Как Россия обеспечила Индию авианосной ударной группой «под ключ»
На море стало еще одной «огромной плавучей мишенью» больше. Несколькими днями ранее стало известно об успешно проведенных очередных, четвертых по счету ходовых испытаниях первого авианосца ВМС Индии INS Vikrant национальной постройки. Интересно, зачем все эти наивные индийцы, китайцы, японцы, южнокорейцы, австралийцы, испанцы, французы, англичане и американцы строят подобные «бесполезные посудины», пока умные русские разрабатывают свои гиперзвуковые «вундервафли» для их уничтожения? Попробуем разобраться.
INS Vikrant, свой
Сперва необходимо сказать несколько слов про сам первый по-настоящему индийский авианосец. Его полное водоизмещение составляет почти 38 000 тонн, длина – 262 метра, ширина – 62 метра. Силовая установка представлена четырьмя газовыми турбинами LM2500+, которые позволяют кораблю развивать скорость до 28 узлов и иметь дальность плавания 7500 морских миль. Несмотря на глупые стереотипы, авианосец даже сам по себе не вполне беззащитен: имеет на вооружении четыре итальянских 76-мм арткомплекса, две установки вертикального пуска ЗУР «Барак-1» и «Барак-8» израильского производства, а также российские зенитные арткомплексы AK-630.
Однако главным оружием INS Vikrant, безусловно, является его авиакрыло, которое должно составить 26 истребителей и 10 вертолетов. По самолетам Нью-Дели пока окончательно не определился, это могут быть либо французские палубные истребители Rafale-M, либо американские F/А-18E Super Hornet. Катапульты индийский авианосец не имеет, взлет облегчается при помощи носового трамплина. Палубными вертолетами будут российские Ка-31, отвечающие за ДРЛОиУ, американские WS-61 «Си Кинг» и, возможно, индийские HAL «Дхрув».
INS Vikrant будет уже третьим авианосцем в составе ВМС Индии. Зачем эта «бесполезная посудина» Нью-Дели? Неужели только затем, чтобы потешить амбиции бывшей колонии?
Затем, что в регионе Юго-Восточной Азии у Индии имеется два серьезных противника. Первый – это соседний Пакистан, между прочим, ядерная держава, с которым Индия уже воевала несколько раз и, судя по всему, будет воевать еще. Палубная авиация даже принимала реальное участие в боевых действиях. Более мощный военно-морской флот, чем у Исламабада, позволяет Нью-Дели при желании устроить Пакистану морскую блокаду. Неизмеримо более опасным потенциальным противником Индии является Китай, который уже создал сильнейший военно-морской флот в Юго-Восточной Азии. Имея массу территориальных претензий ко всем соседям, Пекин сам сделал ставку на авианосцы, создавая одну авианосную ударную группу за другой. Наличие авианосца позволяет оперативно вести дальнюю радиолокационную разведку, выдавать данные для целеуказания своим противокорабельным ракетам, своевременно видеть выпущенные ПКР противника и наводить на них свои палубные истребители, а также ЗУР корабельных ПВО, вести патрулирование вертолетами ПЛО и прикрытие от вражеских субмарин.
В общем, в правильных руках авианосец – это исключительно полезная вещь. Поди попробуй его еще потопи, когда его прикрывает целый ордер кораблей, а собственная палубная авиация отгоняет истребители и штурмовики противника, не позволяя выйти на дистанцию эффективной атаки. Все это прекрасно понимают и индийцы, и китайцы, и японцы, и южнокорейцы, и испанцы, и французы, и англичане с американцами, потому в меру возможностей строят ударные авианосцы либо иные авианесущие корабли. Для противостояния АУГ ВМС НОАК Нью-Дели готовит свои собственные АУГ, не рассчитывая на какие-то там «асимметричные ответы» в виде неких «вундервафель».
Русские «гены»
Отметим, что, как и у китайских, русские «гены» есть и у индийских авианосцев, ибо советские адмиралы тоже кое-чего соображали. На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее.
INS Vikrant был построен на индийской верфи Cochin Shipyard Limited, однако в его разработке для Нью-Дели помогло наше Невское ПКБ. В основу лег проект № 71 Indigenous Aircraft Carrie (IAC-1), разработанный совместно с итальянской AVIO. Оказывается, что-то путное в авианосной тематике у нас все-таки умеют делать! Но, конечно же, русские «гены» стоит искать намного глубже.
Вспомним историю тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.4 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который получил новую жизнь в ВМС Индии под названием «Викрамадитья». При полном водоизмещении в 44 500 тонн советский корабль имел максимальную скорость в 32,5 узла и дальность плавания 7590 миль при скорости в 18 узлов. Поскольку это был крейсер, «Адмирал Горшков» нес не только авиакрыло, но и тяжелое ударное вооружение – 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал», ствольную и зенитную артиллерию, а также 2 × 10 противолодочных РБУ-12 000. Однако главным его оружием, разумеется, было авиакрыло, представленное 20 самолетами и 16 вертолетами. В 2004 году ТАВКР был продан Индии и длительное время находился на модернизации в России для последующей передачи заказчику.
Почему он не пригодился ВМФ РФ?
Причины могут быть названы разные. Из относительно удобоваримых можно отметить особенности конструкции корабля, не имеющего продольной взлетной палубы. По проекту на нем должны были базироваться самолеты вертикального взлета и посадки – 14 × СВВП Як-41М и 6 × СВВП Як-38М, а также противолодочные и разведывательные вертолеты. Своих «вертикалок» у России сейчас нет и не предвидится. Это, впрочем, не помешало под нужды индийских ВМФ полностью переделать тяжелый авианесущий крейсер в «чистый» авианосец с продольной взлетной палубой и трамплином на носу, а все излишние ударные вооружения были убраны. Заказ Нью-Дели выполнило ПО «Севмаш». Вместо отсутствующих как класс СВВП под проект были адаптированы легкие палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, а также вертолеты российского производства.
Что мы видим? Вопреки навязанному стереотипу, у РФ есть компетенции и по проектированию, и по строительству авианосцев. Представители «Севмаша» объясняли, что им пришлось фактически полностью перестраивать и заново пересобирать корабль. Есть у нас и палубная авиация, по крайней мере легкие МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Тяжелые истребители Су-33, да, уже не производятся и нуждаются в замене на что-то более современное типа палубной версии Су-57. Устаревшие МиГи тоже было бы целесообразно заменить на палубную версию Су-75. Но это далеко не все, что у нас есть на самом деле.
Дело в том, что в качестве кораблей охранения для авианосцев ВМС Индии активно используют фрегаты типа «Тальвар». Фрегаты проекта 11356 «Тальвар» – это продукт глубокой модернизации советского сторожевого корабля проекта 1135 «Буревестник», который был разработан все тем же Северным ПКБ. Для нужд индийских ВМС у нас было построено шесть таких фрегатов УРО, три – на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, три – в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь». Еще несколько кораблей данного типа строится в самой Индии по соглашению о передаче части технологий. Туда же на достройку теперь проданы два из трех недостроенных российских фрегата проекта 11356Р «адмиральской серии» (модернизация экспортного «Тальвара»), которые остались без украинских силовых установок в 2014 году.
То есть по факту Россия сделала для Индии под ключ вполне приличную авианосную ударную группу, продав Нью-Дели и авианосец, и авиакрыло для него, и корабли сопровождения. Большой вопрос, почему нельзя было сделать то же самое для нужд ВМФ РФ, получив российскую АУГ где-нибудь на Тихом океане? Ах да, мы ведь самые умные и дальновидные, чуждые шапкозакидательству и собирающиеся всех потопить гиперзвуковыми «вундервафлями».
Информация