данного подхода «бесполезными огромными лоханками», которые легко потопить прямо с берега 1-2 противокорабельными ракетами. В лучшем случае они признают за УДК их роль в качестве большого плавучего госпиталя, ремплавбазы и командно-штабного корабля. Что ж, доля правды в этом имеется.
Универсальные десантные корабли действительно появились как результат осмысления итогов Вьетнамской войны, когда американцам приходилось действовать в радиусе действия береговой ствольной артиллерии вьетнамских патриотов. Оказалось, что необходимы корабли, сочетающие функции штабных, позволяющих вести координацию высадки десанта и управление боем, доставлять спецназ на берег вертолетами, а также морем при помощи высадочных спецсредств. Поддерживать десантирование должны были ударные вертолеты, а впоследствии Корпус морской пехоты получил собственные самолеты короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, значительно увеличившие их огневую мощь.
Что мог бы сегодня сделать «Митрофан Москаленко», окажись он в качестве нового флагмана на Черном море? Позволил бы себя бесславно утопить ВСУ в 1-2 противокорабельные ракеты или помог бы произвести успешный десант под Одессой? Вопрос сложный, и ответ на него напрямую бы зависел от качества командования и планирования.
Очевидно, что сам по себе почти безоружный УДК не может применяться, для него нужен соответствующий эскорт как минимум из 2-3 современных фрегатов и корветов. Единственным наступательным вооружением универсального десантного корабля является его авиакрыло, но при десантировании ударные вертолеты будут выполнять только вспомогательную функцию. Перед осуществлением подобной чрезвычайно опасной операции все побережье должно быть превращено в подобие лунного пейзажа при помощи авиации, береговой или палубной. В случае с Одессой это может быть только береговая авиация с крымских аэродромов. Уже затем только УДК должен предварительно отправить на вертолетах спецназ, потом подойти к берегу на расстояние в 25-30 километров и начать высадку экспедиционных сил морем. Ударные вертолеты совместно с истребительной авиацией должны непрерывно контролировать обстановку, доминируя в воздухе. Только после этого на побережье смогли бы начать выгрузку техники обычные БДК методом «втыкания» носом в черноморский пляж.
Примерно так и должна была выглядеть российская десантная операция под Одессой, если бы она реально произошла в идеальных условиях. Даже если бы командование флота решило ограничиться только имитацией подготовки к десанту, отвлекая значительные силы ВСУ, от УДК все равно была бы большая польза.
Во-первых, «Митрофан Москаленко» мог бы использоваться как командно-штабной корабль, ведя воздушную разведку вертолетами ДРЛОиУ Ка-31 и координируя действия флота, авиации и сухопутных сил.
Во-вторых, для него точно нашлась бы работа как для большого плавучего госпиталя. Можно только представить, сколько бы жизней могло быть спасено в ходе противостояния за остров Змеиный или буровые платформы «Черноморнефтегаза», если бы была возможность оперативно доставить тяжелораненых вертолетами прямо в оснащенную современным оборудованием операционную.
Так что от универсального десантного корабля прок был бы и на Черном море. Если бы он там был.
Удивительно, но против вертолетоносцев ополчились и некоторые известные сторонники строительства авианесущего флота.
С одной стороны, они признают, что авиакрыло УДК значительно повышает боевые возможности корабельного соединения, в котором он идет. Палубные вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 способны вести воздушную разведку и выдавать данные для целеуказания крылатым ракетам. Ударные вертолеты могут топить небольшие суда, характерные «москитному флоту», а при определенной модернизации – даже обеспечить ПВО, сбивая летящие на корабли противокорабельные ракеты. В противолодочной версии авиакрыло вертолетоносца способно обеспечить прикрытие ПЛО, в непрерывном режиме осуществляя поиск, обнаружение и уничтожение субмарин противника. Все вместе это дорогого стоит, подтвердят военные моряки.
С другой стороны, если сравнивать с полноценным авианосцем, возможности УДК крайне ограниченны. Отсутствие катапульты не позволяет использовать палубный самолет ДРЛОиУ, а ТТХ вертолета Ка-31 ему очень сильно уступают. Внутренний объем универсального десантного корабля отдан под танковую палубу, средства высадки, кубрики для команды и батальона морской пехоты, лазареты и прочее. Вертолетное авиакрыло выполняет именно вспомогательную роль. Даже будь на палубе свои истребители короткого взлета и вертикальной посадки, полноценный воздушный бой такой легкий авианосец вести не сможет, максимум – функция огневой поддержки ударов по побережью. Вертолетоносец действительно может надежно прикрыть ПЛО целый район, однако в мобильности он уступает специализированной противолодочной авиации.
УДК проекта 23900
В сухом остатке получается, что, вопреки всяким страшилкам, УДК – это очень полезный корабль, способный выполнять широкий круг задач и значительно повышающий возможности военно-морского флота. Но можно ли их как-то еще более повысить?
Дирижабленосец?
Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать несколько соображений по поводу расширения потенциала универсальных десантных кораблей. На написание этой статьи натолкнула идея создания специализированных дирижаблей ДРЛОиУ и даже ПВО для нужд российской армии. Но тогда почему бы не создать палубный дирижабль для ВМФ РФ?
Одной из самых серьезных проблем российского военно-морского флота, моряки не дадут соврать, является разведка и целеуказание. Мало иметь мощные ракеты на борту, их еще надо навести точно на цель, а если та движется, да еще и со скоростью в 30 узлов? Хорошо иметь систему ПВО морского базирования, но еще лучше – своевременно увидеть выпущенную и летящую низко над поверхностью воды противокорабельную ракету и навести на нее свои зенитные ракеты.
В ВМС США эта проблема решается за счет палубных самолетов ДРЛОиУ, которые запускаются с их тяжелых атомных авианосцев при помощи катапульт. У ВМФ РФ нет ни своего палубного самолета ДРЛОиУ, ни полноценного авианосца с катапультой, за исключением полуживого ТАВКР «Адмирал Кузнецов», оснащенного только взлетным трамплином на носу. Беспилотников ДРЛОиУ у нас тоже пока что нет, вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 немногочисленны и имеют ограниченные ТТХ по сравнению с американскими самолетами АВАКС. Но почему бы для нужд ВМФ РФ не разработать беспилотную версию дирижаблей ДРЛОиУ?
Например, в Долгопрудненском конструкторским бюро автоматики (ДКБА) уже разработан многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны. Объем оболочки составляет 12 000 куб. м гелия, мощность двигателя – 2х420 л. с., максимальная дальность полета – 3000 км, максимальная высота (над уровнем моря) – 3,0 км, максимальная скорость – 90 км/ч, максимальная продолжительность полета – 44,7 часа. Экипаж летательного аппарата составляет 2 человека. Проект начинался в рамках оборонзаказа, на его основе может быть создано целое семейство дирижаблей различных размеров и назначений – высотный патруль, спасательная платформа, летающая лаборатория-медсанчасть, мобильный рефрижератор, доставка вахтовых команд на удаленные месторождения, георазведка и так далее.
Например, это может быть палубный дирижабль ДРЛОиУ в беспилотной версии, базирующийся на УДК. В зависимости от конструкции эти летательные аппараты бывают мягкие, полужесткие и жесткие. Под требования заказчика могут быть разработаны сборные полужесткие дирижабли, наполняемые гелием прямо на корабле и взлетающие с палубы вертолетоносца. Такой БПЛА способен длительное время находиться в воздухе, намного дольше, чем самолет АВАКС и тем более вертолет, и вести разведку. Если предусмотреть на десантном корабле специальную причальную мачту на надстройке-острове, то беспилотный дирижабль может периодически к ней пристыковываться и пополнять запас топлива и электроэнергии. При необходимости их можно приземлять на палубу, производить техническое обслуживание либо разобрать.
Как вариант, возможно создание беспилотных дирижаблей в противолодочной версии, которые будут нести специальные буи, поисковое оборудование и ударные вооружения против субмарин. В таком режиме с одного УДК могут запускаться и непрерывно эксплуатироваться сразу несколько дирижаблей – ДРЛОиУ и ПЛО. С таким обновленным авиакрылом вертолетоносец радикально повысит свои боевые возможности, закрыв многие проблемы с воздушной разведкой и целеуказанием, а также позволив контролировать обширные водные пространства.
Информация