Россия и Китай вынуждены превращаться в великие морские державы

24

Пожалуй, главным и несомненным плюсом от российской спецоперации на Украине, продолжающейся уже почти полгода, и нынешнего «тайваньского кризиса» можно считать окончательный крах искусственно навязанного стереотипа о якобы исключительной «континентальности» России и Китая. Англосаксы же сделали ставку на контроль над Мировым океаном и его торговыми путями и не прогадали.

Казалось бы, Китай – это традиционно великая сухопутная держава, и великие достижения китайского флота адмирала Чжэн Хэ остались далеко в истории династии Мин. Однако и в XXI веке Пекину пришлось вновь взяться за строительство боевых кораблей и подводных лодок, что немудрено.



Ширина Тайваньского пролива в самом узком месте составляет 130 километров. Всего ничего, но для преодоления этого небольшого расстояния и возвращения мятежного острова, где правит прозападный режим, силовым путем нужны авиация и мощный военно-морской флот с многочисленными десантными кораблями и тральщиками для разминирования акватории. Для возможной деблокады стратегически важного Малаккского пролива, соединяющего Тихий океан с Индийским, в случае его перекрытия объединенными ВМС англосаксонского блока AUKUS Китаю нужен еще более мощный авианосный флот, строительством которого он занимается с завидными упорством и скоростью. Плюс к этому КНР имеет еще массу территориальных споров со всем соседями по региону Юго-Восточной Азии, для решения которых в свою пользу может понадобиться военная сила.

Вот и получается, что «великая сухопутная держава» Китай должна строить и содержать огромный торговый и военно-морской флот.

Другая «великая континентальная держава» Россия, как ни странно, имеет схожие проблемы. Так, например, было бы неплохо совершить десантную операцию под Одессой, чтобы взять под свой контроль этот стратегически важный город. У нас даже есть рядом свой «непотопляемый авианосец» Крым, как и у Китая через Тайваньский пролив. Однако десантного флота на Черном море как такового, способного выполнить подобную задачу в условиях активного противодействия и работы БРК с противокорабельными ракетами «Гарпун» и «Нептун», нет. Есть у России и своя «Малакка» – Курильские острова, находящиеся на значительном отдалении от основных сил в регионе, где объективно доминируют потенциальные противники – Морские силы самообороны Японии, мечтающие вернуть «северные территории», и ВМС США.

В рассуждениях о «сухопутности» России почему-то всегда напрочь игнорируется значение морской торговли и морских путей.

В частности, для снабжения населенных пунктов, расположенных от Мурманска до Берингова пролива, используется либо морской, либо морской и речной транспорт одновременно. Теоретически снабжать Чукотку или Камчатку можно и по суше, но на практике это приходится делать морским путем. Дальневосточные острова Сахалин и Курилы вообще никаким транспортом, кроме морского, снабжать невозможно. Также стоит упомянуть и про Калининградскую область, которая после введения западных санкций де-факто превратилась практически в «остров».

На морскую торговлю завязана жизнь и экономика важнейших городов России – Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Владивостока и других. Даже находящиеся глубоко на суше города Зеленодольск, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре тесно связаны с морем, поскольку там строились или строятся корабли и подводные лодки. Через морские порты на экспорт уходят российское зерно, уголь, иные природные ресурсы, продукция металлургии и нефтепереработки и проч. Также через наши порты идет транзитом продукция из стран Средней Азии. Обратно в контейнерах морским путем в Россию поступает импорт из Китая и других стран.

Отдельно стоит отметить резко возросшую роль морской торговли в вопросе экспорта российской нефти. После введения эмбарго на ее закупку странами коллективного Запада пришлось срочно искать сбыт в Юго-Восточной Азии. Крупнейшим альтернативным покупателем продукции отечественной нефтянки стала Индия, которая с превеликим удовольствием берет российскую нефть с дисконтом. Поскольку магистральных трубопроводов до Индии нет и не предвидится, все эти экспортные потоки также идут морем, причем Нью-Дели настаивает на том, чтобы доставкой озаботился именно продавец.

Аналогичные проблемы светят нам и на газовом рынке. По чисто политическим мотивам Европа намерена значительно сократить объемы потребления российского голубого топлива. Единственная вменяемая альтернатива – это строительство новых заводов по сжижению газа и отправка его на рынок Юго-Восточной Азии морским путем на СПГ-танкерах. Но для экспорта нефти и СПГ нужен соответствующий танкерный флот.

Иначе говоря, Россия никакой «сухопутной державой» не является в принципе, и значение морской торговли для нас будет непрерывно только возрастать. А значит, нашей стране нужен свой мощный военно-морской флот, способный защищать интересы РФ в Мировом океане. Иначе нам светят те же проблемы, что есть у Китая. Это объективная реальность, которая недавно была зафиксирована лично президентом Владимиром Путиным в обновленной Морской доктрине.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 августа 2022 17:37
    Каждая трата должна иметь оправдания. Сегодняшние события доказывают, что флот становится очень уязвим от современнного оружия ("Москва" в пример). Выводом.: главное имет эффективное оружие, носители второстепенны и во всём. Тогда уж береговые стратегические и прочие противокарабельные ракеты и дальняя авиация с мощным и высокоточным вооружением, что на порядок по всем показателям, эффективнее кораблям. Вот танкеры, газавозы, сухогрузы и прочее нужно строить, но их защищать уже не кораблями, ибо современное оружие достанет в любой точке (Цирконы, Калибры и прочие). Выводы: большой флот не нужен , достаточен прибрежной обороны, вот стратегические силы, в том числе АПЛ, ракетоносцы, соответсвует сегодняшним требованиям, что и вписывается в старую стратегическую триаду, только набор вооружения ещё расширился неядерным , конвенциональным...
  2. +5
    3 августа 2022 17:54
    Россия и Китай вынуждены превращаться в великие морские державы

    КНР - самая крупная экономика мира которая на 80-90 % зависит от внешней торговли и поставок сырья.
    Морские торговые пути КНР полностью контролируют сшасовцы и могут их перекрыть.
    Наращивание вооружённых сил и ВМФ конкретно является для КНР жизненно важной необходимостью как например и для Японии, Британии и прочих гособразований которые и формируют военно-морскую "моду".
    РФ является единственным в мире гособразованием которое Имеет все существующие в мире природные ресурсы, но по разным причинам не все разрабатывает и может выжить при полной изоляции от остального мира.
    Россия однажды уже пыталась стать великой морской державой перед 1-й мировой войной и вбухала в строительство броненосного флота огромные средства из военного бюджета, в то время как судьба войны решалась не на море, на суше, где армия на протяжении всей войны испытывала недостаток техники и боеприпасов. РФ сухопутное государство и сторонники строительства авианосцев умышленно толкают РФ на те же грабли.
    Флот необходим для сопровождения экономических интересов, защиты морской экономической зоны, прикрытия районов действия атомных подлодок и внешней агрессии в удалённых регионах и то не факт при наличии других возможностей.
  3. Анализируем поставленную задачу - стать великой морской державой.
    Цель - противостоять врагам на море. Защищать свои интересы с помощью флота.

    Давайте оценим - выполнимая ли эта задача?
    Против нас - США, Япония, Великобритания, Южная Корея, Канада, Австралия и еще по мелочи.
    Сравним имеющиеся ресурсы на сегодня. Сравнили? Что вы материтесь? Что есть - то есть.
    Если не произойдет чуда, то в гонке ВМФ у нас нет шансов. Совсем. И это при том, что флот у наших врагов есть уже сейчас, а у нас его фактически нет.
    Вывожу за скобки подводные лодки, которые нужны для совсем других целей.

    То есть задача изначально не выполнима. Но давайте сделаем вид, что это не так.
  4. Давайте проанализируем сроки построения конкурентоспособного флота.

    Допустим это 15 - 20 лет.
    Сразу скажу, что цифры беру с потолка, поправьте, если у вас есть обоснованные цифры, а не взятые из статей желтой прессы.
    Имеем ли мы эти 15-20 лет? Кто-то может гарантировать, что следующие 15 - 20 лет мы сможем спокойно строить свой могучий флот? Кто договорится, чтобы Япония на этот срок оставила в покое наши Курилы и не облизывалась на Сахалин, Дальний Восток?

    Давайте оценим сначала военную безопасность. На сколько лет мы можем не боятся ядерной войны? Не боятся в том смысле что наш удар будет неприемлем для НАТО и/или Японии.
    Я оцениваю этот срок в 4 -5 лет. Да, это пессимистический вариант, но я не очень верю нашей пропаганде.
    А дальше что? Чтобы увеличить срок безопасности - надо вкладываться в ракетно-ядерный щит. Дело это не дешевое, но необходимое. Иначе все эти авианосцы так и останутся в стадии строительства. Как сейчас случилось с Китаем.
    Армию, авиацию, ПВО, ПРО - надо держать на современном уровне? Мне кажется надо.
    Что насчет танкеров, гражданской авиации - замораживаем разработку и строительство?
    Микроэлектроника и еще миллион важных направлений - игнорируем? Авианосцы - важнее?

    Если мы начнем сейчас вкладывать ресурсы во флот, с целью достичь паритета с НАТО, то с большой долей вероятности в ближайшие 5 - 10 лет наше государство или развалится или будет уничтожено. Это - убийственная для нас гонка вооружений.
    1. -2
      4 августа 2022 02:25
      Экспертик, для начала, вы из какого пальца высосали, что целью России является достижение паритета с НАТО ?
      1. Юрасик, вы заголовок прочитайте и хотя бы часть текста.
        Речь идет не о паритете с НАТО вообще, а о пропагандируемой автором идее стать великой морской державой. Понимаю безумно тяжело читать такие статьи. Но вы напрягитесь. Возможно что-то ударит вам в голову и вы прозреете.
        1. -2
          4 августа 2022 04:37
          Экспертик, не перекладывайте на автора, отвечайте за свои "анализы", а они как раз говорят о крайней запущенности
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                      5. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
  5. 0
    3 августа 2022 18:52
    Пожалуй, главным и несомненным плюсом от российской спецоперации на Украине, продолжающейся уже более полугода,

    24 февраля (второго месяца года) - 24 августа (восьмого месяца года) = полгода.
    Сегодня у нас с утра - 03 августа.
    Тут главное учесть, что в году у нас 12 (двенадцать) месяцев, а не 10 (десять).

    А если по сути -

    Чего нельзя, того и хочется. — Протягивай ножки по одежке. Чего нельзя, того и хочется. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
  6. Отдельно стоит отметить резко возросшую роль морской торговли в вопросе экспорта российской нефти.

    Возить будем авианосцами. Чтобы не отвлекаться на строительство танкеров.
  7. +3
    3 августа 2022 19:28
    Сергей опять передергивает, во первых Китай действительно зависит от морской торговли и на порядок сильнее чем мы, а во вторых если говорить о военных действиях и развития ВС, то мы очевидно континентальная держава, и на нужно развивать ракеты авиацию сухопутные войска, а если говорить о флоте, то нам нужно развивать подводный флот морскую авиацию и ..... эскортные суда.... на морях они третьего ранга, а на океанах фрегаты и корветы, они и ПЛО вокруг баз АПЛ обеспечат и при необходимости сопроводят сухогруз и танкер куда надо..... а авианосцы и крейсера с эсминцами нам не нужны, это не эскортные суда, а понты бесполезные в войне вблизи своих берегов
  8. +3
    3 августа 2022 20:30
    Флот, в частности танкеры и газовозы, и ВМФ это две большие разницы. Вряд ли России потянуть и то и другое. Береговая авиация и подводный флот, на этом следовало бы остановится. Авианосные соединения России точно не по карману, зато под силу Китаю, нашему союзнику
    1. +5
      3 августа 2022 21:17
      Это мы считаем китайцев союзником, для них мы зона интересов .
  9. -1
    3 августа 2022 23:13
    России никто и никогда не возражал, что России нужен сильный флот с кораблями большого водоизмещения.большая проблема всегда была финансовой.У России нет финансовых ресурсов, чтобы конкурировать в этой области с США и Китаем, двумя крупнейшими экономиками планеты.В британском флоте есть два больших завидных авианосца и всего 9 больших надводных кораблей.флоты остальных англо-саксонских стран строятся не для действий в мировом океане сами по себе, а в сотрудничестве с американским флотом.для России практически возможно в ближайшие несколько лет пойти по пути Британии, т.е. построить два больших авианосца и 9 больших эскортных боевых кораблей.большая проблема в том, что такого флота не хватило бы по размеру и численности для одновременного прикрытия черного моря тихого океана россии арктической зоны а так же баренцева моря.Так что практически мы снова приходим к выводу, что при имеющихся у нас финансовых ресурсах лучше было бы построить больше кораблей среднего или меньшего водоизмещения.Великобритания как американский бульдог, где бы он ни действовал, британский флот выступает в качестве эскорта американского флота, а с другой стороны, Россия должна прикрывать все эти районы, о которых я упоминал выше, самостоятельно. Поэтому извечной проблемой был ограниченный государственный бюджет для растраты денег на флот.В последние дни было много пропагандистских статей о речи Путина, мол, Путин объявил, что Россия бросает вызов англо-саксонским флотам в Мировом океане.Путин заявил, что флот будет иметь суверенитет над нашими морями Что такое наши моря Северный Ледовитый океан От Курильских островов до Владивостока и Черного моря.
    1. 0
      4 августа 2022 02:34
      Не могли бы пояснить, что это за девять больших боевых британских кораблей ?
      1. 0
        4 августа 2022 08:50
        на самом деле их больших кораблей может быть меньше девяти.эти корабли являются следующими 1 HMS Daring 2 HMS Dauntless 3 HMS Diamond 4 HMS Dragon 5 HMS Defender 6 HMS Duncan это эсминцы класса go водоизмещением более 8000 тонн . У них тоже три фрегата на вооружении четыре обычных подводных лодки и всего 1 стратегическая подводная лодка. В этом вся и вся сила славного британского флота.
        1. -2
          4 августа 2022 09:49
          поддерживаю Вашу идею списать в ближайшее время все старые крейсера 1164 и не тратиться на их ремонт, а также все эсминцы 956 давно не выходящие в море, но для галочки числящиеся во флоте... , а Кузю выкрасить и продать Китаю Индии, нам же достаточно 9 больших кораблей как Англии, то есть 8 1155 проходящих модернизацию и одного 1144 скоро выходящего из ремонта (это не шутка, а нам действительно достаточно такого количества кораблей около 8000 тонн и выше)
        2. +1
          4 августа 2022 10:00
          В действующем списочном составе эскортных сил числятся 6 ЭМ тип 45 и 13 ФР тип 23, (в габаритах нашего Горшкова), десять подводных атомоходов, но главное - бодро идёт строительство более крупных кораблей нового поколения. Так что, британский флот ещё вполне
          1. -2
            4 августа 2022 10:45
            а вот сколько водоизмещение нашего Горшкова и насколько оно меньше чем заявленные 8000 тонн? задачка не для детского сада, тебе двойка! иди учи матчасть..... а если серьезно, то даже англичане явно перешли на фрегаты и отказались от никому ненужных морских монстров по 8000 тонн
            1. -1
              4 августа 2022 11:21
              повторяю : в габаритах Горшкова (точно по тексту) находятся фрегаты тип 23. Следующий тип ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ ( для многоцелевого не хватает водоизмещения) будет фрегат Глазго тип 26 с полным ВИ свыше 8000 т, не говоря о перспективном эсминце - тип 83.
              1. -1
                4 августа 2022 12:09
                фрегаты типа 23 существуют и их 13, то есть больше чем фрегатов в ВМФ РФ, а фрегаты 26 и "перспективные эсминцы" только в перспективной фантазии ...... неизвестно сколько их будет и когда..... и будут ли эсминцы вообще
                1. Комментарий был удален.
    2. 0
      11 августа 2022 12:19
      Чтоб стать великой страной " России нужен не пастух, а палач" Чтоб управлять такой большой и великой страной как Россия демократия и либерализм должны исчезнуть из нашего понимания. Только страх наказания себя и близкий избавит нас от коррупции, которая сожрала всю Россию. Наши чиновники уже ничего не боятся, даже Путина, а надо чтоб при упоминании его фамилии, как Сталин, они сразу обсирались со страха! А сейчас даже Пётр бы не навёл порядок. Нам нужны ракеты, подводный флот и ледокольный атомный с вооружением. Шпицберген надо освобождаь, Норвегия наплевала на свои договора с Россией. Пора ставить всех на место а для этого у нас не должно быть олигархов из списка Форбс.Ресурсы должны работать на Россию,а не на Запад. Но Путин на это раскулачивание никогда не пойдёт, слишком много должен..........
  10. Противопоставлю строительству мощного военного флота - создание гражданской авиации в России.
    Задача тяжелая, но на порядок более дешевая и технически выполнимая. Да и сроки поджимают. Если без авианосцев мы лет 15 - 20 проживем (а раньше их и не построят), то без собственной гражданской авиации нам уже через три - пять лет будет очень кисло. Это - вопрос выживания государства как единого целого.
    1. +3
      4 августа 2022 09:17
      поддержу, безусловно что авианосцы настолько бесполезны для России, что лучше уж гражданская авиация, да и всего есть много что лучше чем бесполезная понтовая посудина погибающая от одной ракеты как Москва, СВО наглядно показывает, что важнее всего на современной войне ракеты и артиллерия, а также маскировка , крупный надводный корабль становится просто балластом беззащитной целью, на флоте самое важное это ПЛ и АПЛ, на суше ракеты всех видов, мобильные и замаскированные, лучше уж понастроить РПКСН, НАПЛ, АПЛ, самолетов, спутников связи и разведки, беспилотников, ракет, а можно и гражданские самолеты, газовозы, сухогрузы, автозаводы, заводы электроники, сельское хозяйство, дороги.....
  11. +2
    4 августа 2022 09:31
    Общие слова ни о чем.

    вынуждены превращаться в великие морские державы

    Военные? Экономические?
    Можно сравнить объемы производства судов например Ю.Кореи и России.
    Или ВМФ России и... С. Кореи - что больше и как?

    Превращение то где? Сколько судов ходит под флагом России и, например, Турции?
    Судя по анонсу все новых гипер-звуковых ракет, Россия превращается в Великую гипер-звуково-ракетную державу, а не морскую и тп.