«Темпы планируются серьезные»: Россия делает ставку на электротранспорт
В 2023 году правительство РФ озаботилось развитием электротранспорта в стране и начинает масштабную поддержку отрасли, желая обеспечить массовое внедрение электромобилей, через стимулирование спроса и производства, а также строительства электрозаправок. На это обратил внимание российский экономист Константин Двинский.
Эксперт отметил, что развитие электротранспорта стало общемировой тенденцией и не является проявлением лишь западной экологической повестки. Например, в КНР в 2022 году было продано свыше 4 млн электромобилей и гибридных моделей автомобилей, а в США – в 5 раз меньше – 800 тыс. единиц. Причем в 2023-м в Китае ожидается увеличение продаж на 30%, до 5,2 млн единиц. Более того, китайцы сознательно вложились в производство электромобилей. Они развивают отечественную электромобильную промышленность, превращая КНР в основного мирового игрока в этой отрасли, обладающего собственными технологиями.
При этом рынок электромобилей в РФ находится в зачаточном состоянии – зарегистрировано всего 25 тыс. электромобилей, но функционирует уже более 7,5 тыс. электрозаправок. В 2022 году в РФ было изготовлено свыше 2 тыс. электромобилей, в 2023-м предполагается увеличить производство до 18 тыс. единиц, а в 2024-м – довести выпуск до 36 тыс. единиц.
Темпы, как видим, планируются серьезные. Отсюда можно сделать вывод, что в течение 5-7 лет производство электромобилей в России будет составлять минимум 100 тысяч единиц в год. Доля – 5-7% от всего рынка. Главным в этой теме является следующий вопрос: а необходимо ли нам активное внедрение электромобилей? Не является ли это дешевой разводкой Запада?
– пишет экономист.
Экономист объяснил, что автомобили с ДВС, которые используют углеводородное топливо, гораздо дешевле в обслуживании, чем высокотехнологичные электромобили. Поэтому рынок машин с ДВС будет расти в Африке и Азии. Электромобили еще долго не смогут вытеснить автомобили на традиционном горючем, из-за этого во всемирном автопроме будут параллельно развиваться две индустрии.
Но некоторые в РФ сомневаются в целесообразности развития электротранспорта, ведь автомобили на ДВС могут оставаться нашим конкурентным преимуществом из-за дешевизны сырья для топлива (нефти, газа и угля). Однако эксперт не согласен с этим, так как недорогое электричество также вырабатывается в РФ, причем на том же сырье. Поэтому с точки зрения экономических процессов замена традиционного горючего на электроэнергию не является проблемой и не приведет к увеличению расходов на заправку.
В России развивать рынок электромобилей также необходимо только в том случае, если электромобили будут по большей части выпускаться в нашей стране на основе отечественных технологий и компонентов. При этом традиционное автомобилестроение ни в коем случае не должно от этого страдать и быть обделенным вниманием. Есть ли у нас соответствующие компетенции? Однозначно ответить сложно. Скажу так – есть потенциал. И, как в других отраслях, вопрос в том, удастся ли его раскрыть
– добавило эксперт.
Он напомнил, что внедрение электробусов в Москве значительно улучшило экологическую обстановку в российской столице. При этом эксперт констатировал, что в области производства электромобилей РФ пока похвастать особо нечем, да и для простых россиян, проживающих не в частных домах, электромобили сейчас вряд ли могут быть интересны.
Нельзя исключать, что через некоторое время даже в потребительском сегменте стоимость электромобилей и автомобилей с ДВС будет сопоставима. Однако бросать все силы на производство электромобилей, забывая про традиционный автопром, нельзя. Как я писал выше, это не взаимоисключающие, а параллельные истории. Для каждого сегмента будет актуальна своя версия
– подытожил экономист.
Информация