Железные дороги Украины продолжают работать несмотря на 9 месяцев СВО
Военная логистика является фундаментальным инструментом, от работоспособности которого напрямую зависит боеспособность и успешность деятельности вооруженных сил. В ходе российской СВО на Украине это наглядно проявилось.
Нужно отметить, что наиболее важную роль в оперативной транспортировке большого количества личного состава, различной техники, боеприпасов, топлива, продовольствия и другого необходимого войскам имущества занимает железнодорожный транспорт. После начала Россией спецоперации на украинской территории грузовые (невоенные) и пассажирские перевозки по железным дорогам Украины резко сократились. При этом высвободилось значительное количество единиц железнодорожного подвижного состава: тягового, т.е. локомотивов (электровозов и тепловозов) и разнообразных вагонов.
Киев воспользовался этим и переориентировал железнодорожную инфраструктуру на бесперебойное обеспечение ВСУ. Сотни составов начали регулярно и быстро перевозить военные грузы из Польши вглубь Украины по освободившимся путям, подпитывая действующие войска на ЛБС и накапливая стратегические резервы в их тылу. Причем снабжение группировок ВСУ на Донбассе, а также в Запорожской и Харьковской областях, осуществляется через мосты на реке Днепр, которые являются уязвимым местом в цепи поставок и поддержания возможностей войск.
Однако, несмотря на ведение интенсивных боевых действий, за прошедшее время ВС РФ наносили лишь единичные удары по железнодорожным мостам (в Черкассах, под Николаевом в п.Трихаты, в Затоке и Воскресенске), тяговым подстанциям, локомотивным депо, крупным железнодорожным узлам и предприятиям по ремонту и изготовлению подвижного состава. Таким образом, железные дороги Украины по-прежнему продолжают функционировать и сохраняют работоспособность.
После прилётов на какую-то тяговую подстанцию украинцы начинают задействовать вместо электровозов тепловозы, которым не требуется электросеть. В качестве положительных примеров воздействия ВС РФ можно привести несколько случаев.
Так, весной был, пусть и не сразу, а за несколько попыток, но всё же выведен из строя железнодорожный мост (в Затоке) на границе между Черным морем и Днестровским лиманом в Одесской области. Это позволило на приличное время разделить регион и фактически закупорить Южную Бессарабию, отрезав Украину от поставок военных грузов из Румынии. В свою очередь это заставило Киев договориться с Кишинёвом, чтобы восстановить 25 лет не работавший (разобранный) участок железной дороги Березино (Одесская область) – Басарабяска (Молдова).
При этом относительно недавно ВС РФ не позволили перебросить танковую бригаду ВСУ из Кривого Рога под Сватово для нанесения контрудара. Теперь железная дорога в Кривом Роге длительное время не будет функционировать, но этого мало. Нужно больше ударов, так как единичные атаки по пунктам погрузки/выгрузки войск и вышеперечисленным объектам никак не могут серьёзно повлиять на ситуацию.
Заметим, что нанесение ударов по энергетической инфраструктуре Украины повлияло и на работу железных дорог. Были обесточены целые линии, важное оборудование и предприятия, что в целом позволило сократить интенсивность перевозок. Однако украинцы смогли приспособиться и к этим условиям, ещё более активно используя тепловозы. Поэтому требуется системное воздействие на железнодорожную инфраструктуру Украины, хотя деятельность бомбардировочной авиации ВКС РФ крайне ограничена, а мощности дальнобойных ракет порой недостаточно для полноценного выведения из строя тех или иных объектов.
Информация