Как Россия обеспечила Индию авианосной ударной группой «под ключ»

23

На море стало еще одной «огромной плавучей мишенью» больше. Несколькими днями ранее стало известно об успешно проведенных очередных, четвертых по счету ходовых испытаниях первого авианосца ВМС Индии INS Vikrant национальной постройки. Интересно, зачем все эти наивные индийцы, китайцы, японцы, южнокорейцы, австралийцы, испанцы, французы, англичане и американцы строят подобные «бесполезные посудины», пока умные русские разрабатывают свои гиперзвуковые «вундервафли» для их уничтожения? Попробуем разобраться.

INS Vikrant, свой


Сперва необходимо сказать несколько слов про сам первый по-настоящему индийский авианосец. Его полное водоизмещение составляет почти 38 000 тонн, длина – 262 метра, ширина – 62 метра. Силовая установка представлена четырьмя газовыми турбинами LM2500+, которые позволяют кораблю развивать скорость до 28 узлов и иметь дальность плавания 7500 морских миль. Несмотря на глупые стереотипы, авианосец даже сам по себе не вполне беззащитен: имеет на вооружении четыре итальянских 76-мм арткомплекса, две установки вертикального пуска ЗУР «Барак-1» и «Барак-8» израильского производства, а также российские зенитные арткомплексы AK-630.



Однако главным оружием INS Vikrant, безусловно, является его авиакрыло, которое должно составить 26 истребителей и 10 вертолетов. По самолетам Нью-Дели пока окончательно не определился, это могут быть либо французские палубные истребители Rafale-M, либо американские F/А-18E Super Hornet. Катапульты индийский авианосец не имеет, взлет облегчается при помощи носового трамплина. Палубными вертолетами будут российские Ка-31, отвечающие за ДРЛОиУ, американские WS-61 «Си Кинг» и, возможно, индийские HAL «Дхрув».

INS Vikrant будет уже третьим авианосцем в составе ВМС Индии. Зачем эта «бесполезная посудина» Нью-Дели? Неужели только затем, чтобы потешить амбиции бывшей колонии?

Затем, что в регионе Юго-Восточной Азии у Индии имеется два серьезных противника. Первый – это соседний Пакистан, между прочим, ядерная держава, с которым Индия уже воевала несколько раз и, судя по всему, будет воевать еще. Палубная авиация даже принимала реальное участие в боевых действиях. Более мощный военно-морской флот, чем у Исламабада, позволяет Нью-Дели при желании устроить Пакистану морскую блокаду. Неизмеримо более опасным потенциальным противником Индии является Китай, который уже создал сильнейший военно-морской флот в Юго-Восточной Азии. Имея массу территориальных претензий ко всем соседям, Пекин сам сделал ставку на авианосцы, создавая одну авианосную ударную группу за другой. Наличие авианосца позволяет оперативно вести дальнюю радиолокационную разведку, выдавать данные для целеуказания своим противокорабельным ракетам, своевременно видеть выпущенные ПКР противника и наводить на них свои палубные истребители, а также ЗУР корабельных ПВО, вести патрулирование вертолетами ПЛО и прикрытие от вражеских субмарин.

В общем, в правильных руках авианосец – это исключительно полезная вещь. Поди попробуй его еще потопи, когда его прикрывает целый ордер кораблей, а собственная палубная авиация отгоняет истребители и штурмовики противника, не позволяя выйти на дистанцию эффективной атаки. Все это прекрасно понимают и индийцы, и китайцы, и японцы, и южнокорейцы, и испанцы, и французы, и англичане с американцами, потому в меру возможностей строят ударные авианосцы либо иные авианесущие корабли. Для противостояния АУГ ВМС НОАК Нью-Дели готовит свои собственные АУГ, не рассчитывая на какие-то там «асимметричные ответы» в виде неких «вундервафель».

Русские «гены»


Отметим, что, как и у китайских, русские «гены» есть и у индийских авианосцев, ибо советские адмиралы тоже кое-чего соображали. На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее.

INS Vikrant был построен на индийской верфи Cochin Shipyard Limited, однако в его разработке для Нью-Дели помогло наше Невское ПКБ. В основу лег проект № 71 Indigenous Aircraft Carrie (IAC-1), разработанный совместно с итальянской AVIO. Оказывается, что-то путное в авианосной тематике у нас все-таки умеют делать! Но, конечно же, русские «гены» стоит искать намного глубже.

Вспомним историю тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.4 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который получил новую жизнь в ВМС Индии под названием «Викрамадитья». При полном водоизмещении в 44 500 тонн советский корабль имел максимальную скорость в 32,5 узла и дальность плавания 7590 миль при скорости в 18 узлов. Поскольку это был крейсер, «Адмирал Горшков» нес не только авиакрыло, но и тяжелое ударное вооружение – 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал», ствольную и зенитную артиллерию, а также 2 × 10 противолодочных РБУ-12 000. Однако главным его оружием, разумеется, было авиакрыло, представленное 20 самолетами и 16 вертолетами. В 2004 году ТАВКР был продан Индии и длительное время находился на модернизации в России для последующей передачи заказчику.

Почему он не пригодился ВМФ РФ?

Причины могут быть названы разные. Из относительно удобоваримых можно отметить особенности конструкции корабля, не имеющего продольной взлетной палубы. По проекту на нем должны были базироваться самолеты вертикального взлета и посадки – 14 × СВВП Як-41М и 6 × СВВП Як-38М, а также противолодочные и разведывательные вертолеты. Своих «вертикалок» у России сейчас нет и не предвидится. Это, впрочем, не помешало под нужды индийских ВМФ полностью переделать тяжелый авианесущий крейсер в «чистый» авианосец с продольной взлетной палубой и трамплином на носу, а все излишние ударные вооружения были убраны. Заказ Нью-Дели выполнило ПО «Севмаш». Вместо отсутствующих как класс СВВП под проект были адаптированы легкие палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, а также вертолеты российского производства.

Что мы видим? Вопреки навязанному стереотипу, у РФ есть компетенции и по проектированию, и по строительству авианосцев. Представители «Севмаша» объясняли, что им пришлось фактически полностью перестраивать и заново пересобирать корабль. Есть у нас и палубная авиация, по крайней мере легкие МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Тяжелые истребители Су-33, да, уже не производятся и нуждаются в замене на что-то более современное типа палубной версии Су-57. Устаревшие МиГи тоже было бы целесообразно заменить на палубную версию Су-75. Но это далеко не все, что у нас есть на самом деле.

Дело в том, что в качестве кораблей охранения для авианосцев ВМС Индии активно используют фрегаты типа «Тальвар». Фрегаты проекта 11356 «Тальвар» – это продукт глубокой модернизации советского сторожевого корабля проекта 1135 «Буревестник», который был разработан все тем же Северным ПКБ. Для нужд индийских ВМС у нас было построено шесть таких фрегатов УРО, три – на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, три – в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь». Еще несколько кораблей данного типа строится в самой Индии по соглашению о передаче части технологий. Туда же на достройку теперь проданы два из трех недостроенных российских фрегата проекта 11356Р «адмиральской серии» (модернизация экспортного «Тальвара»), которые остались без украинских силовых установок в 2014 году.

То есть по факту Россия сделала для Индии под ключ вполне приличную авианосную ударную группу, продав Нью-Дели и авианосец, и авиакрыло для него, и корабли сопровождения. Большой вопрос, почему нельзя было сделать то же самое для нужд ВМФ РФ, получив российскую АУГ где-нибудь на Тихом океане? Ах да, мы ведь самые умные и дальновидные, чуждые шапкозакидательству и собирающиеся всех потопить гиперзвуковыми «вундервафлями».
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 июля 2022 17:36
    автор правильно заметил что у Индии есть интересы простирающиеся далеко более 3000 км от своих берегов, есть и фрегаты сопровождения АВ, и много, а еще миллиардное население, ....... .автор пытается свою неспособность написать цели и задачи АВ (напоминаю в 7 раз), прикрыть доводом "а другие так делают", получается не аргументированные рассуждения специалистов, а кухонный спор, другие еще пьют водку и много чего думают, это не аргумент , .... отличие Индии от такой континентальной державы как РФ, это теплая погода, стабильное море (океан), а не Баренцево где лед снег, холодно пасмурно и самолеты не летают, а еще у индии есть задачи для АВ а у нас их нет, нет у нас и фрегатов сопровождения, .... так что опять тоталитарная деструктивная секта авианосников посрамлена, села в лужу, разбита как швед под полтавой, и улетела кверх тормашками от моих непробиваемых аргументами, ВЫ проиграли со своими никому не нужными лоханями неповоротливыми бандурами вундервафлями безо всякого смысла.... а еще называть называть прекрасные наши гиперзвуковые ракеты вындервафлями Вам неприлично, во первых это слово выдумал лично я, и применил к вашим бандурам авианосцам, как изобретатель слова прошу применять его по назначению, то есть к никому ненужным и безсмысленным лоханям авианосцам , а во вторых гиперзвук это круто , им победим
    1. -1
      15 июля 2022 07:56
      Владимир, я принял волевое решение не вступать с вами в дальнейшие дискуссии по теме авианосцев.
      Все остальные - пожалуйста, эта, нет. Но вам никто не запрещает продолжаться высказываться так, как вы считаете нужным.
      1. 0
        15 июля 2022 08:57
        вы погибли в неравной борьбе и констатируете свою слабость и очевидное поражение, в 8 раз прошу вас написать цели авианосца для РФ, где как и зачем он нужен? вам слабо! и вы делая хорошую мину при плохой игре, встаёте в третью позицию и по детсадлвски обижаясь пытаетесь скрыть свою слабость в споре ..... это всем специалистам очевидно, ни вы ни бывший руководитель вашей секты Тимохин не смогли это сделать, а Климов хотел перегородить вашим ненужным вундервафлем балтийское море, где его потопленный остов будет торчать из воды напоминая всем ненужность авианосцы, у РФ и портов то для нег нет (тем более на Балтике) кроме стенки завода на севере
        1. -1
          15 июля 2022 09:21
          вы погибли в неравной борьбе и констатируете свою слабость и очевидное поражение, в 8 раз прошу вас написать цели авианосца для РФ, где как и зачем он нужен? вам слабо! и вы делая хорошую мину при плохой игре, встаёте в третью позицию и по детсадлвски обижаясь пытаетесь скрыть свою слабость в споре

          Я просто устал воевать с ветряными мельницами. Про цели и задачи я написал давно, и не только я, но и Минобороны РФ. Я даже ссылку предоставил на официальный сайт российского военного ведомства. Что это изменило?
          Каждый раз одно и то же повторяется, а у меня нет ни сил, ни времени, ни желания переливать из пустого в порожнее. Зачем?
          У меня нет цели вам персонально что-то доказать. Если и есть тут секта, то это вы и ваши не вполне нормальные сторонники. hi
          1. 0
            15 июля 2022 19:11
            ссылка приведенная Вами относится к фрегатам и флоту вообще, и вы это знаете , а вот какова задача конкретно именно АВ ? ее нет! напоминаю Вам в 9 раз, что вы можете ответить
            1. -1
              17 июля 2022 04:40
              Слушайте, вован 11-55, вам эти задачи уже устали повторять в течение нескольких лет на разных каналах, кто виноват, что вы не понимаете
              1. 0
                17 июля 2022 08:07
                слушайте юрка, не врите, никто их сформулировать не смог , Андрей из Ч попытался и сам понял что нереализуемы,..... Климов предложил, загнать кузю в Калининград, когда я заметил что на Балтике нет для кузи ни одного глубоководного порта Климову стало стыдно и он слился с этой темы (а береговые самолёты с непотопляемого Калининграда пролетают Балтику вдоль и поперек), .... МО хитро и скромно написало что задачи кузи не отличаются от задач фрегата..... Тимохин выдумывал некую палубную авиационную поддержку прибрежных операций у Мурманска, что разбивается об возможность использования береговой авиации...... не буду описывать химеры тоталитарной деструктивной секты авианосников про выдвижение этой бандуры к берегам калифорнии( где ав проживет меньше чем КР Москва в черном море) или во льды северного побережья Канады .....может вы юрка сформулируете цели и задачи АВ нашей континентальной державы, если это так просто, а мы обсудим слабость вашей позиции?
                1. -1
                  17 июля 2022 14:13
                  Задачи кораблей класса авианосец можете прочитать по слогам в любом справочнике. Может быть континентальной Швейцарии или Белорусии авианосцы и не нужны, но для обеспечивать интересов России в Африке и Южной Америке будут необходимы
                  1. 0
                    17 июля 2022 16:03
                    Цитата: Юрий В.А
                    для обеспечивать интересов России в Африке и Южной Америке будут необходимы

                    это мы уже слышали! только уточните какие это интересы? и чем вы собираетесь их обеспечивать кроме Кузи, кораблей сопровождения нет, а для интересов в африке и южной Америке вам придется создать еще целый флот танкеров транспортов придать им в сопровождение несуществующие фрегаты сотнями, обеспечить личный состав желающий потонуть в океане или загнуться на побережье папуасии ..... и еще а зачем для осуществления таких странных интересов АВ? если друзья нас ждут то предоставят нам наземный аэродром как Сирия , а если нас никто не ждет о с какой стати вы собираетесь бомбить мирные города Африки и южной Америки? женщин и детей? объясните юридические и этические совестливые основания для такого использования наших вооруженных сил? а я яй! вам в детском саду не объяснили что нельзя обижать маленьких?
                    1. 0
                      18 июля 2022 12:25
                      всё приходится объяснять на пальцах и картинках. Допустим, в Африке строим в кредит подобие Асуанского гидроузла, в данной стране происходит смена режима и новые власти национализируют российскую собственность. Такие, как вы утрутся и будут списывать долги, когда, при наличии полноценной эскадры вопрос решается за неделю
                      1. 0
                        18 июля 2022 15:13
                        Цитата: Юрий В.А
                        строим в кредит подобие Асуанского гидроузла

                        это зачем ? вы в своем уме? стройку пусть оплачивает заказчик частями...... и так ссср кормил половину африки попусту и вы туда же...... нам самим нужны гидроузлы
                      2. 0
                        18 июля 2022 15:37
                        Прочтите ещё пару раз, что вам написали, а то по вашему ответу напрашивается диагноз
  2. +1
    14 июля 2022 17:53
    Как говорил ВВ Путин: "Радоваться надо". Что Индии помогли.
  3. -1
    14 июля 2022 18:06
    Соглашусь с Сергеем и помечтаю. С выходом "Кузнецова" к нему добавим один 1164, два 22350 и тройку 11356. Такую АУГ средней паршивости мы можем собрать в Средиземке. Новый АВ на 70 кт атомный, модернизированный "Нахимов" и четвёрку 22350 на ТОФе смогли бы лет через 12-15. angry
    1. 0
      17 июля 2022 08:12
      Цитата: Шарнхорст
      Такую АУГ средней паршивости мы можем собрать в Средиземке

      зачем? и как будем доставать со дна моря, когда ее утопят береговыми ракетами? и кто останется обеспечивать выход- возвращение РПКСН из баз? если вы весь флот без исключения решили оправить на верную гибель в средиземку на утилизацию вместе с экипажами? = голубая мечта сектантов авианосников (согласились с Сергеем и помечтали, а похоронки сами будете разносить?)
  4. 0
    14 июля 2022 18:44
    Ничерта не разбираюсь ни в кораблях, ни в мореплавании вообще. Но автор, по-моему, вполне логично ставит вопрос. По крайней мере после прочтения, я как обыватель тоже задумался - а почему мы им можем построить флот, а себе нет.
    Последние события в черном море, связанные с Украиной, не разочаровали разве что слепо-глухого. Вот и скажите после этого, что автор не прав. Даже если не брать в расчет авианосные корабли, то все-равно - почему мы не можем себе построить нормальный флот, который не будет сразу же потоплен допотопным вооружением третьесортной страны?
    1. На данный момент Украина имеет далеко не допотопное вооружение ,причем противокорабельное в том числе . Да и третьесортной страной Украину я бы не называл.Как СВО показала ,что противник достаточно серьезный. По всей вероятности вы не разбираетесь не только в ВМФ, но и в сухопутных войсках тоже.А что бы не быть разочарованным, надо просто показать как надо делать. Своим личным примером. Благо вакансий открыто множество. От 18 до 60(узким специалистам).
  5. надо индусам дядю Кузю продать - авось возьмут!
    1. -3
      15 июля 2022 14:34
      Надо некоторым людям запретить писать комментарии.
      1. 0
        17 июля 2022 08:15
        вы Сергей узурпатор гражданских прав и попираете ногами конститиуцию рф, Статья 29

        1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

        2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

        3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

        4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

        5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  6. +1
    17 июля 2022 10:37
    Авианосец - это корабль, как ни странно, мирного времени, просто офигенно дорогая и крутая игрушка (сейчас не вторая мировая и к нейтрализации этих корыт заинтересованные страны давно готовы). И задача у него одна - демонстрация силы и экономической мощи. В случае войны он не жилец и в течение суток станет "украшением стола" у Нептуна (не спасет никакое боевое охранение). Поэтому намного эффективней и дешевле развивать средства их уничтожения. Даже стая ПКР, применённая против такого монстра, будет на пару порядков дешевле оного.
    1. +1
      17 июля 2022 19:13
      согласен, но некоторые агрессивные страны имеют авианосцы для нападения на свои невооруженные колонии и уничтожения женщин и детей, стариков в тихую погоду, а наша страна не является мировым жандармом, значит и ав нам не нужны
      1. +1
        17 июля 2022 21:52
        Цитата: владимир1155
        наша страна не является мировым жандармом, значит и ав нам не нужны

        Вот именно