Нужны ли частные инвесторы в создании российской спутниковой группировки
Специальная военная операция на Украине наглядно продемонстрировала наше технологическое отставание от коллективного Запада. Пользуясь натовской спутниковой группировкой, ВСУ имеют серьезное превосходство над ВС РФ в разведке и связи, что во многом определяет успехи противника на поле боя. Очевидно, с этим надо что-то делать, но что?
Наверное, самое популярное предложение, которое регулярно высказывается в комментариях по данной теме, – это либо начать сбивать западные спутники, либо вывести их из строя скопом радикальным способом вроде ядерного взрыва на орбите. О том, почему это плохая идея, мы подробно рассказывали ранее и пришли к выводу, что самым разумным ответом было бы создание собственного аналога StarLink. И вот российские власти взялись искать Илонов Масков в своем отечестве.
Он что, Пушкин?
Как сообщают СМИ, 16 января 2023 года в Москве было подписано соглашение о намерениях между правительством РФ, госкорпорацией «Роскосмос» и коммерческими компаниями, которые будут участвовать в создании российских спутниковых группировок и наземной инфраструктуры для обслуживания космических аппаратов и обработки данных. В соответствии с данным документом, до 2030 года должна быть сформирована объединенная информационная космическая система РФ, единое информационное пространство и появиться перспективные космические системы нового поколения. Осуществление столь амбициозных целей и задач будет идти посредством привлечения коммерческих компаний и частных инвестиций в космическую отрасль.
Выглядит это все со стороны как либерализация отечественной космонавтики, в которой вроде как должны начать рождаться отечественные Илоны Маски. Очевидно, что Роскосмос, ранее не терпевший внутренних конкурентов, не справился с подготовкой страны к войне с высокотехнологичным противником и теперь ему придется подвинуться у бюджетной «кормушки». Вспомним, что в РФ уже предпринимались попытки создать частные космические компании, в разной степени безуспешные.
Самым реалистичным проектом был «Морской старт», приобретенный российской компанией «С7 Космические транспортные системы». Однако из-за невозможности использовать украинские ракеты-носители «Зенит» с 2020 года плавучий космодром стоит без дела на Дальнем Востоке. Стартап заморожен из-за санкций на неопределенный срок, ведутся переговоры о передаче дорогостоящей инфраструктуры государству в лице Роскосмоса.
Другой несостоявшийся отечественный частный космический проект – это «КосмоКурс», основанный в 2014 году выпускником МАИ и бывшим работником Центра Хруничева Павлом Пушкиным. Компания действовала в рамках фонда Сколково и своей целью ставила развитие частного космического туризма: суборбитальный полет на высоте 200 км в течение 15 минут. Стоимость одного билета предполагалась на уровне в 200-250 тысяч долларов, количество запусков – не менее 120 в год. В планах «русского Маска» было создание собственной легкой ракеты-носителя и даже строительство частного космодрома где-то в Нижегородской области.
Несмотря на то что инвестором проекта было частное лицо, а может, именно благодаря этому «КосмоКурс» в 2021 году приказал долго жить. Со слов Пушкина, главной причиной закрытия стали многочисленные бюрократические препоны со стороны государства. В итоге основная деятельность компании начала сводиться к бумажной разработке обоснований для прохождения различных разрешительных процедур.
Маски сброшены
Впрочем, есть в России еще один космическим стартап, будущее которого видится куда более радужным. Это частная компания «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС), которая в 2020-м договорилась с Роскосмосом о строительстве многоразового транспортного космического корабля под названием «Арго»:
1 сентября 2020 года Госкорпорация «Роскосмос» и ООО «МТКС» подписали соглашение о сотрудничестве, на основе которого ООО «МТКС» будет взаимодействовать с российскими предприятиями ракетно-космической отрасли, входящими в госкорпорацию, с целью создания многоразовой транспортной космической системы и, в частности, многоразового транспортного космического корабля «Арго». Кроме того, подписание этого соглашения, по замыслу сторон, послужит развитием для создания современной производственной базы для изготовления композитных деталей и конструкций будущего корабля.
«Арго» – это многоразовый космический корабль, предназначенный для доставки грузов к Международной космической станции. Внешне он очень напоминает корабль «Федерация», впоследствии переименованный в «Орел». И немудрено, ибо разработкой «Арго» руководит Николай Брюханов, бывший генконструктор разрабатываемого Роскосмосом корабля «Орел». Почему же небо над первым частным российским космическим кораблем видится безоблачным?
Да потому, что основателем ООО «МТКС» числится Дмитрий Кахно, одновременно возглавляющий компанию «Энергия-Логистикс» («дочка» принадлежащей Роскосмосу РКК «Энергия»). И этот факт заставляет нас по-новому взглянуть на инициативу по расширению государственно-частного партнерства вокруг создания российской космической группировки.
Вот как планы по увеличению объемов производства спутников прокомментировал новый глава Роскосмоса Юрий Борисов:
Основой для наращивания орбитальной группировки станут серийные производства, которые построит Роскосмос. Но мы должны следовать мировым трендам и открыть рынок для частных инвестиций по примеру США, Европы и Китая. Подписание этого соглашения — первый шаг в практической реализации наших планов.
И что же получается в сухом остатке? Дать отечественным Илонам Маскам возможность самим создать свои новые производства, загрузив их заказами от государства для ускорения создания орбитальной группировки, – это одна история. А вот позволить аффилированным с самим Роскосмосом частникам сесть ему на шею под видом инвесторов-благодетелей, придя на все готовенькое, – уже совсем другая история.
Что выйдет на практике из этого государственно-частного партнерства в космической отрасли, мы увидим к 2030 году, а может, намного раньше.
Информация