Корветы и эсминцы: можно ли заказать строительство боевых кораблей в КНР?

17

Сегодня завершается трехдневный визит товарища Си в Москву, который ознаменовался подписанием ряда программных документов. Однако в публичной плоскости так ничего и не прозвучало о возможной военно-технической помощи российской армии, поскольку такое сотрудничество будет противоречить духу китайских мирных инициатив по украинскому конфликту. Но если Сухопутные силы ВС РФ из-за участия в СВО оказались за бортом ленд-лиза, может ли на КНР рассчитывать ВМФ РФ?

Эсминцы


Повод порассуждать на эту тему дало специализированное на военной тематике издание Military Watch Magazine, которое задалось вопросом, кто именно может стать покупателем недавно спущенных на воду эсминцев Type 052D, Алжир или Россия. Американские эксперты приводят следующие доводы в пользу возможного приобретения Москвой китайских боевых кораблей данного типа:



Потребность России в современных эсминцах вполне может оказаться более острой, поскольку страна переходит к вводу в строй двух средних авианосцев, которые были заложены в Крыму в 2020 году и, как ожидается, будут использовать вертолеты и истребители, способные совершать вертикальную посадку. У России нет подходящего эскорта для этих кораблей, кроме модернизированных судов советской постройки.

Речь идет о первых двух российских универсальных десантных кораблях проекта 23900, заложенных в 2020 году в Керчи. Их полное водоизмещение должно составлять 40 тысяч тонн, десантновместимость – до 1000 морпехов и до 75 единиц бронетехники. Авиационная группа может достигать от 16 до 20 вертолетов и некоторое количество БПЛА. Эти вертолетоносцы позиционируются как наш ответ французским «Мистралям», с которыми Париж, как это принято, обманул Москву после событий 2014 года.

УДК «Митрофан Москаленко» еще до трагической гибели ракетного крейсера «Москва» должен был стать новым флагманом Черноморского флота. Для его базирования в Севастополе началось строительство соответствующей береговой инфраструктуры. «Иван Рогов» должен был направиться на Тихий океан для усиления КТОФ. Сроки сдачи обоих кораблей ожидаются на горизонте 2028-2029 годов. Однако есть нюансы.

На дворе уже 2023 год, но пока в прессу не утекли фотографии корпусов строящихся УДК, что только разжигает любопытство. Некоторую тревогу вызывает тот факт, что оба гигантских десантных корабля заложены в Крыму, который теперь является объектом для атак ВСУ. Плюс к этому возникает вполне справедливый вопрос насчет судов для эскорта почти беззащитных вертолетоносцев. Кораблей 1-го ранга в составе ВМФ РФ у нас сейчас мало. Модернизация старых советских БПК проекта 1155 и 1155.1 позволит продлить их ресурс лет на 10, максимум – 15, но это реально предел.

Многоцелевые корабли проекта 22350/22350М являются нашей главной надеждой на возрождение российского флота. Фрегат «СуперГоршков» с увеличенным полным водоизмещением свыше 8500 тонн обоснованно претендует на то, чтобы стать долгожданным эсминцем, а то и легким крейсером, о чем мы подробно рассказывали ранее. Проблема лишь в темпах и сроках строительства. Первый корабль проекта 22350М будет заложен не раньше 2024 года, спущен на воду хорошо если одновременно с первым российским УДК.

Иначе говоря, дефицит боевых кораблей 1-го ранга в ВМФ РФ будет остро чувствоваться в течение ближайшего десятилетия, что является проблемой даже в мирное время и совершенно неприемлемо в военное. Неудивительно, что о целесообразности заказа серии военных кораблей в условно дружественной стране вроде КНР говорится много и давно. Китайцы действительно могут их построить быстро, насытив потребности российского флота, с которыми объективно не справляется отечественный ВПК. Но какие именно боевые корабли больше всего нужны нашей стране?

Что нужнее


Если оценить возможности отечественной судостроительной отрасли, то можно прийти к выводу, что класс корветов и фрегатов Россия может одолеть своими силами. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но у нас строятся многоцелевые корветы 2-го ранга проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий» и многоцелевые фрегаты 1-го ранга проекта 22350 с управляемым оружием типа «Адмирал Горшков». Узкими местами можно считать военные корабли водоизмещением меньше и больше.

Так, были бы крайне востребованы для защиты ближней морской зоны малые противолодочные корветы. Таковых требуется штук 20, а лучше 30. Наилучшим решением, если ставить во главу угла именно скорость строительства, был бы заказ в КНР серии малых корветов Тип-056А с полным водоизмещением всего в 1300 тонн. Для своих нужд Китай уже построил 72 корабля данного класса и теперь выполняет заказы иностранных заказчиков – Таиланда, Бангладеша и Нигерии. Интерес к Тип-056А проявили Казахстан и Пакистан. Учитывая мощь судостроительной отрасли КНР, Россия могла бы полностью закрыть потребности в малых противолодочных корветах буквально за несколько лет, закрыв для субмарин потенциального противника всю нашу ближнюю морскую зону.

Что касается эсминцев, до строительства которых у нас руки пока не дошли, то китайский Type 052D может быть неким промежуточным компромиссным решением. ВМС НОАК имеют уже 25 кораблей данного класса, возможности которых американские эксперты описывают следующим образом:

Каждый тип 052D включает 64 вертикальные пусковые установки и может нести широкий спектр нового вооружения, включая крылатые ракеты YJ-100 с дальностью полета 1000 км и сеть ПВО, состоящую из HQ-16, HHQ-9, HHQ-10 и DK-10A, ракеты «земля – воздух», а также несколько новых близких по вооружению систем. Они также совместимы с корабельной гиперзвуковой баллистической ракетой YJ-21, хотя считается, что они вряд ли будут предлагаться на экспорт. Специализированный вариант, класс Type 052DL, заметно длиннее, что позволяет ему вмещать более новые вертолеты Z-20 и интегрировать новые радары метрового диапазона, оптимизированные для отслеживания воздушных целей-невидимок, хотя остается неясным, будет ли эта модификация также предлагаться за рубежом.

В России раздаются значительные и растущие призывы приобретать военные корабли с китайских верфей, вплоть до авианосцев включительно, при этом приобретение Type 052D потенциально может рассматриваться как временная мера до тех пор, пока РФ не сможет в конечном итоге заложить свои собственные корабли размером с эсминец. Корабли потенциально могут быть оснащены российской системой вертикального пуска для размещения крылатых ракет и ракет класса «земля – воздух», которые имеют некоторые значительные преимущества перед своими китайскими аналогами, в то же время используя китайские датчики и электронику, которые, как считается, намного превосходят российскую промышленность. Эксплуатационные расходы типа 052D значительно ниже, чем у стареющих российских эсминцев советской постройки, и он может представлять собой гораздо более экономичную и мощную альтернативу продолжению модернизации и продлению срока службы этих старых кораблей 1980-х годов.

В целом все верно. Заказав пробную серию из 4-6 китайских эсминцев, адаптированных под требования Минобороны РФ, можно через несколько лет усилить наши Северный и Тихоокеанский флоты двумя-тремя современными боевыми кораблями 1-го ранга каждый. Как временное решение, пока осваивается производство 22350М, это было бы вполне оправданно.

Ничего нереального в такой сделке нет, ибо строительство противолодочных корветов и многоцелевых эсминцев для океанских флотов прямого отношения к СВО на Украине не имеет. Однако усиление ВМФ РФ позволит надежнее обеспечивать стратегическое сдерживание потенциального противника, что объективно выгодно и Москве, и Пекину.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    22 марта 2023 11:52
    ...можно ли заказать строительство боевых кораблей в КНР?

    Не только можно, но и нужно. Российская империя, пока не научилась строить свои корабли, заказывала корабли на западе. Нам тоже нечего смущаться. Нужно заказывать корабли в Китае. Потом научимся и будем свои строить.
    Другой вопрос. Как будут обстоять дела с экипажами этих новых кораблей, когда они поступят на вооружение России?
    Бравые военные министры позакрывали военные училища. Соответственно, уничтожили преподавательский состав. Что будем делать!?
    1. Российская империя, пока не научилась строить свои корабли, заказывала корабли на западе.

      Галиматья написана.
      Российская империя была провозглашена в 1721 году. Основателем российского флота считается Пётр I.
      С другой стороны, крейсер "Варяг" был построен в США, хотя к тому времени русские уже умели строить корабли.
  2. -2
    22 марта 2023 11:56
    Сшасовцы, британцы, немцы, французы сторят военные суда друг для друга и третьих гособразований - кооперация в порядке вещей.
    И КНР может построить, желательно только чтобы критически важная начинка была своей.
  3. +6
    22 марта 2023 12:12
    Чем лучше колониальная зависимость от Китая, колониальной зависимости от Запада?
    Ничем.
    Не хочешь свою задницу сам вытирать, придёт время будешь подтирать чужую, барскую.
    Так было, так есть и так будет.
    Кто советует приобретать корабли у Китая, те, кто сам ничего не создал, ничего не построил.
    Сидеть на денежных потоках от продажи природных ресурсов куда проще, чем поднимать промышленность, обучать кадры, отвечать за это всё.
    Уже очевидно, что либеральный капитализм - это гибель России.
    То дно, на которое опустилась Россия с его помощью его заслуга.
    Ни коммунисты, ни что другое не помешали Китаю стать первой экономикой мира.
    Просто они свою задницу подтирали сами.
  4. +2
    22 марта 2023 12:25
    зачем нам такой флот? других проблем нету? с беспилотниками и связью уже все нормально? есть современные танки и птрк???
    понятное дело, если бы ресурсы были не ограниченны, можно было бы и про военно-морские парады вспомнить, но сейчас явно не то время!!!!
  5. +1
    22 марта 2023 12:57
    Заказать можно, но зачем?
    Бюджет не резиновый, кроме того деньги ГОЗ должны крутиться в стране.
  6. +1
    22 марта 2023 13:23
    Большие корабли первого ранга возможны только на Северном и Тихоокеанском флотах. В закрытых "мелких лужах" по сегодняшним возможностям в Чёрном и Балтийском морях кораблям первого ранга уже делать нечего. При сегодняшнем развале экономики РФ, заказывать военные корабли в КНР нужно, ибо корабли нужны сегодня. Ещё более правильно, заказывать без экипажные корабли разного назначения, ибо наш ВПК по инновативности просел после афер А.Чубайса и прочих , уже можно определенно их назвать врагами Российской государственности.
    1. -2
      22 марта 2023 20:33
      Морские беспилотники это тема, а вот корабли - большие дорогие игрушки, как показал печальный опыт крейсера москва
  7. +4
    22 марта 2023 13:43
    при этом приобретение Type 052D

    Китай не будет их продавать в ближайшее десятилетие, не так уж он нуждается в деньгах. Китай сейчас строит на на экспорт только фрегаты Type 054 для ближайших союзников и корветы Type 056 для остальных. Эсминцы Type 052D он строит для себя. Вместе с крейсерами Type 055 они должны составить основную ударную силу ВМС КНР и составить эскорт 6 авианосцев которые должны быть у них по плану. По 4 Type 052D и 2 Type 055 в АУГ.
  8. -2
    22 марта 2023 14:40
    Уже обсуждалось. Не заказывают и все.
  9. +2
    22 марта 2023 21:21
    Хотеть не вредно. Крейсера и эсминцы нужны. Вот только большой вопрос. Захочет ли КНР делать их для России. Какая выгода для КНР? Деньги ему не нужны. Энергоресурсы, считай бесплатные, из РФ и так идут, рынок для китайских товаров в РФ открыт. Крейсера и эсминцы для РФ вызовут со стороны США негатив для КНР. Им это не надо, у них налаженная торговля с США и ЕС. Ответ не определенный. Если РФ победит, заберёт и включит в свой состав всю территорию Украины, тогда и КНР пойдёт навстречу РФ, а так все ждут результата по Украине. Никто не хочет связываться, развивать слабое государство, приятнее такое государство ограбить.
  10. +2
    22 марта 2023 23:55
    Уже построили два вертолётоносца во Франции. Любители шляться по граблям, - вперёд.
  11. 0
    23 марта 2023 23:16
    Что, за фантазии о покупке китайских эсминцев!
    УДК, построят к 2028-2029 году, к этому сроку у Нас будет построено 10 фрегатов 22350( 4-СФ, 4- ТОФ, 2- ЧФ), плюс в этом году заключат контракт на строительство 6-ти фрегатов 22350 на Амурском заводе, для ТОФ. В Питере планируют со сдачей эллинга на два корпуса. Будут строить 2- фрегата 22350М, срок сдачи 2030г.
    Построено и строят корветы 20380 и 20385, БФ- 4 корвета, ЧФ- 2 корвета, ТОФ - 12 корветов.
    Плюс в строю и планируют модернизировать : крейсер Нахимов(2024) и Пётр Великий, БПК 1155( с модрнизацией во фрегат 8 кораблей), два модернизированных крейсера Атлант, два СКР 11540, три фрегата 11356.
    Что, этих кораблей не хватит на создание двух корабельных группировок при принятии в строй УДК 23900?
  12. 0
    26 марта 2023 10:09
    а может быть лучшим выходом будет строительство своих верфей и судостроительных заводов? и восстановить профильное образование, а может быть пора уже государству признать необходимость хорошего, качественного образования и Доступной медицины?
  13. 0
    15 апреля 2023 18:11
    Развелось этих экспёрдов как мух . Все у них легко ! Корабли давай строить в Китае , ну тупее вряд ли можно придумать.
  14. 0
    16 апреля 2023 10:27
    На корабле не убежать и не спрятаться. Он точно нужен в новой войне?... Так если только прийти уже к захваченным и чистым берегам....
  15. 0
    16 апреля 2023 10:38
    Строил я тут недавно два боевых корабля... Там ДНО!!! работает сброд всякий, денег не ждите. Технология 72года. Так что китайцы нас спасут в этом плане... ))). На утеплителе корабля работают люди за 40 тр. Им заплатили 20 и сказали денег нет и пофигу. Там всё разворовывается на подле́те. Начальники считают приоритетной задачей себя обеспечить. Например была квартальная премия, бац и отменили!!!! Отменили Карл!!!! И так далее... Идёшь на корабль а вокруг иномарки за миллионы начальства, а тебе за 50 р и рот закрой денег нет и не будет!!!!...