Потолок цен на нефть: ответные меры России и реакция глобального рынка
«Это поможет нам стабилизировать мировые цены на энергоносители, что принесет пользу странам по всему миру, которые в настоящее время сталкиваются с высокими ценами на нефть», — торжественно объявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время принятия шестого санкционного пакета. История началась 5 декабря 2022 года, когда страны G7, ЕС, Австралия и Норвегия подписались под выполнением вводимых санкций и в преддверии Нового года пришло время подвести предварительные итоги. Тем более что цена нефти на марку Brent впервые с момента введения этих санкций превысила 86 долларов США.
Странная затея коллективного Запада, а точнее, всех 32 стран, кто себя с ним ассоциирует, включая Японию, до сих пор мучает вопросом, зачем им надо было заниматься самоограничением, если всем без исключения было понятно, что при текущих и перспективных ценах на нефть и существующем ее предложении на рынке ограничить доходы России не получится. Да, временные трудности в плане логистики будут иметь место, но решатся они за несколько месяцев. Да, от 1,5 до 2 млн баррелей в сутки придется перенаправить из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Да, нужно решить вопросы со страхованием и перестрахованием судов, закупкой дополнительных танкеров. Но на протяжении 2023 года от этих неудобств мы избавимся, а дальше-то что?
Сразу было ясно, что в нейтральных водах кустарными методами будут бодяжить суррогаты вроде «латвийской смеси», чтобы нефть из РФ переставала быть российской... Может, расчет был на то, что к эмбарго присоединятся Китай, Индия и Турция, которые и без того закупают российскую нефть с дисконтом по ценам ниже 60 долларов за баррель, но вдобавок захотят рассориться с Москвой? Наивных, невежественных и ангажированных чиновников хватает в любой стране, но так, чтобы это стало коллективным мейнстримом Запада…
Не находя убедительного ответа на вопрос, зачем это все, эксперты предлагают в том числе и экзотические версии. Например, авторы санкций знали, что Китай и Индию не переубедить, но, поскольку те закупают нефть ниже введенного потолка, есть отличная возможность заявить о том, что санкции работают. Мы ввели потолок цен, а стратегические партнеры Кремля и Путина и иже с ними его соблюдают, поскольку поддерживают нас и покупают нефть дешевле 60 баксов за бочку. Какие мы молодцы! Версия не менее сомнительная, чем сама затея с санкциями. Создавать себе столько проблем, чтобы похвастаться тем, чего нет на самом деле?
Зачем оно им надо было
Более конструктивное объяснение причин введения шестого пакета санкций в интервью телеканалу РБК озвучил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:
Некоторые люди, судя по всему, путаются и полагают, что это такой хитрый план Европейского союза, чтобы покупать нашу нефть дешевле. Нет. Руководство ЕС даже отдельно объясняло, что нет. Введение предельных цен не отменяет эмбарго на российскую нефть, а значит, дело не в этом. Система предельных цен рассчитана на третьи [присоединившиеся к санкциям] страны, но кто это? Австралия, Норвегия, ну и немножечко Швейцария, хотя пока это абсолютно несерьезно. Парадокс в том, что эти страны и так не покупают и покупать не будут нашу нефть… Разве что Швейцария через порты соседних стран, поскольку своих выходов к морю у нее нет, или Австралия, которая последний раз в 2020 году купила 300 000 баррелей — это не самые впечатляющие величины…
Итак, санкции шестого пакета были рассчитаны не на страны ЕС (поскольку в Евросоюзе начинает действовать полное эмбарго и цена уже не имеет значения), а на другие государства, которые поддержат инициативу. Возможно, даже на тех, кто неофициально, неформально, негласно, чтобы не ссориться с Москвой, будут соблюдать ограничения, не говоря об этом в открытую. Иными словами, они будут строить экономическую политику так, чтобы закупать российскую нефть по ценам ниже установленного потолка.
И все равно здесь кубик Рубика не складывается… Описанная модель имела бы право на существование, если бы нефти на мировом рынке было бы неограниченное количество и российский товар можно было бы легко заместить другим. Но объемы нефти, которые выбрасываются на этот самый рынок, регулируются соглашениями ОПЕК+, то есть квотами. И, как только исчезает наша нефть, образуется дефицит, а значит, цены начинают ползти вверх. Предположим, что с учетом всех дисконтов, в которые будут заложены риски страхования и транспортировки, мы не сможем продавать дороже 60 долларов за баррель, но ведь и такая цена весьма и весьма комфортна для отечественной нефтедобывающей отрасли. Действительно, странная история…
Информационное пространство полнится слухами, что китайцы и индийцы не торопятся покупать российскую нефть выше установленного потолка. Что значит не торопятся? В последнее время других цен на российскую нефть и не было, как до, так и после введения санкций. Как они могут отказаться от нее? Чтобы на их собственном рынке вздорожал бензин? Здесь все проблемы состоят в страховании рисков, которые молниеносно не решить. Поэтому что произойдет? Мы будем предоставлять еще больший дисконт, чем ранее. А что случится перед этим? Цена на нефть поднимется.
Таким образом, при более высоких ценах на нефть мы будем давать больший дисконт. Но в чистом остатке для России ничего не изменится с точки зрения нефтяных доходов, а у Индии и Китая они даже возрастут, поскольку маржа при продаже нефтепродуктов из российского сырья для них станет больше. Условно говоря, вместо 15-процентой скидки от 70 долларов за баррель мы будем давать скидку в 30% с 85 долларов, получая при этом не меньше в собственный карман и давая больше заработать своим стратегическим партнерам. В этой связи напомним нашу статью «Потолок цен на нефть: как действовать России?», в ней приводится аналитика авторитетного инвестиционного управляющего Даниэля Лакалля с выводами о том, что на самом деле своими действиями США и Европа субсидируют Поднебесную, с которой планируется и уже происходит жестокое противостояние.
Конечно, критиканы умолчат о доходах, а будут транслировать в информационное поле только рост дисконта. Если оценивать санкции с такой позиции, то коллективный Запад выигрывает. Действительно, в дисконт неизбежно закладываются все риски, которые придется на себя брать продавцам, то есть российским компаниям. Но наша проблема не в доходах, которые не станут ниже, а в необходимости перестраивать логистику и систему страхования морских перевозок.
Несомненно, было бы обидно продавать нефть по 60 долларов за баррель, если бы на рынке она стоила вдвое-втрое дороже. Но оснований для такого предположения не существует ввиду отсутствия фундаментальных экономически факторов, таких как очевидный подъем экономики Китая после антиковидных мер или экономики Европы после всего того, что она с собой сделала.
Эксперт в области энергетики Александр Фролов высказывает такое мнение:
И если мы посмотрим на среднюю цену продажи российской нефти за декабрь, то, скорее всего, увидим показатель ниже 60. Опять же, если бы сейчас нефть взлетела до 200 долларов… — это было бы очень мило с ее стороны, безусловно. Но я полагаю, такого не будет. И после истеричной реакции рынка [роста цен на нефть] произойдет коррекция… Кстати, после тотальной распродажи стратегического резерва Соединенные Штаты до 13 января 2023 года собираются закупить 3 миллиона баррелей. Они придумали свой потолок для собственных производителей — 70 долларов. Так что потолки множатся, потолки ширятся, я должен заметить...
Ответные меры России
Владимир Путин подписал Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 года № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», который был опубликован в тот же день.
Суть документа состоит в том, что российским нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим компаниям запрещено продавать, если контракты с иностранными контрагентами на покупку отечественной нефти предусматривают соблюдение так называемого потолка цен. В них может указываться только формула цены без привязки к потолку. По заявлению Дмитрия Пескова, ответные меры могут применяться и к уже действующим контрактам, заключенным до подписания указа. А со странами ОПЕК по поводу контрмер Россия не консультировалась, считая, что это ее суверенное право.
Президентский запрет действует на всех этапах поставок до конечного покупателя. Однако допускаются исключения, но только на основании специального решения самого президента России. Здесь можно предположить, что такие спецразрешения будут выдаваться совсем нечасто, но должна же быть какая-то лазейка на непредвиденные нами, но предвиденные президентом РФ случаи? Ответственным контролером и исполнителем президентского указа будет выступать Минэнерго России.
Обратите внимание на то, что указ вступает в силу с 1 февраля 2023 года и действует вплоть до 1 июля того же года. Естественно, потом его могут продлить исходя из будущей ситуации. А когда российский запрет распространится на продажу продуктов переработки нефти, позже определит правительство РФ, но не ранее 1 февраля 2023 года. Все это тоже сигнал в отношении того, что российские условия могут меняться в соответствии с западными. Александр Фролов дает такой комментарий:
А с чем связан крайний срок 1 февраля, когда вступает в силу указ? У нас есть переходный период: с 5 декабря 2022 года по 19 января 2023-го, а 19 января — последний день, когда морским путем может доставляться нефть, купленная до 5 декабря. После этого никакая из стран [присоединившихся к эмбарго] в принципе не имеет права покупать нашу нефть. Поэтому их как покупателей и поставщиков страховых, финансовых, брокерских и транспортных услуг в этом плане рассматривать бессмысленно.
Таким образом, Россия дает временной лаг между 19 января и 1 февраля 2023 года, когда вступает в силу указ, на то, чтобы завершить свои дела нашим нефтедобывающим компаниям и их западным партнерам, а также на то, чтобы рынок и Запад осмыслил последствия введенных санкций для него самого.
Одновременно с вышесказанным РФ в первые три-шесть месяцев 2023 года сократит добычу нефти на 5–7%. Во-первых, это придется сделать на период перенаправления транспортных путей из Европы в АТР, а во-вторых, это поможет поддержать мировые цены на сырье на оптимальном для нашей страны уровне, чтобы в Евросоюзе, так сказать, жизнь малиной не казалась.
Стоит заметить, что ответная реакция на введенный потолок проистекает и без участия России, а в силу логики развития событий. Так, Япония поставила себя в интересный тупик: ее экономике необходим сжиженный природный газ, но при этом она отказалась от закупок нефти. Казус заключается в том, что две японские компании — Mitsui и Mitsubishi — имеют доли в проекте «Сахалин-2», который включает завод по производству СПГ, поставляющий в Страну восходящего солнца десятую часть ее потребностей в газе. Однако побочным продуктом производства выступает сверхлегкая нефть марки Sakhalin Blend, которую тоже нужно закупать пропорционально добытому газу. Хотя бы для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу СПГ-завода. Иными словами, чтобы Японии получить газ, надо купить еще и нефть, но, во-первых, она сама подписалась под эмбарго на закупку российской нефти, а во-вторых, продавать ее участникам затеи с потолком цен запрещает Москва в соответствии с президентским указом. Одним словом, нехорошо как-то получилось…
А тем временем, по словам вице-премьера Александра Новака, Германия и Польша, объявившие, что они откажутся от российской нефти, подали заявку на прокачку в 2023 году. После этого Германия даже пыталась оправдаться перед коллегами по санкциям, мол, они имели в виду казахстанскую нефть, но в заявках на прокачку нефти об этом ни слова.
Итоги года в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли России выглядят следующим образом:
1. Добыча нефти выросла примерно на 2% в сравнении с 2021 годом.
2. Экспорт увеличился на 7,5%.
3. Производство автомобильного бензина повысилось на 4,2%.
4. Выпуск дизельного топлива — на 5,9%.
5. Первичная переработка нефти снизилась на 2,9%.
Информация