ВМФ РФ и Береговой охране ФСБ стоит обменяться несколькими кораблями

36
ВМФ РФ и Береговой охране ФСБ стоит обменяться несколькими кораблями

Россия – страна контрастов, и порой умом ее трудно понять. То, как распределяются и без того невеликие надводные силы военно-морского флота, вызывает массу недоуменных вопросов. Для ВМФ РФ у нас строят почти безоружные и беззащитные патрульные корабли, а в Береговой охране ФСБ служат грозные фрегаты. Почему так происходит, попробуем разобраться.

«Голуби мира»





По патрульным кораблям проекта 22160 еще не оттоптался только ленивый. В ходе специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины выяснилось, что эти слабо вооруженные и совершенно беззащитные от ракетных атак корабли, прозванные за это «голубями мира», не приносят никакой реальной пользы на Черном море.
Дошло до того, что на их вертолетную палубу пришлось водружать и закреплять цепями модули ЗРК «Тор-М2КМ» наземного базирования, лишь бы дать кораблю подобие шанса уцелеть при воздушном налете или запуске противокорабельной ракеты. В отечественной прессе это непотребство толерантно назвали «корветом ПВО».

Энтузиасты от флота предлагают теперь хоть как-то их довооружить: установить ЗРК «Штиль», легкий комплекс ПЛО «Пакет-НК» и разместить противолодочный вертолет. После этого может получиться нечто, способное выполнять в составе корабельной ударной группы хотя бы какие-то вспомогательные задачи. Однако ничем иным, кроме слова «эрзац», это решение назвать невозможно. Причина проста – из патрульного корабля, построенного с применением гражданских технологий, пытаются слепить настоящий боевой корабль.

Увы, это просто невозможно, и в Минобороны РФ окончательно решили с этой сомнительной идеей распрощаться, ограничив серию всего лишь шестью изначально заказанными кораблями. По факту, 36 миллиардов бюджетных рублей выброшены на ветер. Но, может быть, «голубям мира» все же найдется применение, пусть не на флоте?

«Нереи»



Тут самое время вспомнить про другие российские корабли, которые также используются не вполне по назначению. Это проект сторожевых кораблей 11351 «Нерей». Частично этой темы мы уже касались ранее, рассказывая про проект фрегата 11356 «Тальвар», разработанный Невским ПКБ для нужд ВМС Индии.

В основе лежит советский сторожевой корабль проекта 1135 (1135М, 11352 и 11353) ближней и дальней морской зоны «Буревестник». Один из представителей этой серии, СКР «Беззаветный», прославился тем, что методом навала выдворил из территориальных вод СССР американский крейсер «Йорктаун». Для своего времени «Буревестники» были исключительно удачными противолодочными фрегатами, превосходя по многим ТТХ американские фрегаты.

На основе данного проекта для нужд Пограничной службы КГБ СССР был разработан проект 1135.1 «Нерей». Его основной задачей был контроль за 200-мильной морской экономической зоной на Дальнем Востоке и Севере. Высокая скорость и отличная мореходность сделала эти сторожевики выдающимися в своем классе. Однако для простых патрульных эти корабли являются слишком тяжело вооруженными, а для полноценных боевых кораблей – недовооруженными. К ним относится, например, затопленный в Николаеве бывший украинский флагман «Гетман Сагайдачный». На основе удачного 1135.1 был создан индийский фрегат проекта 11356 «Тальвар», а тот, в свою очередь, лег в основу российских фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356Р.

Обмен



В настоящее время в составе Морских сил Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ имеется всего два сторожевых корабля шифра «Нерей» - ПСКР «Дзержинский» и ПСКР «Орел». Оба несут службу на Тихом океане, задерживая российских и японских браконьеров, досматривая суда-нарушители.

С учетом их избыточной вооруженности для обычных патрульных кораблей и острого дефицита крупных надводных кораблей в ВМФ РФ уже давно рассматривается вопрос о возможности передачи ПСКР «Орел» в состав Черноморского флота РФ либо использования его как донора для ремонта кораблей Тихоокеанского флота РФ. Второй вариант явно нецелесообразен ввиду той ситуации, в которой сегодня оказался ВМФ РФ. Однако в идее с передачей сторожевых кораблей из Береговой охраны военно-морскому флоту есть рациональное зерно. Оба уцелевших «Нерея» можно отремонтировать, модернизировать и поставить в строй, превратив во вполне приличные противолодочные корабли, в которых у нас наблюдается острый дефицит.

Вместо них Береговой охране стоит передать с глаз долой все эти несуразные корабли проекта 22160. Откровенная бредовость ситуации состоит в том, что «голуби мира» изначально разрабатывались именно для морских частей Пограничной службы ФСБ РФ, а не для Военно-морского флота. Пропихнуть серию сразу из шести почти безоружных и беззащитных патрульных кораблей Черноморскому флоту РФ удалось через схему, достойную серьезной проверки правоохранительными органами. Воевать «голуби мира» неспособны в принципе, однако ловить браконьеров (пиратов) – это то, что они реально смогут сделать, принося хоть какую-то пользу стране.

А сейчас по факту у нас в ВМФ РФ несут службу патрульные корабли, а в Береговой охране – серьезные боевые корабли. Логика...
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 июля 2022 14:35
    Возможно, скажу ересь, но самым "непотопляемым" на Черноморском флоте России является его командующий... Флагман "Москва" подтвердил бы...
  2. +3
    16 июля 2022 15:24
    Пограничные корабли в своё время были частично "демилитаризованы"...
  3. +3
    16 июля 2022 15:49
    Наезды на пр.22160 необъективные и в большинстве своем на стадном принципе. Ну о каких гражданских технологиях здесь говорится? Изначально по пр. и полноценный ЗРК и вертолет и прочие "примочки" были заложены , но руководство захотело конфигурацию яхты (т.е. косяк не проекта а морячков). Если сейчас дать команду переделать "как положено" сразу станет понятно к кому направлять вопросы о небоеготовности 22160, а значит виноват проект. Ну и претензии оригинальные - например "слабое бронирование" (это на корвете, на котором бронирования не положено по определению, ну кроме патрульной бронелодки!)
    Вывод Прежде чем поддаваться инстинктам стоит слегка подумать, образование должно позволять.
    1. 0
      17 июля 2022 16:06
      Все эти размышления от незнания ситуации. А ситуация такая, что имеем беззащитные корабли. На бумаге были модули, но на бумаге у нас и авианосцы есть и эсминцы и бдк. А по факту к 22160 нет ни одного модуля в металле. Хотя корабль модульный. Вот и получается, что где то там он может и задумывался как боевая единица, но только мыслях. По факту повод для распила денег
    2. 0
      17 июля 2022 20:42
      согласен, это Тимохин с Климовым запустили идею и все кто любит перемывать косточки другим с энтузиазмом поддержали, и конечно Сергей Маржецкий (Сергей), как не умеющий свободно мыслить, а скорее повторять за другими, не знающий психологию и морское дело купился и повторяет за своим кумиром Тимохиным.... а между тем эти патрульники оказались на ЧФ полезнее чем 1164 безславно потопленный, и 11356 предусмотрительно отсиживающиеся в порту, если сведения про отсутствие модулей для модульного корвета верны, то нужно их срочно сделать, а не критиковать фактически недоделанные корабли.... Нереи во первых стары, а во вторых на океане патрулникам будет неуютно, да еще для походов от японского моря до Берингова, и конечно они не могут быть донорами на ТОФ, ибо там нет уже давно ни одного 1135, а на чф есть пара старичков Ладный Пытливый ,практически это артиллерийские корабли с условной боеспособностью и еще им пару добавлять нет смысла, скоро в утиль.....При сем сказал им притчу:

      никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
  4. -1
    16 июля 2022 16:00
    Тоже мне "откровение" от уважаемого Автора:

    Россия – страна контрастов, и порой умом ее трудно понять.

    Ф.И.Тютчев:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    28 ноября 1866

    Но по сути: возможно, что данная публикация специалистов заинтересует!
  5. -3
    16 июля 2022 18:47
    Цитата: mark1
    Наезды на пр.22160 необъективные и в большинстве своем на стадном принципе. Ну о каких гражданских технологиях здесь говорится? Изначально по пр. и полноценный ЗРК и вертолет и прочие "примочки" были заложены , но руководство захотело конфигурацию яхты (т.е. косяк не проекта а морячков). Если сейчас дать команду переделать "как положено" сразу станет понятно к кому направлять вопросы о небоеготовности 22160, а значит виноват проект. Ну и претензии оригинальные - например "слабое бронирование" (это на корвете, на котором бронирования не положено по определению, ну кроме патрульной бронелодки!)
    Вывод Прежде чем поддаваться инстинктам стоит слегка подумать, образование должно позволять.

    Например, двигатели в одном помещении. Чем не гражданская технология? Я всегда думаю, если что. smile
    1. 0
      16 июля 2022 19:58
      Цитата: Маржецкий
      Например, двигатели в одном помещении.

      Сами видели? Картинку покажете (хотя бы в виде чертежа)? )))
    2. 0
      17 июля 2022 20:48
      Цитата: Маржецкий
      двигатели в одном помещении

      на малых боевых кораблях это часто
    3. 0
      14 августа 2022 11:20
      Цитата: Маржецкий
      Например, двигатели в одном помещении.

      Учитывая то что корабли небронируются уже полвека это не имеет особого значения. При попадании ПКР разнесет все и сразу.
  6. +1
    16 июля 2022 19:34
    Несусветная глупость из уст автора. проект 1135.1 - это старый хлам, который мало чем отличается от патрульных кораблей. Как корабль ПВО он никакой. Два ЗРК "Оса" были хороши для 80-х годов, а сегодня это хлам. Торпедные аппараты тоже не отвечают сегодняшним реалиям. комплекс АК-100 ненамного увеличивает ценность корабля. РБУ - даже комментировать не хочу. Для пограничников корабль избыточен, а для ВМФ не представляет ценности. Что патрульный корабль, что ПСКР - оба просто обуза для флота. И назвать 1135.1 серьезным боевым кораблем , это значит себя показать полным профаном в данном вопросе. А идея ПСКРы отремонтировать, модернизировать вообще является бредовой. Во сколько это обойдется бюджету и сколько эти старые корабли еще смогут прослужить после этого автор подумать не догадался. Может лучше писать о том, в чем есть хоть какое-то понимание вопроса, а не смешить аудиторию.
    1. +2
      17 июля 2022 02:33
      Навигатор, по вашей логике, зачем держать и тем более модернизировать ещё больший "хлам" - БПК проекта 1155 ?
      1. 0
        17 июля 2022 21:40
        Цитата: Юрий В.А
        БПК проекта 1155

        1155 это лучшие корабли вмф ссср, они являются основой надводного флота до сих пор, это развитие 1135х, считаю 1135 удачным кораблем, тоже бывшим основой флота СССР в свое время, но они реально уже все старые и их скоро не будет
        1. 0
          18 июля 2022 11:47
          Вы опять мимо темы - речь не о том, насколько удачными были эти проекты в своё время и что необходима своевременная модернизация, а про то, что в отсутствии новых кораблей надо использовать любые возможности
          1. 0
            18 июля 2022 15:20
            Цитата: Юрий В.А
            в отсутствии новых кораблей надо использовать любые возможности

            совершено безумное утверждение! проблема должна всегда решаться вдумчиво и оптимально а не "любым способом", простое причисление старых патрульников 1135 в вмф просто создаст безсмысленную мишень и гроб для экипажа, .......
    2. -5
      17 июля 2022 08:09
      А может ты не будешь мне хамить?
      Я написал о перевооружении их на корабли ПЛО, а не ПВО. После чего они из патрульников станут боевыми кораблями. И это оценили люди поумнее тебя.
      А ты себя публично показываешь настоящий позорищем, а не офицером и человеком с советским образованием, которым так типа гордишься.
      1. 0
        17 июля 2022 21:08
        Цитата: Маржецкий
        Я написал о перевооружении их на корабли ПЛО, а не ПВО

        этим вы показали свой тотальный непрофессионализм..пво проще установить, чем пло раз в 20...... почему списали Харламова? из за потери полинома Кулаковым, иначе говоря жизненный цикл фрегата ПЛО заканчивается потерей полинома, эта штука у него висит под баком, как вы ее повесите на старый корабль? загадка для меня, разъясните....... и еще во второй раз спрашиваю, вы писали что знаете как Путин пришел власти, нам всем интересно как же это было по вашему.... . а еще я полагаю что авианосцы России не нужны
    3. -1
      17 июля 2022 11:34
      Как корабль ПВО он никакой. Два ЗРК "Оса" были хороши для 80-х годов, а сегодня это хлам. Торпедные аппараты тоже не отвечают сегодняшним реалиям. комплекс АК-100 ненамного увеличивает ценность корабля. РБУ - даже комментировать не хочу. Для пограничников корабль избыточен, а для ВМФ не представляет ценности. Что патрульный корабль, что ПСКР - оба просто обуза для флота. И назвать 1135.1 серьезным боевым кораблем , это значит себя показать полным профаном в данном вопросе

      Даже в таком виде он боеспособнее 22160. Это во-первых. Во-вторых, модернизация предполагает его перевооружение. Так что ты, начинающий тролль, занимаешься обычным передергиванием. Либо вообще не понимаешь смысла написанного.

      А идея ПСКРы отремонтировать, модернизировать вообще является бредовой. Во сколько это обойдется бюджету и сколько эти старые корабли еще смогут прослужить после этого автор подумать не догадался.

      Ага, как и идея модернизировать старые БПК, ТАВКР и крейсера, да. Андрюша? А новые кораблики ты в магазине купишь?

      Может лучше писать о том, в чем есть хоть какое-то понимание вопроса, а не смешить аудиторию.

      Если ты еще не понял, почему ты позор для офицера и советского человека, исходя из моего комментария, я разъясню подробнее.
      Ты в своей личной ничем не мотивированной с моей стороны неприязни ко мне постоянно пишешь мне всякие гадости, показывая свой низкий моральный уровень. Уверен, твои советские учителя тобою бы постыдились. Но ты как офицер еще и назло мне топишь против абсолютно здравой идеи перевооружения двух ПСКР и превращения их в 2 фрегата ПЛО, в которых острый дефицит. Делая это из столь низменных побуждений, ты объективно вредишь интересам ВМФ РФ, доказывая собственную ангажированность и внутреннюю гнусность.
      Какой ты после этого офицер? Ты позорище, превратившееся из военного в банального тролля-вредителя.
      1. +1
        17 июля 2022 21:20
        у вас бывают интересные мысли, но эта ошибочная, я продавил модернизацию 1144, жалею, много денег оказалось нужно и времени, модернизацию 1155 поддерживаю, почему? их много значит проект модернизации серийный, они и 1144 не такие старые как нереи, а с нереями думаю не стоит возиться, лучше купим у северной верфи 22350...... и еще поражен как вы набросились на оппонента обзываете его, всякими словами брызжа слюной, вам нужна помощь психолога, валерьянку нужно пить успокаивает, психолог вы наш, ...совершено потеряв берега, что за истерика про советского офицера? видимо поняли что неправы и технических аргументов нет у вас, во вы и вскипели он вас не обзывал никак и вообще, он не такой профессиональный манипулятор политолог и психолог мирового уровня как я .... успокойтесь и выйдите из этого круга, примите аргументы оппонента и перестаньте заблуждаться, вернитесь в лоно адекватных специалистов, покиньте секту авианосников, вернитесь в коллектив, в семью, в общество морских офицеров и станьте адекватным членом общества,
      2. 0
        18 июля 2022 10:53
        Столько слюней вас не красит. Хватит истерить в мой адрес и тыкать. Я с вами на брудершафт не пил. Как офицер ФМФ, я не много разбираюсь в изложенной теме и высказал свои мысли. В ответ получаю упреки о порушенной мной офицерской чести. И от кого? Вы сами-то хоть служили, и если служили, то кем? К флоту явно отношения не имели, так как иначе такую глупость писать бы не стали.
    4. +1
      17 июля 2022 20:49
      Цитата: Навигатор
      Несусветная глупость из уст автора. проект 1135.1 - это старый хлам, который мало чем отличается от патрульных кораблей. Как корабль ПВО он никакой. Два ЗРК "Оса" были хороши для 80-х годов, а сегодня это хлам. Торпедные аппараты тоже не отвечают сегодняшним реалиям. комплекс АК-100 ненамного увеличивает ценность корабля. РБУ - даже комментировать не хочу. Для пограничников корабль избыточен, а для ВМФ не представляет ценности. Что патрульный корабль, что ПСКР - оба просто обуза для флота. И назвать 1135.1 серьезным боевым кораблем , это значит себя показать полным профаном в данном вопросе. А идея ПСКРы отремонтировать, модернизировать вообще является бредовой. Во сколько это обойдется бюджету и сколько эти старые корабли еще смогут прослужить после этого автор подумать не догадался. Может лучше писать о том, в чем есть хоть какое-то понимание вопроса, а не смешить аудиторию.

      и я про то
  7. 0
    17 июля 2022 02:54
    Полностью согласен с автором, нужен проект оперативной переработки пограничника, за год-полтора, в боевую единицу флота
    1. 0
      17 июля 2022 08:10
      Спасибо Вам за объективность.
      А так, флот может довольно быстро получить два приличных фрегата ПЛО. Там же, на КТОФ их оставить можно.
      1. +1
        17 июля 2022 20:59
        Цитата: Маржецкий
        флот может довольно быстро получить два приличных

        как скоро и что такое приличных?
    2. 0
      17 июля 2022 20:51
      юрка, вы чего напали на специалиста? а по делу кроме детсадовских обзывалок нечего добавить?
      1. 0
        18 июля 2022 12:05
        А, что вы, карапузы мелкие, делами называете ?
    3. +1
      17 июля 2022 20:57
      Цитата: Юрий В.А
      проект оперативной переработки пограничника, за год-полтора, в боевую единицу флота

      проект это года два, поиск денег и площадки выполнения работ это годик, дефектация не меньше года, демонтаж всего старья лет пять, насыщение новым обоудованием 4 года...... , в строю с 84-86 года, итого через 11 лет и многа денег на ветер им будет по 47 лет......
      1. 0
        18 июля 2022 12:09
        Для недалёких повторяю - требуется не полная модернизация, а только необходимые доработки для восполнения текущего дефицита боевых единиц флота
        1. 0
          18 июля 2022 15:11
          Цитата: Юрий В.А
          необходимые доработки

          это что за зверь такой? если не модернизация, то втг, то есть корабль останется патрульником но большим
          1. 0
            18 июля 2022 15:30
            Имеются готовые проекты :
            11352 с заменой РБУ на пусковые Уран
            11353 замена РЛС и ГАК
            Если все комплексы корабля совместить с недавно принятой автоматизированной системой управления авиацией и кораблями, то этого будет вполне достаточно
            1. 0
              18 июля 2022 15:39
              проекты 80х можете пустить на макулатуру, все это уже не производится, нет поставщиков , нет приборов, на порядок проще построить новый фрегат 11356, а не лепить из старья, по не менее старым проектам.....
              1. 0
                18 июля 2022 15:59
                Что не производится - ПКР Уран, РЛС Фрегат, ГАК Заезда? Вы в какой реальности обитаете?
                1. 0
                  18 июля 2022 16:14
                  все это уже не поставить на старый корпус
                  1. 0
                    19 июля 2022 02:51
                    Ну так, бегите, может успеете остановить работы на "Виноградове"
                    1. 0
                      19 июля 2022 21:32
                      виноградов это 1155, а не 1135..... матчасть изучать вам надо!... и где там уран?
                      АО «Центр судоремонта «Дальзавод» (Владивосток, входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, ДЦСС) выполнит модернизацию большого противолодочного корабля проекта 1155 «Адмирал Виноградов». Об этом сообщает пресс-служба предприятия.

                      Напомним, такой проект уже был реализован на заводе – глубокая модернизация фрегата «Маршал Шапошников».

                      Новый заказ характеризуется усовершенствованием модернизационных работ.

                      Во время работ работ будет заменено фактически 100% процентов вооружения, за исключением артиллерийских установок АК-630. Корабль будет оснащен ракетным комплексом «Калибр», морским подводным вооружением «Пакет», современным радиоэлектронным вооружением. Также будет проведена замена корпусных конструкций и 100% замена кабель-трасс.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
  8. +1
    17 июля 2022 16:30
    Идея интересная, вопрос в износе кораблей, это раз. В проекте перевооружения и во сколько это обойдется это два. В сроках подготовки проекта и в сроках модернизации, это три.