Для реального разворота на Восток России придется построить БАМ-2 и Транссиб-2

25

Государственный переворот, произошедший на Украине в 2014 году, закономерно повлек за собой утрату Киевом части территории, начало АТО на Донбассе, две итерации Минских соглашений, начало СВО и, как итоговый результат, ради которого Майдан и задевался, разрыв всех торговых и деловых связей между Россией, с одной стороны, и Украиной и Евросоюзом, с другой. На сегодняшний день, кроме реального разворота на Восток, особых альтернатив у нашей сырьевой экономики и не осталось.

«Битва» за железную дорогу


Как сообщают СМИ, в «битву» за доступ к железнодорожной инфраструктуре вступили между собой российские нефтяники и угольщики. Об отказе со стороны ОАО «РЖД» от перевозки в восточном направлении начали жаловаться нефтеперерабатывающие заводы Омский, принадлежащий «Газпром нефти», Киришский, владелец которого «Сургутнефтегаз», Орский, принадлежащий «Фортеинвесту», ТАНЕКО от «Татнефти», а также заводы «Башнефти», принадлежащие компании «Роснефть». Представители российских НПЗ жалуются, что количество груженых их продукцией и неотправленных вагонов является для них критическим и неуклонно увеличивается. О серьезности проблемы также заявил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша:



Проблема есть, и давно. Уже месяца 3-4. Решение по приоритетности и очередности вышло на уровень правительства.

Что же произошло и почему РЖД впало в ступор?

Проблема заключается в том, что ее транзитные мощности просто не справляются с резко возросшими в последнее время нагрузками. Сперва приоритет в вопросах переориентации экспорта на рынки Юго-Восточной Азии получил уголь, который первым попал под западные санкции. Из-за европейского эмбарго Москва была вынуждена перенаправить ископаемое сырье прежде всего в Китай, для которого приобретать наш уголь с дисконтом оказалось намного выгоднее, чем сжигать австралийский уголь или тем паче СПГ. Вся российская железнодорожная система в восточном направлении с прошлого года стоит забитой углем, и увеличить объемы его экспорта мешают только ограниченные мощности. И вот теперь в «битву» за железнодорожные мощности вступили еще и нефтяники.

С 5 февраля 2023 года вступают в силу европейские санкции и ценовой потолок на российскую нефть. Резко нарастить экспорт нефти и нефтепродуктов в Юго-Восточную Азию морским путем оказалось проблематично из-за британоориентированности международной системы страхования морских перевозок и дефицита специализированных судов собственного торгового флота. Из ниоткуда новые российские танкеры не возьмутся, самостоятельно и быстро строить их мы, увы, пока не научились. Кто бы мог заранее подумать, что «великой континентальной державе» может понадобиться свой флот, торговый и военный, для ее защиты, верно?

Вот и приходится теперь собирать с мира по нитке старые танкеры, которые как-то могут держаться на воде. Причем надо учитывать, что нефтяные танкеры и танкеры для перевозки нефтепродуктов – это суда разных классов. Последних построено намного меньше, чем обычных нефтетанкеров. Даже по оптимистическим прогнозам некоторых отечественных экспертов, для формирования специального флота танкеров-продуктовозов может понадобиться не менее полугода.

На данный момент отечественная железнодорожная система не справляется с возросшим объемом перевозок, и в РЖД держат на особом контроле и обеспечивают бесперебойную доставку нефтепродуктов в восточном направлении. Внимательнейшим образом следят за ситуацией и в федеральном правительстве, где стоят перед серьезной дилеммой. С одной стороны, нефть и нефтепродукты торгуются дороже и приносят больше прибыли в бюджет страны. С другой, если отдать приоритет нефтяникам и сократить объемы добычи угля, тогда могут пострадать градообразующие предприятия многих российских моногородов, что резко осложнит социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию. Дела!

По всей видимости, решать проблему в течение ближайшего полугода будут все же за счет угольщиков, пытаясь найти какой-то приемлемый баланс, пока не будет сформирован соответствующий флот из танкеров-продуктовозов. Но и это не будет являться ее окончательным решением. После закрытия «окна в Европу» большую часть прежнего товаропотока просто придется переориентировать в восточном направлении и делать это быстро, но как?

В экспертном сообществе на полном серьезе сейчас говорят о необходимости строительства БАМа-2 и Транссиба-2. Это поневоле вызывает грустную улыбку, когда вспоминается цитата от идеолога либерально-рыночных реформ 90-х годов Егора Гайдара по поводу БАМа:

Беда в том, что никто так и не задумался над элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалось, и в полном объеме так и не был никогда завершен.

В публикации от 7 апреля 2021 года, где она была приведена, мы подробно рассказывали, зачем именно «клятые совки» понастроили всех этих «ненужных», с точки зрения либеральных преобразователей, железных дорог. Среди задач, стоящих перед БАМом, было: создание дубля Транссибу на случай войны с КНР, развитие десятка новых территориально-промышленных комплексов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке по его протяженности, а также соединение страны единой железнодорожной сетью с островом Сахалин. А теперь вот еще и для переориентации грузопотоков из Европы в Юго-Восточную Азию.

Как видно, пригодилась-таки потомкам «ненужная железка», да так, что еще и ее дубль строить засобирались.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 февраля 2023 18:53
    Начну из далека. Помнится отцу хватало 50 копеек, чтобы заполнить полный бак мотоцикла с коляской Днепр К-650. Бензин А-76 стоил 2 копейки за литр!... Сейчас надо не две магистрали и сотню танкеров и сухогрузов строить, а проводить "реал-политик".Проводить политику на сокращение/ограничение добычи и экспорта углеводородов в целом. Одновременно расширять атомную энергетику с уклоном на понижение себестоимости мегаватта, а углеводороды по максимуму глубоко перерабатывать внутри страны с выходом на внешние рынки конкурентной продукции с максимальной добавочной стоимостью. Тогда потребители сами приплывут/приедут за ней.
  2. 0
    2 февраля 2023 18:59
    Провозные способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2022 году достигли 158 млн тонн. Этот показатель также подтвержден на заседании правительственной комиссии по транспорту, состоявшемся 28 декабря 2022 года. Таким образом, ОАО «РЖД» выполнило ключевой параметр, закрепленный в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

    Досрочный ввод в эксплуатацию ряда объектов II этапа развития Восточного полигона вкупе с уже действующей инфраструктурой первого этапа позволил в прошлом году перевезти по Восточному полигону 148,8 млн тонн. Это почти на пять миллионов тонн больше действовавших в прошедшем году провозных показателей полигона.

    В дополнение к мощностям, которые прирастают за счет стройки, РЖД активно используют технологические решения, например, поезда с увеличенной длиной и массой. Так, на восточном направлении в прошлом году провели более 16 тыс. тяжеловесных поездов (7100 т). Уже начали работу с составами массой 14200 тонн.

    Всесторонний подход к использованию возможностей Восточного полигона позволяет прогнозировать, что по итогам этого года перевезем больше 160 млн тонн. А провозные возможности сможем нарастить до 173 млн тонн.

    Напомним: в рамках I этапа развития Восточного полигона с 2013 по 2022 годы было построено более 1200 объектов, в том числе социальной инфраструктуры, реконструировано 5 тыс. км пути. Реализацию II этапа начали параллельно первому – в 2018 году. В частности, до конца 2024 года планируется уложить 1 345 км дополнительных главных путей, а также реконструировать 32 разъезда и 26 станций.
  3. 0
    2 февраля 2023 19:02
    Из ниоткуда новые российские танкеры не возьмутся, самостоятельно и быстро строить их мы, увы, пока не научились. Кто бы мог заранее подумать, что «великой континентальной державе» может понадобиться свой флот, торговый и военный для его защиты, верно?

    После 2014 подумали, и начали строить ССК Звезда.
    В конце 2022 года -

    Cудостроительный комплекс «Звезда» передал заказчику танкер типа «Афрамакс» «Океанский проспект». Это третье построенное на верфи судно из серии крупнотоннажных танкеров дедвейтом 114 тысяч тонн, находящихся в портфеле заказов ССК «Звезда», а также первый «Афрамакс» по заказу ПАО «Совкомфлот».

    Да, локализация пока не 146%, но работа идет.
  4. -1
    2 февраля 2023 19:24
    особых альтернатив у нашей сырьевой экономики и не осталось

    По итогам 2021 в российском экспорте "минеральные продукты" ( включая ДТ в количестве 50 млн т. ) были уже 56%. С учетом экспорта услуг - 50%.
    Медленно но верно доля продукции в экспорте росла.
    Одним из ярких прорывов был выигранный тендер на поставку пригородных поездов в Аргентину.

    В 2022 пострадал в первую очередь экспорт продукции и услуг.
    ( официальную статистику НЕ публикуют с февраля)
    Да, это проблема и вызов.
    Но дело делается.
    1. +1
      2 февраля 2023 21:27
      это просто смешно. на фоне принудительного снижения нашего сырьевого экспорта
      обычная подтасовка

      Сергей, речь о 2021 годе, последний предвоенный, и последний по которому опубликована статистика.
      Никакого "принудительного снижения" в 2021 не было.

      Я понимаю, что стереотип "страна бензоколонка" прочно въелся в подкорку.
      На этом стереотипе вся стратегия США/Украины против РФ и строится, что стоит ввести санкции - и капец.
      Но страна держится и развивается.
      1. 0
        2 февраля 2023 23:11
        Был ковид!!!
  5. +4
    2 февраля 2023 20:33
    Читая про все эти катаклизмы - поневоле сам собой возникает вопрос.. Чем, собственно, занимался обожаемый гарант и его верные нукеры ажно целых 22 года?? Вот товарищ Сталин - за это время успел провести тотальную индустриализацию, выиграть величайшую войну и даже надыбать атомную бомбу.. А этот?
    1. +2
      2 февраля 2023 22:25
      При всем уважении к товарищу Сталину, индустриализацию провел советский народ под его мудрым руководством. А сейчас кто работать будет - кругом менеджеры, юристы да фрилансеры!!!
      1. -1
        2 февраля 2023 22:34
        А их кто наплодил?
      2. 0
        4 февраля 2023 01:00
        Народ не тот? Русофобское заявление.
    2. Voo
      +1
      5 февраля 2023 06:19
      Помогал бенефициару дачу строить в Геленджике.
  6. -2
    2 февраля 2023 23:07
    в общем верно написал Сергей, добавлю что мы действительно великая континентальная держава, сколько я пишу что не нужны нам крупные военные надводные корабли, для производства танкеров нужно перепрофилировать ряд заводов, то есть все верфи (кроме Севмаша Адмиралтейских верфей и Средне невского завода) должны завершать начатые военные корабли и строить танкеры, речные сухогрузы (для торговли с братским Ираном) потому что военному флоту новые постоянно нужны только АПЛ, ПЛ и тральщики, к строительству фрегатов можно вернуться лет через 10 и еще немного сейчас строить Серны и Дюгони для десантирования....
  7. +1
    2 февраля 2023 23:11
    Вообще то ещё лет 15 назад восточного полигона жд дорог вполне хватало с избытком и вопрос расширения стоял в далёкой перспективе. Никто не думал, что уголь пойдет рекой, а тут ещё и нефть.
  8. +5
    3 февраля 2023 09:29
    Для реального разворота на Восток России придется построить БАМ-2 и Транссиб-2

    А нельзя так, чтобы Россия развернулась внутрь себя?!
    Были сырьевым придатком Запада.
    Теперь стремимся стать сырьевым придатком Востока.
    Или что, распродавая сырьё легче воровать?
    1. +2
      3 февраля 2023 14:20
      Несколько всё по другому, состоящие при власти РФ высшие чиновники и "олигархи" обогащаются за счёт ресурсов РФ, вот и расширяют новые пути продаж, ибо старые закрылись. Государственность России и её граждане не получают должной доли от продаж всенародных богатств (Уходят в разные "фонды", но не на расширениее экономики РФ и гражданского сектора.) , львиная доля отходит лично слою чиновников и богачей и уводится в офшоры. Сейчас несколько переменилась ситуация, будем смотреть, как будут действовать высший чиновнический слой-выгодополучателей далее , ибо многие поступления прикрыты санкциями и провал в СВО может угрожать дальнейшей вседозволенности. Но похоже изменений больших не будет для граждан, всё уйдёт на СВО и дальнейшее обогащение прежних выгодополучателей.
  9. +3
    3 февраля 2023 12:22
    Я что-то не понял, а что мимо внимания автора прошло, что реконструкция БАМа и Транссиба уже идёт, с целью повышения пропускной и провозной способности.
    На БАМе укладываются вторые пути, электрификация, вторые тоннели и мосты.
    Благо что с самого начала расчистка трассы шла под двухпутная.
    На Транссибе удлиняются станционные пути под приём тяжеловесных составов, расшиваются узкие пути, укладывается более тяжёлый путь-балласт и рельсы. Весь Транссиб уже электрицирован.
    И лично господину Маржецкому - позорно струсили заблокировав меня в дискуссии по Рогозину. Чем продемонстрировали свою слабость и безграмотность.
  10. +3
    3 февраля 2023 17:29
    Мне бы колонку, уличную, водоразборную отремонтировать...
    Извините, что помешал глобальную экономику строить, наверно.
    А ещё бы терапевта в наше село...
  11. 0
    4 февраля 2023 08:03
    Цитата: Шарнхорст
    Начну из далека. Помнится отцу хватало 50 копеек, чтобы заполнить полный бак мотоцикла с коляской Днепр К-650. Бензин А-76 стоил 2 копейки за литр!...

    Бензин в СССР никогда не стоил 2 копейки за литр
    Гугл вам в помощь
    https://visasam.ru/emigration/sovetskiysoyuz/benzin-v-sssr.html
    А по сути он был бесплатным. Мы пацанами в середине 70-ых гоняли на мотоциклах по селам и можно было подойти к любому шоферу и он без проблем наливал ведро. У всех в селе у кого были легковые машины в гаражах стояла бочка куда сливали бензин из колхозных машин. Дело в том что везде существовала система приписок. Шоферам выдается путевка в которой он указывает сколько километров он проехал и в зависимости от этого начисляется зарплата и само собой все приписывали. И если у нас в колхозе это еще держалось в каких то рамках то в городских АТП это был кошмар. В 1984 году ко мне подошел зам. председателя колхоза и предложил новую машину. Но ее нужно было отработать на уборке 6 месяцев. Женатые шоферы не хотели уезжать из дому. А мне тогда было 22 года и мне было все равно. Новая машина это была мечта каждого шофера. Со всей области собрали в Оренбурге в одном АТП порядка 130 человек и создали колонну для отправки на уборку по оренбургской области. Путевки сдавались в АТП в Оренбурге. Там всем было пофигу так как был сплошной бардак. Так там были такие приписки что пацаны просто заезжали в посадки и тупо сливали бензин на землю и опять заправляли машины чтобы уложится в приписанные километры.И так было во всем СССР.
  12. +2
    4 февраля 2023 09:34
    Цитата: Nelton
    На этом стереотипе вся стратегия США/Украины против РФ и строится, что стоит ввести санкции - и капец.
    Но страна держится и развивается

    Держится я с вами согласен но развивается? Где?На ВО тема второй день бурно обсуждается где сам Патрушев,что странно,пишет что не хватает 14000 инженеров на авиационные заводы.23 года никого не волновало а тут сам Патрушев задаётся таким вопросом.То что мы выдержали удар это хорошо но что бы победить надо бить и бить очень жёстко и мощно а у нас проблемы те кто на верху только стали замечать.Так что в ближайшие лет 10 прорывов никаких не ждите.Но не сможет страна сделать рывок манагерами, экономистами, коучами, блогерами и разносчиками пиццы. Волна проблем она уже ближе чем на горизонте,проблемы ещё все впереди а что бы сделать рывок вперёд надо решить проблемы и убрать препятствия, а мы препятствия увидели только спустя 23 года и ещё столько будем думать как их убрать, но скорее все решим банально обойти что бы голову не забивать такими трудностями.
    1. 0
      4 февраля 2023 18:22
      Цитата: Valera75
      но развивается? Где?

      Во первых, продолжается строительство объектов инфраструктуры и жилья.
      Вполне осязаемый ввод новых дорог, мостов, школ и т.п.

      Продолжается большая программа модернизации нефтепереработки, и в каждом введенном объекте доля российского оборудования 70% и выше.

      Идут своим чередом программы развития ГПЗ, ГХК, судостроения, энергетики, металлургии...

      В этом году получили огромный стимул к развитию производители компонентов.

      Так что на среднесрочную перспективу с развитием все понятно.
  13. 0
    7 февраля 2023 02:43
    Встаёт остро вопрос реанимации грузо-пассажирской ВСМ Москва-Казань - Екатеринбург - Пекин, которая задумывалась при участии КНР. Планировалось, что к 2024 году эта дорога будет построена до Казани. Большая часть проектной документации была разработана китайской компанией Эр Юань по заказу РЖД. Но экономически нецелесообразным сочли проект ряд экспертов и гос. деятелей, в т. ч. министр финансов РФ Силуанов, премьер-министр РФ Медведев, которые убедили президента РФ Путина в экономической нецелесообразности дороги в КНР.
    Сейчас видно, что это была большая ошибка и её нужно исправлять.
    1. 0
      7 февраля 2023 19:30
      Вообще то ВСМ - дорога прежде всего пассажирская. Грузы по ней отправляют далеко не все - дорого. А пассажиров нужно много, а мы не Китай. Лишних денег явно нет, тем более, что за такие деньги можно построить три обычных жд, в которых нуждается восток России.
  14. 0
    7 февраля 2023 09:44
    Для реального разворота на Восток

    Из Лондонграда "Всё, что нажито непосильным трудом" в Дубай



    или малую землю Голанскую высоту
  15. 0
    11 февраля 2023 22:16
    Если пустят китайцев и корейцев, дорога появится относительно быстро. Это если КНР это реально надо.
  16. -1
    14 февраля 2023 18:06
    ✔️Олег Царев о политике Центробанка - для канала «Кремлевская прачка»

    Переехав из Украины в Россию, удивился, что российский Центробанк убыточный, и его убытки погашает бюджет. Как это возможно, если сам печатаешь (эмитируешь) деньги и их продаешь?

    На Украине, где на порядок природных ресурсов меньше, где проблемы с валютным балансом, Нацбанк был прибыльным и перечислял деньги в бюджет — рефинансировал банки и на этом зарабатывал, а банки кредитовали экономику. Во всем мире нацбанки прибыльные, а в России — убыточный.

    Через время я понял, почему: ЦБ РФ не кредитует банки. Более того, вместо того чтобы вливать деньги через банки под ставку рефинансирования в остро нуждающуюся в деньгах российскую экономику, изымает деньги из рынка, размещая их у себя под эту же ставку. Коммерческие банки размещают на депозитах в ЦБ рекордный объем средств. Так, на недельном депозитном аукционе 7 февраля этот объем составил более 5(!!!) трлн рублей. Для выплаты процентов по такой гигантской сумме ЦБ вынужден лезть в бюджет и брать деньги там.

    Понимаете, в чем дело? Напомню, что ЦБ — это супернадежный и поэтому выгодный заёмщик для любого коммерческого банка. Разместить деньги в ЦБ под 7,5% и не нести никаких рисков выгоднее, чем выдать кредит реально работающему предприятию под 15%. Поэтому предприятия денег не получают.

    Если бы ЦБ перестал изымать деньги у банков, то сложилась бы абсурдная ситуация: из-за избытка денег на счетах коммерческие банки были бы вынуждены кредитовать экономику. Причём при избытке предложения денег, а 5 трлн — не шутка, реальные проценты по кредитам опустились бы ниже ставки рефинансирования ЦБ. В таком случае ЦБ со своей завышенной ставкой выглядел бы смешно. И чтобы ЦБ не выглядел смешно, мы платим из бюджета чудовищные суммы, недоплачивая пенсии старикам и зарплаты учителям.

    Мои друзья, российские экономисты, уверены, что ЦБ так ведёт себя, потому что глава ЦБ Эльвира Набиуллина — иностранный агент, работает на Запад и МВФ. Я так не думаю. Если бы такая ключевая фигура работала на иностранные спецслужбы, наш Президент, бывший офицер КГБ, уже бы с этим разобрался. Я думаю, что ЦБ в своей деятельности просто руководствуется исключительно интересами нескольких российских экспортно-ориентированных компаний. ЦБ приходится все время ронять курс рубля, чтобы у экспортеров была максимальная прибыль (хотя куда уж, но всегда хочется больше). Это очень нетривиальная задача в условиях чудовищного профицита внешней торговли. Для связывания части выручки придуман ФНБ и связывание валюты в непонятно зачем растущих ЗВР. Но при падающем рубле растёт инфляция, а задача ЦБ — уменьшение инфляции. И ЦБ изымает деньги из экономики, чтобы остановить рост инфляции. За это мы платим из бюджета — страну все время грабят, снижая курс рубля. Накопления и зарплаты обесцениваются, а на скачках курса наживаются приближённые к ЦБ финансовые спекулянты и, главное — экспортёры. Вся страна работает на прибыль нескольких экспортных компаний.
    Самое простое, что можно сделать для того, чтобы обуздать инфляцию — укрепить рубль и снизить тарифы естественных монополий — электроэнергия, газ, нефтепродукты, ж/д перевозки. Но этого никто делать не будет. Будут делать все, чтобы монополии и экспортёры зарабатывали свои сверхприбыли дальше.

    Экономика России не будет развиваться, пока не будет разорван этот цикл. В мире нет страны, более богатой на природные ресурсы. Ресурсы, введённые или отменённые санкции — все это никак не скажется на нашей жизни. В стране не будет роста ВВП и благосостояния населения до тех пор, пока не будет изменена политика ЦБ.

    Читаю новости: «Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%». Судя по прогнозам, в дальнейшем ЦБ будет ещё повышать ставку рефинансирования. То есть дальше будет хуже. Мы будем ещё больше платить из бюджета за феерический банкет экспортеров и финансовых спекулянтов. И еще. У ЦБ РФ ставка рефинансирования — это совсем не про рефинансирование. Это про ставку (взятку), которую платят коммерческим банкам за то, что они НЕ кредитуют экономику.