Отказ России от китайского CR929 дает будущее отечественному лайнеру Ил-96

59
Отказ России от китайского CR929 дает будущее отечественному лайнеру Ил-96

Как известно, друг познается в беде. Как нельзя лучше эта пословица подходит к некоторым нюансам деловых взаимоотношений России и Китая. Накануне стало известно о том, что наша страна сокращает свою долю в проекте перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929. И не по своей инициативе. Как же так получилось, кто виноват и что теперь делать?

Разве что-то могло пойти не так?





Сперва надо разобраться, что представляет собой этот самолет. CR929 – это совместный российско-китайский проект широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера вместимостью в 250-300 пассажиров, в зависимости от конфигурации. Предполагается создание трех версий: младшая на 230 кресел, средняя – на 280 пассажиров и старшая – на все 320. Подписание договора о создании перспективного лайнера произошло в 2014 году, во время нашего пафосного «разворота на Восток». Доли России и Китая в проекте составляют по 50%, общая его стоимость оценивается в 13-20 миллиардов долларов.

Несколько дней назад профильный вице-премьер Юрий Борисов в ходе пленарной сессии форума «Инженеры будущего» заявил дословно следующее:

У нас идет с Китаем этот проект, идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает. Китай по мере превращения в индустриального гиганта все меньше и меньше заинтересован в наших услугах, у нас работает наше КБ, мы имеем громадный опыт в ЦАГИ. Но у китайцев больше потребностей, чем у нас на сегодняшний день. Наше участие все уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта – будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет.


Что же могло пойти не так? И вот в этот момент хотелось бы припомнить публикацию под говорящим названием «Что, если Китай кинет Россию с лайнером CR929?», вышедшей аж 1 сентября 2019 года. В ней мы вполне обоснованно указали, что Россия в данном проекте является младшим партнером, поскольку Китай ее привлек только из-за наличия определенных компетенций, сохранившихся с советских времен. Наша страна участвует в проекте, преимущественно, интеллектуальной собственностью, поскольку имеет опыт производства широкофюзеляжных лайнеров Ил-96, а также деньгами. Реально эти дальнемагистральные самолеты будут собираться в КНР из китайских комплектующих, а российскими будут только композитные крылья и, в среднесрочной перспективе, сверхмощные авиадвигатели ПД-35, когда те встанут на конвейер.

Также мы обратили внимание на то, что основной рынок сбыта будет именно в Китае, и оценивается он 1200 лайнеров в ближайшие несколько десятилетий, в то время как внутрироссийский спрос на такие широкофюзеляжные самолеты составляет, по разным оценкам, 50-120 самолетов. Уже тогда, в 2019 году, в прессу просочились слухи о том, что Пекин желает разделить продажи лайнеров CR929, произведенных в КНР и РФ. Все это дало нам основания вполне обоснованно задаться следующим вопросом:

Документация на лайнер – это хорошо, крылья – тоже, но это, пожалуй, все, что будет на руках, если КНР вдруг решит пойти далее своим путем. Крылья они и сами сделают, если понадобится, даже запретить поставки им авиадвигателей мы не можем, поскольку у нас ПД-35 банально нет в наличии… Что Россия будет делать, если Пекин перестанет нуждаться в ее услугах?


Несмотря на справедливость данных опасений, им, естественно, никто не внял. Более того, в отечественной блогосфере вышла «статья-опровержение», где якобы очень остроумно «разбирались по косточкам» ее основные тезисы. При желании этот «интеллектуальный труд» можно найти по ключевым словам, забив в поиск название оригинальной публикации и фамилию автора, прочитать и грустно улыбнуться.

Но вернемся к нашим баранам. Чувство тревоги за отечественный авиапром побудило вновь обратиться к данной тематике и написать еще одну «пророческую» статью под названием «Вместо «китайского» CR929 России нужен свой Ил-96-400М», которая вышла в печать 3 сентября 2021 года. В ней автор строк повторно указал на крайне сомнительные перспективы участия нашей страны в подобном совместном проекте, что по сути дела представляет собой дорогой «подарок» китайским партнерам технологий строительства широкофюзеляжный лайнеров, которыми владеет очень узкий клуб авиапроизводителей.

Как говорится, критикуешь - предлагай, и мы предложили, еще задолго до введения западных калечащих секторальных санкций, сосредоточиться не на малосерийной локализации CR929 у себя и не на бессмысленной попытке потом конкурировать с более дешевой и массовой китайской версией CR929 на международном рынке, а на доведении до ума собственного широкофюзеляжного лайнера Ил-96, под который, благо, имеется вся необходимая компонентная база. Он настолько хорош и безопасен, что в версии Ил-96-300 на нем летают президент РФ и министр обороны РФ. Главная его проблема – это топливная эффективность, которую можно было бы решить па первоначальном этапе за счет начала серийного производства более экономичных авиадвигателей ПС-90А3, а впоследствии – перехода на сверхмощные ПД-35, которые можно устанавливать по два на самолет вместо четырех.

Помнится, тогда подобные предложения вызвали резкое отторжение у определенной аудитории, истово верующей в непогрешимость «генеральной линии». Мол, куда ты со своим рылом в калашный ряд? Поумнее люди есть, которым виднее. Что ж, последующие события, когда США и Евросоюз ввели секторальные санкции, запретив продавать России новые лайнеры и обслуживать уже проданные, доказали справедливость того, что не стоит зависеть ни от коллективного Запада, ни от Китая.

Вдруг оказалось, что нашей стране пригодились «советские калоши» в виде среднемагистральных Ту-214 и дальнемагистральных Ил-96. Последний уже начали производить мелкой серией не только для нужд Специального летного отряда. После того, как китайские товарищи нас все же «кинули» с CR929, взяв все, что им было нужно, Россия останется именно с Ил-96, который и станет основой для дальнейшей глубокой модернизации широкофюзеляжного лайнера, что было очевидно еще много лет назад.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    2 июля 2022 14:45
    Китай кинул Россию. А до многих здесь не доходит - бездари правят! Хоть бы раз, наши бездари, кого нибудь кинули. Ради интересов страны и народа.
    1. +5
      2 июля 2022 18:00
      Кидали. Но исключительно ради своих собственных,шкурных,интересов. Достаточно вспомнить ГДР, Кубу,Югославию...
    2. +6
      3 июля 2022 10:44
      Это СССР кинули Китай в свое время, когда развали все начинания, которые позволили стране развиваться. Пришел Хрущев и стал через губу разговаривать с китайцами, еще и объявив о якобы культе личности Сталина, которого в Китае уважали, уважают и будут уважать. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Мы 30 лет отлизывали Западу, и теперь Китай должен упасть в наши объятия?? Доверие нужно заслужить. А еще лучше перестать заниматься херней и поднимать свое производство внутри страны, все ресурсы для этого есть.
      1. +1
        3 июля 2022 23:03
        про ссору Хрущева с Китаем и любовь китацев к Сталину это очередная байка для ура-патриотов. Очнитесь - Китай нам просто не друг. Они сами себе друг. А мы у них в 19 веке забрали большие территории. Даманский произошел не от того что в СССР культ личности Стилина осудили. Китай вполне дружил с США в пику нам, подерживал моджахедов в Афнгане.
        1. +1
          7 июля 2022 22:06
          По Айгунскому договору от 01.06.1858 г. и Пекинскому договору от 02.11.1860 г. Россия присоединила себе 165,9 тыс. кв. км земель Приморья, находившиеся до этого частично во владении Империи Цин ( Китай ), частично в совместном управлении России и Китая. Тогда даже российские дипломаты в своем кругу называли эти договоры грабительскими и унизительными для Китая. В то время в Китай испытывал трудные времена, в стране была смута, восстания крестьян и интервенция Великобритании, США, Германии, Франции и, ессно, России.....
      2. 0
        8 июля 2022 20:13
        Хрущёв так-то поначалу помогал маоисткому Китаю и инженерами, и технологиями с заводами, и поставками вооружений и, самое главное - дал Китаю ядрён-батон и вообще атомку )) Вообще-то, для Китая больше сделал только Дэн Сяопин )) А испортились отношения из-за самого Мао, который на всю эту помощь (под доброй традиции союзников СССР и РФ в дальнейшем) не оценил и обиделся на развенчание культа личности, ибо боялся, что и его в Китае начнут развенчивать, глядя на его безумные и неэффективные "экскерименты" ))) Можно спорить об опрометчивости обнародования Хрущём частичной правды о преступлениях Сталина - ибо кроме политических изменений экономика изменилась немного и слишком волюнтаристски, тоже неэффективно; таким же путем потом пошёл Горби, не решившись на гораздо более необходимые поначалу эконом-реформы, начав полит.освобождение голодных людей, которые не стали от этого сытнее. Но то, что не Хрущ виноват в ссоре с Китаем, по-крайней мере напрямую - это точно, тут уж сам Мао испугался
    3. +1
      3 июля 2022 23:08
      Китай кинул Россию? С чего вы взяли? Тут скорее мы кинули китайцев. Мы вовремя поняли чего от нас хотят китайцы. А хотят они очень много, они хотят получить технологию производства двигателя под этот самолёт. Двигатель мы, кстати, разрабатываем. Покупать движки они не хотят, желают полностью изготавливать их у себя. Вот на этом наше участие в проекте закончилось. Никто китайцам не продаст технологию производства двигателей. Ни мы, ни американцы, ни европейцы. А сами они лет через 100 смогут создать движки под этот самолёт. Да и учитывая новые реальности нам не нужно много самолётов такого класса. Прекрасно обойдёмся своими. А самолёт без двигателей, это куча металлолома.
  2. +7
    2 июля 2022 15:04
    Ил-96-400 с ПД-35 это конечно хорошо... БЫ. Но опыт предыдущих лет и событий показывает, что велик риск сначала сдвига вправо а потом просто тупого сворачивания программы - сначала ПД-35 (благовидный предлог найдут) а потом и Ил-96 в исходном виде. Иногда с особой остротой ощущаешь как сильно нам не достает в некоторых аспектах жизни Лаврентия Павловича и Иосифа Виссарионовича.
    Кстати черное крыло можно было БЫ адаптировать с доработками и для 96-го и денюжки БЫ не пропали.
    1. 0
      3 июля 2022 19:30
      Но опыт предыдущих лет и событий показывает, что велик риск сначала сдвига вправо а потом просто тупого сворачивания программы - сначала ПД-35 (благовидный предлог найдут) а потом и Ил-96 в исходном виде.

      В следующем году соберут первый ПД-35 в железе.Испытания на стенде в 2024 году.Так что уже не свернут.Ил-96-400М через пару месяцев должен взлететь.
      1. +2
        3 июля 2022 20:23
        Цитата: OrangeBigg
        В следующем году соберут первый ПД-35 в железе.... ...Так что уже не свернут

        Не вижу препятствий, вспомните историю с НК-93, его довели до летающей лаборатории и что?.. .. и все... теперь рассказывают на сколько "сырой" и ни кому не нужный был сей продукт
      2. 0
        4 июля 2022 12:56
        Взяли проект времен СССР, воткнули пару приблуд и вот новый двигатель на пару миллиардов.Вопрос в том ,заработает ли .
        1. 0
          4 июля 2022 16:58
          Цитата: aslan642
          Взяли проект времен СССР, воткнули пару приблуд и вот новый двигатель на пару миллиардов.Вопрос в том ,заработает ли .

          Это какой интересно проект времён СССР взяли? ПД-35,разработка которого с нуля стартовала в 2017 году,так как в Союзе не делали никогда авиадвигателей на 35 тонн тяги.Самый мощный серийный авиадвижок в Союзе это Д-18Т тягой почти 24 тонны.
          Или CR-929 по-вашему это проект времён СССР?Проект CR-929 стартовал с нуля в 2014 году.
    2. 0
      3 июля 2022 23:12
      Чтобы поставить ПД-35 на Ил-96-400, нужно ни много, ни мало, а заменить полностью плоскости самолёта и всё по новой пересчитать, а потом сертифицировать. Не несите чушь, если в авиации ничего не понимаете. Дешевле создать другой самолёт, чем переделывать Ил-96-400. Этот самолёт будет производиться с 4 двигателями. В сумме они лишь немного больше кушают керосина чем 2 двигателя, но намного большего размера. Для нефтедобывающей страны это совсем не критично.
      1. +1
        4 июля 2022 07:12
        Само собой это будет другой самолет, но производиться он будет с использованием имеющейся оснастки, технологий, производственных линий, технических решений и многих деталей и узлов- это раз. Сейчас нами за наши деньги ведется разработка ключевых составляющих - двигатель и крыло, т.е. деньги уже тратятся, остается использовать результат с максимальной отдачей -это два.
        То что с начала в серию пойдет Ил-96-400 в исходной конфигурации в этом ни кто не сомневается и причины тайной не для кого не являются -это три
        Посещение авиафорумов не повод считать что вы понимаете в авиации больше других, завышенная самооценка и спесь еще ни кого не украшала- это четыре
        1. 0
          9 августа 2022 14:46
          Я давно не захожу на авиафорумы, все нормальные люди оттуда давно ушли, остались лишь малолетние недоумки. А по профессии авиационный инженер-механик, вначале был по СД, а потом более 20 лет по ВД. Движки будут ещё лет 10 доводить до ума, раньше не получится. Вообще разница в расходе топлива с 4 движками в сравнение с двумя не сильно отличается.
      2. 0
        8 июля 2022 20:16
        Нефтедобывающая страна и дешевый авиакеросин - это 2 большие и 4 маленьких разницы ;) ибо у нас на рынке - картельных сговор нефтяников, у нас керосин дороже для авиакомпаний, чем в Европе ;) Так что не исключено, что 96ой с 4 двиглами брать не будут, тем более что у него надо всё модернизировать - и салон, и авионику.
  3. +1
    2 июля 2022 15:09
    Cargo-версии тоже нужны, для перевозок на огромные расстояния... и не 100 штук, а более того..
  4. +3
    2 июля 2022 16:48
    С Китаем нам увы не по пути
  5. +4
    2 июля 2022 18:10
    Китай кинул Россию
    Да, китайская буржуазия не нуждается в конкурентах, даже если это буржуазия российская, которая гордится своим правом торговать советскими технологиями
    А почему должно быть иначе?
    Сергей, Вы очень широко-образованный человек
    Но Ваш идеализм меня удивляет
    А с чего Вы решили, что тому, что Вы называете "Россией", нужны сотни самолетов? Чтобы на них летало ...та социальная группа, которую "истинные патриоты" называют от буквы "Б" до буквы "О" с промежуточными "ЫДЛ"? Ну-ну... Руководству России не требуется наличие в России тысяч самолетов, им достаточно "возобновленного" "мелкосерийного". Им не нужна "прибыльная" гражданская авиация - они согласны на "убыточную" - она также будет возить платежеспособный слой.
    Так что российская буруазия и её правительство и не собирались сотрудничать с Китаем в деле разработки самолета для РОССИИ. Они просто подарили китайской буржуазии недостающие технологии, получили свое (сами понимаете как) и на этом все.
    Но, наверное, я не прав. Тогда уже завтра ИЛы и ТУполевы, а также АНтоновы пойдут с конвейреов, а правительство перестанет удорожать отечественной авиатопливо для отечественного пассажира и вопрос Ильюшина "зачем нам сверхсложная топливная эффективность при дешевом топливе" проникнет в мозг хоть некоторых....
  6. +5
    2 июля 2022 20:04
    Написал в 2019 году. Международная кооперация - это всегда зависимость от кого-то, она хорошо работает, когда твоя страна сильная, хорошо развита. В слабом колониальном обществе международная кооперация направлена на откачку ресурсов, как сейчас РФ кормит Лондон и Вашингтон. Выпуск ИЛ-96 это стратегическая цель РФ и обсуждать сколько керосина он съест в сравнении с А или Б не правильно. Если Вы гонитесь за экономией в угоду развала развития своей авиации, то возьмите лошадь, она ест сено и ей керосин не нужен. Мы не сравниваем ИЛ-96 с самолётами стран НАТО, хорош он или плохой. ИЛ-96 у нас один, что обсуждать. Покупка, лизинг А и Б за доллары, обслуживание $100 тыс./год без запчастей происходит за доллары, а ИЛ-96 всё в руб. Всё, что сейчас покупается за границей, покупается на деньги за нефть, газ, лес и т.д., цены на нефть в будущем никогда не будут стоить $150, поэтому очень скоро придёт время, когда в РФ летать будет не на чём, нет долларов. Как все заявляют у нас РЫНОК, капитализм. Для того, чтобы не ездить на телеге, нужен свой самолёт. Надо всегда помнить про санкции НАТО. Все НАТОвские самолеты имеют внешнее управление, запчасти, обслуживание, так что те самолёты, которые не улетят на запад, будут гнить на земле. Почему авиакомпании используют самолёты стран НАТО. Посмотрите, кто владеет этими авиакомпаниями и, где они зарегистрированы? Всё на Западе. Пример, "российский Аэрофлот", 51,173% акций принадлежат акционерам РФ, остальные иностранцам, если Вы начнёте шерстить российских акционеров, то увидите, что через третьих лиц, акции РФ принадлежат НАТО и так по всем авиакомпаниям, аэропортам, т.е. все они иностранные. Без государственного окрика ни одна авиакомпания не будет эксплуатировать российский самолёт, даже если он будет по всем параметрам лучший в мире. А и Б не разрешат. Государство обязано лоббировать интересы РФ. Правительство РФ обязано дотировать, на внутренних рейсах, билеты на самолёты российского производства, билеты должны стоить на 25% дешевле, чем на чужие самолеты. Пусть пассажир выбирает сам, на каком лететь, российском или чужом.
    В гражданской авиации на первом месте должны быть безопасность и удобства пассажиров. Капитализм на первое место ставит извлечение прибыли из всего, применения 2-х экономичных двигателей и др. Четыре двигателя на ИЛ-96 безопаснее двух на А или Б, но менее экономны. Количество на самолёте двигателей это не главное, главное, что линейки современных своих двигателей в РФ нет.
    1. -3
      3 июля 2022 20:14
      Цитата: vlad127490
      Четыре двигателя на ИЛ-96 безопаснее двух на А или Б,

      С чего вы это взяли? Наоборот, больше моторов - больше вероятность отказа.
      И по цене четыре мотора - дороже двух.
      И обслужить, отремонтировать четыре мотора - вдвое дороже, чем два.
      1. 0
        3 июля 2022 20:33
        Цитата: ИбуПроФен
        больше моторов - больше вероятность отказа.

        Ха-ха!!! Самый надежный самолет-однодвигательный (по крайней мере по Вашей логике)
        1. -3
          3 июля 2022 20:57
          Именно так. Математика вообще иногда странная наука.
      2. 0
        3 июля 2022 23:52
        В 1960-х годах ИЛ-18 летел из Хабаровска, у него три двигателя встали и он три часа летел на одном до Новосибирска. Про этот полет даже фильм сняли.
        Так, например, для двухдвигательных самолетов (а они активно вытесняют трех- и четырехдвигательные) действуют нормы ETOPS (Extended range twin engine operational performance standards), которые регламентируют планирование маршрута таким образом, чтобы самолет, пересекая океаны, пустыни или полюса, находился при этом в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, способного принять данный тип ВС. Благодаря этому при отказе одного из двигателей он сможет гарантированно дотянуть до места совершения аварийной посадки. Разные самолеты и авиакомпании сертифицированы на разное время полета, оно может составлять 60, 120 и даже 180 минут. Между тем планируется сертифицировать Airbus A350XWB на 350 минут, а Boeing-787 на 330; это позволит отказаться от четырехдвигательных самолетов даже на маршрутах вроде Сидней-Сантьяго (это самый протяженный в мире коммерческий маршрут, проходящий над морем).
        1. 1_2
          0
          4 июля 2022 00:49
          2 движка- 2 топливных насоса, 4 движка - 4 топливных насоса....
          дураку ясно что если откажут 2 насоса на Боинге Аэрбасе самолеты упадут, а если откажут на ИЛ96 - самолет долетит до ближайшего и сядет
          1. -2
            4 июля 2022 20:49
            Это абсолютно некорректная оценка ситуации, аналогичная "ошибке выжившего".
            Вы рассматриваете мелкие, незначительные неисправности, не влияющие на работу других двигателей и других систем самолёта. Они были характерны для ранних, примитивных двигателей, и именно это было одной из причин установки большого числа двигателей.
            Но двигатели совершенствовались, и эти мелкие неполадки уходили в историю.
            А теперь подумайте, насчёт неполадок крупных. Которые реально угрожают самолёту. Например, какой-нибудь обрыв топливной трубки в моторе или ещё чего. Пожар, короче. Система пожаротушения не справилась или не сработала, перегорели трубки гидросистемы, ну и капец всему самолёту. Не важно на каком моторе, одного достаточно, хоть первого, хоть четвертого.
            Так вот. Есть два варианта - у одного таких потенциальных причин для аварийных ситуаций 2 штуки, у другого - 4. Какой безопаснее?
            Дополнение - у второго, который с четырьмя моторами, они устаревшие предыдущего поколения. С бо́льшим количеством конструктивных косяков, исправленных в следующих разработках.
        2. -1
          4 июля 2022 20:57
          Вы неправильно понимаете суть ETOPS. Да, это про отказ двигателя. Но на втором двигателе самолёт может лететь сколько угодно, а не эти 60, 120 минут. Эти цифры показывают насколько можно удаляться от аэродрома в плане надёжности работы второго мотора при отказе первого.
    2. 0
      4 июля 2022 13:04
      У нас победа над Японией, вытеснили из Сахалина -2, а сколько еще стран владеют нашими богатствами. Все крупные компании зарегистрированы за границей.Даже Сбербанк . А доморощеному капиталисту все за дарма досталось .Доллар подорожал все подорожало, доллар упал опять все подорожало. Вот вся суть нашей экономики .
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    2 июля 2022 21:33
    Имхо, похоже мы и здесь облажались.

    Конкретно что не так не пишут, но фразу

    Но у китайцев больше потребностей, чем у нас на сегодняшний день.

    можно трактовать так - не можем сделать крылья и механику.
    (вспомнить упавший свежеразработанный ИЛ и обещалки сделать только в будущем композитное крыло для отечественных самолетов)

    Тк.как всякие - нам 100, им 1000 - это не причина.
    Самолеты не даром раздаются, а за деньги. С планами , договорами и т.п.
    Сделали 1500 пар крыльев и продали в Китай - молодцы. Не смогли сделать - значит утрачены компетенции и китайцы будут считать нас неоколониальной страной. Им лес, газ, нефть, уголь..... а в ответ бусы и электроника...
  9. 0
    3 июля 2022 00:02
    Ил разработан в прошлом веке, ресурс его модернизации не бесконечен. Самолёт нужный и РФ, и КНР. Он больше и вместительнее Ила, а с нашими расстояниями это очень кстати – в зауральских регионах авиаперевозки и аэродромы обходятся бюджету дешевле затрат на строительство и эксплуатацию дорог в условиях вечной мерзлоты.
    Под угрозой санкций КНР сворачивает сотрудничество с РФ высокотехнологичными товарами и доли по 50% не устраивают КНР, тем более что их потребность в разы больше, а значит в случае санкций и ущерб КНР понесёт в разы больший.
    1. 1_2
      0
      4 июля 2022 01:16
      от сотрудничества с РФ у китайцев только плюсы, а вот куда они будут девать 1,5 трлн мусорных долларов неизвестно, считай пахали и продавали США свои товары даром за фантики, ведь американцы могут эти 1,5трлн в долговых бумажках тупо конфисковать, как у РФ
  10. +4
    3 июля 2022 13:13
    Китайцы получили то что хотели. А что вы хотели? Любовь -морковь и красивые дети? Нет, это не про китайцев. Не забывайте что Китай суверенное государство и им начхать на Россию и Америку вместе взятую, им важно своё благополучие и за идеи они воевать не будут, они уже навоевались и поняли что отстоять свои интересы можно "без шума и пыли".
  11. +1
    3 июля 2022 13:57
    Он настолько хорош и безопасен, что в версии Ил-96-300 на нем летают президент РФ и министр обороны РФ

    - прошу прощения автор, но эти слова полная туфта. Во первых самолеты первых лиц государства на особом обслуживании, поэтому Путин с Шойгу могли бы летать и на древнем Ту-104 с соответствующим обслуживанием. Во вторых так называемая надежность этих самолетов обусловлена малым количеством выпущенных самолетов и соответственно малым суммарным налетом часов в воздухе.
    А с китайцами думаю сами подставились и обгадились, вполне подозреваю что взяли на себя обязательства и не выполнили во время. Нам ведь правды не скажут...
  12. +3
    3 июля 2022 15:08
    Надеялись, что Китай станет для них запасным аэродромом, если что. Поэтому и гонят туда всё подряд по дешёвке. Но поняли по последним событиям-китайцы сдадут всех с удовольствием, лишь бы ни с кем не конфликтовать. Эту способность китайцев "стоять насмерть" подтверждает их огромное количество.
    1. -1
      7 июля 2022 12:53
      А ради чего и кого Китаю усугублять свои проблемы с США? Си рук-ль Китая и думать он ОБЯЗАН в первую очередь об интересах Китая (внезапно!). А не об интересах тех, кто ещё 10 лет назад вовсю отлизывал Вашингтону. Да даже ещё год назад мы свои ЗВР вкладывали в Вашингтон! С чего Китай должен верить и помогать политической проститутке?
  13. +2
    3 июля 2022 15:16
    Китай -это VIP проститутка, причём она получает удовольствие и при этом требует деньги за проделанную "работу"
    1. +1
      4 июля 2022 13:08
      А мы просто не Vipпроститутка попользовались и кинули .
  14. -1
    3 июля 2022 17:20
    Мы со своей добротой себе больше вреда приносим чем пользы.
    1. 0
      3 июля 2022 20:15
      Кто эти "мы" и о какой доброте идёт речь?
  15. +4
    3 июля 2022 18:46
    А в чем кидалово?Мы дали им двигатели?Нет.Так зачем мы им нужны?! Прежде чем кричать про кидалово,надо что-то создать толковое и предложить.
    1. +2
      3 июля 2022 19:05
      я об этом и говорю, скорее всего взяли на себя обязательства и не выполнили, а нафига китайцам такие партнеры? Вице-премьер ведь не скажет что и там наши начали сроки сдвигать вправо, а китайцам нафиг не надо что-то объяснять 140 миллионам русских....
      1. -3
        3 июля 2022 21:58
        "140 миллионов русских" - это пропагандистская мулька. Реально по косвенным данным - чуть больше сотни.
        1. +1
          4 июля 2022 07:57
          Цитата: ИбуПроФен
          "140 миллионов русских" - это пропагандистская мулька. Реально по косвенным данным - чуть больше сотни.

          Не выдумывайте.

          Согласно текущему учету на 1 января 2022 года численность населения РФ составила 145,5 миллионов человек.

          https://maxpark.com/community/7285/content/7616665
  16. +1
    3 июля 2022 20:17
    Цитата из статьи про авиадвигатели/импортозамещение (АПН):

    Из первой же графы таблицы указанного плана любопытный читатель может узнать шокирующую новость о том, что в авиационном двигателе ПД-14 по состоянию на 2020 год доля отечественной продукции составляла всего ноль (0) процентов (!) и только к 2024 году планируется ее довести до 90-100%.
    А ведь именно этот двигатель (ПД-14) преподносится нам как гордость наших двигателестроителей и первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. И именно он является венцом импортозамещения двигателей американской компании «Pratt & Whitney» на самолёте МС-21-300. Но из прилагаемого документа получается, что двигатель, созданный в России на замену импортного на 100% зависит от импорта?! Как такое возможно? Может в документе Минпромторга ошибка? Но допустима ли подобная вопиющая ошибка в документе такого уровня?! Это с какой степенью безответственности нужно относиться к исполнению служебных обязанностей государственным гражданским служащим, вписывающим двигатель ПД-14 в ряд полностью импортных изделий? Или это демонстрация саботажа процесса и его нарочитой карикатурности?
    В начале марта этого года Минпромторг заявил об ускорении импортозамещения SSJ 100. В планах – нарастить производство до 40 самолетов в год, а также говорится о том, что эта модель получит отечественный двигатель ПД-8, который рассчитывают сертифицировать через 12-14 месяцев.
    Очевидно, это заявление также рассчитано на массу обывателей, которые должны полагать, что в авиации все «под контролем» и вот-вот «наладится». В целом, для поддержания здорового социально-психологического климата, это может и неплохо. Но что будет в итоге? В плане импортозамещения образца 2021 года не нашлось и строчки об импортозамещении двигателя этого самолёта (см. пункт 3 таблицы). Про вспомогательную силовую установку пункт есть (см. пункт 3.2), а вот про двигатель – ни слова.
    1. -3
      3 июля 2022 22:01
      ПД-14 - отличный мотор. По нормам начала 2000-х.
      В сравнении с LEAP или PW1000 - он устарел.
      1. 1_2
        -1
        4 июля 2022 01:12
        чем он устарел? тем что не отваливается, не загорается и не разрушается в воздухе, как поделки Запада?
        1. -1
          4 июля 2022 21:09
          Конечно не разрушается и не отваливается. Он же не летает.
      2. 0
        4 июля 2022 08:07
        Цитата: ИбуПроФен
        ПД-14 - отличный мотор. По нормам начала 2000-х.
        В сравнении с LEAP или PW1000 - он устарел.

        Интересно чем же он устарел?

        1. -1
          4 июля 2022 20:17
          Ну вон же, даже по этой табличке, у него параметры самые слабые.
          А ещё есть другие параметры - цена, которая будет запредельной, в разы дороже чем Лип и Пратт. Причём не только цена покупки, но и цена владения - сервиса, ремонта, запчастей, подготовки персонала. Это вытекает из малого количества двигателей, когда некие немасштабируемые расходы делятся на малое количество выпущенной продукции.
          И есть ещё проблема хуже налаженной логистики, наши авиастроители думают что надо только сделать самолёт и продать, деньги получил - и хоть трава не расти. А с сервисом клиент пусть сам как-нибудь разбирается. Проклятые А и Б на сервисе и детальках делают прибыли примерно столько же, как на самих аэропланах.
  17. -5
    3 июля 2022 20:38
    Лучшее, что можно сделать с проектом Ил-96 - сдать его в архив и забить с облегчением. Больше ни на что не годен. Он изначально был "не очень", ещё в 80-е годы, а сейчас он вообще никуда не годится. Все попытки нарисовать какие-то перспективы к этому проекту - исходят от потенциальных преступников, казнокрадов, которые мечтают расхищать бюджет.
  18. 0
    3 июля 2022 22:26
    По-моему, тот кто писал эту статейку вообще не понимает, о чём речь. Какие, к дьяволу 1000 бортов для Китая???? Какие 100 для России?? Широкофюзеляжные самоли в таких количествах не строятся, это штучные заказы! Самый популярныe в мире А330 и B777 за всю свою почти тридцатилетнюю историю выпущены примерно по 1500 каждого всех модификаций в сумме.

    А сейчас спрос на них ещё падает, с выходом А321neo XLR, который может летать по тем же маршрутам, что "толстые", но с меньшим числом пассажиров, и с меньшими расходами.
    Боинг тоже вовсю пилит на замену 757 средне-дальний самолёт, это новая тенденция, которую наши ещё не уловили.
    1. 0
      4 июля 2022 00:04
      Какие российские узкофюзеляжные вы поставите на линию С-Петербург - Владивосток?
      1. 1_2
        0
        4 июля 2022 01:07
        Москва-владивосток летат ту204, если ленинградцам надо во Владик пусть добираются сперва до Москвы
      2. -2
        4 июля 2022 21:08
        Для того, чтобы обеспечить линию Питер - Владик нужно 2 самолёта.
        И из Москвы ещё 4. Ну, в Хабаровск, Петропавловск и другие дальневосточные города. В сумме - десятка полтора самолётов. Поэтому правильный ответ - А321 XLR. Это как раз его маршрут, он для таких разрабатывался. Разрабатывать и разворачивать производсво самолётов в таких количествах - редкостный идиотизм или экономическое преступление.
  19. 1_2
    +3
    4 июля 2022 01:01
    В КНР население почти 1,5млрд и там КПК думает о снижение бедности безработицы и т.д а что для этого нужно?.. правильно, нужна работа с приличной ЗП, поэтому китайцы всё хотят сами производить, но не могут всё разработать, например гражданский самолет и авиадигатель, они были бы рады своему аналогу даже ту134, но пока не судьба его сделать, а у нас 30лет летают ту204-214(ил96) в единичных количествах, и их в упор не видят либерасты Путина( других он на должности упорно не назначает, видимо боится настоящих патриотов РФ потому что они все левых взглядов), а для него самого развитие промышленности РФ и вообще внутренняя политика это не его царское дело, он личность мирового масштаба и должен решать исключительно мировые проблемы)) ну иногда посоветует куда очередную трубу кинуть, вот СП2 кинул и ...мимо
  20. -1
    4 июля 2022 16:17
    В мире "серьезных пацанов" сначала заявляется тезис ("предъява"), а потом обосновываются аргументы ("доказуха")...
    В статье ничего этого НЕТ - кликбейт!
    request

    Но, самое главное, даже не это!
    Маржецкий не мог бы поведать "просвещенной публике": а какова доля иностранных комплектующих в китайской части проекта?
  21. 0
    5 июля 2022 02:27
    Я попытался пересказать сообщение из Китая с помощью программы перевода

    1, Это не первый наш конфликт, несколько лет назад в китайском интернете ходили слухи, что две страны не могут договориться о совместном проекте.

    2, конфликт в основном возникает из-за распределения выгод от проекта.

    3, рынок для CR929 узок, и новорожденный не может конкурировать с Boeing и Airbus на международном рынке. Его купят только Китай и Россия, возможно, Юго-Восточная Азия и пять стран Центральной Азии, но не слишком много.

    4, Возникло противоречие! На китайском рынке будет продано гораздо больше, чем на российском. В глазах китайцев Россия вовлечена, что несправедливо, Россия делит пирог большого китайского рынка. И Китаю нечего выигрывать в плане технологий.

    5, Китай хотел получить в качестве компенсации доступ к определенным технологиям в некоторых проектах, за которые отвечала Россия. (Не двигатели, опыт проектирования широкофюзеляжных самолетов - вот что нужно Китаю, это сэкономило бы нам много времени на исследования), и, как вы можете себе представить, Россия отказалась.

    6, Это был наш первый конфликт несколько лет назад, но тогда, видимо, между двумя странами был достигнут некий компромисс, и проект продолжается.

    7, На этот раз больше нет никакой информации, вероятно, связанной с санкциями, и некоторые подсистемы больше не могут быть закуплены на международном рынке. Проект опасен.
  22. 0
    6 июля 2022 10:31
    Доучаствовался русский наивный ванька интеллектом - на российских костях пользователи ещё попляшут.
  23. 0
    12 июля 2022 13:27
    Да изначально было понятно, что это не выгодная для нас сделка. Входить в нее имело смысл только на равных условиях. То есть вкладываемся поровну в разработку, производство, а потом также делим всю прибыль от реализации в равных долях. А так получается по этому кривому договору, навязанному нам китайцами и подписанному нашими тупоголовыми и коррумпированными чиновниками в правительстве, инвестируем в проект 50 на 50, а вся прибыль произведенных в китае самолетов остается им. И основные производственные мощности будут построены там же. Дурость неимоверная. Нас просто китайцы используют как последних лохов, а потом выбросят за ненадобностью. Помнится, с какой помпой эти самые чиновники и руководители страны говорили об этом проекте, о его важности и выгодности. В китае бы за такие дела в отношение их страны таких деятелей просто поставили к стенке, а у нас же они не понесут никакой ответственности, их даже не пожурят. Поэтому бардак в россии и дальше будет продолжаться.