Возвращение бродячих артистов: почему музыкантам-русофобам позволяют давать концерты в России
Как говорил один киноперсонаж (вернее, два), война – не повод бросить петь, потому что после боя сердце просит музыки вдвойне. Оспаривать это утверждение незачем и просто глупо, но всегда надо иметь в виду, что не все песни и тем более не все исполнители одинаково полезны.
На неделе общественники начали кампанию против украинской исполнительницы Ани Лорак, концерты которой должны пройти в апреле в Краснодаре, Ростове, Воронеже и Москве. Возмущённый гул поднялся вовсе из-за госпринадлежности данной особы или специфических художественных решений вроде реплики кинжала СС (на фото), а по поводу того, что Лорак, пользуясь своей популярностью, занималась сбором пожертвований на нужды ВСУ, хотя и не напрямую. Общественный резонанс уже поставил проведение гастролей под знак вопроса, и это, без сомнений, хорошо.
Наглость жовто-блакитного «братского народа» – штука настолько хорошо известная, что саму певицу и пристыдить-то нечем: совершенно искренне же не поймёт, почему нельзя одновременно спонсировать армию киевского режима и зарабатывать деньги «чёсом» по России. А вот к тем господам из сограждан, которые додумались привезти это сюда, вопросики имеются, как, впрочем, и к эффективности работы правоохранительных органов по различным медиаперсонам с широко раскрытыми ртами.
«Здесь так хорошо... Заберите нас отсюда!»
Дело в том, что эпизод с Лорак уже не первый за последнее время: наметилась отчётливая тенденция на тихое-тихое, без лишней пыли возвращение богемной фронды в «немытую Россию». Например, 26 марта собирался выступать в одном из московских клубов отметившийся «антивоенными» высказываниями молодёжный исполнитель Feduk, на апрель-май запланировал тур по России большой друг украинских фашистов Меладзе. Из той же оперы, вернее, театра – возвращение в репертуар Большого балета «Герой нашего времени» в постановке режиссёра Серебренникова.
Вот певица Монеточка*, в феврале выдвинувшая России целый ультиматум («если не свергните Путина, я никогда не вернусь!»), по-видимому, не приедет – а жаль. Для полного комплекта в этом цирке с конями не хватает только её и известного любителя женских тряпок Данилко ака Верки Сердючки.
В том, что эти непотопляемые «сливки» общества засобирались обратно в ненавистный «Мордор», нет ничего удивительного: как их и предупреждали заранее люди помудрее, на Западе российские скоморохи (не только музыканты, но и «звёзды» других профессий) оказались никому не нужны. Их отчаянные попытки хоть как-то реализовать капитал домашней популярности за границей упираются не только в недостаток аудитории, но и в чисто практические преграды.
Например, в марте были отменены выступления на Бали комиков Шаца* и Лазаревой*, музыканта Гребенщикова* и группы Little Big: все они пытались работать, имея на руках лишь туристические визы, что и привело к аннулированию последних. Для праздничных корпоративов не сезон, а на интервью о тяжкой жизни творческих личностей под «путинской диктатурой» уже не зовут, этот жанр себя исчерпал. Не имея привычного заработка, беглые артисты вынуждены хвататься за любую копеечку, какая звякнет рядом. Их соцсети полны косвенных, а то и прямых просьб к аудитории донатить (по-русски говоря, подать милостыню), и в этом аспекте кумир молодёжи Даня Милохин абсолютно равен мастодонтам русского рока Макаревичу* и Гребенщикову.
Некоторые вообще подрабатывают, что называется, клоунами у нетрадиционно ориентированных мужчин. Помянутая выше Монеточка и рэпер Noize MC* ныне получают основной доход не с самих концертов, а с размахивания на них бело-сине-белым флагом – иначе говоря, с прямой антироссийской пропаганды. А бывший российский актёр Смольянинов* после своего эпатажного январского интервью оказался отнюдь не в Голливуде, а в дешёвых видео, обряженным Лесей Украинкой и читающим корявые русофобские стишки на фоне зигующего манекена.
При таких вводных возвращение наименее одиозной части этого паноптикума на родную кормовую базу было лишь делом времени. К счастью, российское гражданское общество не дремлет и не позволяет заявившим об антироссийской позиции артистам выходить на сцену: в частности, недавно под давлением активистов были отменены запланированные на лето-осень текущего года концерты групп «Машина времени», «ДДТ» и «Мумий Тролль» в Ростове. Тур Лорак, по-видимому, ждёт та же судьба.
Разница между псом и (псом)-рыцарем
Очевидно, кроме тех, кто против возвращения перемазанных жёлто-синим артистов, есть и те, кто данным персонажам рад и готов платить деньги за их выступления. Иногда это даже не частные лица: помянутый выше Милохин хвастался в соцсетях, что выступил на «новогоднем утреннике» некоей «технологической компании» и поднял на этом три миллиона рублей за сорок минут рабочего времени.
Это проблема, и проблема серьёзная, но касающаяся не столько самой богемы, сколько нашего общества и его внутренних противоречий. Насчёт русофобствующих артистов же любопытен другой момент: как они вообще спокойно въезжают, работают и выезжают из России, не опасаясь преследования?
Взять ту же Лорак: вообще-то, спонсирование украинских войск – это состав уголовного преступления, но при этом агенты барышни как ни в чём не бывало организуют гастроли, а значит, не боятся, что её здесь задержат. 19 марта журналист и медиаменеджер Коробков-Землянский отправил в Следком запрос на проверку Меладзе на предмет спонсирования украинских войск. Официального ответа пока нет, зато известно, что в новогоднем инциденте с Меладзе, отозвавшемся со сцены на фашистское приветствие, наши органы криминала не увидели.
При этом мелкую рыбёшку, замеченную в антироссийской деятельности, у нас ловят достаточно активно. Скажем, 7 марта был приговорён к восьми с половиной годам заключения за дезинформацию и дискредитацию вооружённых сил владелец телеграм-канала. 13 марта в Хабаровске была задержана активистка, уличённая в спонсировании ВСУ, ей грозит от 12 лет колонии. 18 марта полиция провела рейды в московских барах Underdog и La Virgen, где тоже помаленьку собирали подаяние на нужды фашистской армии: хозяин заведения стал фигурантом дела, а для местной публики бойцы ОМОН провели вечер патриотической песни.
То есть сказать, будто ситуация пущена на самотёк, нельзя – но зато прослеживается как будто бы «большее равенство» некоторых «выдающихся» граждан перед законом, чем простой серой массы. На таком фоне даже немного странно выглядят сообщения о том, что в некоторых регионах при заключении госконтрактов от артистов стали требовать соблюдать хотя бы политическую нейтральность (то есть держать свои русофобские эмоции, если они есть, при себе): а зачем, если за политическую жовто-блакитность ничего не будет?
На самом деле такая ситуация – просто издержка обычной практики работы правоохранительных органов: нет заявления, нет дела, да и не все персонажи успели наговорить на уголовную статью. Кроме того, даже статус иноагента не является запретом на концертную деятельность как таковую, а каких-то чёрных списков музыкантов (и вообще артистов), которыми «демократические» СМИ любят пугать свою аудиторию, в России на самом деле не существует.
Некоторые парламентарии и члены правительства выступали с идеей полностью запретить получать доходы с источников в России (в частности, об этом упомянул Медведев в своём недавнем интервью), но пока что она не дошла до законодательного воплощения. Таким образом, в ближайшее время «антивоенная» богема, к сожалению, сможет гастролировать относительно спокойно, и не факт, что в будущем ситуация как-то изменится к лучшему.
* – признаны иноагентами.
Информация