Полетает и повоюет: каковы перспективы среднемагистрального лайнера Ту-214

8

Стало известно о начале серийного производства на Казанском авиастроительном заводе среднемагистрального лайнера Ту-214. В отечественной прессе это решение принято называть временной мерой, однако есть все основания полагать, что советский самолет еще полетает и повоюет в прямом и переносном смысле.

Еще полетаем


Когда мы в предыдущие, досанкционные годы поднимали вопрос о необходимости параллельного производства МС-21 и Ту-204/214, у определенной аудитории это вызывало чуть ли не истерику. Советский лайнер объявлялся полностью морально устаревшим и страшно неэффективным на фоне перспективного современного МС-21. Однако на поверку все оказалось не столь очевидно и однозначно.



Да, МС-21 действительно по своим характеристикам полностью конкурентоспособен с западными аналогами, а кое в чем их даже превосходит. Вот только проектировался он с расчетом на широкую международную кооперацию, поэтому иностранных комплектующих в нем не менее половины. У нас грозятся их оперативно импортозаместить, однако зачастую сроки реализации высокотехнологичных проектов в нашей стране имеют свойство сдвигаться вправо. Несомненно, раньше или позже, МС-21 доведут до ума и поставят на конвейер, но, скорее, позже. Заместить же требуется в ближайшие одно-два десятилетия порядка 700 лайнеров иностранного производства.

Чем хорош по сравнению с ним Ту-204/214? Тем, что советский лайнер собирается полностью из отечественных комплектующих. Сегодня, в условиях секторальных западных санкций, этот момент имеет принципиальное значение с точки зрения национальной безопасности. Отметим, что иностранные конкуренты уже когда-то подложили свинью Ту-204/214 своими недобросовестными методами.

Так, американская компания Pratt&Whitney влезла в работу «Пермских моторов», купив блокирующий пакет акций. Сперва конкуренты хотели показать на беспощадных испытаниях, что наш двигатель недостаточно хорош, но не достигли желаемого результата. Затем под благовидным предлогом улучшить газогенератор ПС-90 они позволили внедрить в силовую установку свои запатентованные технологии, а потом начали препятствовать выходу улучшенного двигателя ПС-90А на рынок. Только в 2011 году американцев удалось выдавить из Перми, и акции компании-производителя ушли к Объединенной авиастроительной корпорации. Однако судебные тяжбы продолжались, и время было упущено. После трагических событий под Ярославлем в 2011 году российское небо было открыто западным производителям, и его почти полностью заполнили, поделив между собой, Boeing и Airbus.

Недоброжелатели утверждают, что Ту-204/214 неконкурентоспособен перед ними из-за меньшей топливной эффективности и наличия трех членов экипажа против двух на современных самолетах. Но есть нюансы. Для сравнения: Airbus А-321 потребляет авиационного керосина меньше, чем отечественный лайнер, аж на 3,9%, при этом стоит он от 87 до 93 миллионов долларов в зависимости от модификации против 30 миллионов у Ту-204/214. Необходимость платить зарплату еще и бортинженеру едва ли разорит авиаперевозчиков, но объективно делает управление пассажирским самолетом на дальних расстояниях более безопасным. Такая вот занимательная математика.

Что касается перспектив внутренней конкуренции между МС-21 и Ту-204/214, то ее фактически и не будет. Из недавнего заявления руководителя ОАК Юрия Слюсаря следует, что у советского лайнера появятся две новые версии, которые заполнят важные рыночные ниши:

Делаем грузовую и укороченную версию для полетов на Дальний Восток. Наращивать будем постепенно.

В укороченной версии Ту-214 сможет преодолевать до 9 тысяч км, в основу данного лайнера ляжет его сводный брат Ту-204-300, он же Ту-234 с увеличенной дальностью полета. Его пассажировместимость составляет 166 человек, а кабина изначально рассчитана на двух членов экипажа, что и требуют авиаперевозчики. Грузовую версию Ту-214, судя по всему, построят на базе какой-то из модификаций Ту-200С, вероятно, Ту-204-120СЕ.

Еще повоюем


Не менее важно, что в наше неспокойное время советский лайнер сможет найти применение и в военном деле. Не секрет, что на базе Ту-204/214 уже создано несколько модификаций специально для силовых ведомств: два самолета комплексной разведки Ту-214Р, два разведчика Ту-214ОН, построенных для наблюдательных полетов по международному договору «Открытое небо», а также Ту-214 в вариантах пункта управления, ретранслятора и узла связи для специального летного отряда «Россия».

Ту-204/214 еще в 2020-м приглянулся Минобороны РФ как платформа для нового противолодочного авиационного комплекса (ПлАК) на замену немногочисленным стареющим самолетам ПЛО Ил-38 и Ту-142. Среднемагистральный лайнер близок по своим тактико-техническим характеристикам к Boeing 737-800, на базе которого созданы американские патрульные самолеты P-8 Poseidon. Также он может послужить платформой для построения самолета ДРЛОиУ.

Таким образом, представление о Ту-204/214 как о каком-то временном решении не соответствует действительности.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 апреля 2023 16:44
    Сколько словесов было сказано о своих самолетах. Увы! Христенки, мантуровы и им подобные никуда не делись, а вот выгнать их колду некому, потому будем подождать.
  2. -4
    7 апреля 2023 17:47
    За последние 2 месяца 2я статья о гражданском авиапроме вообще и Ту-214 в частности, к чему такая периодичность? Тем более что новости последних 2х месяцев не освещены никак.

    А их было....
  3. -1
    7 апреля 2023 18:21
    В названии - о перспективах.
    В тексте - отстраненные рассуждения. О бизнес планах ,заказах выделении денег кремлем, контрактах.... ноль.

    А реальные перспективы, пишут, фиговые.

    Тк. на ТУ не выделяют ни денег, ни мощностей. Может, их уже и нет. Может - не хотят, мол, это же калоши из СССр. может - обязательства клановые по откатам.
    Пишут - ставка, деньги, ресурсы по прежнему на МС и SSJ.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      8 апреля 2023 08:54
      Цитата: Сергей Латышев
      Может - не хотят, мол, это же калоши из СССр.

      Касательно калош. В советское время я разрабатывал р/электронику для ВМФ СССР. Если появлялось какое ни будь стоящее изобретение, так его не внедряли в промышленность, а приходил дед из 1-го отдела, ставил на нём гриф "Секретно" или "Сов. секретно" и отправлял это изобретение в сундук Кащея бессмертного. Так что из этого сундука можно изъять очень много вкусных калош. В 90-е годы польская фирма, в которой я трудился сотрудничала с отделением по электролитическому хрому Тулачермет. Так там мне заявляли, что их разработки на 30 лет опередили западные. В доказательство мне показывали отлитое изделие из бериллиевого сплава для МИГ-29, похожее на корзину сцепления а/м. Бериллий вообще считается не литьевым металлом. Кстати Российский эл.хром на голову опережал лучшие мировые марки, а продавался за гроши нашей западной компании. В Варшаве бочки красили, лепили надписи и продавали далее по достойной цене.
      hi
  4. +3
    7 апреля 2023 20:06
    Выпуск одного или два самолета в год. Где перспектива решить проблему отсутствия отечественной авиации??? Чиновники ждут, когда снова можно будет за откаты брать самолёты на западе.
  5. +5
    8 апреля 2023 09:50
    Угу, дорогой, неэкономичный, с тремя пилотами вместо двух. Это надо еще посчитать. Но ни кто почему-то не учитывают что он стоит 30млн. дол, а за аналог от Эйрбас и Боинга придется 70-80, которые пойдут на оплату комплектующих и труда работников воюющего против нас НАТО.
  6. +2
    11 апреля 2023 06:21
    Все проблемы в системе управления. При Сталине была управляемая вертикаль. На угрозу ядерной войны он дал указание подготовить 100!!! дивизий дальней авиации. К счастью, в августе 1949 г. испытали ядерное оружие и такого количества самолётов не потребовалось. Но ведь могли сделать!!!
  7. +1
    14 апреля 2023 20:22
    Если Россия не будет стоить свои самолёты и ракетоносители, спутники, станки, автомобили, суда и корабли, то нам хана, причем полная...