Российский гражданский авиапром сделал шаг к реальному возрождению

Российский гражданский авиапром сделал шаг к реальному возрождению

Отказ Boeing и Airbus от продажи в Россию новых лайнеров своего производства и от обслуживания уже приобретенных отечественными авиакомпаниями, а также запрет на поставку комплектующих, необходимых для сборки «конструкторов» ближнемагистрального «Суперджет-100» и среднемагистрального МС-21 стали очень болезненным ударом для нашей страны, чье небо давно и плотно оккупировано продукцией западных корпораций. По счастью, сохранившийся еще советский задел в гражданском авиастроении дает надежду на возрождение отрасли.


Несколько дней назад «Аэрофлот» и «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) подписали рамочное соглашение на приобретение до 2030 года 339 самолетов отечественного производства. Глава Ростеха Сергей Чемезов прокомментировал это знаменательное событие следующим образом:

На смену самолетам Boeing и Airbus, которые вряд ли когда-нибудь еще будут поставляться в Россию, придут пассажирские лайнеры отечественного производства. Из 339 самолетов почти 300 — это машины новых поколений МС-21 и «Суперджет». Надежным подспорьем им станет Ту-214 — этот самолет ранее производился для спецзаказчиков и хорошо зарекомендовал себя.


Всего же, как пообещал на днях президент Путин, российские авиакомпании получат до 500 авиалайнеров российской сборки. То есть остальные воздушные перевозчики приобретут более полутора сотен новых отечественных самолетов. Для освоения их эксплуатации будут переобучены 3,5 тысячи пилотов. Однако общее количество авиалайнеров, которые наша страна должна получить до 2030 года, еще больше. Оно составляет 1036 самолетов, включая не только ближнемагистральные «Суперджеты» и среднемагистральные Ту-214 и МС-21, но также Ил-96, Ил-114, ТВРС-44 «Ладога», Л-410 и «Байкал». Стоимость программы развития авиатранспортной отрасли на указанный период оценивается в 770 миллиардов рублей.

Поскольку «Аэрофлот» является флагманом на отечественном рынке воздушных перевозок и обновляет свой парк каждые 10-15 лет, заключенное им с ОАК соглашение свидетельствует о принципиальном решении пересесть на российские самолеты. Ввиду сложившейся международной обстановки оно представляется исключительно правильным. Современные разработки и модернизированные версии советских лайнеров позволят России самостоятельно закрыть все свои потребности в гражданских самолетах во всех сегментах.

Дальнемагистральные лайнеры



Еще недавно нашей «большой белой надеждой» считался совместный российско-китайский широкофюзеляжный пассажирский лайнер CR929. Однако в последнее время с этим проектом как-то не заладилось. Произошло ровно то, что мы давным-давно прогнозировали. Получив нужные им технологии, китайские партнеры начали настаивать на раздельных продажах CR929, произведенных в КНР и РФ. В программе развития авиастроения этот самолет уже не фигурирует, что весьма показательно.

Теперь по факту Россия осталась только со своим собственным дальнемагистральным лайнером Ил-96. И это не так уж и плохо. Самолет советской разработки большой, надежный и вместительный. Его версию под индексом Ил-96-300ПУ («пункт управления») используют лично президент Путин и министр обороны РФ Шойгу. Когда минувшей весной встал вопрос о возобновлении производства Ил-96-300, чиновники от отрасли хотели отделаться скромными двумя самолетами в год явно для галочки. Теперь же активно испытывается версия Ил-96-400М, имеющая удлинённый на 9 метров фюзеляж, модернизированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс, максимальную дальность полёта более 8 тысяч километров и максимальное число пассажирских мест — 370.

Собственный источник ТАСС в авиапроме прокомментировал перспективы модернизированного советского самолета следующим образом:

Первый самолёт собран, будет использован в качестве летающей лаборатории для проверки технических решений для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов. На нём отрабатываются модернизированные системы, в том числе перспективный отечественный комплекс пилотажно-навигационного оборудования. Двигатель тоже российский — ПС-90А. До конца года планируется поднять в воздух. По итогам сертификационных испытаний будет принято решение о серийном производстве.


Среднемагистральные лайнеры



Здесь у нас сразу два варианта на выбор. Первый – это перспективный среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер МС-21, которых «Аэрофлот» заказал 210 штук. Главной проблемой данного самолета был достаточно высокий уровень иностранных комплектующих, который достигал 50%. Это позволило «западным партнерам» максимально задержать его запуск в серийное производство, запретив поставки композитных материалов для его «черных крыльев», а также бортовой электроники.

По счастью, изначально МС-21 проектировался не только под американский, но и под отечественный двигатель ПД-14. Проблему с композитами удалось решить своими силами, теперь происходит импортозамещение прочих компонентов. Пока идет этот процесс, в качестве «дублера» МС-21 выступит возрожденный Ту-214, которых «Аэрофлот» готов приобрести до 40 штук. Это прямой конкурент МС-21, в свое время незаслуженно забытый. Но теперь, как видим, пригодились даже «советские калоши».

Ближнемагистральные лайнеры



По многострадальному «Суперджету-100», на три четверти состоящему из импортных компонентов, в свое время не оттоптался только ленивый. Этот проект был воплощением либеральных идей о широкой международной кооперации, которая доказала свою полную несостоятельность в условиях западных санкций.

Ближнемагистральный SSJ-NEW («Новый Суперджет») представляет собой лайнер, уровень локализации производства которого заявлен в 97%. Хочется надеяться, что эта амбициозная задача по импортозамещению будет полностью реализована в срок. «Аэрофлот» заказал SSJ-NEW в количестве 89 штук. Своеобразным дополнением к нему будет турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт Ил-114-300, построенный из российских комплектующих и способный перевозить до 64 пассажиров.

Региональные лайнеры



К таковым можно отнести ТВРС-44 «Ладога» (турбовинтовой региональный самолёт на 44 пассажира), Let L-410 Turbolet (лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий на 15-19 пассажиров) и ЛМС-901 «Байкал» (российский лёгкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт на 9 пассажиров).

В общем и целом начато движение в правильном направлении, что можно только поприветствовать.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. zuuukooo Офлайн zuuukooo
    zuuukooo (Сергей) 8 сентября 2022 14:49
    +7
    Вообще, подобных громких заявлений и амбициозных контрактов за последние 10 лет заключалось немало.
    Многие из них на поверку оказывались пшиком.
    Что будет на этот раз увидим уже лет через 5-6.
    Но ИМХО если к 2030 году контракт будет выполнен хотя бы на 40% - это уже будет хорошо.
  2. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 8 сентября 2022 14:53
    +4
    которые наша страна должна получить до 2030 года,

    Меня такие перспективы так напрягают и верится с трудом. За 20 лет ничего не делали, а тут спохватились. Раньше пятилетки были, а сейчас "кормят" какими то неопределёнными датами, когда "ишак или подишах".
    1. Алексей Лан Офлайн Алексей Лан
      Алексей Лан (Алексей Лантух) 9 сентября 2022 20:27
      0
      К тем срокам следует добавить +5 лет. А так всё реально поскольку уже существует за исключением кукурузника.
  3. zloybond Офлайн zloybond
    zloybond (steppenwolf) 8 сентября 2022 15:03
    +4
    Как много радостных статей на эту тему за сегодня... все хлопают в ладоши и кидают чепчики в воздух....
    По сути - МС-21 опять в очередной раз переносит окончание сертификации кажется на конец 24 года...
    Про несчастный "кукурузник" вообще молчу - каждые пару тройку месяцев в течение последних нескольких лет (примерно 10) нам напоминают об уникальном дельтаплане, который вот вот покорит небо.... ну и т.д.... hi
    В целом все похоже на смартфон который радостно рекламировала.... кажется некая Мария... показывала в крутом ролике крутой отечественный смартфон из иностранных комплектующих... в итоге где он????.
  4. Александр Никитин. (Александр Никитин) 8 сентября 2022 16:05
    0
    Хорошие новости, главное что б потом не было так. США, ну ладно, вы хорошие парни, мы санкции снимаем.. На те вам Боинги ,, и наши как обычно, ну и хрен тогда с илами и тд
  5. JD1979 Офлайн JD1979
    JD1979 (Дмитрий) 8 сентября 2022 17:15
    +1
    Я женюсь на тебе, обязательно женюсь... когда-нибудь... потом... в следующей жизни...
    Под эти громкие заявления должны быть уже начаты стройки новых заводов: новые линии сборки самих самолетов. Новые заводы по выпуску двигателей, заводы по выпуску комплектующих и запчастей, бортовой электроники и прочее и прочее. А под это нужно готовить тысячи специалистов реальных профессий, которых тоже не две недели учить, их еще и найти надо. Скорость выпуска тех же МС-21 должна быть от 100 бортов в год, так как это основная рабочая лошадь, и что-то я сомневаюсь что будет преодолен порог хотя бы в 20 бортов и то лет через 6-7.
  6. Jacques Sekavar Онлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 8 сентября 2022 17:30
    0
    Восстановление гражданского авиапрома показывает в какую пропасть ельцын и его банда обрушили РФ и каких трудов В.В.Путину и его команде стоит вернуть утраченные позиции в том же авиапроме, а это только одна в числе множества других отраслей и направлений промышленности и экономики.
    1. goncharov.62 Офлайн goncharov.62
      goncharov.62 (Андрей) 8 сентября 2022 17:54
      +1
      Тем паче оставляя на своем месте тех же министров и чиновников от авиации и не только...
      1. Jacques Sekavar Онлайн Jacques Sekavar
        Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 10 сентября 2022 13:48
        -1
        Чтобы оценить проделанный путь от ельцынского госпереворота, распада Союза ССР, экономической разрухи и гражданской войны к сегодняшним задачам, надо понимать экономическую и производственную взаимосвязь разных отраслей, состояние научной и производственной базы.
        За каких-то два десятилетия В.В.Путину удалось сделать казалось невозможное – не только предотвратить распад РФ на суверенные гособразования типа дальневосточной и уральской республик, но возродить образование и науку, создать систему подготовки квалифицированных кадров, поднять с/хоз-во и обеспечить кормовую независимость РФ, наладить производство средств производства, восстановить социальную сферу и обороноспособность. Д.А.Медведев, в бытность президентом, однажды сказал – “денег нет, но вы держитесь”. В.В.Путин ничего подобного не говорил, но поднял государство с колен и заставил всех считаться с РФ.
  7. Vox_Populi Офлайн Vox_Populi
    Vox_Populi (Vox Populi) 8 сентября 2022 20:56
    0
    Если учитывать особенности современного национального планирования и производства, что будет выпущено к 2030 г. известно только всевышнему. Про чешский Л-410 скорее всего можно забыть из за санкций, "материнская" Aircraft Industries возвратилась к чешскому владельцу...
  8. виктор килипенко (виктор килипенко) 9 сентября 2022 05:20
    +2
    Пока чиновники не будут отвечать за свои слова должностью,а то может и свободой,все это так и останется пустой говорил ней!
  9. bratchanin3 Офлайн bratchanin3
    bratchanin3 (Геннадий) 9 сентября 2022 07:40
    +4
    Печально сознавать о суете и метаниях в развитии национального современного авиастроения. Понятно, что это результат влияния компрадорского либерастического руководства России, ориентированного на вхождение в западное сообщество. Даже сегодня, когда идёт война с англосаксами Запада, Путин идёт на продовольственное соглашение (его речь на ВЭФ), а потом сокрушается, что его нагло обманули, по факту рекламируя свою лохонутость. Печально всё это сознавать - институтов куча, сами не дураки, а по факту получается, что лохи! Давно уже надо забыть о "международных", а по существу англосаксонских посреднических организациях и торговать на прямую с дружественными государствами, а враждебно настроенными против России только по остаточному принципу.
  10. Сергей Латышев (Серж) 9 сентября 2022 09:44
    +2
    А руководят всем этим ровно теже самые люди....что загнобили ранее отечественный авиапром и лоббировали Боинги и закупки из за бугра...

    Выводы понятны
  11. kriten Офлайн kriten
    kriten (Владимир) 9 сентября 2022 10:53
    0
    Дожить бы до этого при запланированных темпах.... бумага то все стерпит.
  12. паниковский Офлайн паниковский
    паниковский (Михаил Самуэлевич Паниковский) 9 сентября 2022 16:35
    -2
    В данном случае автор абсолютно прав. Россия с ее необъятной площадью нуждается в огромном количестве самолетов, и этот огромный рынок для наших зловонючих партнеров будет закрыт ну, типа навсегда. При этом наши заводы: авиастроительные, моторостроительные, приборостроительные, металлургические etc будут загружены заказами-мама не горюй. Хорошо, что всякие Гайдары, Чубайсы и прочие Рынкопорешайлы больше не рулят.
  13. Дмитрий Волков (Дмитрий Волков) 10 сентября 2022 12:23
    0
    Для начала нужно построить Ту-204СМ, 214М и 334М, а остальное потом!