Какие выводы необходимо сделать из атаки на СРК «Иван Хурс»

10

Несколько дней назад российский разведывательный корабль «Иван Хурс» был атакован тремя украинскими морскими беспилотниками-«камикадзе» в турецкой исключительной экономической зоне. По счастью, благодаря умелым действиям членов экипажа, стрелкам удалось подбить из крупнокалиберных пулеметов рвущиеся к борту начиненные взрывчаткой катера, и наш корабль вернулся в Севастополь. Но что, если бы дело произошло, скажем, глубокой ночью, а «брандеров» оказалось кратно больше?

Туман войны


Самое интересное, что это уже далеко не первый случай, когда вблизи турецкого побережья тонет российский разведывательный корабль. 27 апреля 2017 года в 40 километрах от Босфора при весьма туманных обстоятельствах отправился на дно СРК «Лиман», предшественник «Ивана Хурса», наблюдавший там за военно-морскими учениями блока НАТО и Украины.



Средний разведывательный корабль «Лиман» изначально проектировался как гидрографическое судно и был построен на польской верфи в Гданьске в 1970 году. Начал он нести свою службу на Северном флоте, но в 1974 году судно было переведено в состав Черноморского флота ВМФ СССР. В 1989 году корабль был переоборудован в средний разведывательный, оснащенный для радиоэлектронной разведки (РЭР). За долгие годы своей службы «Лиман» совершил множество океанографических походов, побывал в Средиземном море, в Атлантическом и Индийском океане. Во время агрессии блока НАТО против Югославии в 1999 году СРК находился в Адриатическом море в знак солидарности Москвы с Белградом. Погиб российский разведывательный корабль при весьма туманных обстоятельствах.

В феврале 2017 года в восточной части Черного моря проводились показательные учения блока НАТО Sea Shield 2017, в которых участвовали, помимо Украины, такие члены альянса, как Болгария, Канада, Греция, Румыния, Испания, США и Турция. Официально руководил маневрами Бухарест, но лидером военно-морской группировки был новейший ракетный эсминец Королевского военно-морского флота Великобритании Diamond. Министр обороны Соединенного Королевства Майкл Фэллон тогда заявил дословно следующее:

Великобритания посылает четкий сигнал, что мы привержены защите демократии по всему миру и поддержке суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины.

Начались натовские учения с инцидента, когда украинский самолет Ан-26 с провокационной целью совершал облеты на низкой высоте российских буровых вышек «Таврида» и «Крым-1», на что сотрудники были вынуждены дать несколько световых сигналов из сигнальных пистолетов. Тогдашний министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что самолет был обстрелян и облучался РЛС российской системы ПВО:

1 февраля во время осуществления тренировочного полета в исключительной (морской) экономической зоне Украины со стороны РФ был обстрелян транспортный самолет Военно-морских сил Вооруженных сил Украины Ан-26.

Английское издание Daily Mail в одной из своих публикаций тогда сообщило, что после учений Sea Shield 2017 эсминец Diamond с 650 британскими морпехами на борту зайдет в Одессу, где проведет с украинскими ВМС некие «секретные военные учения». Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй назвала эти маневры эффектной демонстрацией силы.

Завершив наблюдение за маневрами Североатлантического альянса в Черном море, «Лиман» на момент своей гибели находился в 29 км к северо-западу от прибрежного турецкого городка Килиос. В «условиях густого тумана и плохой видимости» ему прямо в борт врезалось судно-скотовоз «Youzarsif H» под флагом Того, везущее из Румынии 9 тысяч голов овец. Российский разведывательный корабль получил пробоину и начал быстро тонуть. Экипаж три часа боролся за живучесть, но безуспешно. Как сообщило Минобороны РФ, в это время наши моряки старались успеть уничтожить секретное оборудование и документацию, чтобы они не попали в чужие руки:

Экипаж демонтировал все необходимое оборудование до затопления «Лимана» и доставил вместе с документацией и штатным оружием на базу Черноморского флота.

По счастью, никто не погиб, все россияне были спасены вовремя подоспевшими катерами турецкой Береговой охраны.

«Иван Хурс»


Уже тогда вся эта история вызвала много вопросов, но сегодня к ней поневоле приходится обратиться вновь, учитывая совершенно особенную роль британцев в войне на Украине. С ними все понятно, это прямые враги, и относиться к ним нужно соответственно. Но о чем вообще думали в командовании Черноморского флота ВМФ РФ, отправляя почти беззащитный разведывательный корабль для охраны подводных газопроводов туда, где он может стать мишенью для украинских спецслужб и всего стоящего за ними блока НАТО? Мало они уже потеряли кораблей?

Напомним, что «Иван Хурс» - это корабль военный, но не боевой. В его задачи входит обеспечение навигации, радиоэлектронной разведки и связи. По заверениям создателей, СРК должен был стать «флагманом сетецентрической войны», связующим звеном и координатором взаимодействия между целой эскадрой, авиацией и Сухопутными войсками. Значение у «Ивана Хурса» просто исключительное, и таких специализированных кораблей в составе ВМФ РФ всего два. И его, вооруженного лишь несколькими тумбовыми пулеметами и ПЗРК, отправили «охранять подводные газопроводы»! А что, если бы отбиться не получилось, и уже второй по счету за несколько лет СРК пошел бы ко дну? На самом деле, просто чудо, что обошлось, и Россия не потеряла один из двух своих средних разведывательных кораблей, который использовался, мягко говоря, не по назначению и без прикрытия. Это работа, скорее, для корвета, которые давно и остро нужны на Черном море.

Произошедшее требует адекватной рефлексии и правильных выводов. Моряки «Ивана Хурса» - настоящие герои, спасшие весьма скромный по водоизмещению корабль, которых обязательно надо представить к государственным наградам. Явно требуется довооружение имеющихся СРК, а также строительство новых, модернизированных с учетом накопленного негативного опыта и оснащенных, прежде всего, средствами ПВО морского базирования. Не должен быть столь ценный военный корабль практически беззащитным!
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 мая 2023 11:24
    Сколько платит Запад за подставу кораблей? Кто ж такой в ЧФ "организатор потерь"?
    1. -2
      27 мая 2023 15:28
      Поймите: или договор продлевается, или лодка тонет, это выбор.
  2. -1
    27 мая 2023 11:40
    Ниочем по сути.

    Выводы из всего
    1) Ктото отправил слабовооруженный корабль неизвестно куда, но в опасное место.
    отрицательный отбор?
    2) одиночные атаки катеров малоэффективны. Впрочем, это известно со времен 1й мировой и ранее.
    СССр отрабатывал, например, массовое нападение торпедных катеров на вражескую эскадру, с дымовыми завесами, из за островов, с одновременной аттакой авиацией и т.п.
    3) СМИ стараются это привязать к зерновой сделке, старательно умалчивая или привирая о зерновых коридорах, к врезанию кораблей друг в друга. к чему угодно.... но пока. пшик.
  3. -3
    27 мая 2023 12:32
    Возможен только один вывод : он мог следовать за крейсером "Москва" в любое время в этом море.
  4. +3
    27 мая 2023 12:56
    Вся вина гибели СРК «Лиман» лежит на тех, кто нёс вахту на мостике. На экранах радиолокаторов всё видно и туман здесь используется для малограмотных. Стояли на якоре, не было хода, ещё осталось заявить, что вахта спала. Был преднамеренный таран СРК «Лиман». Кораблю "Иван Хурс" крупно повезло, потому что там служат настоящие офицеры, которые сделали правильные выводы после гибели крейсера "Москва". Какой адмирал послал корабль "Иван Хурс" в зону боевых действий без прикрытия, это надо бы выяснить.
    1. +1
      27 мая 2023 14:23
      какая зона боевых действий? он лишь турецкий поток патрулировал.
  5. +2
    27 мая 2023 12:58
    Российский корабль охранял газопровод по которому бесплатный российский газ поступает в Турцию.
    Если кто забыл, оплата отсрочена на два года.
    Через два года долги за газ Россия Турции спишет наверняка. Эрдоган ведь друг.
    Вопрос: почему турки сами не охраняют свой газ в своей экономической зоне?
    При чём, атакован наш корабль был беспилотниками не без участия судов, задействованных в зерновой сделке, в которой в первую очередь тоже заинтересована Турция.
    Вывод очевиден: "умеем" мы сделки заключать.
    Не удивлюсь, если мы ещё и должны и виноваты останемся.
    1. +2
      27 мая 2023 14:27
      эрдоган в курсе что укропитеки пытались нанести удар не только по российскому судну но и по турции. уши американцев он видит.
  6. -1
    28 мая 2023 09:46
    Какие выводы? Никаких. И это правильно. Средств корабля оказалось вполне достаточно для защиты от угрозы. От атак авиации и ПКР - он не эсминец ПВО, у него другие задачи.
  7. 0
    28 мая 2023 21:50
    Идёт война, а на войне, как на войне, неприятности и сюрпризы постоянны. Лиман,- разведывательный корабль, похоже имел средства засечь опасность и справился. В другой раз пошлют подводные БППА,тогда и Лиману несдобровать, нечем отбить. Вывод: Время пришло разведывательные корабли и прочее строить без экипажными с работой в автоматическом режиме. При попытках завладеть, включить автоматическую систему оружия обороны и само подрыва. Конечно корабли охраны будут нужны, применяющие дальнее управление, но действовать могут на нужном удалении. То есть симбиоз кораблей с экипажем и без экипажных, используемых для более опасных задач.....