Нужна ли России Национальная гвардия в нынешнем виде?

11

Любопытные новости пришли из-под условного ковра, где «грызутся» между собой бульдоги, представляющие различные силовые структуры Российской Федерации. Депутат Госдумы Александр Хинштейн, ранее известный своими антикоррупционными расследованиями, заявил о том, что, вопреки воле президента Путина, в нашей стране исподволь формируется Росгвардия под номером два. Кому выгодно такое дублирование и о чем могут свидетельствовать данные процессы?

«Ментовские войны»


Тревогу парламентарий начал бить еще в марте, когда поведал о том, что в структуре МВД РФ произошло резкое увеличение численного состава ведомственного спецназа «Гром» с 2,7 тысячи до 6,2 тысячи со значительным расширением его целей и задач с чисто «антинаркотических» до всего спектра деятельности Министерства внутренних дел, что нашло отражение в приказе, определяющем типовое положение об ОСН «Гром:



Мероприятия по обеспечению физзащиты сотрудников оперативных подразделений при проведении ОРМ не только в сфере незаконного оборота наркотических средств, но и иных преступлений.

Следствием данного решения стало снижение в два раза с начала 2023 года количества заявок на использование в операциях Росгвардии. Вместо них дана негласная установка от руководства МВД задействовать спецназ «Гром». В министерстве это объясняют заботой о бойцах ведомства Золотова, которые вынуждены реально воевать и подвергаться серьезнейшей опасности в зоне СВО, однако депутат Хинштейн почему-то не верит:

Чем больше задач — тем больше людей. В территориальных органах началось форсированное увеличение штатов «Грома». В Москве, например, численность ОСН вырастет со 180 до 320 чел., в Подмосковье — с 200 до 250. Но откуда брать подготовленных спецназовцев? Как в профессиональном спорте: перекупать. Поэтому идет активная «перевербовка» в «Гром» сотрудников СОБР и ОМОН, которым предлагают более выгодные условия службы, чем в Росгвардии.

Иначе говоря, происходит перетекание профессиональных кадров из одной силовой структуры в другую. Численность полицейского спецназа «Гром» теперь будет выше, чем у подразделений СОБР Росгвардии, при этом их функционал дублируется. Теперь же Александр Хинштейн говорит о том, что вслед за СОБРом МВД РФ начало наращивать численность и полномочия полицейских спецполков, которые строятся по штатному расписанию росгвардейского ОМОНа:

Теперь в спецполках, созданных для «обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий», появились снайперы, взрывотехники, высотники и т. п. Зачем при наличии ОМОНов они нужны? Вопрос риторический. Одновременно резко наращиваются и штаты «омонизированных» спецполков. Так, численность 1-го спецполка ГУМВД Москвы уже выросла на 16%, 2-го — на 25%. Как и в случае с СОБРами, полицейское руководство активно «перекупает» личный состав ОМОНов, уговаривая их переходить из Росгвардии в МВД, суля дополнительные надбавки.

О чем может свидетельствовать происходящее?

Скандалы, интриги, расследования


Несомненно, перед нами очередной виток давнего противостояния между различными силовыми структурами. Жесткая конкуренция между КГБ и МВД началась еще в советский период, когда Министерство внутренних дел получило очень широкие полномочия. После того как в 1980 году в милицейских застенках погиб заместитель начальника секретариата КГБ СССР майор госбезопасности Вячеслав Афанасьев, на службу в КГБ (ФСБ) из органов МВД перевестись стало довольно проблематично. Кроме того, существует негласная конкуренция между ФСБ и ФСО, причем последняя стала настоящей кузницей кадров для обновления губернаторского корпуса в России.

Например, нынешний губернатор Тульской области Алексей Дюмин был когда-то охранником президента Путина и стоял против него на воротах в «Ночной хоккейной лиге», ловко пропуская шайбы (шутка). Некоторые эксперты, аналитики и предсказатели даже прочат Дюмина в преемники Владимира Владимировича. Также искусственно была создана внутренняя конкуренция между прокуратурой и Следственным комитетом после выделения последнего в отдельную структуру.

В общем, все у нас во властных верхах сложно. В давнем противостоянии между ФСБ и МВД последнее, казалось, полностью проиграло с разгромным счетом, когда в 2016 году президент Путин, сам выходец из КГБ (ФСБ), решил отобрать у Министерства внутренних дел все его силовые подразделения с выделением их в Росгвардию. Так была создана, по сути, вторая армия, внутренняя, по численности сопоставимая с Сухопутными войсками ВС РФ (до СВО), но подчиняющаяся не Министерству обороны РФ, а лично президенту. Во главе ее был поставлен Виктор Золотов, ранее работавший начальником президентской охраны.

Еще в 2017 году Владимир Путин заявил о том, что никакая «вторая Росгвардия» стране не нужна:

В МВД остались свои, так назовем, силовые структуры, призванные обеспечивать оперативную деятельность, но значительный объем работы все-таки проводится Росгвардией. Мне бы очень хотелось, чтобы это взаимодействие сохранилось, но мы не наблюдали бы роста этой силовой составляющей. И нам ни в коем случае не нужно создание второй Росгвардии. Да, создание вторых внутренних войск, второй Росгвардии нам не нужно, а нужно хорошее взаимодействие, так, как это всегда было. Не вижу никаких причин, чтобы там были какие-то сбои.

Но, как видим, в МВД считают несколько иначе. Передача всех силовых подразделений иному ведомству не только ослабила министерство, но и объективно усложнила выполнение некоторых задач, создав дополнительное управленческое звено, что может негативно влиять на оперативность действий и информационную безопасность. На фоне СВО в МВД решили расширить численный состав и функционал единственного оставшегося у него «антинаркотического» спецназа «Гром» и полицейских спецполков. При этом произошла утечка профессиональных кадров из Росгвардии, а иначе и быть не могло.

Остается задаться вопросом – как следует относиться к происходящему?

Если смотреть с точки зрения интересов национальной безопасности России и ее народа, то Росгвардия в том виде, в котором она создана, не нужна: для внутренних полицейских задач она избыточна, а для участия в широкомасштабных боях на Украине она недостаточно тяжело вооружена и подготовлена. МВД должно получить обратно свои СОБРы и ОМОНы, а внутренние войска, на базе которых сформирована Росгвардия, следует перевести в подчинение Министерства обороны РФ, переподготовив и придав им тяжелые вооружения. В условиях спецоперации на Украине стране необходима не огромная военизированная структура с полицейскими задачами, ориентированная внутрь, а реально боеспособный армейский резерв по типу американской Национальной гвардии, подчиняющийся Генштабу ВС РФ. Подробнее об этом можно почитать по ссылке. Но это не точно.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 апреля 2023 11:25
    С автором вполне согласен

    Если смотреть с точки зрения интересов национальной безопасности России и ее народа, то Росгвардия в том виде, в котором она создана, не нужна: для внутренних полицейских задач она избыточна, а для участия в широкомасштабных боях на Украине она недостаточно тяжело вооружена и подготовлена.

    В военное время по личному составу избыточна для установленных задачь, когда присутсвует необходимость увеличить численность ВС РФ, это прямая дорога Росгвардии влиться в ВС РФ, в каком виде, уже прерогатива МО РФ.
    1. Комментарий был удален.
  2. 0
    14 апреля 2023 12:16
    Вроде какойто Кремлевский чин уже заявил, что такие "подковерные новости" - это вражеские фейки. Антизаконные естественно.

    Если принять это на веру, и не зомбироваться, что "царь то хороший, но не знает..." то дело, возможно, простое.

    Подготавливаясь к СВО заранее создали массовую Нацгвардию, чтоб давить народные выступления недовольных из за Короны, повышения цен, тарифов ЖКХ, столкновений с вчерашними родственниками, всяких якобы "налогов на бедность" .
    Выступлений не было, при Короне, Спид, росте тарифов, изменение ПР, конституций, дальнейшее расслоение общества и принятие законов в пользу имущих прошло ровно.

    Тогда нафига такая массовая Нацгвардия? Начали возвращать спецов в собственно силовые подразделения.
    Как раз то в Чечне перестрелка, возможно рост поставок наркотиков наметился, Таджиков рекордно завезли пишут (вместе с ростом их преступности - тоже писали). Нужны профи против преступности, а не митинги страховать....
  3. +1
    14 апреля 2023 13:55
    Был у нас полк ГИБДД, а теперь там - Росгвардия. Поменялась только табличка и ритуал заезда на территорию: жёсткий досмотр. Что изменилось функционально - не знаю, но раньше за забором жарили шашлык и пахло баней. Сейчас этого нет.
  4. -1
    14 апреля 2023 16:23
    Забыли упомянуть, в ходе привлечения этой "гвардии" к силовому обеспечению оперативных мероприятий в регионе Москва и область, так называемые "гвардейцы" показали себя регулярными мародёрами. Почти всегда пропадают ценности.
    1. +1
      16 апреля 2023 12:48
      ...Хотя при этом - дословно, из протокола- "...испытывают невыносимые моральные страдания"...из-за брошенного (пустого) пластикового стаканчика...
      P.S. В Нальчике ( Кабардино - Балкария) уволены "с позором" 115 человек за отказ отправиться "в зону действия СВО) из т.н. "росгвардии"...(сообщил ресурс "РУССКАЯ ВЕСНА").
  5. +1
    14 апреля 2023 18:10
    Но, как видим, в МВД считают несколько иначе. Передача всех силовых подразделений иному ведомству не только ослабила министерство, но и объективно усложнила выполнение некоторых задач, создав дополнительное управленческое звено, что может негативно влиять на оперативность действий и информационную безопасность. На фоне СВО в МВД решили расширить численный состав и функционал единственного оставшегося у него «антинаркотического» спецназа «Гром» и полицейских спецполков. При этом произошла утечка профессиональных кадров из Росгвардии, а иначе и быть не могло

    Совершенно верно!

    Если смотреть с точки зрения интересов национальной безопасности России и ее народа, то Росгвардия в том виде, в котором она создана, не нужна: для внутренних полицейских задач она избыточна, а для участия в широкомасштабных боях на Украине она недостаточно тяжело вооружена и подготовлена. МВД должно получить обратно свои СОБРы и ОМОНы, а внутренние войска, на базе которых сформирована Росгвардия, следует перевести в подчинение Министерства обороны РФ, переподготовив и придав им тяжелые вооружения. В условиях спецоперации на Украине стране необходима не огромная военизированная структура с полицейскими задачами, ориентированная внутрь, а реально боеспособный армейский резерв по типу американской Национальной гвардии, подчиняющийся Генштабу ВС РФ

    Согласен, но в плане подчинения Росгвардии МО есть ряд вопросов, которые нужно обсуждать отдельно. Из легко решаемых вопросов: её подразделениями можно было бы усилить военную полицию.
    1. +1
      16 апреля 2023 13:49
      МВД должно получить обратно свои СОБРы и ОМОНы, а внутренние войска, на базе которых сформирована Росгвардия, следует перевести в подчинение Министерства обороны РФ, переподготовив и придав им тяжелые вооружения.

      Ага, щасс... А кто их будет спрашивать, стесняюсь спросить?
      Когда на ребят из ОМОН шли танки, а у тех - только стрелковое оружие... Это как? Интересненько?.. Особенно - когда не в окопе с ними?...(весна 22 года, север Харьковского направления)...
      Спасибо ребятам - вертолетчикам - сожгли их нах... (мат) с бреющего, в упор... Экипаж - 2 человека...Курсанты...Вонючее, горелое мясо...
      "Прощупывали" оборону, наверное. Перед нашей "перегруппировкой"...(извините за подробности - "окопная " правда, как есть. ).
  6. +1
    15 апреля 2023 20:28
    Автор, как обычно, внимателен и придирчив к происходящим, часто неуклюжим действиям властей. Положительно оценивая статью, хочу впрочем заметить, что предстоит серьезная работа на т.н. новых территориях. Недовольных новой российской властью предостаточно, с работой и доходами населения там не очень, и это опасная ситуация для правопорядка.
    Тем более, что вероятно, новых территорий надо ожидать дальше - больше, чуть ли не до польской границы, если по-математически переходить к пределу. В этом случае и старая громоздкая, пусть и без тяжелого вооружения, и новые все эти "громы и молнии" - все пригодятся, чтобы навести порядок ))
    1. -1
      16 апреля 2023 14:09
      Недовольных новой российской властью предостаточно, с работой и доходами населения там не очень, и это опасная ситуация для правопорядка.

      Вы точно говорите о "новых территориях" России?
  7. +1
    16 апреля 2023 12:27
    Сергей(автор), с Вашего позволения, уточню. Не Валерий - Виктор Золотов. "Срочную" служил в ПВ, относящихся тогда к структуре КГБ.
    После нее - слесарем на АЗЛК. По выражению своего шефа - начальника ФСО Коржакова А.В. - "...гайки там, на заводе, крутил. К нам потом пришел... Ничего не умел, ничего не знал...Учили...".
    Да вот они - сразу после расстрела здания Верховного Совета...(скрин фото взят из свободных источников в публичном пользовании).


    ...В темном пиджаке, на заднем плане - (смотрит в сторону), за спиной своего шефа по ФСО Коржакова - В.Золотов.
    Второй вопрос (извините за "снобизм" - сим не страдаю) - а при чем здесь "гвардия" ? Кому и за что присваивается звание Гвардейских? Каким воинским подразделениям и частям - и за что?
    Даже французы это понимают - есть полиция и есть жандармерия (видели, наверное, их фильм "Жандарм женится" с Луи де Фюнесом)? А есть армия и спецназ, с другими задачами.
    Вот и ответ на Ваш вопрос, если коротко и не вдаваясь в подробности...
  8. 0
    24 апреля 2023 09:49
    Материал хороший, предложение в финале так себе. Внутренние войска во время войны имеют свою важную задачу - охрана тылов Действующей Армии и обеспечение безопасности в тыловых районах страны. Не хрена их переводить в МО. А нацгвардия нужна, как рыбе зонтик. Это было известно всегда. Но с каких пор власти делают что-то реально нужное? Идет война кланов, в этой войне нацгвардия выполняют свою роль. Безопасность государства тут совсем ни при чем.