Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»

10

В 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900. «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» станут первыми настоящими вертолетоносцами в составе ВМФ РФ, что, несомненно, является большим шагом для его укрепления. Однако после драматичных событий на Черном море автор данных строк встретил целый шквал критики в отношении УДК как класса кораблей, якобы совершенно неактуальных в эпоху противокорабельных ракет берегового базирования. Так ли это на самом деле?

Бесполезные посудины и огромные плавучие цели?


Данной точки зрения придерживаются так называемые авианосцефобы, люди, искренне убежденные, что время крупнотоннажных надводных кораблей давно ушло, что якобы подтверждается гибелью на Черном море ракетного крейсера «Москва». В качестве альтернативы они предлагают строить исключительно маленькие суденышки «москитного флота», видимо, чтобы в них было сложнее попасть противокорабельной ракетой. То, что между водоизмещением боевого корабля и количеством наступательных и ударных вооружений, которые можно впихнуть в его объем, есть прямая связь, игнорируется напрочь. Пусть так.



Вернемся к универсальным десантным кораблям, называемым сторонниками данного подхода «бесполезными огромными лоханками», которые легко потопить прямо с берега 1-2 противокорабельными ракетами. В лучшем случае они признают за УДК их роль в качестве большого плавучего госпиталя, ремплавбазы и командно-штабного корабля. Что ж, доля правды в этом имеется.

Универсальные десантные корабли действительно появились как результат осмысления итогов Вьетнамской войны, когда американцам приходилось действовать в радиусе действия береговой ствольной артиллерии вьетнамских патриотов. Оказалось, что необходимы корабли, сочетающие функции штабных, позволяющих вести координацию высадки десанта и управление боем, доставлять спецназ на берег вертолетами, а также морем при помощи высадочных спецсредств. Поддерживать десантирование должны были ударные вертолеты, а впоследствии Корпус морской пехоты получил собственные самолеты короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, значительно увеличившие их огневую мощь.

Что мог бы сегодня сделать «Митрофан Москаленко», окажись он в качестве нового флагмана на Черном море? Позволил бы себя бесславно утопить ВСУ в 1-2 противокорабельные ракеты или помог бы произвести успешный десант под Одессой? Вопрос сложный, и ответ на него напрямую бы зависел от качества командования и планирования.

Очевидно, что сам по себе почти безоружный УДК не может применяться, для него нужен соответствующий эскорт как минимум из 2-3 современных фрегатов и корветов. Единственным наступательным вооружением универсального десантного корабля является его авиакрыло, но при десантировании ударные вертолеты будут выполнять только вспомогательную функцию. Перед осуществлением подобной чрезвычайно опасной операции все побережье должно быть превращено в подобие лунного пейзажа при помощи авиации, береговой или палубной. В случае с Одессой это может быть только береговая авиация с крымских аэродромов. Уже затем только УДК должен предварительно отправить на вертолетах спецназ, потом подойти к берегу на расстояние в 25-30 километров и начать высадку экспедиционных сил морем. Ударные вертолеты совместно с истребительной авиацией должны непрерывно контролировать обстановку, доминируя в воздухе. Только после этого на побережье смогли бы начать выгрузку техники обычные БДК методом «втыкания» носом в черноморский пляж.

Примерно так и должна была выглядеть российская десантная операция под Одессой, если бы она реально произошла в идеальных условиях. Даже если бы командование флота решило ограничиться только имитацией подготовки к десанту, отвлекая значительные силы ВСУ, от УДК все равно была бы большая польза.

Во-первых, «Митрофан Москаленко» мог бы использоваться как командно-штабной корабль, ведя воздушную разведку вертолетами ДРЛОиУ Ка-31 и координируя действия флота, авиации и сухопутных сил.

Во-вторых, для него точно нашлась бы работа как для большого плавучего госпиталя. Можно только представить, сколько бы жизней могло быть спасено в ходе противостояния за остров Змеиный или буровые платформы «Черноморнефтегаза», если бы была возможность оперативно доставить тяжелораненых вертолетами прямо в оснащенную современным оборудованием операционную.

Так что от универсального десантного корабля прок был бы и на Черном море. Если бы он там был.

Удивительно, но против вертолетоносцев ополчились и некоторые известные сторонники строительства авианесущего флота.

С одной стороны, они признают, что авиакрыло УДК значительно повышает боевые возможности корабельного соединения, в котором он идет. Палубные вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 способны вести воздушную разведку и выдавать данные для целеуказания крылатым ракетам. Ударные вертолеты могут топить небольшие суда, характерные «москитному флоту», а при определенной модернизации – даже обеспечить ПВО, сбивая летящие на корабли противокорабельные ракеты. В противолодочной версии авиакрыло вертолетоносца способно обеспечить прикрытие ПЛО, в непрерывном режиме осуществляя поиск, обнаружение и уничтожение субмарин противника. Все вместе это дорогого стоит, подтвердят военные моряки.

С другой стороны, если сравнивать с полноценным авианосцем, возможности УДК крайне ограниченны. Отсутствие катапульты не позволяет использовать палубный самолет ДРЛОиУ, а ТТХ вертолета Ка-31 ему очень сильно уступают. Внутренний объем универсального десантного корабля отдан под танковую палубу, средства высадки, кубрики для команды и батальона морской пехоты, лазареты и прочее. Вертолетное авиакрыло выполняет именно вспомогательную роль. Даже будь на палубе свои истребители короткого взлета и вертикальной посадки, полноценный воздушный бой такой легкий авианосец вести не сможет, максимум – функция огневой поддержки ударов по побережью. Вертолетоносец действительно может надежно прикрыть ПЛО целый район, однако в мобильности он уступает специализированной противолодочной авиации.


УДК проекта 23900

В сухом остатке получается, что, вопреки всяким страшилкам, УДК – это очень полезный корабль, способный выполнять широкий круг задач и значительно повышающий возможности военно-морского флота. Но можно ли их как-то еще более повысить?

Дирижабленосец?


Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать несколько соображений по поводу расширения потенциала универсальных десантных кораблей. На написание этой статьи натолкнула идея создания специализированных дирижаблей ДРЛОиУ и даже ПВО для нужд российской армии. Но тогда почему бы не создать палубный дирижабль для ВМФ РФ?

Одной из самых серьезных проблем российского военно-морского флота, моряки не дадут соврать, является разведка и целеуказание. Мало иметь мощные ракеты на борту, их еще надо навести точно на цель, а если та движется, да еще и со скоростью в 30 узлов? Хорошо иметь систему ПВО морского базирования, но еще лучше – своевременно увидеть выпущенную и летящую низко над поверхностью воды противокорабельную ракету и навести на нее свои зенитные ракеты.

В ВМС США эта проблема решается за счет палубных самолетов ДРЛОиУ, которые запускаются с их тяжелых атомных авианосцев при помощи катапульт. У ВМФ РФ нет ни своего палубного самолета ДРЛОиУ, ни полноценного авианосца с катапультой, за исключением полуживого ТАВКР «Адмирал Кузнецов», оснащенного только взлетным трамплином на носу. Беспилотников ДРЛОиУ у нас тоже пока что нет, вертолеты ДРЛОиУ Ка-31 немногочисленны и имеют ограниченные ТТХ по сравнению с американскими самолетами АВАКС. Но почему бы для нужд ВМФ РФ не разработать беспилотную версию дирижаблей ДРЛОиУ?

Например, в Долгопрудненском конструкторским бюро автоматики (ДКБА) уже разработан многофункциональный дирижабль ДП-3 грузоподъемностью 3 тонны. Объем оболочки составляет 12 000 куб. м гелия, мощность двигателя – 2х420 л. с., максимальная дальность полета – 3000 км, максимальная высота (над уровнем моря) – 3,0 км, максимальная скорость – 90 км/ч, максимальная продолжительность полета – 44,7 часа. Экипаж летательного аппарата составляет 2 человека. Проект начинался в рамках оборонзаказа, на его основе может быть создано целое семейство дирижаблей различных размеров и назначений – высотный патруль, спасательная платформа, летающая лаборатория-медсанчасть, мобильный рефрижератор, доставка вахтовых команд на удаленные месторождения, георазведка и так далее.

Например, это может быть палубный дирижабль ДРЛОиУ в беспилотной версии, базирующийся на УДК. В зависимости от конструкции эти летательные аппараты бывают мягкие, полужесткие и жесткие. Под требования заказчика могут быть разработаны сборные полужесткие дирижабли, наполняемые гелием прямо на корабле и взлетающие с палубы вертолетоносца. Такой БПЛА способен длительное время находиться в воздухе, намного дольше, чем самолет АВАКС и тем более вертолет, и вести разведку. Если предусмотреть на десантном корабле специальную причальную мачту на надстройке-острове, то беспилотный дирижабль может периодически к ней пристыковываться и пополнять запас топлива и электроэнергии. При необходимости их можно приземлять на палубу, производить техническое обслуживание либо разобрать.

Как вариант, возможно создание беспилотных дирижаблей в противолодочной версии, которые будут нести специальные буи, поисковое оборудование и ударные вооружения против субмарин. В таком режиме с одного УДК могут запускаться и непрерывно эксплуатироваться сразу несколько дирижаблей – ДРЛОиУ и ПЛО. С таким обновленным авиакрылом вертолетоносец радикально повысит свои боевые возможности, закрыв многие проблемы с воздушной разведкой и целеуказанием, а также позволив контролировать обширные водные пространства.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 июня 2022 17:38
    Дирижабль слишком большая мишень для обнаружения и уничтожения по сравнению с БПЛА, к тому же медлительная, чтобы об этом можно было всерьёз говорить
    1. -2
      29 июня 2022 17:41
      А самолет АВАКС и не крутится вблизи от поля боя. Скорость движения современных дирижаблей сравнима с БПЛА.
    2. -2
      1 июля 2022 17:44
      А если сделать - дирижаблепоносец, он должен быть менее заметным.
  2. +2
    29 июня 2022 23:14
    Хорошая идея . УДК метров 200-230, и на нем 2-3 дирижабля ДП-3 ВМФ длинной 70 м.
    Школа дирижаблестроения есть, заметность , парусность, агрессивная морская среда не помеха

    Тупые Китайцы, Японцы, Индийцы, европейцы не делают, значит недопнрли.)))
  3. Еще один проект куда можно вбухать деньги и время, чтобы меньше пошло на необходимые и срочные дела.
    Тенденция однако!
  4. 0
    30 июня 2022 15:01
    Возможно ли превращение УДК проекта 23900 в «дирижабленосец»

    Более реалистичным представляется оснастить его необходимым количеством БПЛА соответствующей номенклатуры...
  5. 0
    1 июля 2022 23:19
    Представляю, УДК с привязанным дирижаблем проходит Босфор, Средиземное море штормит 6-7 баллов, оторвётся и улетит или в Турцию, или в Европу. Фантазии. Оснастить УДК хорошими БПЛА с ДРЛОиУ и пусть летают сутками, для взлёта и посадки БПЛА сотни метров хватит. Дирижабль ДРЛОиУ нужен на территории РФ.
  6. -1
    2 июля 2022 00:14
    автор превзошел сам себя, половину статьи посвятил мне, пытаясь разрушить мои доводы, но ни разу этого не сделал, ..... титак никаих десантов ине сможет высадить УДК ибо если Одесса станет лунным пейзажем, то и надобность в десанте отпадет, совершенно несерьезно писать про штабной корабль, или плав госпиталь если не решена вообще проблема выживаемости крупных надводных кораблей в закрытом море с обилием береговых ПКР, чтобы отвлечь всех от слабости своей позиции автор решил придумать еще большую ерунду про дирижабли.... .... несерьезный молодой человек, все эти УДК бесполезны на настоящей войне как и крейсера, используем их в в качестве транспортов вооружений исключительна в мирное время.
  7. +1
    3 июля 2022 21:27
    прочитал название статьи и дальше читать не стал. Следующий этап - это статья с названием "насколько опасны резиновые бомбы для блока НАТО".
  8. 0
    6 июля 2022 12:57
    Учитывая текущую политическую и экономическую ситуацию, на фоне коих появилось данное чтиво, можно с уверенностью сказать, судьба УДК проекта 23900 незавидная. Другими словами их просто не будет.