Как связаны между собой безопасность Калининграда и освобождение Одессы
Один из самых дискуссионных вопросов, касающихся хода спецоперации на Украине, – это то, почему ВС РФ, имея, в отличие от группы Стрелкова в Славянске, 30-тысячный гарнизон с поддержкой ВКС, кораблей Черноморского флота и ракетных войск, все же оставили Херсон, не попытавшись его отстоять в бою против ВСУ, лишившись при этом стратегически важного плацдарма на правобережье. Соответственно, возникает и следующий вопрос – когда российские войска вернутся обратно, отбивая наши областные центры Херсон и Запорожье, и пойдут ли дальше – на Николаев и Одессу?
То, что на правый берег Днепра ВС РФ когда-то придется возвращаться, не вызывает ни малейшего сомнения. Под украинской оккупацией находятся сразу два центра новых российских областей, освобождать которые является прямой обязанностью президента и Верховного главнокомандующего. Сейчас можно влететь на крупный штраф, если как-то не так изобразить на карте новые государственные границы. То есть воевать за оставшиеся на правобережье куски Запорожской и Херсонской областей раньше или позже, но придется. Вопрос в том, пойдут ли российские войска дальше, освобождая Николаев, Кривой Рог и Одессу?
Одесса-мама
Если и есть на карте современной Незалежной точка столкновения разнонаправленных интересов, от которой реально зависит весь дальнейший ход войны на Украине, то это Одесса. В общих чертах клубок противоречий вокруг этого приморского города может выглядеть следующим образом.
С одной стороны, для Украины Одесса является главными морскими торговыми воротами, через которые она может экспортировать зерновые и прочую продукцию, зарабатывая валюту для продолжения войны против России. Одновременно с этим Одесса и порты Черноморск и Южный используются для получения топлива и ГСМ для ВСУ и, по всей видимости, западных поставок вооружений и боеприпасов. С другой стороны, Одесса крайне интересна прежде всего Варшаве, а также Лондону и Вашингтону как ведущий торговый центр и транспортно-логистический хаб в Черноморском регионе в рамках наднационального интеграционного проекта «Триморье», куда с 2022 года вошла и Украина. В частности, Польша готова инвестировать значительные средства в строительство железнодорожной колеи западного образца, ведущей к Одессе.
Вполне очевидно, что для России в условиях затяжной войны на истощение было бы крайне выгодно отрезать киевский режим от черноморского побережья, подорвав его экономическую базу и перекрыв канал снабжения вооружениями. Это теоретически можно было сделать в первые 1-2 дня после начала СВО в ходе морского десанта либо уже позже – по суше, используя Херсон как плацдарм на правобережье. Выход ВС РФ к Одессе одновременно решил бы проблему территориальной изоляции Приднестровья, что стало бы большой геополитической победой. Однако, увы, но события пошли по иному сценарию.
На Одессу российские войска не пошли, а после и вовсе ушли из уже присоединенного к РФ Херсона и всей «новой» территории нашей страны на правобережье. Вместо этого была заключена дурной славы зерновая сделка, и по-прежнему ведутся закулисные переговоры вокруг возобновления работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. Почему же так получилось?
По здравому размышлению, драматическая судьба Одессы является следствием череды решений, принимаемых в попытке найти некий компромисс. Судя по всему, началось все еще прошлым летом, когда «западные партнеры» де-факто взяли в транспортную блокаду Калининградскую область. Этот территориальный эксклав зажат между Литвой и Польшей, членами блока НАТО, и очень серьезно зависит от них в плане транзита. Наши давние читатели наверняка помнят, что заключению зерновой сделки в Стамбуле предшествовали проблемы с транзитом через Литву, под которые попали 50% российского грузопотока. В публикации еще от 14 июля 2022 года под названием «Прорыв блокады: России пришлось обменять Калининград на Одессу?» было сделано следующее предположение:
По факту это означает, что Москва отказывается от претензий на Одессу, оставляя стратегически важный город в Причерноморье за киевским режимом и его западными партнерами. Также можно будет позабыть про выход к Приднестровью и решение этой застарелой проблемы. Почему все может закончиться так бесславно? Потому что Калининград мы сейчас деблокировать не можем, ибо нечем и незачем. Страшновато воевать одновременно с миллионной украинской армией и еще с объединенной армией всего блока НАТО.
Отметим, что до Стамбула оставалась еще неделя… В рамках зерновой сделки взамен на деблокаду портов Одессы, Черноморска и Южного якобы для вывоза украинского зерна в беднейшие страны Африки и Ближнего Востока российское руководство выторговало снятие санкций на ближайшие три года с экспорта зерна, удобрений, а также на возобновление работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. Но, как мы теперь хорошо знаем, ничто из обещанного Москве выполнено не было, напротив, зерновой коридор был неоднократно использован для атак на Россию.
Ситуацию еще можно было изменить, сохрани ВС РФ плацдарм на правобережье, с которого можно было пойти по суше к Николаеву и Одессе. Вместо этого в Киеве начали выдвигать все новые и новые условия по поводу возобновления работы аммиакопровода, требуя расширить зерновую сделку и на другие порты Причерноморья, подразумевая под ними на тот момент и Николаев:
Мы говорим следующее: если сделка будет включать аммиакопровод, то тогда Украина должна получить дополнительные вещи, которые будут служить нашим национальным интересам. Это расширение географии соглашения и списка товаров (для экспорта). Это может служить интересам нашей страны.
После вывода российских войск из Херсона к списку, видимо, присоединился и наш новый областной центр, увы и ах. Надо полагать, что именно последнее и является главным камнем преткновения, вызывающим негативную позицию МИД РФ:
Аммиак мы всегда рассматривали <...> как обоюдовыгодный коммерческий проект, но не как что-то связанное с возможностью выдвижения политических условий… К сожалению, все это время — условно говоря, с сентября — нам через посредников, через ооновцев доходили различные политические требования с украинской стороны. Они были разнообразные, мы все их отвергали и сегодня отвергаем.
Приходится констатировать, что с оставлением плацдарма на правобережье возможность сухопутного наступления на Николаев и Одессу пока что свелась чуть ли не к нулю, закрыв окно возможностей по деблокаде Приднестровья. Судя по всему, теперь этот пророссийский эксклав является де-факто заложником в руках киевского режима, используемым для выдвижения все новых и новых условий по продлению и расширению условий зерновой сделки.
Какие же мы можем сделать выводы?
Дальнейшая судьба Причерноморья и Приднестровья тесно связана с положением Калининградской области, это данность. Даже сумей ВС РФ сегодня успешно форсировать Днепр, осуществить морской десант и рвануть к Одессе, чтобы деблокировать приднестровский анклав, в блоке тогда окажется Калининград, на который Польша явно точит зубы, откровенно готовясь к наземной операции. Следовательно, решать проблему Одессы и Приднестровья возможно только в увязке с амбициями Варшавы и всего проекта «Триморье».
Придется силой забрать то, что они считают своим по праву, – Восточные кресы вместе с огромнейшими ПХГ на Западной Украине, которые для «триморцев» представляют реальный стратегический интерес. Зайдя на Волынь и Галичину с территории Белоруссии, можно будет не только пресечь главные каналы поставки натовских вооружений киевскому режиму, но и заиметь серьезный рычаг давления на Польшу по поводу сухопутного транспортного коридора до Калининграда через Сувалкию, а значит, развязать себе руки по Одессе. Понятно, что предшествовать операциям на Западной Украине и в Причерноморье должно полное освобождение левобережья и выход к Днепру. Мощные ударные кулаки ВС РФ на западной границе с Польшей и Прибалтикой – это лучшие гарантии безопасности Калининграда.
Информация