Военный эксперт оценил преимущества одномоторных самолетов, которых нет в ВКС
Недавно сообщалось о том, что настало время возродить в России однодвигательную боевую авиацию, ведь не зря США и их союзники до сих пор эксплуатируют дешевые истребители F-16 разработки 70-х годов и заказывают дорогие F-35 пятого поколения. Все дело в том, что одномоторные самолеты стоят и эксплуатируются дешевле, они легче, у них один член экипажа и отличная грузоподъемность, хоть и летают они не так далеко, как их более тяжелые двухмоторные собратья.
На упомянутую проблематику также обратил внимание российский эксперт Илья Крамник, который у себя в Telegram-канале поделился своим мнением по данному поводу. Он отметил, что когда-то у России были по-настоящему легкие истребители – однодвигательные МиГ-21 (масса пустого: 5460 кг), но их уже давно нет, а считающиеся многими «легкими и дешевыми» двухдвигательные МиГ-29 (масса пустого: 10 900 кг) такими в реальности не являются. Они, как и американские однодвигательные F-16 (масса пустого: 8910/9466 кг), которые также почему-то называются «легкими», должны относиться к разряду средних истребителей.
Но F-16, в отличие от МиГ-29, можно назвать дешевым самолетом и для собственно американских ВВС – там он унифицирован по двигателю с двухмоторным F-15 и заметно дешевле по цене часа, и для всех остальных, в том числе в сравнении с МиГ-29
– уточнил он.
Эксперт заметил, что проще всего сравнивать самолеты по стоимости летного часа. Но сравнивать нужно что-то новое, а не старое, так как в тех странах, куда поставлялись МиГ-29 с «бесплатными горами запчастей от ВВС СССР» и небольшими зарплатами технического персонала, их эксплуатация, может, действительно быть дешевле, чем F-16 в ВВС НАТО.
Для тех, кто собирается брать новые машины со всей инфраструктурой, цена будет иной. Поэтому надо найти кого-то, кто будет сравнивать цену летного часа этих машин для себя и в одинаковых условиях. Здесь нам на помощь приходят ВВС Аргентины. В 2022 году в рамках выбора перспективного самолета, сравнивая F-16 (США), МиГ-35 (РФ), JF-17 (Китай) и Tejas (Индия), арги получили следующие цифры летного часа: JF-17 – $7600, F-16 – $10 000, Tejas – $12 000, МиГ-35 – $18 000
– указал он.
При этом JF-17 и МиГ-35 можно рассматривать как «техническую пару», так как они используют силовой агрегат одного и того же семейства – РД-33 (один РД-93 и два РД-33МК соответственно). Поэтому цена летного часа одномоторного истребителя этого класса для ВКС России при прочих равных обходилась бы примерно в 2,4 раза дешевле, чем двухмоторного самолета.
Как отличается цена летного часа МиГа от Сухого? Опять сходим к иностранцам. МиГ-35 и Су-30 сравнила Мьянма, получив соотношение: МиГ-35 – $20 000, Су-30 – $35 000
– добавил он.
Эксперт разъяснил, что летный час Су-35 в разных источниках также «ползает» от 30 до 40 тыс. долларов. Это автоматически выводит Су-30/35 в высшую лигу самолетов для богатых, так как в этом же диапазоне стоит летный час последних F-15 для монархий Персидского залива.
Опять же, для себя, конечно же, будет дешевле. Но еще раз подчеркну: нас тут интересуют не абсолютные цифры, а пропорции. А они таковы: если брать условный одномоторный легкий одноклассник МиГ-21 за единицу, то примерная пропорция будет следующей:
Легкий одномоторный (класс Миг-21/JF-17) – 1.
Средний одномоторный (класс F-16/J-10) – 1,3.
Средний двухмоторный (класс МиГ-29/35/F/A-18E/F) – 2-2,5.
Тяжелый двухмоторный – (Су-30/35/F-15) – 3-4.
Ну… мы не американцы. Страна у нас большая, богатая, можем и потратиться
Легкий одномоторный (класс Миг-21/JF-17) – 1.
Средний одномоторный (класс F-16/J-10) – 1,3.
Средний двухмоторный (класс МиГ-29/35/F/A-18E/F) – 2-2,5.
Тяжелый двухмоторный – (Су-30/35/F-15) – 3-4.
Ну… мы не американцы. Страна у нас большая, богатая, можем и потратиться
– подытожил он.
Информация